Пиранья

В Советском Союзе выпускалось очень много научно-популярной литературы для  детей и подростков. Но эта литература была интересна и взрослым.  В нашей семье выписывалось несколько таких журналов. Сейчас я уже не помню, в каком из них я прочитал о рыбе пиранья, очень прожорливой хищницы, живущей в реках Южной Америки.  В статье об этих рыбах приводился пример, как человек сунул кисть руки в воду реки Амазонки, а вытащил одни кости, все мышцы кисти были мгновенно обглоданы этими рыбами, которые плавают огромные стаями. 

Пиранья — вид хищных лучепёрых рыб из семейства пираньевых  или, по устаревшей классификации, из подсемейства пираньевых  семейства харациновых .
Длина тела составляет около 15 см, максимальная — 50 см. Максимальная масса тела 3,9 кг.

У всех пираний большие рты с выступающими острыми зубами. Виды пираний отличаются друг от друга расцветкой: у большинства рыб оливково-зелёная или чёрная с синевой спина, а брюхо и бока тёмные или серебристо-серые.

Плоские зубы клиновидной формы с острыми вершинами впиваются в жёсткую кожу жертвы. Зубы обеих челюстей имеют одинаковое строение. Верхние зубы меньших размеров при закрытом рте помещаются в промежутки между нижними. Челюсти приводятся в действие мощной мускулатурой. Нижняя челюсть выдвинута вперед, зубы загнуты назад. Зубы на нижней челюсти достигают длины 1—2 мм.

Пираньи держатся огромными стаями, которые большую часть времени проводят в поисках добычи. Этих типично речных рыб во время половодья можно встретить в море. Однако в море пираньи не способны нереститься. Эти рыбы довольно прожорливы, поэтому могут жить только в изобилующих рыбой реках. Чаще всего они встречаются на мелководье, на большой глубине и в илистой воде.

Пираньи при ловле добычи рассчитывают на скорость и внезапность. Иногда они подкарауливают жертву в укрытии, откуда при удобном случае атакуют: вся стая бросается на неё и пожирает, при этом каждая рыба действует независимо от других членов стаи. Но в истории не было зафиксировано ни одного достоверного случая нападения пираний на человека со смертельным исходом. Но это вовсе не означает, что эти рыбы никогда не кусают человека или зашедшее в воду животное. И такое поведение практически всегда обусловлено не агрессивным поведением рыбы, а самообороной или аномальными погодными условиями, из-за чего поведение пираний начинает резко отличаться от обычного.

Пираньи стремительно набрасываются на жертву всей стаей. Рыбы, подвергшиеся такой атаке, впадают в панику и пытаются спастись бегством врассыпную, но быстрые пираньи ловят их по одной — мелких они заглатывают целиком, а от крупной добычи отрывают куски мяса, которые сразу проглатывают, чтобы снова впиться в жертву. Стая взрослых пираний уничтожает всё, что встречается у неё на пути, самцы выдёргивают даже водную растительность. Учёные выяснили, однако, что пираньи не трогают здоровых сомиков рода Hoplosternum. Эти сомики безбоязненно подплывают к пираньям и поедают с их кожи паразитов.

Пища пираний — прежде всего, рыба; а также птицы, которые находятся в воде. Случаи убийств людей не зафиксированы.
Пираньи плавают огромными постоянными стаями, а иногда и поодиночке.

Рыба нерестится в марте — августе, вымётывая несколько тысяч икринок. Инкубационный период икры длится 10—15 суток, в зависимости от температуры воды.

Пираньи населяют водоёмы южно-американского континента: реки бассейна Амазонки, Парагвая, Параны и Эссекибо. Самые многочисленные популяции обитают в реках Колумбии, Венесуэлы, Гайаны, Парагвая, Бразилии и Центральной Аргентины.

Почему я вспомнил об этих рыбах, которые не водятся в наших реках? А вот почему. Помните комедию середины 90-х годов по названием «Особенности национальной рыбалки»?  В фильме рассказывается, что на рыбалке мужики в основном не ловят рыбу, а в огромных количествах употребляют алкоголь.  Вот и этом фильме несколько мужиков во главе с генералом поехали на рыбалку, на кордон в Балтийском море рядом с финской границей. По ошибке они пристали к финскому берегу, увидели похожий на кордон Кузьмича, коттедж, и выгрузили в него большое количество ящиков с водкой. А в Финляндии действует сухой закон, купить водку большая проблема, поэтому хозяин коттеджа, который в сезон селит в нем туристов, очень обрадовался.

Потом ошибка была исправлена, незадачливые рыбаки вернулись на наш берег, но вот ящики с водкой остались в Финляндии. Ну какой русский мужик допустит этого? Да никакой! Кузьмич, который знает всех пограничников и военных в районе своего кордона, договаривается с командиром небольшой подводной лодки о плавании к финскому берегу и возврату ящиков с водкой в родные пенаты.  Вот тогда зрители увидели мини-субмарину, а уж её название можно было узнать, когда появился интернет. Мини-подлодка носила название той самой хищницы из рек Южной Америки – «Пиранья». Вот о ней и пойдет речь ниже.

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой проекта 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого, имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм).
Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого, имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генератор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того, как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Создатели фильма для зрелищности погрешили против истины. Во-первых, в экипаже был не только командир, но еще два члена экипажа. Правда, места для трех «рыбаков» нашлось бы. Но вот что двигатели мини-подлодки могли работать на водке, большое преувеличение. Дизель работает на дизельном топливе, это раз. А, во-вторых,  плавали в подводной положении, и ход субмарине придавали электромоторы, работающие от аккумуляторной батареи, которая заряжается перед погружением.  Да и непрерывная дальность плавания под электромоторами – 260 миль, вполне достаточная, чтобы достичь финского берега и вернуться обратно незамеченной.


Рецензии