10. Немецкая ёлка в Петербурге

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/02/03/1366

Процесс “прививки ёлки" в России был долгим, противоречивым, а временами даже болезненным. Этот процесс... отражает настроения и пристрастия различных слоёв русского общества. В ходе завоевания популярности ёлка ощущала на себе восторг и неприятие, полное равнодушие и вражду. Прослеживая историю русской ёлки, можно увидеть, как постепенно меняется отношение к этому дереву, как в спорах о нём возникает, растёт и утверждается его культ, как протекает борьба с ним и за него и как ёлка, наконец, одерживает полную победу, превратившись во всеобщую любимицу...

Е. Душечкина.*


Появление новогодней ёлки отчасти связано в России с указом Петра  Первого 1699 года. Согласно этому царскому указу русские люди должны были праздновать начало нового года "по примеру всех христианских народов"
1 января. Было велено веселиться, пускать ракеты, зажигать огни и украсить Москву хвоей.

К будущей рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение: город украшали не ёлками, а  ветками и деревцами разных хвойных пород, которые устанавливали по предписанию не в помещении, а снаружи - на воротах, крышах трактиров, улицах, дорогах, т.е. хвойное дерево становилось  деталью новогоднего городского пейзажа. Специальное украшение ёлки или любого хвойного дерева не предусматривалось.

После смерти Петра Первого его рекомендации были забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые  продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутыми у ворот) опознавались кабаки.
Этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.

В этот же период ёлки использовались на катальных  горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (Святках и Масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям горок.

В Петербурге ёлками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: “В снежные валы, - пишет Л. В. Успенский о Петербурге конца ХIХ - начала XX века, - втыкались весёлые мохнатые ёлки, и по этой дорожке “дюжие молодцы на коньках” перевозили санки с седоками.

Первые рождественские ёлки появились в XIX веке в Петербурге в домах живших там немцев, которые перенесли на новую родину обычаи своей страны. Как раз в это время рождественская традиция постепенно стала распространяться по всему миру, и Россия не составила здесь исключения.

В русской печати первых десятилетий XIX столетия об этом обычае сообщалось с подробностями, характерными для описания особенностей чужой культуры.
А. Бестужев-Марлинский в повести "Испытание" (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет:

"У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, в канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо. Дети с любопытством заглядывают туда". И далее: "Наконец наступает вожделенный час вечера - всё семейство собирается вместе. Глава оного торжества срывает покрывало, и глазам восхищённых детей предстаёт Weihnachtsbaum в полном величии..."

Продолжение   http://proza.ru/2021/02/07/163


* Е. В. Душечкина (1 мая 1941 — 21 сентября 2020) — российский литературовед и культуролог, доктор филологических наук.


Рецензии
Вот и опять очень интересно! Спасибо, Светочка! Про население Петербурга тоже недавно узнала, когда была на концерте в лютеранской церкви.

Людмила Петрова 3   20.02.2021 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Людочка!

Светлана Шаляпина   22.02.2021 00:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.