Воля случая

Еще в 2010 я прочитала на финском мемуары одного из "узников Лейно".
 
В 2012 опубликовала свою заметку об этом деле, все-таки Интернет-сообщество заинтересовалось темой, пошли посты в ЖЖ и на других форумах. В итоге книга Бориса Бьеркелунда на русском издана, и я опять стала ее изучать, уже сравнивая с финским изданием. Разница есть. Финский переводчик внес больше фактического материала, особенно в указании фамилий. Все события документальны и фамилии исторические. Русский журнальный вариант был частично опубликован в Калифорнии в 1971-72 годах. Он как рукопись, выдержан в свободной манере, и лег таким же в основу изданной книги. Уверена, что по этому сюжету будет написан роман и снят сериал. Это материал сегодняшнего дня.

Человек как частное лицо провел военные годы в почти свободной стране. Вдруг ни с того, ни с сего, его арестовывают без суда и следствия и перемещают в другую реальность. Это ли не воля случая!

Даже президент (тогда им был Маннергейм) не был в курсе и не смог атаковать противника вовремя. Арест 20 человек на территории другого государства обосновали как один из пунктов мирного договора.

Ну и далее каждый выбирал свой путь на Голгофу. Двоим удалось сбежать до ареста в Швецию. Послали предупредительный знак и автору воспоминаний, Борису Владимировичу. Ему в 1945 году было уже 53, и он давно получил отставку. Бывший морской офицер царской армии, уехавший на свою историческую родину в 1921 году, он, конечно, был замешан в сомнительных с точки зрения Жданова и Лейно  разведывательных операциях, но как гражданин Финляндии он работал на нее когда-то, тридцать лет назад.
 
20 апреля 1945 года Бьеркелунд прочитал в финской газете зашифрованное сообщение в сводке новостей, которое и было предупреждением от своих, мол, давай, беги, за тобой уже выехали. Но волей к перемене судьбы уже пожилой бывший разведчик, а теперь успешный коммерсант, не обладал. Расслабился. Да и вообще никто не ждал этой акции, даже президент.

Десять лет тюрьмы и лагерей стали новым полем битвы, на котором ежедневно приходилось принимать решения, чтобы выжить. Эта затянувшаяся шахматная партия все-таки оказалась для него удачной. Он пережил своего противника, переиграл.
Почему сравниваю с шахматами? Ну потому что Борис Владимирович жил не эмоциями, а только скрупулезным обдумыванием каждого хода. Главным принципом в жизни оказалось наличие времени на возможность принятия верного решения.
 

Здесь начало моей истории

http://proza.ru/2012/04/21/920

















 


Рецензии