Из иудеев в шведы. Род Греты Турнберг

   Как обычно, я пишу этот очерк прямо на проза.ру. Каждый день может появиться
новая информация.

   КАЛМС. Род крещёных евреев в Швеции. Подобно большинству шведских евреев выходцы из Германии. Это создаёт проблему для генеалогов, известную так же в других странах, когда немецкие евреи, травмировнные зоологическтм антисемитизмом немцев, эмигрировав в другие страны, скрывали своё происхождение и выдавали себя за немцев. Из-за такой маскировки, как отмечают шведские историки, многие шведы немецкого происхождения, на самом деле потомки евреев. Немцам это дало возможность превеличивать свой в развитии Швеции, так же как из-за таких родовых тайн преувеличена роль немцев в историю и культуру России и других стран. К счастью, об еврейском происхождении Калмсов известно.

   Основатель шведского рода крещёный в лютерантво еврей Ганс КАЛМС (1645-1710) родился в купеческой семье в Гамбурге, переселился в Гётеборг, тогдашний экономический центр Швеции, где преуспел в торговле, стал уважаемым гражданином и вошёл в гетеборгскую городскую элиту. Новые соотечественики избрали его советником-членом магистрата. Советники мгистрата вместе вc мэром управляли городом. Женился Ганс Калмс на шведской дворянке. Сословные перегородки в Швеции были не столь жестки как в большей части остальной Европы. Жена родила Калмсу  лишь дочерей,с ними род Калмсов вымер, но не по женским линиям. Дочерей было трое, они все вышли замуж и обеспечили  Калмсам уважаемое место в истории Швеции благодаря их обширному и талантливому потомству не только в шведском третьем cословии, но и в аристократии.

   Это сказалось на профессиях потомков Калмсов. Среди них политики-члены парламента, генералы, адмиралы, послы, священники от служивших в сельских церквях до епископа. У лютеран священники любых приходов пользовались уважением, недосягаемым для русских деревенских батюшек. Фредрик фон ОТТЕР* был премьер-министром Швеции в начале 20 века. До того как  заняться политикой он заслужил  авторитет лучшего военного моряка Швеции его поколения, достиг ранга полного адмирала, поста  министра военно-морского флота. После того как он ушёл в политику, его пост в министерстве занял его брат, тоже выдающийся адмирал.  Многие потомки Калмсов выбрали своей профессией науку, среди них около десятка профессоров, члены академий.

   В литературе потомки Калмсов прославились в разные времена. Жеанна ОТЕРДАХЛ* (1879-1965)-крупнейшая шведская религиозная поэтесса и писательница на протяжении большей части 20 века была невероятно популяным автором. Она писала поэзию и прозу для всех возрастов, для детей, юношества, взрослых. Она прожила долгую жизнь, на её веку в Швеции выросло несколько поколений.  Шведы с детства сроднились с её книгами и читали их на протяжении всей жизни. Они славили бога, распевая её псалмы, её книги, так же как Библия, были в каждом шведском доме, но, вскоре  после её смерти Швеция, стала стремительнр меняться.

   С новыми поколениями религиозность упала, возникли новые часто противоположные предыдущим моральные ценности, которым Отердахл учила шведов. Шведы изменились. К концу 20 века взрослым читателем Отердахл была почти, что забыта. Её знают лишь как автора для детей и в церквях продолжают петь её псалмы. Современность не является мерой ценности и авторитетным судьёй произведений литературы и искусств. Достаточно посмотреть на деградацию культуры в 20 веке.

   Жизнь и творческая судьба Харриет ЛЁВЕНГЕЙМ* (1887-1918) сложились на 180 градусов противоположно чем у Жеанны Отердахл. Она родилась всего на 8 лет познее Отердахл, фактически они современницы, но Лёвенгейм прожившая всего тридцать один год. При жизни её единственный сборник стихов был издан тиражём лишь в 50 экземпляров. Долгое время после её смерти её поэзию ценил лишь небольшой круг почитателей, но круг этот рос и в конце-концов Лёвенгейм ворвалась гигантом в шведскую литературу. К концу прошлого века её признали реформатором шведской поэзии, одним из самых оригинальных её мастеров.

   Родственники генералов и  священников отличились на оперной сцене. У шведов не было оперных композиторов с мировым именем, но Швеция великая оперная держава. Стала она ей уже в 19 веке благодаря изумительным голосам её певиц и певцов. Евреи и их потомки сыграли огромную роль в её возвышении. Крещёная еврейка Ловиза Августи-первая великая оперная дива Швеции, стояла у истоков шведской оперы в конце 18 века. К середине 19 века шведская опера пришла, казалось бы, в необратимыйв упадок. Её спасла феноменальная Джулия Бервальд*, дочь еврейки и шведа. Почти, что невероятный случай в истории оперы-Джулиа Бервальд  выступала на сцене лишь четыре года (!) и успела вернуть шведскую публику в оперный театр, а шведской опере восхищение Европы.

