Семья поэта часть 1

Посвящается брату Вадиму, Заслуженному деятелю искусств Кубани, титулованному высоким званием «Духовное имя Кубани».

Как формируется личность поэта? Серьёзный вопрос. Постараюсь ответить на него, погрузив вас, уважаемые читатели, в атмосферу семьи, где родился и вырос кубанский поэт  Вадим Петрович Неподоба, титулованный высокими званиями: Заслуженный деятель искусств Кубани и «Духовное имя Кубани».
Творчество поэта получило признание, потому что со страниц его книг веет запахом родной земли, чистотой поэтического осмысления действительности. Его стихи пронизаны чувством любви ко всему живому, доброму и  прекрасному, к тому же интонации его стихов просты и доверительны. Поэт всегда находился на стрежне жизни.  О чём бы ни говорил, он говорил от имени своего века, от имени своего  поколения и народа. Что касалось его сердца,  касается всех нас, поэтому стихи его не оставляют читателя равнодушным. Лирического героя его стихов отличает богатство внутреннего мира, оптимистическое отношение к жизни, стремление к свету и красоте.

Поцелованный Богом в макушку ребёнок наделяется определённым талантом и выпускается в большую жизнь. Что он увидит в ней, что почувствует, что поймёт, чему научится, какие ценности впитает в себя, теперь зависит от людей, окружающих ребёнка с раннего детства: от матери и отца, от братьев и сестёр и только позже – от социальной среды.
Семейное окружение – это та почва, которая взращивает семя, укрепляет корни и стебель, помогает саженцу  вырасти и расцвести пышным цветом. Говоря без аллегорий, именно родители, умные, честные, добрые, любящие, дальновидные, закладывают фундамент личности своего дитя, а семейный уклад, сформированный  ими, укрепляет и развивает эту личность. Недаром говорится: всё, что происходит с человеком после 12-ти лет, не имеет большого значения.
Поэтом становится не тот, кто умеет рифмовать строки, а тот, кому есть что сказать людям, ум и душа которого познали и вместили в себя великую человеческую боль и великую радость, потому что  всегда находились на одной частоте со временем. Именно эта особенность делает способным настоящего поэта не только передавать настоящее, но и предвидеть будущее и говорить о нём в стихах. В таком случае у читателя появляется ощущение, что эти стихи -  о нём, о его боли и счастье. Душа поэта переселяется в души читателей и помогает  понять эту сложную жизнь, открывая глаза на многие события и явления. Поэзия Вадима Петровича не только красива, музыкальна, она богата мыслями и чувствами, и это неслучайно. Наши родители, простые, но незаурядные, духовно богатые люди, сумели создать такую атмосферу  в семье, при которой все мы, шестеро детей, не могли  вырасти другими. И, конечно же, первое слово о них, о маме и папе.

Наша мама, Александра Матвеевна, в  девичестве Чалукиди, родилась 27 декабря 1915 года в станице Ахтырской Краснодарского края. Кроме неё, в семье было ещё пятеро детей: Мария, Ксения, Иосиф, Ольга и Николай. О  дедушке Матвее  мы знаем мало:  он очень рано ушёл из жизни. О бабушке    знаем только, что  прожила она  недолгую и очень трудную жизнь, её настоящее имя Ансина  Элефтеровна, однако все называли её на русский манер  Анфисой. 

Наши предки по маминой линии – понтийские греки, родом из города Карса. Русские отвоевали его у турков в 1877 году, а годом позже Карс вошёл в состав России. Вслед за русским войском, возвращавшимся на родину, шли греки и вытесняемые османами армяне.  Русские войска покорили горные районы Кавказа, и кавказские горцы – мусульмане уходили в Турцию. Опустевшие земли Кавказа заселяли миграционные потоки греков и армян. Но основная масса греческих семей стремилась к югу, ближе к морю.
 С потоком переселенцев прибыли на российскую землю и наши прадеды. Они искали лучшей доли в России, но оказались в гуще событий, перевернувших мир: пришлось пережить две революции и братоубийственную  Гражданскую  войну, но и после  этих событий греческий род не знал покоя, потому что в последующие годы  в отношении греков начались репрессии и насильственное переселение. Всё это было очень тяжело пережито, но не настроило их против русского народа, с которым они делили общую беду.
В 28 лет бабушка  Ансина  осталась вдовой с шестью детьми на руках, и это в тяжелейшие времена революции, Гражданской войны, голодовки, эпидемии тифа, испанки,  сложностей периода коллективизации. Удивительно: она выжила сама и сохранила всех шестерых детей, поставила их на ноги, дала образование, насколько позволяло трудное время.
 У бабушки было две особенности, которые помогали выжить ей и детям, – это колоссальное трудолюбие и кристальная честность. Она работала по найму, иначе говоря, батрачила. Работодатели всегда по достоинству оценивали её честность и порядочность в отношении к делу и, как правило, награждали за труд. Например, бралась она выполнить определенную работу за ведро картошки, а получала два. Поистине, честным быть выгодно. Отрадно, что наша мама унаследовала лучшие качества своей матери, она всю жизнь поражала всех окружающих своей неиссякаемой работоспособностью и удивительной честностью.

