Сарай-Бату. Миниатюра двенадцатая

Из серии "Огни на Шёлковом Пути".


В 1242 году монгольский хан Бату, внук Чингисхана,  обосновался на Нижней Волге и создал здесь свое государство.

Так началась Золотая Орда.

Держава Бату была огромна: от Дуная до Иртыша, от Прикамья до Кавказа и Средней Азии. А здесь, в современной Астраханской области, был ее центр.

На территории села Селитренное расположено городище - следы Сарая-Бату, старой столицы нового государства, основанной Бату.

На высоком бугре над Ахтубой-рекой высился ханский дворец.

Легенды говорят, что он был украшен золотом, вот и стало государство называться Золотой Ордой.

При хане Узбеке, что правил с 1313 по 1341 годы, Орда достигла расцвета, а мавзолей хана, возможно, скрыт среди других усыпальниц недалеко от села Лапас в составе комплекса Дэвлет-хана.

Благодаря тяжелому труду пленных мастеров в Золотой Орде началось бурное градостроительство.

У нынешних сёл Комсомольский, Лапас, Самосделка, Красный Яр и Енотаевка в эпоху Орды был цветущий край.

Природу уже тогда преобразовывали.

Есть легенда про то, что река Ахтуба стала полноводной и судоходной после того, как был прорыт канал от Волги, и наполнено бывшее узкое русло.

Сарай был звездой Великого Шёлкового пути.

Купцы из Волжской Болгарии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Европы, Египта приезжали сюда.

Десятки лет исследуют археологи столицу Золотой Орды. Нашли гончарную и ювелирную мастерские, мечеть и подземный склеп, усадьбу знати, обнесенную стеной. В усадьбах были бассейны, к которым подходили водостоки.

В ювелирной мастерской делали бусы, перстни, браслеты, подвески и… пуговицы! Мастера знали сердолик, халцедон, слоновую кость, хрусталь и бирюзу.

В Сарае жил Коман-од-дин, врач и ученый из Хорезма.

Развивались геодезия, картография и астрономия: недаром нашли астролябию и квадрант.

На монетных дворах чеканили золотые, серебряные и медные деньги.

Облицовывали стены храмов и домов цветными поливными изразцами.

Выращивали сады. Пели песни.

Но... не стало Золотой Орды.

Не стало её ханов, красавиц, воинов, купцов...

Не стало Сарая Старого и Сарая Нового, замело песком улицы и бассейны, опустели мастерские и дома...

А  сам кирпич - звонкий и вечный, из которого был сложен Сарай-Бату, - понемногу разобрали и увезли вниз по Волге, чтобы строить каменный кремль молодой Астрахани...

Иллюстрация: картина Р.Тарковой "Сарай-Бату"
Техника: масло, ДВП, акрил, лак. 2020 г., г.Астрахань


Рецензии