Приложение6. Окончание романа

                Театр Игоря Талькова
- Кто ваши родители? Были ли они музыкантами?
- Они были очень способными людьми, но музыкантами
не стали...Не смогли ими стать, будучи репрессированными
и сосланными из столицы в сибирскую глухомань...

    Оформление сцены престижнейшего зала Заполярья
на концертах Игоря Талькова было на удивление простым:
чёрный рояль, пара микрофонов на стойках, стул, обычные
звуковые колонки у самых кулис. Словом, антураж площадки
не подавлял, словно бы оставляя место для артиста.
Так и случилось на выступлениях- все здесь было подчинено
не тому, чтобы подчинять, а тому, чтобы максимально
раскрепостить: нас- многочисленных зрителей, и , конечно, того,
кто находился на эстраде под лучами прожекторов и под
нашими взорами...
Многим зрителям скромные титулы гостя из Москвы мало
о чем
говорили: лауреат Всесоюзного конкурса молодых исполнителей
"Золотой камертон" и Всесоюзного телевизионного конкурса
"Песня-87" .  На этой сцене главного Дворца рыбацкой столицы-
Дворца культуры и техники им. Кирова
(Примечание 2021 г.
В этом Дворце занимался с 1979 мой коллектив театра-студии.
А  буквально через несколько дней после интервью
от 20 августа 1987 г. с ИгоремТальковым я приступлю к
работе в должности заместителя директора этого Дворца
по творческой работе. И.К.) ведь бывали победители престижных Международных смотров. Например, популярные певцы Сергей Захаров и
Светлана Резанова. Уникальнейшая прима Большого Бэла
Руденко. Неповторимый и всеми любимый актёр театра
и кино Александр Калягин. Кто не хохотал на фильме "Здрассьте,
я ваша тётя!" над его уморительной героиней из Бразилии,
"Где много-много диких обезьян!"...
Здесь блистали неотразимая законодательница мод и всегда
великолепная Эдита Пьеха, и неподражаемый, уникальный
танцор, исполнитель танцев народов мира Махмуд Эсамбаев.
Он, между прочим, народный артист СССР и Герой Социалистического
труда.
(Примечание 2021 г. Мне посчастливилось побывать на концертах
этого великого артиста и даже дважды- в Мурманске и в Москве-
пообщаться с ним!).
Словом, публика здесь видела многих.
И можете представить мое удивление, когда я увидел
переполненные залы на всех концертах Талькова...
(Снова сделаю небольшое примечание. Дело в том,
что концерты Игоря организовывало недавно созданное
Концертное бюро Мурманского обкома комсомола.
Средств на рекламу этого артиста в наискромнейшем
бюджете просто не было. Тогда художественный
руководитель Бюро , некая Инна Калинина- по
совместительству моя жена- уговорила некоего Игоря
Калинина бесплатно поклеить афиши, присланные
молодым артистом в Мурманск... Мало того, Инна на

семейные деньги закупила клей в нужном объёме. И
мы с сыном Димой, которому было тогда десять лет,
полночи украшали заборы, стены домов и столбы
цветными блескучими афишами. Не скрою- я слегка
бурчал на тему: "Посмотрим, что это за артист?! Мои афиши
он почему-то не клеит... "
Однако концерт Игоря Талькова
просто перевернул моё сознание и я стал понимать,
насколько громаден масштаб этой личности!)
   ...Чистые пруды,
Застенчивые ивы...
Эта песня Д.Тухманова и Л.Фадеева , исполненная
Тальковым удивительно трепетно,проникновенно,
с неподдельной искренностью, широко известна.
 Но именно она, как оказалось, мало характерна для
него. Это единственная песня в обширной программе,
которую написал не сам артист. Главное, чем поразил этот
музыкальный спектакль,а это был именно спектакль
одного удивительного актёра, одного поэта, одного
композитора, одного режиссера- это то, что в искусстве
 ценится дороже всего- яркой индивидуальностью.
Зрителям явился прежде всего творческий, широко мыслящий,
тонко чувствующий гражданин Отечества, а не безликий
исполнитель чужих шлягеров, которым несть числа...
-Есть ли у Вас специальное актерское, музыкальное
образование?
-Русский публицист и критик Дмитрий Иванович Писарев
говорил, что больше всего он обязан самообразованию..
-Почему ушли из "Электроклуба" и выступаете один?
-"Электроклуб"- коллектив исполнителей, в основном,
произведений Давида Федоровича Тухманова...
Мне же хотелось петь свои песни...