   Её ровесницы шведка Женни Линд и еврейка Генриетта Ниссен-Саломан в отличие от неё не остались в Швеции в годы упадка оперы. Они заблестали за рубежом. С ними всемирная слава шведских певиц достигла апофеоза. Линд и Ниссен-Саломан два с лишним десятка лет не имели себе равных на мировой оперной сцене. Только они две соперничали между собой за корону первой певицы в мире. Остальные оперные дивы мира не могли даже приблизится к ним. В наше время один из ведущих баритон в мире Лоа Фалькман*. Он потомок графов Лагербьелке-аристократического рода, подобно Калмсам, выходцам из немецких евреев,

   Потомки Калмсов внёсли свой вклад в славу шведской оперной державы. Первый великий певец-потомок Калмсов Сигурд БЬЁРЛИНГ* вступил на оперную сцену в 1935, с тех пор потомки Калмсов непрерывно блистают на ней, как бы передавая Богом данный им дар новому поколению по наследству. Сигурд Бьёрлинг умер в 1983 и в том же году дебютировала Анне Софи фон ОТТЕР*(правнучка премьер-министра фон Оттера), в 1898 на сцену вышла неповторимая Малена ЭРНМАН*. Рядом с оперной сценой
Рене БЬЁРЛИНГ*, мать Сигурда Бьёрлинга и бабушка Малены Эрнман блистала в драматическом  театре и на экранах кино.   

   Некоторые потомки Калмсов переселились из Швеции в Германию, близкую Швеции по лютеранской культуре. Среди них европейскую известность в 19 веке завоевал Зелмар БАГГЕ-влиятельный музыкальный критик, один из законодателей мод в столице немецкой музыки Вене.

   В наши время шведы гордятся своей национальной толерантностью, но в первой половине 20 века шведы-антисемитский народ. Подлое влияние их немецких "родственников"-юдофобского лютеранизма и фантазий о "высшей" арийской северной расе.  Очищение шведов от антисемитизма произошло во многом благодаря Жеанне Отердахл. Непримиримая антинацистка она уже в 1936, когда многие "респектабельные" шведы не считали нацизм злом, писала о преступности нацизма, о немецких концентрационных лагерях.  В 1944 она выступила п специальной трансляции по радио против антисемитизма в шведском обществе. Благодаря её моральному авторитету её выступление вызвало огромный резонанс в стране и заставило шведов честно признаться в своих предрассудках.
 
   Отец Анны Софи фон Оттер шведский дипломат, служивший в нацистской Германии, Гёран фон ОТТЕР передал своему министерству иностранных дел одно из первых сообщений о нацистских лагерях смерти в надежде, что правительство сообщит об уничтожении евреев немецами странам антигитлеровской коалиции. Трусливое и ханжеское шведское правительство предпочло замолчать эти страшные вести. Спустя десятилетилетия Анна Софи фон Оттер в своём творчестве сделала много для того, чтобы спасти из забвения произведения композиторов-евреев, убитых немцами. 

   Когда имеешь дело с немецкими родами, всегда наткнёшься на негодяев. Среди немецких потомков Калмсов нацисты активный ротестанский пастор Карл-Август ФРИТЧ (Fritsch, Karl-August) (1889-1962) и физик-ядерщик Эрик БАГГЕ, с энтузиазмом работавший над атомной бомбой для Гитлера. К счастью для человечества Багге и его "арийские" коллеги оказались посредственностями. Атомную боьбу создали американцы.

  В наше время всемирную славу завоевала, но не из-за вдруг проявившегося у школьницы-подростка небычайного таланта, дочь Малены Эрнман шведская школьница Грета ТУРНБЕРГ. Сторонники почтительно именуют её экологическая активисткой, на неё сыпятся награды, о ней снимают фильмы, с ней встречается Папа Римский. Среди всего прочего связанного с ней, пресса широко сообщает её мнение о причинах эпидемии коронавируса. В принципе ничего особенного в интересе к ней нет. Европа переживала подобные моменты всеобщего психоза в средние века, немцы ещё и в 20 веке. У таких психозов различные причины, но все они сходны друг с другом в одном-в упращённом видении мира.  Людей же типа Греты раньше называли кликушами.    
         


    
   БАГГЕ. Шведский патрицианский род крупных купцов из Гётеборга. Лоренц Багге  (1680-1742) член городского совета Гётеборга и депутат рикстага (парламента) Швеции от Гётеборга женился на Анне Маргарете Калмс (1690-1767) дочери крещёного еврея, женатого на шведской дворянке, основателе рода Калмс*. Род Багге разросся,  некоторые ветви обеднели. Многие Багге стали высокого класса профессионалами, достигли финасового успеха как инженеры, типографы. Среди них появились династии  лютеранских священников. Некоторые Багге переселились в близкую Швеции по лютеранской вере Германию, онемечились.

