Дар небесный

     В пору моего московского студенчества стипендия составляла сорок рублей. Один рубль пятьдесят копеек вычитали за проживание в общежитии, так что на руки ежемесячно приходилось тридцать восемь пятьдесят. Студенческий проездной стоил один рубль, сытно пообедать в студенческой столовой мы с девчонками умудрялись за семьдесят копеек. Отрезок времени, отведенный на каждодневные утренние сборы, проглатывали очереди в умывальник, так что мы обходились без завтраков, а ужины их отчасти компенсировали. Манящий запах картошечки, поджаренной с лучком на огромной сковороде, неторопливо гулял по коридорам общежития, зазывая гостей, парней с верхнего этажа, на вечерние посиделки. Компанейское общение, шутки, смех – непременные спутники студенческой жизни – частенько затягивались до полуночи. Жили скромно, но весело, и о деньгах не думали.

     Тогдашнее столичное изобилие удивляло. Я, наконец, поняла, почему в моем родном провинциальном городке на полках продуктовых магазинов в незамысловатом порядке выстраивались лишь консервы из морской капусты, и куда девалась колбаса и сливочное масло местного производства – снабжалась Москва. Но продукты меня мало интересовали. Я приклеивалась глазами к витринам с модельной обувью, мысленно примеряла модное платье «Cафари», окуналась во французские ароматы, отыскивая незабываемый запах «Diorissimo», покоривший меня волшебным, завораживающим созвучием запахов ландыша и сирени… Девчонка из комнаты напротив, получившая как-то в подарок эти дорогие духи, попросила мою упитанную соседку по койке открыть пузырёк. Пальцы скользили по золотому глянцу крышечки, и соседка, обернув её краем своего халата, приложила богатырское усилие, отломила крышечку и почти всё содержимое пузырька вылила на себя…

     Больше всего мне нравилось посещать ЦУМ, и предвкушая скорое наступление лета, я отправилась туда после занятий, чтобы поглядеть, чем торгуют. На обратном пути решила немного пройтись пешком. Странно, но народ, обычно толпившийся в центре столицы, в этот момент куда-то исчез. Я шла вдоль Петровского пассажа почти в одиночестве. За мной лишь ковыляла дряхлая старушка. Она охала и ахала, медленно переставляя ноги.

     Дыша полной грудью, я размышляла, что бы съесть на ужин недорогое и сытное. Остановилась на котлетах. В магазине в здании нашего общежития продавались полуфабрикаты по двенадцать копеек за штуку. И жарились они быстро.

     Вдруг мне прямо на голову обрушился денежный поток. Верится с трудом? Но это действительно так! Через несколько секунд у моих ног лежала куча десятирублевых купюр. Сразу оценить количество было сложно. От неожиданности я отпрыгнула и застыла на месте.

     Пока я стояла в недоумении, бабулька, ползущая за мной, увидев денежную россыпь, сложила молитвенно руки, перевела взгляд на небо, воскликнула: «Ой-ё-ё-й» и лихорадочно принялась собирать червонцы. Она быстро подняла их все до единого, прижала к груди и рванула вперёд почти бегом. Старушка всё ускорялась и ускорялась, затем юркнула то ли в какую-то арку, то ли в подъезд. Я не успела сообразить, как бабка уже исчезла из виду.

     Вспоминаю эту картину и улыбаюсь. Думаю, сейчас я бы поступила точно так же и не взяла бы деньги, сколько бы их ни лежало у меня под ногами. Почему? Если я стану говорить о совести, о том, как можно взять чужое, это же – как украсть, не поверите ведь.

     Некоторые из моих знакомых считают, что подобным образом нам свыше посылается помощь. А принять её или нет, мы выбираем сами.

     До сих пор нередко нахожу на улице деньги, суммы, правда, небольшие. Если поблизости никого нет, прохожу мимо. А если вижу впереди идущего – окликаю и интересуюсь, не его ли потеря одиноко лежит на дороге. Машинально пошарив в карманах, пешеход признается, что его.

     В девяностые годы после проведения денежной реформы появились купюры нового образца. Денежный дефицит собирал в почтовых отделениях огромные очереди за пенсиями, люди злились, ругались, и вырвав, наконец, свои кровные, скорей спешили покинуть душное помещение.

     В то время перед Женским днём мне прислали денежный перевод. Уставшая от наплыва шумных посетителей кассир отсчитала двадцать тысяч крупными и добавила запечатанную банковскую упаковку – ещё тысячу рублей. Счастливая от того, что денег мне хватило, и не придётся выстаивать ещё раз, я отправилась домой.

     Положив деньги в ящик стола, вспомнила о них в праздник, решив купить часы. Тысячи рублей должно было хватить, я достала банковскую упаковку и, взглянув на неё, не поверила глазам. Надпись «Десять тысяч рублей» испугала меня. Сорвав бумажку, я начала лихорадочно пересчитывать деньги. Так и есть – вместо десяток мне дали сотни. Внутри похолодело. Лишних девять тысяч – шутка ли? Это не одна зарплата почтового работника, и я представила, сколько слёз уже пролила кассир из-за пропавшей суммы.

     В этот день вернуть деньги не удалось – выходной. Наутро, отправляясь на работу, я ругала себя за невнимательность и переживала, как вечером буду смотреть в глаза почтовому оператору.
 
     – Оставь их себе, ребёнку что-нибудь купишь, – посоветовал кто-то из коллег.
     – Не слушай его… Всё правильно, – поддержали меня другие. – Деньги нужно вернуть.

     После трудового дня я явилась на почту. Идеальная тишина и отсутствие клиентов с порога дали понять: «Денег нет». Кассир сидела на месте, уставившись в одну точку.

     – Недавно я получила перевод, и вы мне дали лишние деньги, – негромко сказала я, подойдя к стойке.

     Работник почты встрепенулась, округлила глаза и едва слышно спросила:
     – Сколько?
     – Девять тысяч, – громче произнесла я и, размахивая одной рукой, продолжила:
     – Понимаете… Вы мне дали двадцать тысяч крупными и ещё банковскую упаковку. Извините, но то, что в ней не тысяча, а десять, я заметила только вчера.

     Выложив все полученные купюры, я отсчитала свою сумму, а остальные вернула.
Сотрудник почтового отделения сидела с таким видом, словно её ударили обухом по голове, глаза наполнились слезами.

     Услышав моё признание, из кабинета со словами благодарности выбежали заведующая и приёмщица посылок и сообщили, что их коллеге пришлось оплатить недостачу из своих средств и при этом влезть в долги.

     Ещё раз извинившись, я пошагала к выходу. Кассирша, наконец, пришла в себя и прошептала:
     – Спасибо.

     Домой я возвратилась с лёгким сердцем.

     – Не радуйся, что нашёл, и не тужи, что потерял, – часто говорила моя бабушка.
     Всё найденное – чья-то потеря, а значит, и горе. На чужом горе не построишь своего счастья.

     Только с позиции прожитых лет понимаешь, что дар небесный – конечно же, не деньги, доставшиеся лёгким, порою сомнительным способом. Это, прежде всего, способность честно поступать по отношению к людям и к самому себе. При рождении этот подарок даётся каждому, и лишь от человека зависит, сберечь его или нет до жизненного конца.


Рецензии
+!Было странное возражение от ПРОЗА.РУ: Ваша рецензия слишком короткая... Мне-то казалось, она чудовищно ёмкая.

Артём Яковлев   12.12.2023 11:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.