О, Тартар!

Страшные муки, испытываемые грешниками в Тартаре вызывают в наши дни если не улыбку, то недоумение, поскольку наказания за совершенные прегрешения выглядят довольно странными хотя, если вдуматься..., но о сомнениях моих чуть ниже.
 Например, за то что Иксион лишь возжелал жену Зевса (опять же по версии самого Зевса), несчастного приковали к праздничному столу под вот-вот готовым упасть камнем, но самое ужасное, что рядом с едой, до которой он не может дотянуться. Рядом с носом жареные перепела, долма, сациви, а он лишь слюни глотает. Жуткое дело! Та же история с Танталом, стоящем по горло в воде, до которой не может дотянуться и под какими-то плодами, которых не достать рукой, хотя его грех куда серьезней - ему вменяется кража нектара и амброзии со стола олимпийских богов, клятвопреступление и даже убийство сына, блюдо из которого он подал все тем же богам, желая проверить их могущество. Такое же бессмысленное наказание получили 49 дочерей Даная, прирезавшие своих женихов - с тех пор эти дамы наполняют водой бездонную бочку. С одной стороны бред, бессмыслие, а с другой - данаиды обеспечены работой до конца света, что сегодня не так уж и плохо. Не боится за свое трудоустройство и Сизиф, катящий камень в гору и, кстати, еще вопрос, сам ли валун скатывается или это Сизиф, понимая, что в случае выполнения им подряда, останется без работы, сталкивает его. Может быть спокойна и Арахна - виси в Тартаре паучком и тки себе на здоровье до скончания времен, придумывай новые узоры, канты, тросики. Несколько иная версия наказания Эрисихтона, хотя если подумать, за один срубленный дуб, пусть и священный, боги прокляли его и он съел все, что было в доме, истратил все средства на еду, неоднократно продавал в рабство свою дочь (тут не совсем понятно - то ли он мошенник и продал ее сразу многим, то ли она каким-то образом каждый раз освобождалась, чтобы вернуться к любящему папаше, который тут же продавал ее первому встречному) и, в конце концов, начал грызть собственное тело, уничтожив себя. Что там добралось до Тартара неизвестно, видимо, по этой причине нет описания адовых мук почтенного Эрисихтона. Братьев Алоадов приговорили к вечному стоянию у столбов, к которым они привязаны змеями, а между ними сова (не знаю, что ужасного в сове, хотя там вполне мог быть и филин). И что ж такого они совершили жуткого? А всего лишь за любовь к Афине и Артемиде, которых они хотели взять в жены! То есть, парни-то были нормальные, жили по принципу Людочки из "Москва слезам не верит", все повторявшей - "Любить, так королеву, проиграть, так миллион!" Парни сыграли и продули. Вот с тех пор со змеями и стоят. Еще необычней месть Аполлона Мидасу, который судил его состязание с сатиром Марсием и, по мнению Мидаса, победил бога. Вдумайтесь, какой-то смертный присудил победу не богу-олимпийцу из ЦК Политбюро, а сатиру! Ясен пень, Аполлон обиделся. Несчастного Марсия подвесили на высокой сосне (не знал, что в Тартаре растут сосны), предварительно содрав с него кожу, а Мидасу Аполлон приделал ослиные уши, видимо, обрекая его на вечное унижение в Тартаре - представьте, какого это вечность ходить с такими ушами!
Из всего вышеописанного (а еще больше из не вошедших в описание странных преступлений и не менее удивительных наказаний) можно сделать вывод, что древние греки больше всего боялись голода, жажды и остаться без работы. Да, еще боялись, что на них упадет большой камень (эта фобия, по всей видимости, тянется еще с пещерных времен, где сталактиты (или сталагмиты? не помню) то и дело проламывали черепа неандертальцев). Да и сами греки (и не только!) любили камушком кому-нибудь в голову приложить, вот и перешло на загробные страхи.
Прошло несколько тысяч лет. Наказания изменились, стали более изощренными и жестокими, но страхи все те же (не считая придуманных христианами сковородок с чертями) - остаться без работы, умереть с голоду, не выпить...


Рецензии