   В обеих странах Багге внесли значительный вклад в их развитие, удивляющий своим разнообразием-точнее, обилием талантов Багге. Художницы, учёные, музыканты, писатели, теологи. В истории рода не обошлось без постыдных страницы. Когда изучаешь историю немецких родов, жди что наткнёшься на негодяев гораздо чаще, чем среди немцев. У немцев Багге-нацисты. Ещё одна ветвь Багге приняла участие в самой романтической эпопее Запада в 18-19 веках-заселении Северной Америки и создании США. Информацию об американских Багге я включу позже.
https://sok.riksarkivet.se/Sbl/Mobil/Artikel/18987   

   БАГГЕ, Берта (Bagge, Johanna Elisabeth Bertha) (1859-1939). Германия. Живописец, гравёр. Дочь Харальда Багге. Искусству художника училась в Германии и в учебных поездках в Италию и Францию. В творчестве была близка к поздним романтикам Кронбергской колонии художников. Создавала офорты и живопись, писала маслом, акварелью, пастелью, пером и чернилами. В основном изображала городские пейзажи-улицы старого города во Франкфурте-на-Майне, иллюстрировала книги поэтов романтиков.

   Произведения Кронбергской колонии художников не пользовались большой известностью. Крупными талантами они не отличались, к тому же, романтизм в живописи стал выходить из моды даже в культурно консервативной Германии. Багге была одним из немногих исключений. Собрание её 36 офортов, озаглавленное "Из старого Франкфурта" было издано дважды в 1891 и 1896. В 1897 Багге тяжело заболела и остальную часть жизни работала мало.

   Интерес к творчеству Кронбергской колонии художников возник в Германи в 1970-е годы, он вновь привлёк внимание к Багге, но большинство её произведений  мало доступны публике, они хранятся в основном в частных собраниях. Её творчество дорого людям, чьи семьи связаны с местами, изображёными ею, они бережно охраняемые семейные реликвии, с ними не хотят расставаться. Франкфурт-на-Майне гордится творчеством Багге. В 2006 в честь неё названа улица в новом районе города.
http://www.gedbas.de/person/show/1137838958

   БАГГЕ, Ева (Bagge, Eva) 1871—1964). Швеция. Живописец. Дочь Пера Олофа Багге.
Получила разностороннее художественное образование в академиях художеств Стокгольма и Парижа. Королевская Академия художеств в Стокгольме придерживалась традиционного взгляда на живопись, школа Ассоциации художеств в Стокгольме и Академия Коларосси в Париже призывали художников к свободе в их творческой манере. Жила в Италии (1903-1904), что было почти, что обязательным для художников того времени. Италия-страна Ренессанса, основы европейского художественного искусства.

   Возвратилась в Швецию. Писала портреты, жанровые сцены, пейзажи. Владение традиционной и новой художественной техники сделало для Багге возможным сочетать в её картинах жёсткую композицию с тёплым, насыщенным светом колоритом, создающим   у ззрителя ощущения присутствия перед ним видимого физического и существующего, но воображаемого сверхнатурального миров. Широкое признание пришло к ней поздно, благодаря выставке 1941 года, посвящённой её 70 летию. С тех пор Багге утвердилась среди крупнейших мастеров шведской живописи. Её картины представлены в Национальной галлерее и других лучших музеях Швеции.

   БАГГЕ, Зельмар (Bagge, Selmar) (1823-1896). Германия. Австрия. Швейцария. Музыковед, музыкальный педагог, деятель печати. (Композитор, виолончелист). Сын  Эреготта Николауса Багге. В 1840-1842 первая виолончель в городском театре Лемберга (Львова). В 1851—1855 годах профессор композиции в Венской консерватории. Одновременно органист в протестантской церкви. Ушёл из консерватории из-за несогласия с принятым ею направлением. Занялся музыкальной критикой, приобрёл большой авторитет в немецкоязычных странах. Одним из первых обратил внимание на музыку Иоганнеса Брамса.

   Основатель и главный редактор влиятельных изданий "Немецкая музыкальная газета" в Вене, "Всеобщая музыкальная газета" в Лейпциге. C 1868-в Базеле, в Швейцарии, возглавил вновь основанную Всеобщую музыкальную школу, с 1877 одновременно преподавал в базельском университете, присвоившем ему почётное звание доктора философии. Пользовался уважением студентов благодаря своим высоким человеческим качествам и таланту музыколога. Автор популярного учебника музыки. В своём творчестве композитора продолжал традиции Бетховена и Шумана. Его произведения не пережили своё время, но в музыке нередки возвращения казалось бы навсегда забытых имён.

   БАГГЕ, Лоренц (Bagge, Lorenz Peter) (1775-1840). Швеция. Поэт, переводчик. (ФилософЮ писатель). Внук Юхана Фредрика Багге. Учился в университетах Лунда и Уппсалы. 19-летним издал издал сборник  стихов,ставший событием в шведской литературе. Багге включил в него собственные произведения и переводы с немецкого. Поэт сентиментального направления. Стихи Багге перекликались с поэзией других поэтов,  шведских, немецких, английских, но они не были эпигонскими. Поэзия Багге подкупала своей искренность, ярким отображением чувств лирического героя. Стихотворение "Карикатура на человеческую жизнь" стало популярной застольной песнью.

