О том, как я

За глуховатым тембром застарелого бронхита едва улавливались фальцетные нотки. Неужели наслаивается вирусный пневмонит, задумался доктор, отложив фонендоскоп. А подняв голову от своих записей, заметил, как изо рта говорящего над ним пациента разлетаются слюнные капельки, серебрясь в полоске света проникающей в кабинет сквозь полуприкрытые шторы. Сорок первый за сегодня. Дежурство по поликлинике подходило к концу. Температура у этого пациента поднялась только через день, и он ушёл на больничный по ринофарингиту. Затем тест ПЦР на SARS-CoV-2 подтвердил COVID-19. Корона-вирус.
Респираторы очищают воздух, который вдыхает человек, от частиц размером 0.04-1.3 мкм, то есть задерживают бактерии и вирусы. Поэтому в отличие от хирургических масок, медицинские респираторы защищают не только окружающих, но и тех, кто их носит. Однако медицинскими респираторами персонал так и не был обеспечен, а копеечная маска доктора защитить не могла. Первые симптомы появились на пятый день. Стеснение в груди и першение, словно вдохнул шершавой пыли.
Последние три дня инкубационного периода, то есть ещё до появления симптомов заболевания вирус может передаваться окружающим людям.Однако мало кто обратит внимание на начальные симптомы обычного сезонного респираторного заболевания. Наши люди привыкли ходить на работу с простудой. Зачастую за больничным приходят на 5-7 день ковидной инфекции, та есть на пике симптоматики, когда становится невмоготу.
Сообщение о своем заболевании предупреждает других о возможности их инфицирования и необходимости прервать близкие контакты с посторонними. От контакта с инфицированными людьми до клинических проявлений болезни проходит от 2 до 14 дней. Но чаще до недели, и в среднем симптомы появляются через 5 дней после близкого контакта с вирусоносителем. Для заражающего контакта нужно чтобы заболевший человек на вас начихал в прямом смысле. Или много разговаривал лицом к лицу без маски. Контагиозность вируса SARS-CoV-2 не так уж велика. Каждый заболевший заражает 2-3 человека. Этого достаточно для обычного устойчивого, но не катастрофически взрывного эпидемического роста. Поэтому элементарные средства гигиены, маски при разговоре и социальная дистанция существенно снижают риски заражения. Малое количество вирусных частиц попавших на ваши слизистые может оказаться недостаточным для заражения, но стимулировать иммунный ответ и существенно облегчить течение COVID-19.
Итак, всем близким разослал предупреждение о своём заболевании. Сообщил, что имею достаточный для самоизоляции запас вещей и продуктов, необходимый набор медикаментов, и просил не беспокоить по пустякам. Теперь можно спокойно болеть на здоровье.
Чем же помочь себе, и не навредить. Курортный режим. Лежим на печи, пока бездельничать станет невмоготу и не найдётся приемлемое занятие. При этом необходимо пить достаточное количество жидкости. Лучше просто кипячёную воду, разбавленные соки, слабый чай. Не рекомендую каждому, но у многих после рюмка крепкой водки снижалась температура и облегчалось дыхание. А вот спелые фрукты полезны, несомненно, всем. Легко усваивается мёд, яйца всмятку, белый хлеб, молочный суп с манкой или лапшой. Впрочем, ешьте всё, что пожелаете, только не переедайте когда пойдёте на поправку и вернётся аппетит.
При покашливании или стеснении в груди следите за состоянием  дыхания. Показатель насыщения крови кислородом должен быть выше 94%. Если ваши часы без пульсоксиметра не беда, достаточно секундомера. Задержите дыхание и выясните, сколько секунд вы можете не дышать. Это и будет ваше контрольное время. Если это время начнёт заметно сокращаться, то вы успеете вовремя обратиться за дополнительной медицинской помощью. Однако помните, что проба с задержкой дыхания должна проводиться в одинаковых условиях при полном физическом и эмоциональном покое.  Это только кажется само собой разумеющимся условием проведения пробы. Помню, как мне позвонила в панике пациентка, которая задержала дыхание под секундомер, возвращаясь бодрым шагом с прогулки. Она была так напугана, что даже стала задыхаться от волнения и уже готова вызывать скорую помощь. Хорошо, что у неё оказался под рукой номер телефона доктора. Без особой необходимости попадать в переполненную больницу с COVID-19 во время эпидемического пика крайне нежелательно. Высока вероятность дополнительно получить ещё и внутрибольничную инфекцию. Исходя из доступных мне статистических данных три четверти больных, госпитализированных по COVID-19, погибают от внутрибольничной, а не ковидной пневмонии, и применяемое лечение может увеличивать смертность. Это и не удивительно, ведь, по сути, проходит эксперимент, в котором на ошибках учатся. Другого пути познания пока не придумали. В центральных клиниках чему-то научились. Однако от них до той больнички, где можем оказаться мы с вами зачастую так далеко, что в другую сторону.
