Миф о пророчествах афонских старцев

Миф о «пророчествах» афонских старцев.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Письмо:
    Тамара, прочитал Вашу статью «Миф о «пророчествах» афонских старцев рухнул!!!». Не совсем с ней согласен. Вы на Афоне не были, не знаете ту атмосферу, а я там был пять раз и прожил, примерно, семь месяцев, и видел, как местных монахов, так и ежедневные группы паломников, как из Европы, Китая, Америки, Австралии, так и православных. Да же современный Афон сегодня очень много значит в эсхатологическом сознании. Предания гласят, Вы, Тамара, их наверняка знаете, что «в последние времена» засохнет Мамврийский дуб, перестанет сходить Благодатный огонь в Иерусалиме и Иверская икона Божией Матери покинет Афон.
    Мамврийский Дуб было засох к 2010 году, но сегодня из старого дерева растёт новый побег. Удивительно то, что новый дубок повторяет форму старого, это большое утешение для всего христианского мира: Господь Бог говорит нам, что Его Завет с человечеством не пресекается не смотря на все наши грехи.
    Об Афоне существуют много старых эсхатологических пророчеств. Афон многие столетия – это святое место духовной битвы со Злом. Поэтому понятно современное давление Евросоюза на правительство Греции – безбожники хотят превратить остров молитвы в полуостров современных отелей, пляжей и развлечений. Правительство Греции изо всех сил давит на Кинот Афона. Евросоюз постоянно говорит о «нарушении прав женщин» и требует разрешения для них посещать Святую Гору, требует свободного доступа туристов в мужские монастыри. На это тратится огромное количество денег, почитайте греческую печать, там стоит постоянный вой, что «с Афоном нужно что-то делать..., что решать!!!». Ближайшая перспектива Афона в глазах европейских политиков и греческой бизнес – элиты проста: с начало нужно сделать из него исторический музей, потом постепенно выгнать оттуда монашествующих, а затем развивать там «доходный» религиозно-туристический бизнес.
    Под лозунгами «соблюдения прав человека» с 2014 года правительство Греции обязало в монастырских гостиницах Афона для паломников ввести стандарты европейского сервиса. Изменения происходят пока незначительные, без конфликтов, хотя все понимают, к чему они ведут. Появились спа-салоны, кальянные, круглосуточные бары. Конечно, сопротивление есть в некоторых монастырях, но процессы унификации и либерализма греха прогрессируют.
    22.05.2020 во время литургии митрополит Амвросий, в качестве протеста против проводимых «реформ для соблюдения прав человека», прочёл текст отлучения от Православной церкви премьер-министра Греции Мицотакиса, министра образования Керамеоса и зам. министра гражданской обороны Хардалиаса. «Пресс-комитет» президента Греции не признал текст данного отлучения от Церкви, однако не осмелился указать в своём сообщении, что отлучение недействительно, хотя охарактеризовал его как «несуществующее и не имеющее силы».
    В прошлом году во время поездки на Афон меня больше всего поразило то, как изменились паломники. Я впервые столкнулся со странной ситуацией. Беседую с паломниками из бывших стран соц.лагеря и наших бывших республик, а они говорят мне, что хотели приехать на Афон, подали прошение, но ни один монастырь, кроме русского Пантелеимонова монастыря, их не принял, а в русский им ехать не хотелось.
    Однако почему-то приехали, при этом говорят с такой неприятной на лицах гримасой: «Опять к русским, ну сколько это можно терпеть?».
    Меня удивило, что у паломников потерялось ощущение религиозного чуда!, когда Бог дарует им возможность побывать на Афоне! Ведь это же духовный дар!!! А они воспринимают его как возможность поехать куда-то отдохнуть, типа в Рим или в Париж, приятно провести время, посетить бутики и при этом ещё выбирают апартаменты, где получше, где повкуснее, с видом на море… и таких паломников с каждым годом становится всё больше и больше. Этих людей и Паломниками назвать сложно, это новая ветвь современной тур.индустрии, – «религиозный, исторический туризм предков».
    Ранее считалось, что Паломник – это всё-таки глубоко верующий, церковный человек, который едет к «святому месту» прежде всего, чтобы помолиться и потрудиться там во Имя Господня. Именно потрудиться!!!, потому что большой духовный опыт даётся только через труд монастырский. Если приехать и праздно пошататься с фотокамерой с группой туристов, то увидишь лишь мизерно мало из духовного, а поймёшь ещё меньше. Побыть в монастыре изнутри, пожить хотя бы малое время его жизнью – это совсем другое дело, вот это – и называется паломничеством.