С 1929 по 1934 г. г. мама работала в колхозе «Ударник». Она была маленького роста, худенькая, но очень энергичная, бойкая, живая, спортивная – активная комсомолка, поэтому райком комсомола послал её в 1935 году учиться в совпартшколу  в город Новороссийск. В июне 1936 года она закончила учебу, и её направили работать в избу - читальню в станицу Ахтырскую. Тут она и познакомилась с папой, Неподоба Петром Трофимовичем 09. 01. 1915 года рождения, уроженцем станицы  Абинской. Он в то время работал в станице  Ахтырской « культурником», так называли тогда культработников, и был секретарём комсомольской организации колхоза.
Род нашего отца ведёт начало от запорожских казаков, переселившихся на Кубань в конце 18 века.  Наш дед Трофим Денисович участвовал в  первой Империалистической войне и вернулся с неё без обеих ног.  Передвигался он на самодельной  дощатой тележке на колёсиках – шарикоподшипниках. В руках держал самодельные деревянные опоры – толкачи, отталкивался ими от земли, и таким образом двигалась тележка на  шарикоподшипниках. Несмотря на своё беспомощное положение, он мог сам рубить дрова, вскарабкаться на дерево и даже подцепиться к набиравшему ход железнодорожному составу.  Вадим посвятил деду поэму «Трофим», в основу которой положил реальные факты из его жизни.
Род бабушки по папиной линии, Ульяны Григорьевны, также принадлежал к казачьему сословию.
Семья бабушки Ульяны и дедушки Трофима  была  имела четверых детей, огород, хозяйство и очень много трудилась, чтобы выжить в трудные годы.
С самого детства  папа проявлял незаурядные способности, но окончить школу ему не пришлось. Бабушка  рассказывала, что отец забрал ребёнка из школы после 3-х лет обучения. Учительница приходила к ним домой и убеждала, уговаривала родителей не отрывать одарённого ребёнка от учёбы. На что дед Трофим ответил: «Что ему – лавочником быть?  Три года  походил –  хватит!»
 Однако это не помешало папе стать образованным человеком, он постоянно занимался самообразованием и преуспел в этом. Он всегда очень много читал, любил  классическую литературу, много стихов знал наизусть, хорошо разбирался в вопросах политики, сельского хозяйства, экономики, а потому был очень интересным собеседником.
 В семье он, старший сын, являлся опорой для матери, потому что на её плечах  лежали все тяготы и заботы по воспитанию детей, хозяйству и уходу за мужем – калекой. Бабушка Ульяна была очень сильной духом, бесстрашной, трудолюбивой, острой на язык, с незаурядным чувством юмора. Именно бабушке Ульяне мы обязаны своим появлением на свет, так как  она спасла в годы  войны маму и старших братьев  от неминуемой гибели. Папа всю жизнь с любовью и уважением относился к своей матери, каждый год ездил к ней сам, а летом отправлял нас, старших детей, в станицу Абинскую, чтобы мы помогали ей по хозяйству.  Бабушка Ульяна окрестила нас всех в церкви, так как знала, что наши родители «идейные», атеисты и не могла допустить, чтобы внуки росли «нехристями». Мы очень любили бабушку и с нетерпением ожидали поездок к ней летом. Вадим так вспоминал об этом:
Там впереди без края лето,
И лес, и речка за селом.
И всё там бабушкой согрето,
И южным бархатным теплом…
И горя – словно не бывало…
В России было так всегда:
Что мать – судьба недодавала,
Дарила бабушка – судьба!

 Папа с молодых лет отличался не только высоким ростом, статностью, внешней красотой, но и живым умом, тягой к знаниям, чувством юмора, энергичным характером, трудолюбием и ещё многими другими достоинствами, перед которыми не смогла устоять молодая красивая гречанка Александра Чалукиди. Познакомившись с голубоглазым черноволосым, кудрявым красавцем,  она отказала своему ухажёру по имени Пётр и вышла замуж за другого Петра, нашего отца. Это случилось в сентябре 1936 года. Очень важно, что их соединило воедино глубокое чувство взаимной  любви, которое  стало на всю жизнь крепким стержнем нашего семейного бытия. (фото мама и папа 1938г)
Недолго длилось их семейное счастье, потому что уже через шесть месяцев, в феврале 1937 года, папу призвали на воинскую службу в г. Севастополь, в Черноморский флот. Это была тяжёлая разлука, потому что молодые не представляли жизни врозь. Папа убеждал маму, что она  должна поехать с ним. В качестве довода он сказал даже такие слова: «Может случиться так, что по не зависящим от нас обстоятельствам,  мы не увидимся никогда». Неужели предчувствовал войну?
 Мама была беременна первенцем, сразу поехать не могла, но в марте 1938 года  уехала в Севастополь и осталась там, чтобы всегда быть рядом с любимым мужем.


Рецензии