Из медикаментов полезно как можно раньше использовать интерферон. Например, удобен и вполне доступен интраназальный гриппферон. Увлажнение слизистых носа уже само по себе полезно, да ещё влияние интерферона на мукозальный иммунитет.
Необходимо отдельно предостеречь о недопустимости самолечения супермодными лекарствами. Например, Фавипиравир (авифавир/арепливир/коронавир) был допущен к применению только при ликвидации угрозы чрезвычайных ситуаций и лишь в условиях стационара. Эффект доказан в пробирке, но сомнителен при клинических испытаниях. В исследованиях выполненных по стандартам доказательной медицины значимый терапевтический эффект не обнаружен. Производитель заявил эффективность препарата в лёгких и средних формах COVID-19 при условии его приёма с началом заболевания. При этом препарат не приводил к уменьшению случаев тяжёлого течения болезни. К тому же он токсичен и безопасность его применения недостаточно изучена. Вестись на недобросовестную рекламу может быть очень опасно для здоровья.
Однако вернёмся к проверенным средствам. При лихорадке выше 38.5 град, ломоте или головной боли поможет таблетка анальгина. Если есть хронические воспалительные заболевания, то может понадобиться антибиотик, который рекомендовал врач при прежнем обострении бактериальной инфекции. Например, амоксиклав или ципрофлоксацин по таблетке два раза в сутки. В случае бурной воспалительной реакции со стойкой высокой лихорадкой для предотвращения цитокинового шторма придётся добавить преднизолон (5 мг х 3) или дексаметазон (4 мг х 2 раза в сутки). При нарастании сухого покашливания или одышки, особенно у тучных больных, обязательно применяются антикоагулянты. Например, ривароксабан/ксарелто 10 мг х 2 раза в сутки или апиксабан/эликвис 5 мг х 2 раза в сутки. Практически этих средств вполне достаточно чтобы помочь заболевшему человеку благополучно перенести COVID-19  и справиться с коронавирусом. Хотя после проведения массовой вакцинации все эти рекомендации могут оказаться ненужными. Как и переболевшим людям не понадобится вакцина. Во всяком случае, пока не завершится её полномасштабное клиническое испытание. Однако до этого так далеко, что пока не понятно как интерпретировать получаемые результаты. Мы даже не осознаём того чего добиваемся своим глобальным вмешательством в эпидемиологические процессы. Вмешательством на уровне взаимоотношений человеческого разума с микромиром. Попытки интеллекта единственного вида поправить ход жизни на Земли может выглядеть подходом с молотком и зубилом к ремонту прилаженных к мине карманных часов. Особо нужно предостеречь от введения вакцины в инкубационном периоде инфекционного заболевания. Большинство умерших испытуемых из привитых добровольцев получили прививку именно тогда, когда в их организме скрытно уже развивался вирус. Именно поэтому массовая прививочная компания на пике эпидемии опасная затея. Если вы относитесь к группе риска тяжёлого течения заболевания и разумно решили привиться, то будьте уверены, что сами не больны и за последние две недели у вас не было контакта с болеющими COVID-19.
