Наши претензии к егэ 1

            Трудно вообще встретить среди простых людей тех, кого устраивает ЕГЭ, лично я не встречал. ЕГЭ устраивает власть; но почему — вопрос сложный. Для начала надо проанализировать его с точки зрения отклонения от нормы: нормы жизни, нормы восприятия, нормы интеллекта и даже нормы морали и права. Недовольство ЕГЭ носит интуитивный характер, но необходимо конкретно и чётко выявить эти нарушения здравого порядка вещей, чтобы наши претензии стали оружием против него.
            Прежде всего, отделим письменный экзамен от того, который должен был бы быть в норме устным. Итак, письменная математика и письменная физика, т.е. задачи. Первая претензия — это непомерный объём задач на одного человека, приводящий к усталости и расстройству внимания, которое отнюдь не является признаком интеллектуальной состоятельности, как показывает история (многие великие люди были весьма рассеянными). Следующая претензия — это предельно примитивные задачи в первой фазе. В них нет никакой надобности, потому что тех, кто их не может решить, не надо вообще переводить в девятый класс. Наличие этих задач в экзамене отнюдь не безобидно, поскольку решение нескольких таких задач вызывают утомление, что неблагоприятно сказывается на продолжении экзамена. Вторая фаза состоит из половинчатых задач, которые надо не решать, а на скорую руку сообразить правильный ответ. Это не соответствует привычному стилю обучения, и это антинаучно, потому что не требует обоснований, которые в своё время приводили мы, решая экзаменационные задачи. И вообще это не соответствует нормальному рабочему порядку, требующему знания того, что я делаю, зачем и на каком основании. Ответы в задачах второй и третьей фазы являются незаконченными в тестовом экзамене, потому что их теперь необходимо технически приспосабливать к автоматическому контролю. Вдобавок могут потребовать ввести сумму корней или что-нибудь подобное. Дети с высоким творческим потенциалом могут испытать сбой внимания, и это может оказаться для них фатальным.
            Самая высокая фаза содержит задачи для гениев, которых не воспитывает обычная школа, и там попадаются элементы, которые не проходят в школьной программе. Но я заметил одну очень своеобразную тенденцию: в любой год в этой фазе присутствуют задачи на какой-либо приём, повторяющийся от варианта к варианту. Это говорит о том, что не обязательно быть гением, способным догадаться о его применении, а знать его заранее. Он является чем-то вроде пароля: кто-то его знает, кому-то его передали по каким-то каналам, и он решит эти задачи, получив за них высокие баллы. Это скрытая форма коррупции, которая не то, что не преодолена путём ЕГЭ, а даже усугубилась и стала более изощрённой и более трудно доказуемой. Так что, схема такой скрытой коррупции весьма проста: в определённый год сдачи во всех вариантах теста внедряются сверхсложные задачи одного стиля, оного приёма для их решения; и кто оказался натасканным на данный приём — тот заработал много очков даже при посредственном знании математики или физики. При повторении одной и той же задачи с разными данными во всех вариантах не требуется универсальных и широких познаний, но открывает дорогу для трудно контролируемой коррупции. Я уже не говорю о том, что остальные ребята, которые честно готовятся к экзамену, будут испытывать комплекс неполноценности, так как не решили эти задачи запредельной сложности (если не знать фишки).
            И, конечно же, отдельный вопрос — это подготовка к ЕГЭ. Сдача такого тестового экзамена требует особых навыков, в которых нет необходимости ни для жизни, ни для работы, ни для дальнейшей учёбы. Но на выработку этих узко ориентированных навыков тратится два года обучения так называемой подготовки к ЕГЭ. При этом натуральной учебной программе уделяется гораздо меньше внимания. Создаются обязательные платные курсы в школах, и это опять скрытая форма коррупции, потому что от всех платных мероприятий в школах огромный процент стекается в РОНО, а куда дальше — остаётся загадкой.
            Экзаменационные задачи прошлых лет активно использовались как упражнения для изучения математики и физики, и даже входили в многочисленные сборники для поступающих. Задачи же из ЕГЭ вообще не пригодны в качестве упражнений, и ничему не учат. По сути — пустая трата жизненного времени, за которое можно было бы обучиться многому действительно полезному.


Рецензии