Лю

  Умерла подруга. Неожиданно. Её взрослый сын попросил написать, зная, что нас связывали сложные долгие отношения. Был период, когда  дружба прерывалась на годы. Почему так происходило, не знаю. Никогда я не отличалась внимательным отношением к близким, ругала себя, когда поздно что-либо было исправить. Возможно и в отношениях с Лю, получилось именно так. Не помню, почему перестали мы звонить друг другу, а потом я узнала, что подруга поменяла квартиру, нового телефона у меня не было. Да я и не искала возможности найти её. Оставались общие друзья, можно было узнать и через справочные службы, но я  не пыталась. Семейная жизнь, новые друзья и новые интересы, работа – что говорить, я почти не вспоминала о ней, как не вспоминала и вообще ни о чём. Жила практически только настоящим. Нет. Вспоминала, конечно, вспоминала. Как же иначе. Всё напоминало. Эрмитаж, например. Любое посещение  становилось обходом тех экспонатов, которые рассматривали вместе, которые вызывали у нас одинаковые чувства. Но именно Лю могла описать словами значительность и уникальность картины или статуи. А я всегда следовала за её мнением. Своего - то и не было. И так было во всём. Не могу понять, как получалось, но всё, что читала, о чём рассказывала Лю, становилось для меня программой для чтения и изучения. К моменту нашего знакомства, а произошло это на подготовительных курсах института культуры, был и у меня свой багаж интересов, но он и оставался моим. Очень любила поэзию, а стихи Есенина готова была декламировать часами, увлекаясь выразительным чтением с раннего детства, в чём даже и преуспела, но это как-то не пошло с Лю. Не помню, знала ли она о моём увлечении. В то время мы обе были в одинаковом положении не поступивших в институт и мечтающих попробовать  ещё раз. Я неплохо рисовала и меня приняли на работу оформителем в детскую библиотеку, что оказалось очень удачным, позволив иметь некоторые привилегии при поступлении в институт культуры на вожделенный библиотечный факультет. С детства я хотела быть только детским библиотекарем, что и исполнилось – больше сорока лет стаж библиотечной работы с детьми. Лю оказалась на курсах после неудачной попытки поступить в ленинградский университет. Не помню, делала ли она ещё попытки поступить именно туда, но  в институт культуры пыталась поступать несколько раз и неудачно. Начала учиться в полиграфическом техникуме, после которого получила и высшее образование на вечернем факультете филиала московского полиграфического института. Запомнила своё удивление и сочувствие при известии о неудачах Лю на вступительных экзаменах. Оглядываясь назад, понимаю, что ей просто не везло. Да и мои впечатления от экзаменов позволяли с полным основанием говорить, что «это лотерея». На подготовительных курсах Лю выделялась своими знаниями немецкого и русского языка. С уважением относились к ней преподаватели, отдавая должное её способностям. Я же часто списывала у неё, особенно на немецком. Сколько ни учила его, выучить так и не смогла. В какой-то степени виновата и сельская школа, которую заканчивала в посёлке Серово, где немецкий язык преподавала жена офицера из воинской части, не особенно утруждая себя.

  Я поступила на вечернее отделение, записалась в театральный кружок, куда неслась после работы в детской библиотеке и была совершенно счастлива, тем более, что ещё и влюбилась и вышла замуж. Лю была свидетелем на свадьбе, кстати, это потом повторится и на моей второй свадьбе. Мы и познакомились с моим будущим мужем, когда решили зайти в Никольский собор. Я росла в абсолютно нерелигиозной семье и даже не была крещена. Увидев симпатичных молодых людей среди посетителей храма, стала откровенно разглядывать их, считая верующими православными. Мы с Лю обменялись впечатлениями, что встречаются такие молодые верующие, а в то время начала семидесятых, подобное было в Ленинграде редкостью.

 Вышли мы вместе и познакомились. Сейчас не могу понять, как же так получилось, что я и мой будущий муж оказались в роли друзей явно потерявших головы спутников. Лю и Володя были очень похожи. Высокие, стройные, темноволосые, даже их лица имели много похожих черт. В моей памяти сияющие глаза Лю и такие же сияющие карие глаза Володи. Я и Саша, мой будущий муж, не проявили интереса друг к другу, что позволяет говорить о том, что в нашем случае это не была любовь с первого взгляда. Договорились о встрече. Если не ошибаюсь, пошли в Русский музей. Помню, как эффектен был Володя в синем вельветовом пиджаке, высокий и очень красивый. А вот своего суженого не запомнила в эту вторую встречу. Мы с Лю водили по залам своих приятелей, которые явно скучали. Следующие свидания происходили уже не в музеях, а ходили в кино, ездили в пригороды, посещали парки. А вскоре и вовсе разделились на пары. Почувствовав внимание Саши, я потеряла голову и у нас зашла речь о свадьбе. Потеря головы сопровождалась и потерей ума.
 
 Лю продолжала встречаться с Володей, но пришло разочарование – они были похожи только внешне, а интересы противоположные. Володя любил весёлые компании, был крайне жизнерадостный,  абсолютно не задумывающийся ни о чём. Как и Саша, он работал на заводе, не собирался учиться, да и к работе интереса не испытывал. В это время, когда я учусь на первом курсе, работаю в библиотеке, посещаю театральный кружок, готовлюсь к свадьбе и провожу всё свободное время с женихом, наше общение с Лю свелось к телефонным переговорам, что было нечастым, ведь телефона у меня не было, а Лю жила в коммунальной квартире.
 Её жизнь тоже была очень насыщенной – работа на фабрике, пение в хоре, походы с туристским клубом. Помню, и я приезжала на Заставскую, где водила мастерком, шпаклюя стены подвала, переданного туристам под клуб. Познакомилась с новыми друзьями Лю, которые и заставили её взглянуть на Володю другими глазами. Это были замечательные ребята, ставшие её друзьями на долгие годы. Появился у неё и человек, с которым было связано много переживаний. Взрослый, серьёзный, оставшийся для меня неизвестным и непонятным. Лю очень переживала, плакала, а я не помогла ничем. Много лет слушала кассету с песнями Лю. Давно нет магнитофона, записи не сохранились. Эти песни моя мама называла «нытьё», зная, что я готова их слушать часами и подпевать. Голос Лю был совершенно уникальный. Пела душа, необычный, не очень низкий, прекрасный женский голос. Когда мы встретимся через много лет, и Лю расскажет, что постоянно посещает храмы, я  поразилась, что она там не поёт.
 Вернусь в прошлое.
  Лю ходит в походы, учится в техникуме, а я живу семейной жизнью. Встречаемся очень редко, но телефонные разговоры постоянны. Никаких секретов от неё у меня не было. Семейная моя жизнь складывалась неудачно, появилась мысль о совершенной ошибке и даже новые планы. После развода, на котором присутствовал и неизменный друг Володя, вскоре я собралась замуж и попросила Лю быть опять свидетелем. Как она не хотела! Сейчас испытываю неловкость и стыд оттого, что настояла на своём. Не задумалась ни на секунду, что Лю пора замуж, а реального жениха нет. Ей больно, что не складываются отношения. А я летала и парила в своём предсвадебном состоянии, не замечая ничего.
 И вот, нет больше Лю. 


Рецензии
Ольга, здравствуйте.
Добрая и грустная история.
Как жаль, что наши друзья так рано уходят...
С уважением

Никонов Андрей 2   06.04.2022 12:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.