Сухое покашливание нарастало, достигнув максимума на второй день. Следующей ночью озноб с лихорадкой и проливными потами. На третий день першение ослабевало, но оставалась слабость. Похоже, перекрутило. К обеду в день четвёртый даже решил отправиться на дачу. Но на прогулке пришлось от этой затеи отказаться из-за судорог в полусухожильных мышцах бедер. К тому же вернулось стеснение в груди и лёгкое покашливание. На следующее утро проснулся с лёгкой болью над переносицей, небольшим зудом конъюнктив, а в носу свербело. Обоняние отбило напрочь. Что апельсиновая корка, что чеснок – без разницы. Только прохлада вдыхаемого воздуха. Придётся ещё пару дней отлежаться. И оставаться на самоизоляции до получения отрицательного теста ПЦР на SARS-CoV-2.
Повторный тест проводится при отсутствии болезненных симптомов, позже недели от начала заболевания и когда уже трое суток нет повышения температуры. Через четверо суток после элиминации вируса из организма человека возбудитель COVID-19  полностью инактивируется и в месте проживания переболевшего даже без специальной санитарной обработки. Тогда и можно выходить из карантина.
Остаётся вопрос об ответственности за распространение инфекции. Кто или от кого, когда и где заразился конкретный человек, и не было ли в этом чьей-то халатности или злой воли. Общаясь с другими людьми, мы принимаем на себя риски передать или получить болезнетворный вирус. Это редко осознанный выбор. Когда молодой человек входит в общественный транспорт без маски и более того продолжает покашливать среди пассажиров, он вряд ли даёт себе отчёт в том, что может этим  кого-то убить. И реакция окружающих на ваше замечание о недопустимости такого поведения может удивить. От безразличия до принятия стороны нарушителя порядка. Со мною как-то произошёл курьёзный случай. Когда молодой человек в салоне автобуса никак не прореагировал на повторное требование использовать при кашле платок, нашлись пассажиры, которые стали высказываться против моей настойчивой просьбы. Это было до эры коронавируса, но парень демонстрировал габитус и покашливание туберкулёзника. Однако возмутителем спокойствия оказался не источник бацилл, а тот, кто вызвал беспокойство окружающих своими замечаниями. На следующей остановке место рядом освободилось, и его занял туберкулёзник. Парень продолжал покашливать, а когда я протянул ему свой носовой платок, он вынул из уха динамик и с удивлением посмотрел на меня. – Спасибо, не надо, - вежливо ответил молодой человек. Он был так увлечён звучанием в своих наушниках, что даже не заметил поднявшейся вокруг него кутерьмы. И принимать того, что сам в беде или может стать источником опасности для других был совершенно не готов. Очевидно, что дело здесь не в этике. Болезнь существенно влияет на психику. Соматопсихология смыкается с общей эпидемиологией и даже теорией эволюции. Напрашиваются аналогии с паразитирующим на муравьях грибком кардицепс. Подстроившись к нервной системе носителя, паразит вызывает желание хозяина подняться по травинкам как можно повыше и замереть. Тогда грибок прорастает и, разорвав головку насекомого, просыпает заразные споры на других муравьишек. А причём здесь теория эволюции, спросите вы. Внутривидовая борьба самая жестокая, как утверждают дарвинисты. Индивид, обладающий генами устойчивости к SARS-CoV-2, имеет определённые преимущества перед теми, у кого  COVID-19 может протекать в тяжёлой форме. Однако эти преимущества утрачиваются при выполнении противоэпидемических ограничений, хотя сами ограничения снижают ресурс одинаково для всех сторон. Человек без маски в общественном транспорте не обязательно сознательно, но причиняет вред своим эволюционным конкурентам. Поэтому, если закон является социальным договором, то будьте любезны, не чихайте на соседей и используйте маску в многолюдных местах. Однако существует грань между самоотречением и спекулятивным насильственным ограничением свобод ради обещанной безопасности. Поступившись свободой ради любых благ, вслед за попранной свободой неизбежно отнимутся и блага. Выходить на манифестацию людям, находящимся на карантинной изоляции недопустимо, так же как и запрещать политические выступления под противоэпидемическим предлогом. Приоритет свободы остаётся безусловным. Как и отношение к тотальной вакцинации становится частью неотъемлемого права на себя.
P.S. Похоже, что этот текст не был предназначен для публикации. Он остался в кабинете доктора на столе. Позволил себе показать его Вам в память о своём старом друге.


Рецензии