Семья поэта

Наблюдая поведение отца и братьев, я до 20 лет вполне серьёзно  была уверена, что мужчинам не бывает больно, страшно или холодно. Помню, в 16 лет Славик заболел паховой грыжей и всю ночь вслух читал стихи наизусть и пел песни, так он боролся с жуткой болью. За всё время болезни мы не слышали от него ни единого стона, ни жалобы.
Был случай, который хорошо запомнился,  потому что в самом юном возрасте нам пришлось пойти на «подвиг» ради спасения своих братьев, сестры и соседских детей.
 Случилось это 7 ноября 1953 года. По случаю годовщины Великого октября в клубе проходило торжественное собрание с концертом. Мама уговорила соседку тётю Марусю Сопину пойти в клуб, так как она никогда никуда не ходила, кроме  домашней работы и  пятерых детей, ничего не видела. Встал вопрос, как быть с детьми? И у тёти Маруси, и у мамы имелись младшие дети Люда и Юра, которым ещё не исполнилось 3-х лет. Старших детей «поделили»: на попечение 16-летней Раи Сопиной  оставили  малышей: нашего Юру и их Люду, а также  пятилетнего Валеру.  Чтобы Рае не было страшно, к ней приставили нашего 14-летнего Славика, крепкого, не по годам серьёзного и ответственного мальчика. Мы дома остались вчетвером: 12-летний Вадик, 10-летняя Люда, 8-летняя Люба, то есть я, и 6-летний Виталик.
 
Всё было хорошо, совсем не страшно, мы весело играли. Вдруг, часов в 9 вечера, услышали громкий стук в оконные ставни, потом стук повторился. Конечно же, мы с Людой перепугались. Виталик  к этому времени  уже спал. Вадим не растерялся, схватил линейку и, целясь из неё, как из пистолета, грозным «басом» прокричал: « Кто там?! Стрелять буду!» Похоже, его услышали, стук в ставни прекратился. Мы выключили свет и припали к единственному окну, где ставни оставались открытыми. Оно выходило в огород. В  темноте мы рассмотрели силуэт человека, который полз, поднимался и снова полз. Детское воображение тут же нарисовало картину: мы окружены бандитами. Стали прислушиваться. Через какое-то время явственно услышали мужской голос, доносившийся от соседей. Поняли, что «бандиты» окружили ещё и дом соседей. А там - девочка, три маленьких ребёнка и защитник Славик – один!  Нужно было бежать за помощью к соседям, мы точно знали, что дядя Вася Пантелеев в клуб не пошёл. Но ведь дом окружён! Стоит только  поднять крючок двери, как бандиты ворвутся в дом и убьют нас! Что же делать?!
 
Вдруг мы отчётливо услышали треск ломаемых досок и поняли, что «бандиты» прорываются в дом Сопиных. Они убьют наших братьев и соседских девочек! Медлить нельзя ни минуты! Вадим не показывал страха, держался мужественно, он решил бежать к дяде Васе за помощью и приказывал нам с сестрой немедленно за ним закрыть дверь на крючок.  Людочка закричала и вцепилась в Вадима: «Не уходи!! Нет!! Мне страшно!!» Сестрёнка росла маленьким и слабым ребёнком, поэтому уменьшительно – ласковое  имя «Людочка» закрепилось за нею на всю жизнь.
Треск ломаемых досок не смолкал, надо было срочно бежать за помощью. Страх за жизнь братьев оказался сильнее страха за свою жизнь. Я решилась: «Вадик, поднимай крючок!»
До сих пор помню леденящий ужас, охвативший меня, когда одна  оказалась в темноте  и  бежала  со всех  ног, уверенная, что за мною гонятся бандиты, и кричала что было сил, призывая на помощь дядю Васю, но звуков своего голоса не слышала, голос от страха пропал. Оказавшись во дворе соседей, почувствовала себя в относительной безопасности и  продолжила звать дядю Васю, стуча кулачками в двери.  Он вышел, я рассказала ему о нападении  «бандитов».
 Возле дома Сопиных уже было тихо. Дядя Вася взял лом и пошёл прямо через огород к соседям, я – за ним. Теперь было не страшно, не терпелось узнать, живы ли дети.
Вместо воображаемых жутких бандитов мы увидели одного пьяного мужика без шапки. Штакетный забор  перед  домом  был превращён в щепки. 
- Браток, а что ты тут делаешь? – спросил дядя Вася.
- Жена домой не пускает, - пожаловался незнакомец.
- А где ты живёшь? – поинтересовался дядя Вася.
На улице Кочергина… - пробормотал мужик.

Всё стало понятно: спьяну он перепутал дорогу и спустился с насыпи в противоположную сторону. Чужой дом принял за свой и был уверен, что   жена не пускает его домой. Он в ярости крушил всё вокруг, рвал двери, угрожая убить её. В то время не было внутренних замков, дверь изнутри закрывали на крючок, который легко срывался, если  сильно трясти дверь. Можете себе представить, что пришлось пережить детям?!  Они забились под стол и в ужасе кричали, слыша угрозы незнакомца. Рая тоже залезла под стол, накрыла детей, как наседка, и тоже плакала от страха.  Четырнадцатилетний Славик вёл себя как истинный мужчина: грудью «держал  фронт», то есть дверь и крючок,  не уступил в силе  разъярённому взрослому мужчине, а главное, не испугался, не убежал, не пал духом,  ведь он защищал жизнь детей.
Дядя Вася проводил пьяного до переезда и указал ему дорогу.
Вскоре пришли родители, мы рассказали о происшествии, и они навсегда сделали для себя вывод: не оставлять без присмотра дома одних, даже повзрослевших детей.
Виновник переполоха пришёл на следующий день с извинениями, и отец вернул ему шапку, перепачканную мазутом, которую мы нашли в огороде. Нам жутко было на неё смотреть, так как она  являлась вещественным доказательством того, что случившееся не было страшным сном.

Отрывок из книги "Семья поэта", посвящённой брату Вадиму, Заслуженному деятелю искусств Кубани.


Рецензии
Замечательный рассказ. Сколько страху дети натерпелись. Слава Богу, что всё обошлось. Это был действительно подвиг, без всяких кавычек. Молодцы ребята. Честь им и хвала. Всего хорошего! Татьяна.

Георгиевна   06.02.2021 14:40     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Эта история - отрывок из книги "Семья поэта", над которой сейчас работаю.У нас действительно была особенная смья, жаль, что осталась я одна. Книга посвящена юбилею брата Вадима, известного и любимого на Кубани поэта.

Любовь Кушнир   06.02.2021 18:56   Заявить о нарушении