    Сейчас, после развала Коммунизма, Афон меняется прямо на глазах, идёт большое строительство. Это радует с одной стороны, потому что каждый монастырь – это история Православия, святыня мирового значения. Но нужно понимать, что теперь в афонских монастырях не так много монахов: 30-40, в лучшем случае – 50 человек. Например, в Ватопедском монастыре – это кипрский монастырь, где находятся восемь всемирно известных чудотворных икон, там игумен и большинство монахов – киприоты, однако их всего 57 человек. Времена, когда афонские монастыри насчитывали до тысячи и более монахов, давно прошли. И когда сегодня в «молитвенную атмосферу» обители каждый день вливаются ещё 200-300 совершенно разных паломников, по линии «религиозного, исторического туризма», многие из которых вовсе не настроены на молитву, то атмосфера там меняется. Чтобы почувствовать это и понять это, надо там быть хотя-бы неделю!!!
    Теперь перейдём к современным Афонским старцам.
    Сколько доброго, мудрого и духовного соединяют верующие с этим словом – «монастырский старец», – особенно «Афонский монастырский старец». Из «Патериков» или «Житий святых» мы можем понять, какими были эти люди.
    Старец – это человек, прошедший определённый путь святыми отцами, имеющий «богатый духовный опыт» познания истины, умеющий ненавязчиво делиться своими познаниями.
    Иосиф Исихаст (он же Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник; в миру Франгискос Коттис, 1897-1959 – прим. от автора) в середине XX-го века скорбел о том, что на Афоне более нет старчества, и это в его-то время!!!
    К сожалению, Тамара, Вы правы, сегодня на Афоне почти не осталось монахов, которые бы пошли на ссылки, в лагерь или на пытки за Веру. Зато есть множество таких, кто в девяностые, после развала Варшавского договора поняли: на Православной церкви можно «неплохо навариться». Сейчас эти люди занимают ключевые должности на Афоне, но что их огромный опыт, духовный, административный и просто житейский может дать верующим?
    Сейчас фактически в каждом монастыре есть «свой» старец для паломников. С некоторыми из них я встречался. Это люди, на мой взгляд, которые поняли, что чем больше паломников посетят их монастырь, тем больше денег останется в монастырской кассе для его дальнейшего процветания, поэтому они, как актёры, освящают, крестят, дают «духовные» советы, то есть играют в старчество. Оказалось духовное руководство с монастырскими принципами – очень удобное средство для удержания «пасомых овец», или, скорее, баранов, ибо видеть свою духовную и моральную деградацию такие старцы не хотят, видят только «пользу» в денежном отношении для своего монастыря.
    Церковная система Афона с ними ничего не делает и не сделает, ибо они несут «золотые яйца» – пожертвования. Периодически в греческих СМИ пишутся «разные мнения» о профилактике этого «явления», но бездействие Кинота гасит всякую инициативу.
    Тамара, Вы правы, сегодня на Афоне нет старцев, которых можно было бы назвать «провидцами», есть только несколько человек, которые играют в «старчество», но старцами не являются.
    Что можно пожелать верующим в таком случае?
    Просто думать своей головой, повышать уровень собственного самообразования, понимать, что кое-кто из «афонских старцев» преследуют свои цели: власть, деньги, да и более земные.
   Как понять, что «старец» несёт ахинею?
   Вот список основных тем искажающих Православную веру:
    1. «Старец» культивирует у вас чувство вины («ты недостойный, и ничего собой не представляешь») – это верно для государственной идеологии, так и для религиозной практики сект;
    2. Страх и борьба со страхом с помощью ещё большего страха, запугивание большой войной, глобальными катастрофами, Концом света;
    3. Требование уважения сакральности власти, религия не строится по всем принципам тоталитарного (авторитарного) государства;
    4. «Духовная» вертикаль. Особые права священников, очарованность «старца» другими старцами, постоянные разговоры о своих наставниках, их чудесах и необыкновенной духовной силе, педалирование своей «духовной родословной»;
    5. Отказ человеку в личном мнении, в собственном взгляде, и при этом повышенный интерес к его «проблемам» личных отношений, подробные «исповеди» с перечислением интимных грехов и «тонких» помыслов.
*    *    *
ДТН.
 


Рецензии