Об абортах у неевреек бней ноах

ОБ АБОРТАХ У НЕЕВРЕЕК

Краткое содержание.
Насчёт того, до какого срока нееврека имеет право сделать аборт без медицинский показаний (т. н. по желанию женщины), мнения мудрецов Торы разделились.
Есть мнение раввина Вайнера ("90 законов", стр. 79), что аборт без медицинских показаний запрещен нееврейке даже до 40 дней с момента зачатия (до 7 гинекологических недель).
Есть мнение раввина Ури Шерки ("Брит Шалом" 5.7), в котором сказано, что аборт в течении первых 40 дней (до 7 гинекологических недель) с момента зачатия нееврейке разрешен.
Есть мнение автора "Мале ароим ;;; ;;;;;;" раввина Yaakov Zvi Yalish на основе анализа истории Иуды и Фамарь (Бытие/Берешит 38:24) считал, что Бней Ноах наказывают только за убийство доношенного плода сроком больше трех месяцев (13-14 гинекологических недель), что, в принципе, соответствует украинскому и российскому законодательству (12 недель).
Мне кажется, что государственное законодательство должно строится на самом облегчающем мнении мудрецов. А в личной жизни человек может придерживаться более строгой позиции.

ОБ АБОРТАХ У НЕЕВРЕЕК

Насчёт того, с какого момента зародыш в утробе матери считается одухотворённым, есть разные мнения у мудрецов.
Есть мнение в Торе, что душа человеку даётся уже в момент зачатия. Основываясь на этом мнении, некоторые мудрецы полагают, что аборт нееврейке без медицинских показаний запрещён на любом сроке (раввин Моше Вайнер «90 законов» страница 79). Действительно, неодухотворённая плоть мертва и подвержена разложению. Даже неоплодотворённые яйцеклетки и сперматозоиды являются формой жизни, а тем более оплодотворённая яйцеклетка (зигота).
Попробуем посмотреть на это мнение со стороны медицины и биологии. В развитии человека первое деление зиготы (образование 2 бластомеров) происходит приблизительно через 26-30 часов после оплодотворения. Второе деление (образование 4 бластомеров) - через 36-42 часа после оплодотворения. Третье деление дробления (образование 8 бластомеров) - через 66-72 часа после оплодотворения. У животных с регуляционным развитием (например, у человека и иных млекопитающих) бластомеры на этапе дробления в определённой степени взаимозаменяемы, утрата части бластомеров не приводит к аномалиям развития, разделение эмбриона на этапе дробления на две группы бластомеров может приводить к появлению однояйцевых близнецов. То есть однояйцевых близнецов теоретически может быть 8. Сколько в таком случае душ посылается в момент зачатия?
Большинство мудрецов Устной Торы считают, что душа в лоне матери формируется постепенно, и вопрос должен стоять о том, с какого времени её можно считать более-менее полноценной человеческой душой, находящейся под защитой закона.
Многие авторы Святых Книг полагают, что на сороковой день после зачатия плод должен считаться сформированным, а потому одухотворённым (Нида 30б), а до этого момента он считается просто водой (****от 69б, Рамбам «Мишне Тора. Законы запрещённых связей, глава 10).  Скорее всего, именно на  основании этих мнений раввин Ури Шерки постановил, что аборт в течении первых 40 дней (до 7 гинекологических недель) с момента зачатия нееврейке разрешён ("Брит Шалом" 5.7). В это время на кистях рук уже можно увидеть межпальцевые промежутки, но самого разделения на отдельные пальцы пока нет. У эмбриона начинает развиваться лицо, на котором появляется носовая ямка. В этом месте немного позже образуется нос. Также на седьмой неделе происходит начальное развитие ушных раковин. Они начинают образовываться из двух возвышений на голове, происходит формирование обеих челюстей. Седьмая неделя характеризуется таким важным событием, как образование системы кровообращения женского организма и плода, а также пуповины. Возникает маточно-плацентарный кровоток. Отныне тканевое дыхание и питание плода происходят посредством материнской крови. Будущий ребёнок попадает под защиту организма мамы. Эмбрион к началу восьмой недели имеет длину 15-20 мм.
