Мошенник на мошеннике... Случай 5-4. Воруют не все
На следующий день Анну Ивановну снова вызвала директор. На этот раз она предложила:
- Вы не будете возражать, если я прикажу вашу Грамоту прикрепить у входа в мой кабинет? Она выглядит очень солидно, к тому же 3 место в многомиллионной Москве! Ждём опять очередную комиссию с проверкой. Ваша грамота будет очень кстати. И Золотую Звезду надо бы поставить в шкаф в моём кабинете, там она будет сохраннее… Тем более, что в вашем кабинете нет застеклённого шкафа с надёжным замком. Ну, как? Не возражаете?
- Нет, для школы мне ничего не жалко…
Анна Ивановна по-прежнему пыталась сделать всё для класса, чтобы её ученики расширяли свой кругозор. Она сумела выхлопотать в Управе экскурсионный автобус и повезла ребят в подмосковный город Чехов. Там жили её родственники, и она заранее посетила все исторические места и музеи. Сначала они остановились у въезда в центральную часть города, там гордо возвышался на постаменте исторический танк Т-34. Ребята с удовольствием сделали групповые и общие фотоснимки на его фоне. Потом они подъехали к зданию музыкальной школы, где был музей Памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Заранее она договорилась об интересной познавательно-воспитательной экскурсии.
Надо признать, что вначале ученики не охотно откликались на её предложения о посещении музеев. Да и некоторые родители с трудом отрывали от своих скудных «перестроечных зарплат» сумму, необходимую на оплату автобуса и экскурсоводов. Поэтому она старалась сделать всё, чтобы уложиться в минимум. Часто она сама заменяла экскурсовода, потихоньку отвечая на вопросы учащихся и приучая их к чтению настенного материала, понимая трудности отцов и матерей, народивших детей без всякого «материнского капитала». Ведь детям надо было ещё и поесть-попить в поездке… С очень трудными ребятами надо было проводить предварительную беседу.
Самым упорным оказался в её классе маленький по росту Коля, который сразу же заявил:
- Я никогда не был в музеях и не собираюсь их посещать. Мне это не интересно! Я не вижу никакой пользы для себя. Только ведь напрасная трата денег. Лучше я пойду в спорткомплекс, там всегда интересно!
- Давай с тобой договоримся таким образом: в этот раз у нас бесплатный автобус и бесплатная экскурсия. Ты поедешь вместе со всеми ребятами, только хоть какую-нибудь еду и питьё попроси у мамы приготовить в поездку. Если тебе не понравится этот один-единственный раз и ты по-прежнему сохранишь своё особое мнение, я не буду настаивать на том, чтобы ты не выделялся из класса и провёл выходной день не вместе с нами, а по своему усмотрению. И родителям твоим звонить об очередной экскурсии не буду.
- Ну, ладно…- неохотно согласился Коля.
В помещении чеховского музея их встретила заведующая, приветливо улыбнулась. Высокая, стройная, красивая женщина с прекрасной речью сразу же обратила внимание ребят, что они находятся в подвальном помещении, где многие годы хранились всякие ломаные, никуда не годные предметы школьной мебели.
Но однажды в их горсовет пришёл ветеран Великой Отечественной войны и предложил отдать Совету ветеранов это просторное помещение, где на общественных началах ветераны города все расчистят, вывезут ненужное, а из сохранившихся обломков сделают витрины. У них найдутся умельцы всех специальностей: они сделают ремонт, найдут средства для приобретения необходимой мебели, привлекут и художников-любителей для оформления витрин и залов.
В тоже время ветераны, и родители старшеклассников, и ученики начали собирать редкие экземпляры - память прошлых лет, сохранившиеся у жителей города, стали записывать воспоминания участников боёв и крупных сражений, а также работников тыла.
Скоро весь городок принял участие в создании чеховского музея Памяти. Постепенно витрины заполнялись подлинными письмами, открытками, наградами, картами, фотографиями, вырезками из старых газет и подлинными вещами: предметами старинной мебели, военными формами, знаками отличия, головными уборами, подарками, присланными «Дорогому незнакомому бойцу – нашему защитнику» и другими реликвиями военных лет. Подарков музею было так много, что скоро возник специальный музей редких писем, для которого горсовет нашёл особое помещение.
