Сочинение

               
   Закончив дневные дела, Ирина Петровна решила отдохнуть. Она включила телевизор. Шла передача о программе «Земский учитель». Молодая учительница с экрана с радостной улыбкой на лице вещала о том, как  она приехала в маленькое село из столицы и сразу во всё влюбилась.

  Ирина Петровна усмехнулась. Когда-то и она молодая, уверенная, после окончания института по распределению приехала работать в маленькую, сибирскую,  сельскую школу. В её молодости не было программ «Сельский врач или учитель». Специалисты направлялись туда, где в них нуждались. Вот и она попала в село, где было около двух тысяч жителей и небольшая школа.

Её обеспечили квартирой, дали часовую нагрузку и классное руководство. Радостное настроение очень скоро прошло. Здесь была совсем иная жизнь. Основным критерием существования была работа от восхода до заката. Работали не только родители, но и дети. Первое время молодая учительница никак не могла понять, как это ребёнок школьного возраста в половину седьмого утра должен был вначале отогнать корову в стадо, а потом идти в школу.

 Её была не понятна какая-то тарабарская речь всего населения. Все взрослые, независимо от места работы и должности, говорили на смешанном русско-украинско-казахском языке. В школе дети разговаривали так же:
- Ирина Петровна, можно вихтиг намокнуть?- спрашивал дежурный класса.
- Хвирточку открыть надо, дюже жарко,- просил кто-нибудь.

Вначале она поправляла, объясняла, что культурный человек должен говорить правильно, знать литературный язык. Но всё было тщетно. Тогда она объявила, что тем, кто на уроках будет употреблять неправильные слова, она станет снижать оценку при ответе. Постепенно ребята втянулись, стали подбирать синонимы и даже поправляли товарищей.

На родительском собрании отцы и матери делились впечатлениями о новой учительнице:
- Мой Санька такой умный стал, говорит словами учёными, я не всегда его понимаю. А он мне объясняет, что так говорить правильно.
- Переводит, стало быть, на наш говор,- смеялись другие.

   Прошла зима её первого года работы. Ирина Петровна радовалась солнцу, успехам ребят. Её казалось, что она уже стала в селе своей.
Дети к ней привыкли, родители здоровались при встрече.

   На теме «Описание портрета» ей пришла в голову интересная, как тогда казалась, мысль.
- Дам-ка я сочинение «Моя мама лучше всех!». Как раз к мартовскому празднику подойдёт.  Можно будет чаепитие с мамами устроить, почитать им сочинения. Каждой маме будет интересно и приятно узнать себя.
Она продумала тему, написала план, радуясь заранее, что заодно и лучше узнает, чем живут семьи учеников.

  Утром следующего дня класс  встретил радостными  приветствиями. Она посадила учеников и начала урок:
- Приближается красивый женский праздник – Восьмое марта. Поэтому сегодня наш урок будет необычным. Каждый из вас будет готовить подарок своей маме. Мы будем писать сочинение  на тему: «Моя мама лучше всех». Вы должны описать не только внешний портрет мамы, но и рассказать о её увлечениях, характере, привычках.
Ирина Петровна так увлеклась, что не обратила внимания на перешёптывание ребят. С мест раздались голоса:
- А если…
- Можно…
- Никаких если!- оборвала она. – Пишем о мамах и для мам.

  Класс затих. Даже никогда не умолкающий  Егоров опустил голову. На доске были написаны тема и план. Но большинство ребят смотрели не на доску, а в окно. Там уже по-весеннему светило солнце, чирикали воробьи, мило школы спешили по своим делам люди.
- Ты про кого?- услышала шёпот.
- Каждый пишет о своей маме,- уточнила она.- Поэтому не надо совещаться.

 В конце урока она собрала тетради и с чувством выполненного хорошего дела отпустила учеников.

  Дома, вечером, написала планы на завтрашний день и решила посмотреть сочинения.
Первая работа её порадовала:
- Моя мама лучше всех,- писала ученица.- Она стройная, красивая. Светлые, волнистые волосы ложатся ей на плечи. Голубые глаза смотрят ласково, но иногда и строго. На левой щеке есть родинка. Когда мама улыбается, на щеках появляются ямочки…
Дальше  девочка рассказывала  о любимых занятиях мамы.

Ирина Петровна исправила  ошибки и с удовольствием поставила две хорошие оценки: за содержание и за грамотность.

Вторая работа была немного иной, но внешний портрет мамы был похож на предыдущий.
К середине стопки настроение Ирины Петровны испортилось окончательно. Все работы были похожи, как близнецы. Длинные красивые ногти у одной из мам стали последней каплей раздражения.

-Откуда они могли списать?- думала она.- В учебнике нет образца.

Она стала вспоминать женщин, которые приходили на родительское собрание.  Правда, это были общешкольные собрания, и люди не раздевались. Для неё все они сливались в единую серую массу.

