Письмо четвёртое

Отец мало общался со своими родственниками. У него было два брата и две сестры, и жили они неподалёку. Старший его брат Евгений жил в Н. Новгороде, тогда городе Горьком. Преподавал историю КПСС в университете. Даже книжку написал про местного революционера. Его я видел 2-3 раза. Отец старшего брата сильно уважал, а младшим Игорем, который жил рядом с нами, помыкал. Я с детства видел это почитание старших. Для меня это было необычно. Мама упрекала его за то, что он не ездит в гости к своим родственникам. Сама она любила ездить и общаться со своими тётями, дядями, двоюродными сёстрами. Но мамины родственники жили далеко, в Калуге и области. Она могла навещать их только летом, когда были школьные каникулы, а у неё отпуск. Наверное, её тянуло на родину. Почти каждую поездку она брала меня с собой. Если бы не моя троюродная сестра Лариса, мне было бы скучно среди практически незнакомых взрослых. Мной особо никто не занимался. Играл я только с Ларисой. Гуляли с мамой по Калуге. Город мне нравился. Посмотрели экспозиции дома-музея К. Э. Циолковского и музея космонавтики, торговые ряды. Оказалось, что старший брат бабушки Кати Иван или для меня дядя Ваня работал какое-то время с К. Э. Циолковским в одной гимназии. Он подарил мне фото К. Э. Циолковского и кожаный офицерский ремень. Ездили несколько раз в Полотняный Завод. Там гостили у тёти Тони. Осматривали усадьбу Гончаровых. Тогда в 60-е – 70-е годы она была в запущенном, полуразрушенном состоянии. Памятник А. С. Пушкину на берегу Оки белого цвета поразил меня маленького размерами. Из беседки на высоком берегу Оки открывались заокские виды прекрасной русской природы. По характеру я, наверное, в отца: не имею потребности общаться с родственниками и с дальними, и с ближними.
Помогать – помогу, а общаться, желания нет в отличие от своей сестры Ольги. Она общительная. Наверное, необходимо, чтобы человек расположил меня к себе, чтобы мне было с ним интересно. А так, разговаривать на неинтересные мне темы, у меня особого желания не возникает. Разве что от скуки.
Не могу не описать незабываемое путешествие на теплоходе по Волге из Горького до Астрахани и через некоторое время обратно. У соседки тёти Люси было две дочери: старшая Ира, младшая Галя, с которой я дружил.
Ещё у тёти Люси были родственники в Астрахани. Жили они в частном небольшом домике. Предварительно списавшись с ними и получив согласие на приезд, мама купила билеты на самую нижнюю палубу в 4-хместную каюту. Мы набрали еды и отправились. Тогда теплоходы перевозили пассажиров, а не туристов. Плыли или, как говорят моряки, шли 7 дней туда, и 8 обратно. В Астрахани жили несколько дней.
На теплоходе поначалу я вёл себя робко, но потом освоился и облазил его весь. Теплоход останавливался часто. В крупных городах стоял по 2-3 часа, на маленьких пристанях по 20-30 минут. На остановках мама покупала еду на всю компанию, а в крупных городах мы ездили на автобусные экскурсии. Запомнилась экскурсия по Волгограду. Мамаев курган, дом Павлова, сам вытянутый вдоль Волги город с многочисленными памятниками героям-защитникам города. В памяти осталось небольшое приключение по завершении экскурсии. Высадили нас у речного вокзала там, откуда и забирали на экскурсию. Мама с Ирой пошли в близлежащий магазин за продуктами, а нам с Галей сказали ждать их на лавочке. Пожалели малых деток. После утомительной экскурсии не таскать же их ещё по магазинам. Мне сидеть было скучно. Теплоходы были видны у причалов, как на ладони. Я уговорил Галю идти на наш теплоход, не понимая, что нельзя уходить, не предупредив взрослых. И мы отправились. В те времена ходило много именно пассажирских, а не туристических теплоходов. Волга ещё не утратила своего транспортного назначения. Причалов в Волгограде было около десятка, и я хорошо запомнил номер нашего причала. Мы с Галей отправились прямо к нему. Каково же было моё удивление, когда мы не обнаружили там своего теплохода. Я не ожидал такого поворота событий и совершенно растерялся. Что делать? Неужели теплоход ушёл без нас?
