Памяти протоиерея Валентина Свенцицкого

29.11.2017.

Прошло 86 лет как отошёл в мiр иной незаурядный проповедник и ревнитель Православной веры протоиерей Валентин Свенцицкий. Это произошло 20 октября 1931 года в селении Тракт Ужет под Тайшетом Красноярского края в результате тяжелейшей болезни печени, развившейся у него в далёкой ссылке.

Отца Валентина отправили туда, как отмечает его правнук протоиерей Леонид Калинин, в 1928 году за несогласие с Декларацией митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 года.

Именно там о. Валентином написаны знаменитые «Диалоги». В этом произведении автором использован приём беседы двух людей: православный священнослужитель отвечает на вопросы интеллигента; во время разговора даётся цельное изложение христианского мировоззрения; использовав метод Сократа, о. Валентин вскрыл противоречия принципов материализма и показал истину веры в Бога.

Протоиерей Валентин Свенцицкий относится к тому разряду людей, которые способны вести за собой многих, благодаря своим незаурядным талантам. Именно поэтому борьба, даже посмертная, за их духовное наследие будет продолжаться до скончания этого падшего мiра.

Во время отпевания о. Валентина в Московском храме Троицы в Листах окружающим было явлено чудо Божие – тело исповедника, несмотря на трёхнедельное путешествие в товарном вагоне без каких-либо заморозок и бальзамирования, оказалось нетленным. Именно этот факт в наше время вызывает смущение в рядах многих противников сергианства. Ревнители православного благочестия задаются вопросом: как же так, человек принёсший покаяние перед митрополитом Сергием (Страгородским), этим величайшим беззаконником церковной истории ХХ века, удостоен нетления мощей?

Что можно на это ответить? Судьбы Господни неисповедимы. Как известно, само нетление тела ещё не является признаком святости, оно лишь может косвенно указывать на него. Но кроме этого, стоит исследовать сам вопрос покаяния перед митрополитом Сергием (Страгородским).

И, если мы найдём безоговорочные тому подтверждения, то будем относиться к нетлению по-православному, т. е. не смущаться, памятуя уже сказанное , что такой факт ещё не достаточен для доказательства святости. Примеров нетления тел можно найти множество не только у католиков, но и у буддистов, отрицающих Бога как личность.

Обратимся с осторожностью к интернет-порталу «Азбука веры», именно там размещено последнее, отредактированное родственниками о. Валентина описание его жизни, смерти и проводов в последний путь.

В статье приводится письмо протоиерея Валентина Свенцицкого митрополиту Сергию, в котором он ставит в известность последнего, что прекращает его поминать как своего церковного руководителя. Само обращение к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, как видно из письма, составлено церковно грамотно и обоснованно, приводятся канонические причины, по которым о. Валентин прекращает церковное общение с митрополитом, и выражается надежда на воссоединение при условии его покаяния перед церковным народом.
Как говорится, всё благообразно и по чину.

Но из слов родственников покойного, мы узнаём, что о. Валентин – строгий ревнитель православных канонов – перед своей кончиной, буквально за несколько недель, приносит покаяние перед нераскаявшимся гонителем новомучеников. При этом православным предлагают ознакомиться как с письмом к самому Сергию, так ещё и с письмами к духовным чадам, где о. Валентин «кается» за гордыню и отступление от Православия(?) и призывает всех вернуться под омофор митрополита. Однако в данном случае не приводится не только никаких канонических обоснований такого поступка (не приведено ни одного правила Православной Церкви), но и ещё ставится знак равенства между Православной Церковью, как таковой, и группой митрополита Сергия (Страгородского). В результате всего этого недавний ревнитель Православия, знаток канонов, протоиерей Валентин Свенцицкий превращается в заурядного сергианина, равнодушного к чистоте веры, который заботится лишь о том, чтобы быть в единении с митрополитом Сергием, даже если будет нарушен один из основных принципов Церкви – свобода.

На сегодняшний день не ясно до конца, действительно ли о. Валентин писал эти «покаянные» письма. Широкой публике не предложены для ознакомления ни оригиналы, ни какие-либо серьёзные ссылки на архивные документы. Предлагается поверить на слово родственникам усопшего. Но, обращая внимание на то, что в 1931 году безбожные спецслужбы могли «помочь» супруге о. Валентина разослать от его имени так называемые покаянные послания ради нивелирования деятельности истинно православных христиан России, можно относиться с известной долей сомнения к такому перевоплощению автора «Диалогов».

Даже, если о. Валентин действительно вдруг поменял своё отношение к вере, то оно, по слову его правнука протоиерея Леонида Калинина, было «выстрадано» в прямом смысле этого слова, т. к. тяжелейшая болезнь печени, вызывавшая необыкновенные муки, вкупе с голодной ссылкой в далёком Красноярском крае приносили тяжелейшие мучения. Всё это говорит не в пользу добровольного «осознания вины» перед митрополитом Сергием, из-за которого он и оказался в Сибири. Но пока сложно говорить о правдивости того «покаянного» акта из-за очевидной разницы между стилем писем и отсутствия доказательств оригинальности последних публикаций.

Предлагаем вашему вниманию так называемые покаянные письма. В первую очередь «покаяние» перед митрополитом, напоминающее своим стилем унижения Бухарина и Зиновьева перед Сталиным.

«Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.
Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду свой кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью.
11/IX – 1931 г. Валентин Свенцицкий».

А это письмо из книги «Они были последними?», написанной племянником о. Валентина Анатолием Свенцицким в 1997 году, но оно почему-то не нашло места в статье о. Леонида Калинина.

