Самородок-П. А. Титов
Событие, когда Пётр Титов двенадцатилетним мальчишкой впервые попал на пароход, где машинистом работал его отец, стало отправной точкой становления будущего талантливого кораблестроителя. В машинном отделении судна, ходившего на линии Петрозаводск – Кронштадт, его привлекало всё: он с интересом рассматривал, как работают механизмы судовой машины, часто задавал отцу вопросы о назначении и принципе действия того или иного устройства.
Когда окончилась навигация в Финском заливе его отец, убедившись в повышенном интересе Петра к корабельной технике, решил устроить сына на Кронштадтский пароходный завод. На огромном пространстве плаза рабочие с помощью лекал и длинных гибких линеек чертили в полную величину абрисы корпуса будущего судна, что особенно поразило Петра. Работа сразу захватила: он старательно запоминал незнакомые названия инструментов и деталей набора корабля, последовательность действий рабочих, делая всё аккуратно и старательно.
Молодой Титов быстро освоил специальности разметчика, чертёжника, а впоследствии стал корабельным мастером после смерти англичанина Бейна. Титову было тогда всего тридцать лет, а за плечами лишь церковно – приходское училище, но он обладал талантом и незаурядными способностями от Бога. Ещё помощником Бейна Титов принимает участие в постройке нового корабля – полуброненосного фрегата «Генерал – адмирал», а уже в 1878 году со стапелей сходит клипер «Разбойник», затем – «Вестник».
Как – то на завод поступили чертежи миниатюрной подводной лодки изобретателя С. Джевецкого, их внимательно изучил Пётр Титов и к удивлению самого изобретателя предложил новую технологию изготовления корпуса подводного судна.
С образованием в 1882 году Франко – русского акционерного общества, кораблестроительные заводы и верфи вошли в его состав, а сам молодой специалист становится главным инженером Франко – русского судостроительного завода В Петербурге. Он начинает строить первые корабли не из железа, а из судостроительной стали – корветы «Витязь» и «Рында».
Рабочие восхищались необыкновенной работоспособностью и мастерством Титова, он всегда помогал молодым и неопытным, учил, как надо делать разметку и обращаться с металлом. По мере роста опыта строительства кораблей у него выработалось особое конструкторское чутьё и интуиция: мог на глаз устанавливать размеры сложных деталей и редко ошибался. Разработка Титовым новой конструкции броненосца и последующая постройка, в ходе которой были предложены особая технология и организация работ, давали значительную экономию средств и времени.
Однако, талант талантом, но нужны были знания, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом. Пётр Акиндинович стремился к ним. Этому во многом способствовало его знакомство с известным учёным, профессором Алексеем Николаевичем Крыловым, знатоком теории корабля и математики. Став учеником Крылова, он за короткое время, занимаясь по ночам, прошёл алгебру, тригонометрию, аналитическую геометрию, начало высшей математики, основы сопротивления материалов, теорию корабля и даже освоил обращение с логарифмической линейкой. Петру Акиндиновичу было тогда уже под пятьдесят.
Завод Титова, где строился броненосец «Наварин», посетил сам председатель правления общества франко – русских предприятий, член Парижской Академии, известный судостроитель де Бюсси. Он высоко оценил организацию и методы работ Петра Титова, сказав напоследок:
«Я сорок восемь лет строил суда французского флота и бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке…»
Слова старого кораблестроителя надолго запали в душу Петра Акиндиновича.
В 1892 году Пётр Титов участвует в закрытом конкурсе на лучший проект броненосца, устроенный Морским министерством. Его условия необычны: конкурсанты подписывают представленные в конверте чертежи не своей фамилией, а девизом.
Титов предлагает две прекрасные разработки с учётом последних достижений науки и техники под девизами - «Непобедимый» и «Кремль».
Техническая конкурсная комиссия удивлена и обескуражена:
«Неужели, этот мужик – сын крепостного крестьянина так гениален, но который для вразумительности слово «инженер» пишет с двумя ятями! …»
Но делать нечего, именно ему присуждается первая и вторая премии.
Пётр Акиндинович от премиальных денег отказывается и просит перевести их для поддержки будущих инженеров флота, главное – ПРОЕКТ ПРИНЯТ И У РОССИИ БУДУТ НОВЫЕ ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ.
Он ещё не знал и даже не мог предположить, что за невежество и косность царских чиновников, оставивших не только его проект на бумаге, но и относившихся ко всему новому в судостроении с болезненными гримасами и неприятием, дорого заплатит Россия через несколько лет.
НЕ ДАНО БЫЛО ГЕНИАЛЬНОМУ РУССКОМУ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЮ, ИНЖЕНЕРУ – САМОРОДКУ – ПЕТРУ АКИНДИНОВИЧУ ТИТОВУ ПОСТРОИТЬ СОБСТВЕННЫЕ БРОНЕНОСЦЫ. 16 АВГУСТА 1894 ГОДА ОН СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ВОЗРАСТЕ 51 ГОДА.
ЕГО ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ ЦЕННЫМИ ТВОРЧЕСКИМИ ИДЕЯМИ, БЕСПРИМЕРНЫЙ ТРУД ВО СЛАВУ РОДИНЫ – ЯРКИЙ ПРИМЕР НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ.
5 января 2021 года Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №221020601364
Александр Смольников 07.02.2021 07:33 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 07.02.2021 10:32 Заявить о нарушении