   Признаюсь, песни Игоря Талькова просто поразили
своей необычностью. Боюсь, что меня могут неверно
понять те, кто не был на его концертах, сочтя, что для
молодого, пусть даже и талантливого музыканта, певца,
композитора и поэта, актера-это слишком завышенная
оценка. Думаю, все зрители побывавшие на выступлениях,
напротив, с охотой согласятся: песни, композиции-
просто отличные! Но больше всего поражает сам их
автор. Он, создавший такие незабываемые песни, как
"Худсовет", "Враг народа", "Люди с забинтованными лбами",
"Кремлёвская стена" и другие публицистически точнейшие
музыкально-поэтические шедевры, подкупает не только
своей гражданской отвагой, высоким
 профессионализмом, особым чувством гармонии,
пластикой голоса и энергетикой движений, нет, он
вдобавок буквально распахивается нам, раскрывает
неравнодушное сердце, и это не может не найти
горячего зрительского отклика...
   Паинька, которым довольны в школе и домашние,-
ласковое теляти , сосущее двух маток и становящиеся
незаметно двуличным, склизским существом...
("Примерный мальчик")...
...Честные молодые люди, то и дело бьющиеся о
мрачные стены равнодушия, бесчеловечности,
агрессии, злобы. Стены, которые не рухнут сами собой,
в которых смельчаками только проделаны первые
 бреши...("Люди с забинтованными лбами").
...Мелькают блики, в разноцветье которых поёт,
стремительно пульсирует, то исчезая, то появляясь
этот необычный артист. Цветная ленточка, обхватившая
слегка вьющиеся волосы, временами кажется
повязкой из бинта, набухшей от крови...
   Да, сегодня они ворвались на сцену, сегодня
слышны их дерзкие голоса, но сказать однозначно,
что пришла победа над косностью и бюрократией
- сказать неправду. Ещё так крепки вельможные
бастионы, административные стены...

-Когда выйдет Ваша сольная авторская пластинка?
-Это вопрос не ко мне, а к худсовету фирмы " Мелодия",
который ещё десять лет назад выражал своё неудовольствие
по поводу " явно асоциальной ориентации" моих песен...
С тех пор кадровых изменений там не произошло...

   Слова "Перестройка,"Гласность", начертанные на
накидке, которую он использует во время своего
театрализованного концерта, я бы сказал концерта-
 исповеди,для Талькова не защитная окраска, необходимая
для камуфляжа. Именно сквозь эти неожиданно ставшие
актуальными понятия, артист воспринимает мир
сограждан:добрых и не очень...
Кстати, среди вопросов Игорю, был и такой:
- Приходилось ли выступать за границей?
-Да,не так давно был с группой комсомола в Чехословакии.
Пел те же песни и представьте- наши чехословацкие
друзья понимали все, что я хотел сказать песней.

   Да, люди понимают и чувствуют все: кто искусно
лицедействует, а кто-открыт, кто сам в себе что-то
пересматривает, а кто ловко пристраивается,
кто смолоду берег свою честь и с болью думал о
попранной чести других, кто бездарен,а кто истинно
талантлив...
Кто при театре, а в ком самом- Театр!..
(Примечание 2021 г. Помните:" Я вернусь в страну
 не дураков, а гениев". И Игорь Тальков действительно
вернулся к нам своими песнями-исповедями,
песнями-завещаниями. Словно предчувствуя свой
преждевременной трагический уход, он успел завещать
нам любить свою Отчизну, верить в её особую миссию...
А что касается трагического ухода прямо на
концерте в Ленинграде...
Кто же может знать- когда и где застигнет нас
роковой момент? Все мы под Богом ходим...
Главное- успеть к этому времени
спеть свою главную песню, сыграть самую важную
роль...И.К. )
   Вот и весь мой документальный роман.
Это- конец.
02.02. 2021


Рецензии