   Багге прочили блистательное будущее. Ожидания кртиков и читателей он не оправдал.  На него обрушились жизненные неурядицы, он не мог получить постоянной работы на государственной службе, бедствовал. Багге  продолжал писать, издал философские эссе, желая ознакомить немцев с Швецией, переводил шведских авторов на немецкий, адаптировал несколько немецких пьес, одна из них была поставлена, но интерес к своему творчеству он потерял. Сентиментализм вышел из моды, приверженцы новой поэзии относились к Багге с пренебрежением. В наше время его имя осталось в истории шведской литературы.

https://sok.riksarkivet.se/SBL/Presentation.aspx?id=18987
https://sok.riksarkivet.se/Sbl/Presentation.aspx?id=19002

   БАГГЕ, Лоренц Бенжамин (Bagge, Lorens Benjamin) (1835-1916). Швеция.  Библиотекарь. Сын Юнаса Багге. Получил университетское образование. Служил помощником директора в Королевской библиотеке, крупнейшей в стране. Количество  книг в библиотеке быстро росло, в 1877 её перенесли в специально отстроенное для неё здание, в котором она находится с тех пор. Энциклопедии редко уделяют место статьям о библиотекарях хотя наши жизни нельзя представить без библиотек. Багге оставил своё имя  в истории библиотечного дела Швеции: создал каталог фондов Королевской библиотеки. Работа требующая знаний о мировоздании и человечестве для того, чтобы правильно классифицировать к какой области принадлежат книги.

   БАГГЕ, Оскар (Bagge, Oskar) (1814-1873). Германия. Писатель, теолог. (Поэт). Сын  Эреготта Николауса Багге. Изучал богословие в йенском университете. Лютеранин. Работал частным учителем. С 1846 до конца жизни сельский священник в Баварии. В теологии вначале стоял на ортодоксальных позициях против свободной от устаревших догм теологии, но затем склонился к идеям реформаторов.
 
   Под псевдонимом Josias Nordheim завоевал признание выдающегося мастера так называемой литературы для народа-Volksbucher, специфически немецкого жанра, кторого нет в других литературах мира. Писал рассказы и сказки на христианские темы. Стремился, забавляя читателей, привлечь их к серьёзным религиозным размышлениям, которое неспособны создать теологические трактаты, "ввести их в поэзию повседневной жизни".

   Был популярен вплоть до второй половины 20 века. Сейчас забыт. Разделил судьбу своей великой шведской родственницы по Калмсам Жеанны Отердахл* и всех христианских писателей современной атеистической Европы.
Allgemeine Deutsche Biographie 46 (1902), стр. 186-187,
Muhlhauser K. "Wer kennt noch Josias Nordheim?", Scharke P. F. Aus Coburg Stadt und Land : frаnkischer Heimatkalender. 1958, стр. 56-57.
   БАГГЕ, Харальд (Bagge, Harald Friedrich Anton Bernhard) (1817-1895). Германия.    Эмбриолог. (Медик, деятель здравохранения). Сын Эреготта Николауса Багге.* Окончил университет в Гёттингене.   Доктор медицины. Увлечённый ботаникой, почти год путешествовал, изучая фауну, по Ближнему Востоку и Египту (1844-1845). Член городского совета и городской врач Франкфурта-на Майне-пост руководителя медицинской службы города (c 1863). В 1874 возглавил медицинскую службу округа-большой территории, в которую входил Франкфурт. Сделал одно из важнейших открытий в период становления новой науки эмбриологии. Талантливый рисовальщик.  Известный анатом Рудольф Вагнер поместил его рисунки в своём капитальном труде. В 1888 вышел на пенсию.
https://sites.google.com/site/goteborgsslakter/bagge
Nekrologe: Jahresbericht ;ber die Verwaltung des Medizinalwesens, die Krankenanstalten und die ;ffentlichen Gesundheitsverh;ltnisse der Stadt Frankfurt, Volumes 39-42. 1896.
   
   БАГГЕ, Пер Олоф (Bagge, Pehr Olof) (1833-1872). Швеция. График, типограф.
Сын Юнаса Брагге. Типографскому делу научился у отца. В 1860-х когда Юнас Багге часто болел, замещал его на посту руководителя печатного дела Риксбанка. После смерти отца заменил его на этом посту, с успехом продолжал фамильный бизнес. Багге был искуссным рисовальщиком, но никогда не высталял свои работы, поэтому долгое время его творчество было неизвестно. Его работы хранятся в его архиве.
Volumes 39-42. 1896.

   БАГГЕ, Харальд (Bagge, Harald Friedrich Anton Bernhard) (1817-1895). Германия.    Эмбриолог. (Медик, деятель здравохранения). Сын Эреготта Николауса Багге. Учился как это было принято в то время в нескольких университетах. Доктор медицины. Увлечённый ботаникой, почти год путешествовал, изучая фауну, по Ближнему Востоку и Египту (1844-1845). Поселился во  Франкфурта-на Майне. В качестве частного врача работал терапевтом, хирургом и акушером. Обслуживал бедные районы города. Член городского совета и городской врач Франкфурта-на Майне-пост руководителя медицинской службы города (c 1863). В 1874 возглавил медицинскую службу округа-большой территории, в которую входил Франкфурт. В 1888 вышел на пенсию.
Почти полвека так же работал в авторитетном Обществе исследования природы Зенкенберга, вырос до члена её правления. Сделал одно из важнейших открытий в период становления новой науки эмбриологии. Талантливый рисовальщик.  Многочисленные литографии, медь и ксилография основаны на его рисунках. Известный анатом Рудольф Вагнер поместил его рисунки в своём капитальном труде.

