Моим выпускникам. Часть третья
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МНОГОГРАННА, В НЕЙ НЕВОЗМОЖНО ВСЕ ЗАПЛАНИРОВАТЬ. РАССКАЗЫВАЮ О СОБЫТИЯХ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДИЛИ С ВЫПУСКНИКАМИ 1985 ГОДА, ПОДОБНОЕ СЛУЧАЛОСЬ И В ДРУГИХ КЛАССАХ.
Начало сентября, в классе провела беседу о культуре поведения в общественных местах, мне казалось, что ученики меня внимательно слушали и правильно поняли. В этот день мой рабочий день окончился ближе к вечеру, переступила порог учительской и от неожиданности замерла. Завуч отчитывала группу моих подопечных за порчу школьного имущества. Свой гнев переключила и на меня, требовала срочно провести беседу на эту тему, немедленно отмыть туалет в школьном дворе, который мои невоспитанные девятиклассники забросали спелыми помидорами. Я, как провинившаяся, стояла, низко опустив голову, думала о том, что, видимо, впустую потратила час, напрасно надеялась, что мои слова о правилах поведения дошли до ребят. Но, ни один из виновников происшествия не стал отрицать своей вины, все молча, взяли в руки ведра и тряпки, вместе со мной спустились в школьный двор, смыли красные пятна от томатов, а вечером хорошо забелили стены школьного туалета, и он вновь стоял таким, как по окончанию ремонта.
После того случая бесед о культуре поведения было проведено немало, часто, для большей наглядности, их сопровождали сценками из жизни. Ошибкой было бы не учитывать подростковый возраст и готовность каждого соблюдать правила поведения в те годы. Одни понимали и принимали эти правила в годы учебы, другим о них напомнили их дети, которые точно так же совершают подобные проступки.
Откровением для меня стал один случай. Начало октября. В День Учителя уроки сократили до 30 минут, совсем короткими были перемены. Каждый преподаватель, возвращаясь из моего класса, напоминал об отсутствии троих подростков. Но уроки окончились, и дежурные провели уборку кабинета и разошлись по домам. В учительской администрация школы поздравляла всех с праздником. Неожиданно приоткрылась дверь, в ней появилась голова Андрея П., одного из пропавших учеников, он глазами нашел меня, жестами потребовал срочно выйти. Дождавшись паузы в поздравлении, вышла. Пропажа нашлась, передо мной стояла сияющая троица подростков, от нее выдвинулся улыбающийся Андрей, поздравил меня с праздником и протянул коробку, в ней - часы с кукушкой. Я поблагодарила ребят за подарок, вернулась в учительскую. Много случаев озорства, проказ от них, получали учителя, в том числе и я, до получения подарка, еще больше - позднее. Но они забылись. В памяти сохранились сияющие лица ребят и Андрея, заглядывающего в учительскую.
Окончился учебный год и экзамены за девятый класс. Ребятам предстояло своими силами приготовить школу к новому учебному году. Тридцать семь человек поделили на две группы. В школу каждый приходил в спортивной одежде, часто с малярными кисточками, ремонтировали места общего пользования трех этажей и отдельные кабинеты. Начинались работы с кабинета директора, где распределяли задания, по окончании смены, там же - подводили итоги. Я ежедневно расписывалась об ответственности за здоровье каждого в начале первой и второй смены, неоднократно переходила с этажа на этаж, заходила в кабинеты, где работали ребята, предупреждала о том, чтобы были более осторожными, и не свалились из большого окна. На одном этаже был хорошо слышен дуэт, маляры стояли на подоконнике, красили окно и громко пели песню, в ней постоянно повторялись слова: «Николашка - дурачок, калач стоит пятачок»… В это время громкий смех слышался с лестничной клетки, где группа ребят уверенно работала кисточками. Работа первой смены подошла к концу, в кабинете директора ребята услышали хорошую оценку своего труда, и мы отправились к завхозу. Я отмывала от краски грязные руки, а в это время ребята, прежде чем отмыть руки и кисточки, оставляли автографы на футболках друг другу, предлагали оставить автограф и мне, но я отказалась, ожидала работа со второй сменой. Позднее у меня оказалось множество автографов на совместном фото, огромном географическом атласе мира, и незаменимой в работе указке.
В августе эти же ребята две недели работали в городском трудовом лагере «Солнечный», мы жили в летних домиках на берегу пруда за селом Старый Хопер. Постоянно собирали овощи в поле. На ежедневных утренних и вечерних линейках распределяли задания и подводили итоги, отмечали передовиков и отстающих, на досуге соревновались по различным видам спорта, проводили вечера отдыха, купались в пруду, подружились с ровесниками других школ, соревновались с ними на уборке овощей, в спорте и культурно-массовой программе.
Проверки ребят на прочность продолжились осенью на полях колхозов и совхозов, куда ежедневно приезжали с собственными рабочими инструментами, в зависимости от вида работы. Однажды, потребовались ведра и ножи, чтобы собрать с большого поля сахарную свеклу, сложить ее в большие кучи, а затем обрезать ботву. И вот мы на поле. Все прошли по длинному ряду два раза, собирали, складывали свеклу. Когда вновь начали возвращаться назад, неожиданно несколько человек отделились от всей группы и исчезли в дальней канаве, не подавая признаков жизни. Мне пришлось бежать к ним через огромное поле, громко взывать к совести. На этом инцидент был исчерпан. Виновники все поняли, до конца уборочной подобных случаев больше не происходило.
Подошел к концу последний учебный год. На линейке выпускники школы получали грамоты за отличную и хорошую учебу, активное участие в жизни школы, хороший труд на ее ремонте, участие в сельскохозяйственных работах на полях района. Мы вместе преодолевали и преодолели первую ступеньку во взрослую жизнь. Семнадцатилетние юноши и девушки окончили среднюю школу, сдали экзамены и получили долгожданные аттестаты.
Прошло немало лет. У вас, возможно, сохранились фотографии школьных лет, где вы с метлами, ведрами, лопатами, касками на голове, с ваших проводов в ряды вооруженных сил, мест вашей дальнейшей учебы, работы, и конечно, множество семейных.
Каждый из вас давно живет взрослой жизнью, научился преодолевать собственные ступеньки, рытвины и ухабы. Жизнь учила и учит вас любить, жалеть, помогать, сострадать, переживать, не делать плохо другим, готовит преодолевать очередные преграды.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ, ДОРОГИЕ МОИ УЧЕНИКИ! КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ СЕМЬЯМ! СВЕТЛОЙ ДОРОГИ! ДО ФИНИША КАЖДОМУ ЕЩЕ ДАЛЕКО! СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ВЫ НЕ ТОЛЬКО БЫЛИ, НО ОСТАЛИСЬ В МОЕЙ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ!
Свидетельство о публикации №221020600301