Ещё есть мнение, основанное на непосредственно на Библии (Письменной Торе) что плод считается сформированным только после трёх месяцев беременности.  Для этого нужно вспомнить историю про Йеуду и его невестку Тамар. Тамар подозревали в запретной связи, как сказано (Бытие/Берешит 38:24) «И было: при утроении месяцев поведали Йеhуде, говоря: блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Йеуда: Выведите её, и будет она сожжена!». Согласно большинству мнений у Йеуды и Тамар был статус ноахидов. Поскольку Тамар была на тот момент беременна, то как Йеуда мог сказать, что её нужно казнить? На первый взгляд, следовало бы дождаться рождения ребенка и лишь тогда приводит казнь в исполнение! Автор Мале ароим раввин Yaakov Zvi Yalish пишет, что неевреи (Бней Ноах) наказывают за убийство только доношенного плода. А раз срок беременности в нашем случае не превышал трёх месяцев (14 гинекологических недель), то в этом не было нарушения. Данный срок как раз соответствует российскому и украинскому законодательству (12 недель).
Всё-таки ставить знак равенства между абортом и убийством рождённого человека не совсем корректно. Для этого можно сравнить наказание за непреднамеренное убийство человека и непреднамеренное причинение выкидыша женщины.
 «Тот, кто ударит человека, и он умрёт, смерти предан будет. А если он не метил, но Бог попустил ему под руку, то назначу тебе место, куда ему бежать (города укрытия)» (Исход/Шмот 21:12-13). «И не берите выкупа за бежавшего в свой город укрытия, чтобы (ему) возвратиться (и) жить на земле до смерти первосвященника». (Числа/Бемидбар 35:32). То есть причинение смерти человеку по неосторожности является серьёзным уголовным преступлением, за которое грозит серьёзное наказание – изгнание, которое не может быть заменено денежным выкупом.
 «Если двое подерутся и ударят беременную женщину, и это вызовет у неё выкидыш, но другого вреда ей не было нанесено, то тот, кто виноват, должен заплатить штраф, и муж той женщины пусть решает, какой должен быть штраф, а ему в этом помогут судьи» (Исход/Шмот 21:22). Штраф заключался в уплате мужу возмещения за детей, оценивая разницу в цене беременной и небеременной рабыни (Мельхита). То есть, причинение выкидыша женщине в этом случае убийством не считалось и входило в сферу гражданского-административного производства, а не уголовного. Причём, как мы видим, в данном случае речь идёт о желанном, пусть, возможно, даже не запланированном, ребёнке.
Таким образом, аборт до определённого срока можно вывести из сферы уголовного законодательства.
Хоть я противник абортов, мне кажется, что государственное законодательство должно строится на самом облегчающем мнении мудрецов, в данном случае, на мнении автора Мале Ароим, определяющего крайний срок для аборта в три месяца, а в личной жизни человек может придерживаться более строгой позиции. Мы  не должны быть к людям более строгими, чем мудрецы Торы. «Запретив людям разрешённое, ты приведёшь их к запрещённому. А назвав слабый запрет сильным, ты толкнёшь их к самым страшным и сильным преступлениям от отчаяния. Обо всем этом говорил Соломон, сказав: «Не будь слишком большим праведником» Мидраш ха-Неелам – Сокровенный Мидраш. Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя? (Екклесиаст 7:16).
Я, исходя из мнения некоторых мудрецов Торы,  аборт до 13-14 недель, а тем более до 12 недель, грехом или убийством не считаю, но считаю беременность шансом, который   Всевышний даёт паре, чтобы что-то поменять в своей жизни и мироздании. Как им распорядиться - решать, конечно, женщине, и ей, в принципе, дано такое право. Но зачем выбрасывать счастливый билет в мусорное ведро? Мой жизненный принцип: дают – бери и не отпускай.

Р.S. В советский период было произведено сотни миллионов абортов, но в основном в сроки до 12 недель. Пусть Всевышний, ориентируясь на мнение некоторых мудрецов, не защитает их нашим народам за грех. А мы должны работать над тем, чтобы свести это явление к минимуму. Борух Ашем.


Рецензии