   БАГГЕ, Элилла (Bagge, Elilla) (1847-1901). Германия. Переводчица.
(Писательница). Дочь Оскара Багге*. Багге работала учительницей в Германии, Щвейцари и Англии. Поселилась в Лейпциге. Известна переводами беллетристики с французского языка. Со временем писатели, которых она переводила, вышли из моды, но до сих пор переиздаётся её перевод  приключенческого романа Пьера Лоти "Исландский рыбак". Писала фельетоны для прессы.
S. Pataky. Lexikon deutscher Frauen der Feder: Vollstаndiger Neusatz beider B;nde in einem Buch. 2014, стр. 32.
default&pnd=181997142

   БАГГЕ, Эреготт Николаус (Bagge, Ehregott Nicolaus) (1725–1796). Германия. Теолог, религиозный деятель, педагог. Сын Анны Маргареты Калмс и Лоренца Багге. Поехал в Германию для учёбы в йенскиом университете (1744), по его окончанию (1748) преподавал в нём доцентом. Остался в Германии. Служил полковым священником в армии. Доктор теологии.  Генеральный суперинтендант лютеранского церковногоо округа с центром в городе Нойштадте-на-Хайд-пост равный епископу у католиков. Профессор академической гимназии в Кобурге.
Intelligenzblatt der Allgemeinen Literatur-Zeitung vom Jahre 1796. 1796.
https://data.cerl.org/thesaurus/cnp00419817;
Jahrbucher der Herzoglich Sachsischen Residenzstadt Coburg: ¬Die altere und alteste Geschichte der Stadt und des Landes Coburg. 3 Ahl, 1853-554, стр. 152.

   БАГГЕ, Эрих (Bagge, Erich Rudolf) (1912-1996). Германия. Физик, педагог, деятель науки. Окончил университет. Защитил докторскую диссертацию. Считается единственным членом нацистской партии среди сотрудников немецкого атомного проекта. С энтузиазмом работал над нацистской ядерной программой, создал центрифугу для обогащения урана, но немецкий проект провалился. "Арийские" физики оказались неспособны создать атомную бомбу. Они были посредственностями по сравнению с евреями и итальянцем Энрико Ферми, создателями американской атомной бомбы.  В конце войны западные союзники вывезли Багге вместе с другими ведущими немецкими ядерщиками в Англию, но убедившись, что немцы неизмеримо отстали от США в создании ядерного оружия, потеряли к ним интерес.

   С 1948 Багге профессор Гамбургского университета. В 1957 создал Институт прикладной ядерной физики в Киле. Автор многочисленных исследований и изобретений касающихся работы ядерных реакторов.  Особенно увлёкся применением ядерной энергии в судоходстве. Руководил строительством первого западногерманского коммерческого судна с ядерным реакторм, спущенном на воду в 1968, на 11 лет позднее СССР и на 14-позднее США. Другие страны не были заинтересованы в этих суднах. Во всём мbре их было построено лишь четыре. Оаботал над использованием  углеродного датирования в археологии, геологии, палеонтологии и климатологии. Проявил себя способным педагогом. Поощрял студентов исследовать явления, которые невозможнр объяснить на основе общепринятых теорий физики и астрофизики.
   
   БАГГЕ, Юлиус (Bagge, Julius) (1844-1890). Швеция. Музыковед, музыкальный деятель и издатель. (Композитор). Отец Юнас Багге*. Вместе с другом Петрусом Бломбергом автор популярной "студенческой" оперы "Последний вздох мавра" забавной  пародии на итальянскую оперу сериа 18 века. Её до сих пор время от времени ставят на сцене. Багге не был выдающимся композитором, но немногие шведы его поколения сделали столько, сколько он для шведской музыки. Перед шведскими музыкантами в то время стояла та же двойная задача что и перед русскими. Шире распрстранить в стране любовь к классической музыке и творить классическую музыку, опирающуюся на национальные традиции.
 
   Багге создавал обработки народных танцев. Исследовал истоки мелодики шведского национального поэта-композитора 18 века Карла Микаэля Бельмана. Возглавлял музыкальное издательство Абрахама Гирша, затем создал своё. Продвигал произведения  шведских композиторов, хотя мало зарабатывал на издании их нот. Перевёл с немецкого известный учебник гармонии Эрика Рихтера. Активно сотрудничал в  Mazers Quartet Society, в концертах которой профессионалы выступали вместе с любителями.  Член Музыкальной академии Швеции (1887).
https://sok.riksarkivet.se/sbl/Presentation.aspx?id=18999

   БАГГЕ, Юнас (Bagge, Jonas) (1800-1869). Швеция. Горный инженер, механик, изобретатель, типограф, предприниматель. (Писатель-документалист). Правнук
Анны Маргареты Калмс и Лоренца Багге. Швеция, находившаяся казалось бы на скандинавских задворках Европы, уже в 19 веке, начиная с эпохи индустриализации, не отставала в техническом прогрессе от ведущих стран континента. Багге был одним из замечательных изобретателей шведов, выведших страну на передовой рубеж технического прогресса. Невольно возникает сравнение между развитием маленькой бедной ресурсами Швеции и отсталостью богато одарённой богатствами природы и недр Российской империи в те времена.