«Духовным моим детям.
Ваш духовный отец сделал страшную духовную ошибку и тяжко согрешил. 3 года тому назад я отделился от митрополита Сергия и увел свою паству из лона Православной Церкви. Горе тому через кого в мир приходит соблазн, а я соблазнил многих. Ошибка моя заключалась в том, что свое личное разумение и свое личное чувство я поставил выше соборного разума Церкви выразившегося в святых канонах. Я умираю и перед лицом смерти сознаю этот свой страшный грех перед святой Церковью и перед Вами. Простите меня ради Христа и вернитесь вместе со мной в лоно Православной Церкви принеся покаяние в отделении в отпадении от Православия в которое вовлек я вас.
Кто из вас не потеряет в меня веру как в духовного руководителя несмотря на это страшное мое заблуждение, тот пусть останется со мной в единении.
11/IX-31 г.»

Очень странно читать эти слова об отпадении от Православия, ведь такой серьёзный богослов, как о. Валентин, прекрасно понимал разницу между предательством веры и непоминанием иерарха, преступившего каноны. И довольно странно, что батюшка не обращается в данном случае к митрополиту Петру (Полянскому) как законному главе Российской Православной церкви. Не потому ли, что настоящий автор письма знал о несогласии Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра со своим Заместителем митрополитом Сергием?

Вот ещё одно подобное письмо, которое нашло место не только в статье о. Леонида о своём прадеде, но и почти во всех материалах, посвящённых о. Валентину. Здесь, малоубедительно, как с точки зрения Евангельской мудрости, так и с точки зрения обыкновенного здравого смысла, автор письма пытается заставить своих читателей предать правду ради ощущений собственной совести. Кому, как ни православному священнику, должно быть известно, что совесть человека может быть лукавой, о чём ему постоянно напоминают слова молитвы, читаемой во время Херувимской песни на Литургии.
Сам документ.

«Милые мои деточки, сейчас получил от вас письмо. Так много надо сказать, и так мало сил это сделать. Спрашиваете, в чем я прошу прощения у вас. В страдании, как бы ни была на моей стороне истина, но своей ошибкой я вызываю эти страдания, и не только у вас, у всех. Со всею скорбью, на какое способно мое сердце, прошу это прощенье.

Но дальше вы уже неправы, когда говорите, что вам неясно происшедшее со мной. Оно, может быть, неясно в смысле переживаний, которые привели к этому, но то, к чему они привели, – это ясно совершенно.

Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви. Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на патриарших престолах, сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов, граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья, они премудро оградили человеческие души от соблазнов строжайшими канонами, что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры.

Вы скажете, а раньше ты этого не знал. Знал, но в этом-то и ужас всех этих наваждений и опасности их. Разве вы не знаете, как иногда вдруг все станет иным, и то, что было справа, становится слева, и что было слева, становится справа? Около года по временам меня гложет этот червяк, но я гнал его, как искушение, и он исчезал.

Как случилось, что у меня открылась вполне истина, – рассказать почти невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу, и, может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести покаяние.

Не думайте, ради Христа, что я не понимаю всех страшных последствий моего покаяния для окружающих. Все понимаю, все пережил, до последней черты, но в этом вопросе нельзя ничем иным руководствоваться, кроме совести. Это страшно – это непосильно человеку – совесть. Такая страшная вещь. Она возлагает такие ужасающие бремена, но без нее нельзя жить.

Поймите все это, не теряйтесь от внешних обстоятельств, и поймите меня до конца, как всегда понимали раньше.
Писать не в силах больше. Господь с вами».

Как бы там ни было, эти послания сделали своё коварное дело, смутив определённую часть верующего народа.

Однако для неравнодушного христианина всегда ближе по духу будут те работы и послания о. Валентина, которые возбуждают ревность по Богу и желание служить правде Христовой.

Вот настоящее письмо о. Валентина Свенцицкого, не вызывающее ни у кого сомнения в подлинности. Оно всё проникнуто мудростью и любовью и хотя обличает беззаконие, но оставляет надежду на покаяние оступившегося.

«Митрополиту Сергию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сознавая всю ответственность перед Господом за свою душу и за спасение душ вверенной мне паствы, с благословения Димитрия, епископа Гдовского, я порываю каноническое и духовное общение с Вами и организовавшимся при Вас совещанием епископов, незаконно присвоившим себе наименование – «Патриаршего Синода», а также со всеми находящимися с Вами в каноническом общении, и не считаю Вас более Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола на следующих основаниях:

Декларация Ваша от 29 июля и все, что общеизвестно о Вашем управлении Церковью со времени издания Декларации, с несомненностью устанавливает, что Вы ставите Церковь в ту же зависимость от гражданской власти, в которую хотели поставить Ее два первых «обновления», – вопреки св. канонам Церкви и декретам самой власти гражданской.

И «Живая Церковь», захватившая власть Патриарха, и григорианство, захватившее власть Местоблюстителя, и Вы, злоупотребивший его доверием, – вы все делаете одно общее, антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов!

Я не создаю нового раскола и не нарушаю единства Церкви, а ухожу и увожу свою паству из тонкой обновленческой ловушки: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков» (из 8-го правила III Вселенского Собора).

Оставаясь верным и послушным сыном Единой Святой Православной Церкви, я признаю Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Петра, признаю и тех епископов, которые, не присваивая себе самочинно общецерковной власти, уже порвали с Вами каноническую связь, по их свидетельству: «впредь до суда совершенного Собора местности», то есть с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого митрополита.
г. Москва, 12.01.1928 г.
Протоиерей Валентин Свенцицкий».


Рецензии