Мужские игры

            
  Восточная Сибирь,Иркутская область, п. Мама, река Мара.
            
               Эта история, вполне   укладывающаяся в представление жителя Севера, на мой взгляд  могла бы заинтересовать как обычных читателей городских мегаполисов, так и  городских белых воротничков. Удачливых в городских джунглях среди  себе подобных. Хотя, может быть и нет!
              Зил-131 упрямо пробивался через Тайгу по дороге, которую дорогой можно  было назвать чисто условно. Под снегом её просто не было видно, а упавшие поперёк дороги деревья подтверждали, что только три ведущих моста машины и мощный передний бампер делали возможным это перемещение по заснеженной Тайге. Это было начало октября, когда на берегах Витима еще  зима не вступила в свои права, давая местным жителям возможность собрать  таёжную ягоду, орехи кедровые и грибы. Но гольцы по берегам Витима уже были в снегу, а ночные заморозки  давали о себе знать заберегами. Предупреждая, что надо готовиться к длинной холодной Зиме.
              Тем не менее, компания из пяти пассажиров в кузове автомобиля чувствовала себя прекрасно. ЗИЛ бортами сбивал снег с наклонённых к дороге кустов кедрового стланника, и шишки вместе со снегом падали в кузов. Спелые и вкусные,как основная еда жителей  Тайги, они давали возможность им пережить  зимний период, длинной в девять месяцев. Медведь, к сведению читателя, на орехах и ягодах нагуливал жир на долгую зимнюю спячку! Спиртное в кузове лилось рекой, как согревающее, так и для поднятия настроения. Которое и так поднималось по мере поднятия всей это весёлой компании на очередной перевал! В кабине вездехода с магнитофона пела Таня Буланова, создавая домашний уют и спокойствие. И всё это было немного нереальным на просторах Витимо-Патомского нагорья! Серое уставшее небо, падающий мелкий снег, и веселые  голоса людей, радующихся происходящему так, что сама природа застыла в недоумении. Заснеженные кедры, почётным караулом провожали это человеческое безумие  в объятья бесконечных далей Тайги.    А если добавить к сказанному, что ехали они на рыбалку, в верховья реки Мара, то возникало недоумение и о возможности этого мероприятия!

      Дело в том, что есть такая сибирская рыба валёк, которая именно этот период  года для нереста выбрала. Практически подо льдом замерзающих  рек  она устремлялась по р. Патом, притоке р. Лены. А затем по  Маре, в самые верховья реки отметать икру.  Тем самым продолжить рыбий род! Это обстоятельство и толкало этот интересный неунывающий люд всё дальше и дальше в горы. В неизвестность и в бесконечное безмолвие, пугающее своей мощью и непредсказуемостью. Опасного даже для человека подготовленного к жизни в Тайге! А Она  внимательно наблюдала за ними, не прощая ни одной оплошности с последующим наказанием за него. Да и ловить нерестового валька, наверное не лучшее дело в понимании дилетантов. Но если учесть в каких условиях проживали эти люди, то это было обычным желанием накормить детей, семью свежей и вкусной рыбой.
            Река Мара, в зимние месяца была полюсом холода. Когда на вершинах её гольцов температура была минус 35,то на берегах реки под семьдесят. Объяснялось это низкой географической отметкой реки. Вот в это царство холода и Зимы, стремилась эта уже не совсем трезвая компания. Последний перевал перед спуском к реке был практически непроходим, и снег лез на капот, на лобовое стекло. И только потому, что снег ещё не слежался, можно было его расталкивать широким бампером. Остановили ЗИЛа под огромным кедром,в лет восемьсот , на котором с осени шишки облепили всю вершину. Алексей бампером машины  толкнул кедр, и мешка два кедровых шишек оказались в кузове, с грохотом ударяя по кабине ЗИЛа.  С перевала вниз к реке двигались пешком, постоянно меняясь с  идущим впереди. Прокладывать дорогу в снегу нелёгкое дело. Ближе к Маре снега стало намного меньше, но мороз чувствовался зимний, хотя на календаре были только первые числа октября.
            Река уже практически была во льду, только промоины на быстрине были не замерзшими. Но они и были нужны таёжникам, вдоль них и выставили они сети на ночь. Невозможно было поверить, что в этой уже глубокой  Зиме может быть, что то живое. Тем более в замёрзшей горной реке! Переночевали в зимовье, здесь  Алексей  охотился ежегодно  на соболя. Рано утром пошли проверять сети. Попавшие в сети крупные рыбины разбивали хвостами тонкий лёд, оставляя на поверхности круги не замёрзшей воды.  Так можно было угадать, где в сети рыба. Самцы валька поменявшие окраску на желто красную, казались на снегу большими ёлочными игрушками . Тайга разрешала им поделиться своим богатством. Алексей сидел на бревне с куском хлеба в руке с икрой валька  слегка подсоленной.  Думал удовлетворённо о том, что нет ничего вкуснее этой простой человеческой пищи, которой люди лишили себя, сменив проживание на каменные джунгли. Два дня рыбалки, полные рюкзаки рыбы, и вот уже обратный путь домой, по проторённому ими пути. Тайга жалела их. Снегопад, продолжительностью в несколько часов и вот тебе невозможность передвижения пешком и невозможность выезда на машине и вопрос жизни и смерти встал бы ребром. Вот такая она удача в Тайге!
           Натопили снега для ЗИЛа и горячую воду залили в систему охлаждения. Военная техника завелась, внушая надежду таёжников на возвращение домой. Оставшийся машинный след позволял включать вторую и третью передачу, правда только пониженную. Алексей осторожно вёл грузовик, со всей ответственностью за сидевших в кузове дорогих ему людей. Сожжённое ЗИЛом количество топлива вряд ли бы компенсировалось пойманной рыбой, но для  мужчин всегда нужны  маленькие победы и это была одна из них. Хотя им всем были знакомы и другие варианты. Не было года, чтобы Тайга не забирала как дань, человеческие жизни. Но эта суровая действительность делала этих людей добрее, внимательнее друг к другу и мужественнее.И вот уже ревущий на перевале ЗИЛ, ещё раз возвестил о победе человека над суровой но любимой Тайгой. А может это Она  их просто отпустила к семьям,  с мыслями о человеческой  значимости  в этом мире, где она в таких условиях ничтожна.  Правда это не мешает человеку постоянно бросать вызов природе! И только благодаря её великому терпению и прощению, я как мог рассказал  тебе, мой терпеливый читатель,  одну страницу таёжной жизни людей Севера.


Рецензии
Это хорошо когда Тайга жалеет нас.

Владимир Сорокин 3   28.04.2021 19:09     Заявить о нарушении
тем и живы Володя!

Воробьёв Леонид Михайлович   28.04.2021 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.