    Багге был самым востребованным инженером Швеции в своём поколении, ни один из шведских инженеров до него и никто из его современников не получал столько заказов на создание новых машин, разработку новых технологий сколько получал  он. Работая под его руководством, выросло целое поколение шведских инженеров.

   Его отец был лютеранским священником. В отличие от русских православных "батюшек", низведённых в рабовладельческой и бюрократической России до положения прислужников властей и помещиков, лютеранские священники в Швеции были независимы от властей и пользовались уважением общества, но жили бедно, так же как большинство шведов в ту пору. Юный Юнас должен был и учится и работать. Это дало ему практический опыт и возможность ещё в молодом возрасте проявить свой технический талант. С юности он отличался разносторонними интересами, в университете Уппсалы учился не только математике и физике, но и богословию, и одновременно обучался практической профессии-горному делу в Горном училище  в Фалуне, центре шведского производства меди.

   В Горном училище оценили незаурядные способности Багге, поддержали многообещающего  студента. Его назначили помощником преподавателя. Это дало ему возможность зарабатывать на жизнь и оплачивал учёбу. Выдержав экзамен на горного инженера,  Багге поступил на работу на медные рудники в соседнем с Фалуном посёлке Акста, где и поселился (1823-1824). Рудники в Аксте были старыми, истощёнными, добыча руды стоила дороже, чем на соседних более новых месторождениях и их пришлось бы закрыть, если бы не инженерный талант Багге. Он создал взрывные машины, позволявшие добираться до глубоких залежей руды.

   Железный оффис-торговая ассоциация шведской сталелитейной промышленности, оценив талант и универсальность Багге, нанял его на службу консультантом в технический отдел, где Багге выполнял различные работы начиная от ремонта оборудования  до создания сложных конструкций. В 1836 Железный оффис направил его в командировку в в Англию для изучения горнодобывающей и металлургической поомышленностей. Багге написал отчёт, ознакомивший шведов с английскими достижениями. Под влиянием английского опыта Багге создал прокатные станы по выплавке меди и нержавеющей стали,  станок, сокративший  время и количество воды необходимые для  промывания руды.

   В 1833-1834 организовал производство новой цветной банкнотной бумаги для  типографии Риксбанка-главного государственного банка Швеции, занимавшейся печатанием шведской валюты. Раньше банкноты печатались  на одноцветной белой бумаге. Возглавлял типографию в 1838-1852. До него печатание банкнот было убыточно, к моменту его назначения директором типографии Риксбанк влез в долг в размере 43-х тысяч крон. Через десять лет благодаря нововведениям Багге, Риксбанк не только ликвидировал долг, но  получил 60 тысячь крон годового дохода.

   Одновременно до 1852 Багге продолжал службу консультантом в Железном оффисе, возглавил его техничекий отдел. С 1852 возглавил всё печатное дело Риксбанка.  В 1855 одновременно со службой в Риксбанке основал свою собственную типографию Bagges sedeltryckeri, сделал её  крупнейшей частной типографией Швеции, специализировался на печатании банкнот, почтовых марок, облигаций.   

   В 1840 Багге получил звание профессора, которое в Швеции присваивается выдающимся учёным даже если они не являются преподавателями. Член Академии наук (1849). Написал биографию виднейшего шведского инженера предыдущего поколения англичанина Самюэла Овена, "отца шведской машиностроительной промышленности" (1853). В последнее десятилетие жизни Багге много болел, почти ежегодно брал двухмесячный отпуск.   

   БАГГЕ, Юхан Фредрик (Bagge, Johan Fredrik/немецкое имя Johann Friedrich) (1711-1784). Германия. Купец, деятель городского управления. Сын Анны Маргареты Калмс и Лоренца Багге. В 1726 году, ещё подростком, перебрался в Северную Германию в Любек, важный торговой центр Балтики и независимый город--государстве. По обычаю того времени служил у купца, обучаясь у него торговле. В 1737 вместе с партнёром основал успешную торговую компанию, стал крупным купцом и влиятельным в городе человеком.  Член сената Любека (с 1772).
https://sok.riksarkivet.se/SBL/Presentation.aspx?id=18987
E. F. Fehling. Lubeckische Ratslinie. Lubeck. 1925, № 915.

   БАГГЕ, Якоб (Bagge, Jacob) (1848-1892). Швеция. Типограф. Сын Юнаса Багге*. После смерти брата Пера Олафа Багге* возглавил семейную компанию. Расширил ассортимент продукции, издавал книги. С 1881 глава печатного дела Риксбанка.