И вместо того, чтобы идти опять на лавочку и ждать маму, мы с Галей стали бегать вдоль берега по причалам и искать наш теплоход, совершенно не представляя себе, что могли подумать мама с Ирой, вернувшись к лавочке и не обнаружив нас там. Куда же делся теплоход? А он стоял на этом же причале только за двумя теплоходами, подошедшими позже. Причалов не хватало, и теплоходы причаливали друг к другу. Я этого, по неопытности, не знал. Теплоход перестроился, т. к. ему надо было скоро отходить. Слава Богу, что мама с Ирой нашли нас раньше, чем отошёл теплоход. Мы благополучно взошли на его борт и отплыли дальше. Я выслушал от мамы много неприятных слов и даже получил тумака.
На теплоходе вечером, когда темнеет, на открытой верхней палубе ставили экран и показывали кино. Вход был по билетам. Сначала мы покупали билеты, а потом какой-то мальчик показал мне ход, через который можно попасть в кино без билета. Я попробовал пробраться в этот ход за ним, получилось, но во время просмотра фильма я чувствовал себя неуютно. Всё ждал, что подойдёт ко мне контролёр и выведет меня, как безбилетника.
Однажды во время сеанса кино, а кино смотрели мы каждый вечер, я взглянул на небо и поразился. Небо было всё в ярких звёздах. Звёзды время от времени падали, оставляя яркий короткий след. Наблюдать эту красоту мне было гораздо интереснее, чем смотреть кино, которое я не понимал.
На маленьких остановках ближе к Астрахани мама и другие пассажиры покупали арбузы, дыни, овощи у местных жителей. Арбузы попадались неспелые и тогда пассажиры выбрасывали их за борт и они какое-то время плыли за теплоходом.
Следующее приключение, произошедшее со мной, научило меня не делать подлости и гадости людям. Дело было так. Теплоход сделал остановку на маленькой пристани. Мама, как и многие пассажиры, пошла на берег посмотреть, что продают местные крестьяне.
Я тоже пошёл прогуляться. Рядом с пристанью купались в реке местные ребята. Наверное, я позавидовал их весёлым играм на воде. Мне очень хотелось окунуться. Но было нельзя это делать без присмотра мамы. Тогда я набрал несколько небольших камушков на берегу, поднялся на верхнюю палубу и стал кидать камушки в ребят.
Не помню, попал ли я в кого из них, но помню, что им очень не понравилась моя бомбардировка. Они стали грозить мне, что придут и побьют меня. Я был уверен, что они не посмеют прийти на теплоход. Да их и не пустят. Вскоре камушки у меня закончились, и я пошёл внутрь теплохода. Через некоторое время я случайно выглянул на палубу и увидел, что один из мальчиков со второго этажа пристани перелезает через перила на теплоход. У меня душа ушла в пятки в предчувствии «смертельной» опасности. Я кубарем скатился по лестницам в свою каюту и закрылся на замок. С содроганием ждал справедливой расплаты за свой позорный поступок. Потом сообразил, что мальчик не видел меня и не мог знать номера моей каюты. Понемногу успокоился. Теплоход отошел от пристани, и все обошлось.
В Астрахани было очень жарко. Мама, Ира и Галя спали ночью на полу, а меня, как самого маленького, положили на диван. Поверхность старенького дивана оказалась продавленной и от этого наклонной и, возясь ночью, я падал как раз на Галю, спавшую рядом с диваном. Ей это не нравилось, да и мне тоже. Поэтому я тоже перешёл спать на пол. В Астрахани у соседей принимающей стороны в приусадебном участке рядом с забором рос виноград. Я тогда первый раз увидел, как растёт виноград. Конечно же, потихоньку лакомился, но всё же соседи заметили мои проделки и пожаловались на меня. Пришлось прекратить это занятие.
Астрахань помню плохо. Ходили гулять в Кремль, на мемориальное кладбище, где похоронены родители В. И. Ленина.
Ещё одно приключение случилось на обратном пути. Мама с Ирой купили несколько спелых арбузов в качестве подарка привезти домой. В каюте их разместили на полке над входом. А мы с Галей также занимали верхние полки, и оказались на одном уровне с арбузами. Однажды ночью в Куйбышевском водохранилище теплоход попал в шторм, началась небольшая качка, и арбузы в полной темноте попадали на пол каюты и разбились. Мама, как она потом рассказывала, проснулась от звука падения арбузов и решила, что упал я или Галя, или мы оба. Опустила ноги на пол, ища тапочки. Ноги заскользили на чём-то липком. Она решила, что это наша кровь и смертельно испугалась. Кое-как добралась до выключателя, включила свет и, обнаружив, что на полу разбитые арбузы, а мы с Галей спим, каждый на своей полке, успокоилась. Так мы лишились большинства, а может и всех арбузов, которые везли в подарок.
  20.01.17г. г. Ахтубинск


Рецензии