- Какие там ногти!- сказала она вслух.- Все  в рабочей одежде , с работы идут и заходят в школу. Запах фермы ото всех специфический. Ладно, завтра допроверю к третьему уроку.

  Ночью Ирине Петровне приснился тревожный сон.  Она поднимается по школьной лестнице на второй этаж и видит прямо перед глазами свой большой портрет в золоченой раме. Светлые волосы лежат на плечах, брови нахмурены. С удивлением она пытается рассмотреть портрет. Вдруг он срывается со стены, и она вместе с портретом летит куда-то вниз, в темноту. Сердце обрывается.
 В ужасе женщина подхватывается с подушки и просыпается.

    Утром она пошла на работу. По расписанию урок в пятом классе был третьим. Прозвенел звонок. Коллеги поспешили в классы,  в учительской осталась Ирина и учитель истории Ольга Николаевна, пожилая, умудрённая жизненным опытом, женщина.  Жила она одиноко. Дети выросли и уехали, муж умер. Школа была для неё и работой, и семьёй. Суровая и строгая на вид, она могла прийти на помощь всем и всегда.

- Вы что-то уставшей выглядите,- сказала она Ирине Петровне.
- Плохо спала,- ответила та.- Вчера  предложила ребятам написать сочинение о маме. Думала к празднику сюрприз родителям приготовить.
- И что, не получилось?- поинтересовалась Ольга Николаевна.
- Не пойму ничего,- ответила Ирина.- Нужно было дать портретную характеристику своей мамы. Но почти у всех ребят портреты похожи. Откуда списали и зачем?
- В каком классе такую тему дали?- спросила «историчка».
- В пятом.

- А… Понятно. В этом классе мам нет, из девятнадцати учащихся только у двоих есть мама,- сказала Ольга Николаевна.
- Как это нет?- поражённо переспросила Ирина Петровна.
- По разным причинам нет. Нарожали и убежали. Бабушки, дедушки, тёти  и прочие родные и знакомые воспитывают детей. Есть, конечно, и трагические судьбы.
 У Серёжи Егорова родители утонули на глазах мальчика. Отец решил котлован переплыть, на середине стал тонуть. Мать бросилась спасать. Так оба и пошли ко дну. Мальчик за помощью в крайние избы побежал. Мужики достали. Поздно уже было. Бабушка воспитывает.

Ирина Петровна вспомнила недетско-печальные глаза Егорова, когда он смотрел в окно.

-У Лизы мать сидит. Превышение обороны. Мужа зарубила топором, защищаясь. Девочка у тёти живёт.

У Саши мама замёрзла. Со станции ночью шла пешком. Мороз был сильный. Автобус не пошёл. Она поездом до переезда доехала и пошла. На краю села, видно, отдохнуть присела. Утром нашли.

 Какую ни возьми семью – у всех своя трагедия,- продолжала Ольга Николаевна.- Это не только в Вашем классе. Семьи многодетные. Так что в каждом классе есть такие ребятишки,- закончила  она рассказ .

 Ирина Петровна слушала, чувствуя, как дрожит сердце. Вспомнила сон, в котором  с ужасом падала вниз.

- Им не о ком было писать,- продолжила Ольга Николаевна.- Вот они Вас и описали. Для каждого ребёнка мама всегда лучше всех.  Многие из них мам совсем не помнят.

-Что же теперь делать? Ведь они в начале урока пытались что-то сказать, а я внимания не обратила,- потеряно призналась Ирина.

- Не надо ничего особенного делать. Поставьте оценки, как обычно, похвалите всех. Скажите, что с заданием все справились,- посоветовала Ольга Николаевна.

- Я же планировала к празднику мам пригласить на чай.

- Так и проведите праздник. Скажите ребятам, что они могут пригласить бабушек, сестёр-  всех, кого сами хотят. Конкурсы совместные подготовьте. У них бабушки знаете какие активные! В клуб ходят, в хоре поют. Они для Вас сами праздник устроят, только обратитесь,- успокоила коллега.

  С тех пор прошло много лет. Выросли и стали достойными людьми первые ученики Ирины Петровны. Уже их дети ходили к ней на уроки. Но она на всю жизнь усвоила для себя истину: прежде, чем предложить какое-либо мероприятие или тему к нему, надо тщательно подумать, к кому ты идёшь. Какие дети будут тебя слушать. Она всегда была уверена, что кроме книжных истин есть ещё реальная жизнь. Душевную рану можно нанести случайно один раз, но помниться она будет всю жизнь.


Рецензии
Какой чудесный и светлый рассказ!Чудесный учитель- нас всех учит жизнь.Со временем приходит и опыт и мудрость.Успехов Вам и здоровья крепкого! С теплом

Андрей Эйсмонт   14.02.2021 11:02     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Андрей Михайлович! Согласна, жизнь учит. Здоровья Вам!

Надежда Франк   17.02.2021 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.