В отпуск

   Нормальные дороги всегда ведут в обход. 
Не смейтесь. Ну - самая короткая дорога из моей глухомани к самой западной точке России, а тогда РСФСР, пролегала через Москву. Четыре часа лёту, пересадка, ещё полтора часа лёту - и я на месте.
  Но гладко было на бумаге, да ещё в сезон отпусков! Билетов до Москвы в кассах не было. Ни для рядовых отпускников, ни для усатых, в кепках-аэродромах, кавказцев, заколачивающих бешеные бабки на областном рынке, ни для командированных, обречённо  бегающих со своими удостоверениями по кабинетам аэропортовского начальства.
Тупик...
Однако - кто не хочет - ищет причину, кто хочет - способ. "Дорога в тысячу ли начинается с первого шага." - сказал Конфуций, и...
- А куда есть билеты?
Замотанная кассирша не поняла вопрос.
- Куда вам надо, молодой человек?
- Куда угодно, лишь бы подальше!
У кассирши от изумления брови полезли на лоб:
- Есть место в Воркуту...
Я прикинул, сколько шахтёров жаждет на юг, и решил, что из Воркуты не выберусь никогда.
- А ещё?
Кассирша потыкала по клавишам компьютера:
- Есть  в Новосибирск два места и в Целиноград - почти пустой рейс. Ходь десять билетов покупайте.
Ага - Новосибирск - на восток. Целиноград - почти на юг...
- О! Давайте Целиноград!
Тогда это был не сегодняшний роскошный Нур-Султан, и даже не Астана начала двухтысячных, а самый заштатный городишко. Кассирша покачала головой и протянула мне билет.
  Целиноградский аэропорт был гулок и пуст. Молодая казашка за окошком кассы откровенно скучала, но...
- Билеты есть, куда хотите. Керосин йок! Когда привезут - тогда и полетим в Москву. А пока - ждите. Гостиница рядом. Мест навалом. И ресторан - лучший в городе.
Что могучая рука тотального дефицита добралась до Аэрофлота я и не подозревал.
- А может, есть куда-нибудь рейс? Который заправить смогли. Не в Москву, но...
- А что, тебе, парень, не в Москву?
- В Москву, в Москву! Но если ...
- На Киев борт сейчас уйдёт. Регистрация уже закончилась.
- Спасайте, красавица! Бога буду молить за вас весь отпуск!
Людям приятно спасать себе подобных. Кассирша подняла трубку и зачастила на казахском в трубку. Я не понимал ни слова, но по тому, как она протянула руку, всё понял.
Деньги перекочевали в её ладонь, билет в мою руку.
- Парень, быстро - к служебному входу в кассы, я тебя прямиком на поле выведу. - она закрыла окошко.
Ах, как мы, наверное, красиво смотрелись рядом, молодой светловолосый мужчина с "дипломатом" и стройная, с волосами цвета  вороного крыла, девушка, когда бежали рядом от терминала к самолёту.
Я уже взлетал по трапу, когда услышал:
- Сдачу забери! Забери сдачу!
Обернулся:
- Это Вам на цветы! Спасибо!
Борт на Киев тоже был наполовину пуст. Где отдыхали тогда целиноградцы-отпускники, я так до сих пор и не знаю.
  А в Киеве всё было просто. Киевляне на море ездили на поезде. Билеты были - куда хочешь. Купил.
 И чтобы убить время зашёл в чистенькую пустую парикмахерскую на втором этаже.
- Стричься будем? - с кресла поднялся сухонький старичок-еврей с пышной шевелюрой совершенно седых волос и грустными глазами. Он почему-то вызвал у меня мгновенную ассоциацию - бог Саваоф на пенсии. Мудр и отстранён от всего бренного, почти невесом, пусть мал ростом, на голову ниже меня, но когда я посмотрел ему в глаза, то у меня возникло ощущение, что я смотрю снизу вверх.
- Да. Коротко. Очень коротко. - Давно пора было распрощаться с волосами до плеч, этого требовало моё служебное кресло, но я всё тянул.
- Это можно. Но сейчас совсем коротко не носят. Нет, носят. Но, простите, на зоне. Вы шо, летите туда?
Я улыбнулся.
- В отпуск я лечу, в Москву.
- Тем более! Вот вы думаете, шо встречают по одёжке? Таки да, когда вы один в костюме от Валеры Любивого*. А если пришли два костюма от Валеры? Тогда главное, шо на голове, и я не имею в виду шляпу!
- И что вы предлагаете?
- Я предлагаю? Нет! Я даже... - Он задумчиво пощёлкал ножницами. - Я буду вас укорачивать, вот шо я буду. А вы, молодой человек, будете это смотреть. И когда поймёте, скажете мне сами.
   Что я должен был понять, я не понял. И просто кивнул.
   Мне больше ни разу в жизни не довелось побывать в руках Мастера. Поэтому я помню этого парикмахера до сих пор. Его сильные, но добрые руки, мягкий говор; он разговаривал как бы и со мной, и с какой-то незримой аудиторией - о политике, о нынешних нравах, о том, что перестройка загонит страну в могилу - тихим голосом, но очень выразительно, употребляя непривычные для меня обороты и слова. Вот, к примеру,  что такое "шлимазл" я узнал совсем недавно...
Время шло, и я стал поглядывать на часы.
 Парикмахер встревожился:
- Молодой человек, вы шо,так сильно торопитесь?
- Я сидел бы в этом кресле вечность, но самолёт...
- Успеете! - Он уже подправил мне бритвой виски, и сдёрул простынку - Смотрите в зеркало...  Я вам имею сказать, что я не бог, который мир за семь дней создал, но посмотрите-таки на этот мир вокруг, и посмотрите на эту нашу причёску!
- Спасибо! - я протянул ему деньги
- И вам, молодой человек! Прилетайте ещё!
    А сам отпуск... В памяти от него ничего не осталось - обычная, пустая суета.
  ____________
*Валерий Любивый - легендарный киевский закройщик-модельер.
.
Апрель-декабрь 2020


Рецензии
Да, из таких, запоминающихся маленьких кусочков "бытия" и состоит наша жизнь...
С уважением, Геннадий.

Геннадий Чергизов   06.02.2021 07:26     Заявить о нарушении