   БАРНЕКОВ, Кристофер  (Barnekow, Kjell Christoffer Ove Adolf). Барон. (1940-2018). Швеция. Журналист. Мать сестра Аларика Вахтмейстера*, потомок Калмсов*.

   БЕЕРХИЕЛМ, Гёста (Baarnhielm, Gosta) (1890-1982). Швеция. Деятель городского управления, юрист. Мать потомок Калмсов. Окончил университет в  Уппсале (1914). Служил в частных компаниях и государственных учреждениях и одновременно с 1918 в мэрии Гетеборга, второго после Стокгольма крупнейшего города Швеции. Затем служил лишь в гётеборгской мэрии. Часто исполнял обязанности мэра в 1939-1944, в 1944-1957 мэр.  Автор трудов по уголовному и медицинскому праву.
http://gamlagoteborg.se/2016/11/26/gosta-baarnhielm/

   БЕК-ФРИЙС, Карл (Beck-Friis, Carl Sigvard). Барон. (1886-1969). Швеция. Сельский хозяин, политический деятель. Мать дочь Карла Густава фон Оттера, потомка Калмсов. Депутат высшей палаты парламента (1938-1947). Член Сельскохозяйственной академии.   

   БЕК-ФРИЙС, Юхан (Beck-Friis, Johan). Барон. (1890-1969). Швеция. Дипломат. Брат Карла Бек-Фрийса*. Посол в Китае, Норвегии и Португалии.

   БЬЁРК, Амалия (Bjоrck, Anna Ingeborg Amalia) (1880-1969). Швеция. Писательница, поэтесса). Отец Людвиг Бьёрк (1841-1911) брат Эрнста Бьёрка*, священник и писатель.
   БЬЁРК, Густав Даниэл (Bjоrck, Gustaf Daniel) (1806-1888). Швеция. Религиозный деятель. (Поэт).  Мать сестра Берндта Сантессона*, потомок Калмсов*.
Епископ Гётеборга (1856-1888). Депутат первой палаты парламента в 1867.

   БЬЁРК, Эрнст (Bjоrck, Ernst Daniel) (1838-1868). Швеция. Поэт. Сын Густава Даниэл Бьёрк*.  Умер на третий день после того как ему исполнилось тридцать лет. При жизни Бьёрк напечатал лишь несколько стихотворений в календарях. Сборник его стихов издали посмертно, за десять лет он выдержал три издания (1869-1879).  Историки литературы полагают, что ранняя смерть лишила Швецию талант, который обещал дать ей одного из её лучших поэтов. Ранняя смерть- схожая судьба Бьёрка с его родственницей по Калмсам великой поэтессой Харриет Лёвенгейм, родившейся спустя  почти два десятка лет после его смерти*
http://runeberg.org/sbh/a0099.html

   БЬЁРЛИНГ, Рене (Bjorling, Rene Louise) (1898-1975). Швеция. Великая актриса. Отец потомок Калмсов.
http://www.bjorling.org/ansedlar/flock2/002/00/051.php

   БЬЁРЛИНГ, Сигурд (Bjorling, Carl Sigurd) (1907-1983). Швеция. Великий оперный певец. Сын Рене Бьёрлинг*, потомок Калмсов.

   КУЙЛЕНШТЕРНА, Гёста (Kuylenstjerna, Gustaf/ G;sta) Wilhelm Georg) (1876-1961). Деятель лесного хозяйства. Родители шведы. Отец потомок Калмсов. Гёста Куйленштерна окончил Лесной институт (1898). Служил по специальности лесничего в различных районах страны, успешно продвигался по службе. В 1928-1942 генеральный директор Лесной службы Швеции в ведении которой находились леса, лесное законодательство, школы лесников. Провёл долго откладываемую до него реформу её деятельности. Эффективно руководил лесным хозяйством Швеции в период экономического кризиса 1930-х годов. Много занимался проблемами уборки и омоложения лесов. Член Шведской академии сельского и лесного хозяйства и Шведской академии инженерных наук.
http://runeberg.org/vemardet/1957/0560.html; https://sok.riksarkivet.se/Sbl/ Presentation.aspx?id=11885  ЛЁВЕНГЕЙМ, Леопольд (L;wenheim, Leopold) (1878-1957). Германия. Математик. Отец сын еврея и немки. Мать немка.

   ЛЁВЕНГЕЙМ, Фредрик (Lоwenhielm, Fredrik Adolf) (1916-2006). Швеция. Военный деятель, фалерист. Семья высшего класса. Отец высокопоставленный офицер и королевский  придворный. Мать дочь Чарлза Диксона из богатой семьи Гетеборгских патрициев, потомок Калмсов. Заслужил авторитет эксперта по организации вооружённых сил и управлению ими, начиная с 1950-х годов был членом различных комиссий занимавшихся этими вопросами. С 1958 член Военной академии, независимой организации фактически являющейся центром военной мысли Швеции. Полковник (1961) Командир элитного лейб-гвардии пехотного полка Svea livgarde (1965–1966).  Инспектор штаба Восточного военного округа (1966-1968). Генерал-майор (1968). В 1968-1971 годах командующий на Готланде. Хотя остров  по размерам не был равен военным округам и подчинялся одному из них, глава командования Готланда полностью распоряжался операциями всех родов войск, находившихся на острове. В 1971-1980 заместитель командующего Отечественной гвардией-резерва вооружённых сил Швеции. С 1981 в отставке.