С дачных участков привозили выкопанные из засыпанных окопов образцы оружия, гильзы с последними записками воинов перед боем: «Умираю, но не сдаюсь!»; «Гитлеру всё равно – капут!»; «Родная земля, помоги нам во всём!»; «Если погибну, сообщите родным, что умер коммунистом!»…
Были найдены и предметы быта из бывших землянок и блиндажей… Так общими силами возникал уникальный музей, где были воссозданы и землянка, и блиндаж командира, и палатка, и муляжи десантников, разведчиков, и наблюдательный пункт. И всё это было рядом, совсем близко к участникам экскурсий. А первыми экскурсоводами были сами ветераны, потом они образовали кружки для старшеклассников. Дело закипело. Конечно, самыми значительными были встречи с ветеранами…
Когда класс прошёл по залам – землянкам, блиндажам, ребята притихли. Да им ещё и дали вернуться к полюбившимся интерьерам музея, позволили ещё раз рассмотреть какую-то витрину поподробнее, когда они получили ответы на все свои вопросы, экскурсия была закончена, но уходить почему-то не хотелось никому…
Заведующая музеем посмотрела на задумчивые лица школьников, остановила взгляд на малыше Коле:
- Ну, как тебе у нас в музее?
- Класс! Я не ожидал увидеть такое… Я вообще всегда отказывался куда-то ехать, кроме дачи. Скажу честно: расскажу и маме, и папе, и старшему брату. Попрошу их, чтобы мы вместе ещё раз съездили уже семьёй. Хочу и в Мелихово побывать, там, где Чехов жил. Мы «Каштанку» проходили, я сам её несколько раз прочитал! И в музей писем обязательно сходить надо, сегодня уже не успеем…
В автобусе Анна Ивановна взяла микрофон и обратилась к проголодавшимся ученикам:
- Во-первых, теперь вы узнали, кого называют энтузиастами своего дела. Кто бескорыстно, для следующих поколений людей, родившихся и выросших без войны и лишений, создал этот бесценный Музей Памяти… Ваши прадедушки и прабабушки положили все силы, а то и жизнь, чтобы сохранить вам эту землю, уголок, с которым мы познакомились. Таких уголков очень много в нашей стране. В нашей земле до сих пор ещё много военного металла… И среди этих остатков - фашистские пули и гильзы, осколки снарядов, остатки бомб, направленных в мирных, честных тружеников нашей страны, в их жён и детей. Некоторые бомбы не разорвались, они таят в себе угрозу жизни даже вашему поколению. Их время от времени находят и взрывают.
- Во-вторых, запомните: в эти трудные годы перестройки у нас осталось ещё очень много честных, бескорыстных людей, делающих всё для процветания нашей Родины и для защиты её от врагов. Я знаю многих таких людей и постепенно мы будем знакомиться с ними на наших классных часах.
- В-третьих, я прошу вас дома написать коротко о том, что вы узнали сегодня, здесь, на этой подмосковной земле, куда со страшным оружием пришёл не званный «гость», враг, захватчик, фашист и надо было ценой своей жизни отбивать её у оккупанта.
- В четвёртых, с учительницей русского языка я заранее договорилась и все, кто завтра сдаст ей свои записи, получат оценку. Не бойтесь, что сделаете ошибки, грамматические или синтаксические. Она оценивать будет содержание ваших рассказов о поездке в Чехов. Пишите как можно искреннее, от души!
- В-пятых, вы уже «заморили червячка», пора в дорогу. Напоминаю, что дорога трудная, водителя нельзя отвлекать ни на секунду, ни на одно мгновение… Ну,вперёд! За пятёрками и четвёрками!
Через пару дней учительница русского языка спросила её:
- Хотите знать моё мнение о вашей поездке в Чехов?
- Конечно!
- Я прочту вам только одно, самое оригинальное сочинение. Слушайте! "Однажды вечером папа прочитал маме из какого-то журнала, как один гимназист в девятнадцатом веке получил задание написать об особенностях современной ему Российской империи. Когда он сдал тетрадь на проверку, педагог прочёл там всего два слова: «Воруют все!» Гимназист стал известным писателем, кажется, сатириком.
А я хочу написать: «В современной нам России воруют не все!» У нас в стране очень много честных, бескорыстных людей, которые живут и трудятся для того, чтобы процветала наша мирная страна. Мы встретили такое во время поездки в музей города Чехов. И я хочу вырасти и быть таким же: честным, бескорыстным и постараюсь приносить пользу Родине!»"
- Коля Маленький?
- Правильно! Он связал мысль писателя Х1Х века с современной действительностью и впечатлением от посещения музея. И сделал собственный вывод. Много хорошего написали ваши ребята. Но, Боже мой, сколько ошибок! Поэтому работу над ошибками я проведу с ними в ближайшие дни…
Свидетельство о публикации №221020700181