Самородок-П. А. Титов

                КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ  ОТ  БОГА  -  П. А. ТИТОВ


Событие, когда  Пётр  Титов  двенадцатилетним  мальчишкой  впервые  попал  на  пароход, где  машинистом  работал  его  отец, стало  отправной  точкой  становления  будущего  талантливого  кораблестроителя. В  машинном  отделении  судна, ходившего  на  линии  Петрозаводск – Кронштадт, его  привлекало  всё: он  с  интересом  рассматривал, как  работают  механизмы  судовой  машины, часто  задавал  отцу  вопросы  о  назначении  и  принципе  действия  того  или  иного  устройства.
Когда  окончилась  навигация  в  Финском  заливе  его  отец, убедившись  в  повышенном  интересе  Петра  к  корабельной  технике, решил  устроить  сына  на  Кронштадтский  пароходный  завод. На  огромном  пространстве  плаза  рабочие  с  помощью  лекал  и  длинных  гибких  линеек  чертили  в  полную  величину  абрисы  корпуса  будущего  судна, что  особенно  поразило  Петра. Работа  сразу  захватила: он  старательно  запоминал  незнакомые  названия  инструментов  и  деталей  набора  корабля, последовательность  действий  рабочих, делая  всё  аккуратно  и  старательно.

Молодой  Титов  быстро  освоил  специальности  разметчика, чертёжника, а  впоследствии  стал  корабельным  мастером  после  смерти  англичанина  Бейна. Титову  было  тогда  всего  тридцать  лет, а  за  плечами  лишь  церковно – приходское  училище, но  он  обладал  талантом  и  незаурядными  способностями  от  Бога. Ещё  помощником  Бейна  Титов  принимает  участие  в  постройке  нового  корабля – полуброненосного  фрегата  «Генерал – адмирал», а  уже  в  1878  году  со  стапелей  сходит  клипер  «Разбойник», затем – «Вестник».

Как – то  на  завод  поступили  чертежи  миниатюрной  подводной  лодки  изобретателя  С. Джевецкого, их  внимательно  изучил  Пётр  Титов  и  к  удивлению  самого  изобретателя  предложил  новую  технологию  изготовления  корпуса  подводного  судна.
С  образованием  в  1882  году  Франко – русского  акционерного  общества, кораблестроительные  заводы  и  верфи  вошли  в  его  состав, а  сам  молодой  специалист  становится  главным  инженером  Франко – русского  судостроительного  завода  В  Петербурге. Он  начинает  строить  первые  корабли  не  из  железа, а  из  судостроительной  стали – корветы  «Витязь»  и  «Рында».

Рабочие  восхищались  необыкновенной  работоспособностью  и  мастерством  Титова, он  всегда  помогал  молодым  и  неопытным, учил, как  надо  делать  разметку  и  обращаться  с  металлом. По  мере  роста  опыта  строительства  кораблей  у  него  выработалось  особое  конструкторское  чутьё  и  интуиция: мог  на  глаз  устанавливать  размеры  сложных  деталей  и  редко  ошибался. Разработка  Титовым  новой  конструкции  броненосца  и  последующая  постройка, в  ходе  которой  были  предложены  особая  технология  и  организация  работ, давали  значительную  экономию  средств  и  времени.

Однако, талант  талантом, но  нужны  были  знания, чтобы  идти  в  ногу  с  техническим  прогрессом. Пётр  Акиндинович  стремился  к  ним. Этому  во  многом  способствовало  его  знакомство  с  известным  учёным, профессором  Алексеем  Николаевичем  Крыловым, знатоком  теории  корабля  и  математики. Став  учеником  Крылова, он  за  короткое  время, занимаясь  по  ночам, прошёл  алгебру, тригонометрию, аналитическую  геометрию, начало  высшей  математики, основы  сопротивления  материалов, теорию  корабля  и  даже  освоил  обращение  с  логарифмической  линейкой. Петру  Акиндиновичу  было  тогда  уже  под  пятьдесят.

Завод  Титова, где  строился  броненосец  «Наварин», посетил сам  председатель  правления  общества  франко – русских  предприятий, член  Парижской  Академии, известный  судостроитель  де  Бюсси. Он  высоко  оценил  организацию  и  методы  работ  Петра  Титова, сказав  напоследок:

«Я  сорок  восемь  лет  строил  суда  французского  флота  и  бывал  на  верфях  всего  мира, но  нигде  я  столь  многому  не  научился, как  на  этой  постройке…»

Слова  старого  кораблестроителя  надолго  запали  в  душу  Петра  Акиндиновича.

В  1892  году  Пётр  Титов  участвует  в  закрытом  конкурсе  на  лучший  проект  броненосца, устроенный  Морским  министерством. Его  условия  необычны: конкурсанты  подписывают  представленные  в  конверте  чертежи  не  своей  фамилией, а  девизом.
Титов  предлагает  две  прекрасные  разработки  с  учётом  последних  достижений  науки  и  техники  под  девизами  - «Непобедимый»  и  «Кремль».
Техническая  конкурсная  комиссия  удивлена  и  обескуражена:

«Неужели, этот  мужик – сын  крепостного  крестьянина  так  гениален, но  который  для  вразумительности  слово  «инженер»  пишет  с  двумя  ятями! …»
Но  делать  нечего, именно  ему  присуждается  первая  и  вторая  премии.
Пётр  Акиндинович  от  премиальных  денег  отказывается  и  просит  перевести  их  для  поддержки  будущих  инженеров  флота, главное – ПРОЕКТ  ПРИНЯТ  И  У  РОССИИ  БУДУТ  НОВЫЕ  ВОЕННЫЕ  КОРАБЛИ.

Он  ещё  не  знал  и  даже  не  мог  предположить, что  за  невежество  и  косность  царских  чиновников, оставивших  не  только  его  проект  на  бумаге, но  и  относившихся  ко  всему  новому  в  судостроении  с  болезненными  гримасами  и  неприятием, дорого  заплатит  Россия  через  несколько  лет.

НЕ  ДАНО  БЫЛО  ГЕНИАЛЬНОМУ  РУССКОМУ  КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЮ, ИНЖЕНЕРУ – САМОРОДКУ – ПЕТРУ  АКИНДИНОВИЧУ  ТИТОВУ  ПОСТРОИТЬ  СОБСТВЕННЫЕ  БРОНЕНОСЦЫ. 16  АВГУСТА  1894  ГОДА  ОН  СКОРОПОСТИЖНО  СКОНЧАЛСЯ  В  ВОЗРАСТЕ  51  ГОДА.
ЕГО  ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ  ЦЕННЫМИ  ТВОРЧЕСКИМИ  ИДЕЯМИ, БЕСПРИМЕРНЫЙ  ТРУД  ВО  СЛАВУ  РОДИНЫ – ЯРКИЙ  ПРИМЕР  НОВЫМ  ПОКОЛЕНИЯМ  СУДОСТРОИТЕЛЕЙ  РОССИИ.

5  января 2021 года                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
XIX век, сколько талантов родилось в России! Просто во всех сферах жизни... Благодаря Вячеславу о многих замечательных моряках и связанных с морем людях узнал в его историях! С уважением - Александр.

Александр Смольников   07.02.2021 07:33     Заявить о нарушении
Благодарю, Александр, что читаете и интересуетесь. С признательностью, Вячеслав.

Вячеслав Прытков   07.02.2021 10:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.