   С 1979 занимал высокие церемониальные посты при королевском дворе. Активно участвовал в деятельности различных христианских организаций. Известен важными иследованиями по шведской фалеристике-изучению медалей и орденов. Член Академии наук (1957). Президент Шведского национального комитета по генеалогии и геральдике (1983–1998).
https://www.adelsvapen.com/genealogi/L#TAB_50

   ЛЁВЕНГЕЙМ, Харриет (Lоwenhjelm, Harriet Augusta Dorotea) (1887-1918). Швеция. Великая поэтесса. График, гравёр. (Живописец). Сестра Фредрика Лёвенгейма. Повторила судьбу своего родственника по Калмсам* Эрнста Бьёрка, рано умерла.

    В семье родителей было пятеро детей, младше её был лишь один из братьев. Родители немного избаловали её и в тоже время воспитали её в глубокой религиозности и в моральных ценностях шведской аристократии. Её учёба сочетала лучшие частные школы и курсы по шитью и ведению домашнего хозяйства. Соременники запомнили её красивой девушкой с благородными манерами. В возрасте 17 лет он вмест с отцом посетила сестру Амалию на Цейлоне. Та жила там  с мужемЮ владевшем плантацией. По дороге домой Лёвенгейм  сильно простудилась и заболела туберкулезом легких. Болезнь развивалась медленно, её ббнаружили его лишь девять лет спустя.   

   В 1909 Лёвенгейм поступила в Академию художеств, но не смогла и нехотела адаптировалась к дисциплине и требованиям учёбы. Учителя считали её невнимательной и ленивой. В 1911 её отчислили из академии. Она продожила учится рисованию  в частной художественной школе, дававшей больше чем академия свободы в учёбе своим ученикам. Интерес к искусству сблизил её с Эльза Бьоркман-Голдшмидт*.

   В 1913 она заболела. Её брат Карл, врач обеспокоился, осмотрел её легкие и обнаружил туберкулёз. С весны 1914 последние четыре года  жзни Лёвенгейм провела в различных санаториях Скандинавии. В августе разразилась Первая мировая война,  туберкулёзные санатории Евопы стали недоступны. Понимая, что обречена, Лёвенгейм посвятила себя рисованию и поэзии. Судьба не обделил её счастьем  любви-запретной и  неприемлимой для общества в то время-лесбианской. В свою последнюю ночь, зная, что жизнь её кончается, она написала одно из лучших своих стихов и, наверное, одно из лучших предсмертных стихов в мировой поэзии "Возьми меня, держи меня, медленно ласкай меня."

    Лёвенгейм счиала себя прежде всего художником. Многие её стихи-заметки к её рисункам, написанные на их полях. При жизни издала один сборник не для публики, а для своих родных и друзей (1913). Тираж книги был ничтожен, 50 экземпляров.  Лёвенгейм не помещалась в привычные литературные рамки. Её поэзия отличалась от традиционной, но она не модернистка. У Лёвенгейм юмор, ирония, обыденное и банальное соединены с глубокой религиоозностью и вопросами о сути и цели  существования человека.  Обращение Лёвенгейм к образам прошлого, использование архаизмов создавали впечатление повторения уже известного, подражания или же пародии, её поэзию считали вторичной и в то же время ритиковали её за нарушение гсподствовавших в поэзии форм, стиля, лексике и тем.

   У Лёвенгейм в 1920-е годы появился небольшой круг почитателей. Он рос и в  конце 20 века она ворвалась гигантом в шведскую поэзию. Лёвенгейм признали её реформатором и одним  самых оригинальных её мастеров.

   В изобразительном искусстве Лёвенгейм  работала в разных жанрах и техниках. Цвет привлекал ее меньше, чем линия, в её наследии  тысячи рисунков. Многие из них нарисованы в её дневниках. Лёвенгейм завещала Эльза Бьоркман-Голдшмидт распоряжаться её творческим наследием. Эльза сделал много для его сохранения,  написала первую её биографию.
http://harrietlowenhjelm.se/o



-------
m.html
https://www.skbl.se/en/article/HarrietLowenhjelm, Swedish woman biographical dictionary
https://sok.riksarkivet.se/Sbl/Presentation.aspx?id=10125
https://www.librarything.com/author/lwenhjelmharriet
http://www.nordstjernan.com/news/people/6023/

https://sites.google.com/site/goteborgsslakter/bagge
Nekrologe: Jahresbericht ;ber die Verwaltung des Medizinalwesens, die Krankenanstalten und die ;ffentlichen Gesundheitsverh;ltnisse der Stadt Frankfurt, Volumes 39-42. 1896.
https://frankfurter-personenlexikon.de/node/8632
 


Рецензии