Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь

Бессмертное творение Грибоедова «Горе от ума». Сетующей на племянника Федора княгине, орденоносный полковник Скалозуб с присущей ему прямотой заявляет:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
На что Фамусов еще более пылко реагирует –
Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Вывод: неизвестно чему могут научить книги, содержание которых не одобрено цензурой. Недаром церковь длительное время противилась полному переводу Библии на русский язык – начитаются еще на свою голову! Самое плохое, что могло произойти в таком случае – как в Германии: то есть появление протестантизма. Прочитал фразу и давай трактовать ее по-своему – а я так понимаю! А на авторитет Святых Отцов плевать хотел!
****
Еще одна история отказа новобранца царской армии от принятия присяги и связана она была также с религиозной тематикой.
Некий Исидор Цобар-Вырву, происходивший из царан села Костешт, Кишиневского уезда, поставил в тупик армейское начальство тем, что не просто отказался присягать «на верность службы», а мотивировал свое нежелание серьезной аргументацией – ссылкой на Святое Евангелие!
Из акта дознания, произведенного Кишиневским уездным воинским начальником в г. Кишиневе 16 февраля 1886 г., согласно отзыву начальника Окружного Штаба Одесского военного округа за № 948, и надписи начальника 10-й местной бригады от 3 февраля сего года за № 658 :
«… Что от принятия присяги, он, Цобар-Вырву, отказывается основываясь на ст. 33, 34, 35, 36 и 37 главы 5-й Св. Евангелия Св. Матфея , каковыми статьями Нового Завета, по его убеждению, воспрещается давать какие бы то ни было клятвы…».
Вот так! Не просто не хочу, а потому что запрещено самим Иисусом Христом!
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого…
Рапорт Кишиневского уездного воинского начальника Начальнику 10-й местной бригады от 23 января 1886 года за № 658 :
«… из числа 3-х новобранцев, принятых на службу 20 сего Января Уездным по воинской повинности присутствием, один, а именно Исидор Цобар-Вырву, отказался от принятия присяги на верность службе.
Цобар-Вырву до распоряжения Вашего Превосходительства будет находиться при вверенном мне Управлении под присмотром. При этом, присовокупляю, что он происходит от родителей православного исповедания и, как видно из формулярного его списка, окончил курс в Кишиневском Реальном Училище в 1884 году…».
Естественно, сразу же возник вопрос – где мог новобранец такой ереси понабраться?
Начальник штаба Одесского военного округа 31-го января 1886 года за № 148 приказал Начальнику 10-й местной бригады выяснить причины, по которым новобранец отказывается от принятия присяги. А взбунтовавшегося рекрута до окончания следствия решено было придержать «под присмотром» на месте призыва.
Первоначальное дознание было поручено Директору Кишиневского реального училища (из донесения Кишиневскому уездному воинскому начальнику от 12 февраля 1886 года за № 112) , который сообщил, что во время учебы Цобар-Вырву показал себя «примерным христианином»:
«… Вследствие отношения Вашего Высокородия от 11 февраля сего года за № 1218, имею честь сообщить, что бывший ученик вверенного мне училища Цобар-Вырву Исидор, будучи учеником Кишиневского реального училища, на исповеди бывал и Св. Тайн причащался…».
Значит, «сдвиг по фазе» произошел уже ПОСЛЕ окончания обучения. Где именно и по какой причине?
Акт дознания, произведенный Кишиневским уездным воинским начальником в г. Кишиневе 16 февраля 1886 г., согласно отзыву начальника Окружного Штаба Одесского военного округа за № 948, и надписи начальника 10-й местной бригады от 3 февраля сего года за № 658 :
«… На вопрос же мой, давно ли существует у него такое убеждение, Цобар-Вырву объяснил, что с сентября месяца 1884 г., по возвращении его из Петербурга. В Петербург ездил совместно с другими товарищами по выпуску из реального училища для поступления в высшее учебное заведение, но, не выдержав экзамена, он, пробывши там 1 месяц 5 дней, вернулся на родину, где и пришел к такому убеждению, вникнув в суть Св. Евангелия.
На родине после этого вступил в брак. Религиозных обязанностей с выхода из реального училища, не исполнял, так как на это имеет свой особый взгляд...»
Итак. Съездил в столицу «для поступления в высшее учебное заведение», но по конкурсу не прошел. Насмотрелся там на городскую жизнь, испытал соблазны, результатом чего было неправильное прочтение сути благой вести.
А все почему? Потому что «впал в протестантизм», занимался прочтением самостоятельно, не обращался к духовному наследию Святых Отцов, результатом чего и стало фактическое отпадение его от церкви.
Интересно, что в деле Цобар-Вырву не было никакого намека на его увещевания со стороны православного духовенства. Видимо, в этом случае епархиальное и военное начальства решили обойтись без сложностей.
В итоге, что делать со строптивцем, было решено из рапорта Начальника Штаба Одесского военного округа от 1 марта 1886 года за № 1980 в Главный Штаб :
«… По приказанию временно Командующего войсками, представляю при сем переписку о новобранце Исидоре Цобар-Вырву, отказавшемся принять присягу на верность службе испрашиваю распоряжение о переводе названного новобранца в один из отдаленных округов…».
Куда именно - должно было следовать из расписания Главного Штаба, составляемого на каждый год. Как будто специально для таких целей на каждый уезд было предусмотрено «отдаленное место».
Из рапорта Кишиневского уездного воинского начальника Начальнику 10-й местной бригады от 23 января 1886 года за № 658 :
«… Самый дальний из полков, в кои назначены по росписанию Главного Штаба 1885 г. новобранцы Кишиневского уезда – 83 пехотный Самурский полк, расположенный в урочище Дешлагар, Дагестанской области…».
Туда и сослали…
****
В общем, от прочтения книг да от столиц – один вред! Живи себе в глуши, слушай проверенного «аттестованного» священника и хватит с тебя! Не выпендривайся…


Рецензии