Путешествие в юность

1970-й год. Будучи пятнадцатилетней, я впервые покинула дом без родителей. Моя взрослая подруга Мирана (старше меня лет на 20-25) пригласила меня с собой в Прибалтику. Она ехала с шестилетней дочкой Ланой и, конечно, в вагоне или при переходах с вокзала на вокзал ей нужен был помощник, самостоятельный, непритязательный, исполнительный, без особых запросов, - чему я вполне соответствовала.

Окончательным пунктом нашего путешествия был посёлок Рыбачий, расположенный на Куршской косе в Калининградской области. Не буду останавливаться подробно о том, как раньше оформлялись пропуска в эту заповедную местность, как прошла наша поездка в августовскую жару в поезде до Москвы и ночёвка на вокзале в комнате матери и ребёнка.

По столице мы практически "галопировали": прибыли ночью, измученные, голодные и сонные, а ранним утром - в очередь к мавзолею Ленина. Как без этого? О чём рассказывать-то потом, если главную достопримечательность не увидел? Обзорная экскурсия по Кремлю, поездка с экскурсоводом по знаковым местам Москвы...

Я-то всё впитываю, восторгаюсь, стихами от самого Омска "шпарю", - все блокноты исписала, рисунками... А Ланку - хоть на руках носи: ходить не хочет, устала, засыпает на ходу, то есть, то пить просит. Но мы с Мираной стойко держимся, развлекаем её, тащим за собой и на ВДНХ, и в уголок Дурова, и нацелились на Третьяковку, да очередь бы не выстояли. А времени впритык, - вечером поезд на Калининград, ещё продуктов в дорогу прикупить надо, ведь почти целый день ехать.

Мне в поезде совсем не скучно, за окном купе мелькают города красивые, деревеньки совсем не такие, как деревянные сибирские да уральские, почерневшие от времени, дождей и снега, с покосившимися заборами.

И что поразило меня: в каждом населенном пункте из-за домов церквушки выглядывают, красивые: то деревянные, то белокаменные, то красно-кирпичные. У нас-то храмов совсем мало было, да и в те нас, школьников, не пускали. Когда мы некоторое время в городе жили, неподалёку от дома был Свято-Николо-Казанский собор, и бабушка моей лучшей подружки украдкой нас туда раза три водила. С тех пор к храмам, службам и церковному убранству у меня особое, трепетное отношение.

В дороге пересматривала буклеты, открытки, которых множество накупила в Москве. Мирану вопросами замучила, - она очень много знала о столице, неоднократно бывала в ней, рассказывала о музеях, сталинских высотках, театрах, об истории храма Василия Блаженного, который, как оказалось, называется также и собором Покрова Святой Богородицы (Покровский собор).

Меня распирала гордость от того, что я увидела необъятные просторы нашей страны, удивительную природу России, в столице побывала!

Можно сказать, что время пролетело быстро. И вот Калининград, в центре - настоящий Кёнигсберг. Теперь я поняла, как выглядит Европа. Город очень отличался от тех городов, которые встречались на нашем пути. Кирпичные дома необычной постройки, островерхие, и храмы другие, - не все сверкают золотыми куполами (как омские), узорчатые и строгие.

К моему огорчению, Мирана сказала, что в Калининграде мы не задержимся, - потом приедем и посмотрим, время ещё будет. Сейчас главное - успеть на автобус в посёлок, нас там уже заждались.

Посёлок Рыбачий в то время вполне оправдывал своё название. Неказистый, с простыми улочками и сельскими домами, украшенными высокими мансардами, с лодками и рыбаками. Но о нём осталось несколько самых ярких впечатлений из моего далёкого прошлого. Вот о них по порядку.

Заповедник Куршская коса берёт своё начало в городе Зеленоградске и заканчивается в Литве. Полоска суши протяжённостью 98 км разделяет Балтийское море и Куршский залив. Украшают её красивейшие песчаные дюны и сказочный лес. Коса невероятно красива, и сейчас посмотреть на это чудо съезжаются со всех уголков мира, между прочим, она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Раньше жителям разрешали "кормиться" дарами природы. Сейчас, насколько мне известно, запрещено собирать растения и грибы. Лес в заповеднике первоначально пугал меня своей мощью, густотой, непролазными зарослями. Но местные жители показали нам проторенные тропы, ягодные поляны, проводили нас в места, где произрастала красная смородина, которую мы собирали вёдрами. Указали на ядовитые растения. Мы почти каждый день ходили за ягодами, грибами, лечебными травами, плодами шиповника.

Отдельная часть косы - низкие сосны, фруктовые деревья (слива, яблоня, алыча) и заросли облепихи. На дюнах тоже много кустарников. Плоды шиповника на куршской косе размером почти с яблоко.

Однажды нас встревожил треск в зарослях, - сквозь них пробирался лось. Местные жители говорили, что можно запросто встретить и лису , и косулю, и кабана. В лесу мы натолкнулись на развешанные сети, оказалось, что случайно забрели уж совсем в святая святых - сокровенное место Куршской косы - территорию орнитологической станции. Тогда я впервые узнала о "кольцевании" птиц. Как оказалось, станция была основана немецким орнитологом Иоганнесом Тинеманном ещё в 1901 году, и по сей день её специалисты (теперь уже российские) продолжают изучение миграций и гнездовой биологии птиц.

Мы не только бродили по лесу вблизи Рыбачьего, но и выезжали на мотоцикле в посёлки Морской и Янтарный, на автобусе в Светлогорск и Зеленоградск. Даже тайком совершили поездку в литовскую Ниду (посёлок в составе Неринги). Наслушавшись легенд о янтаре и его "залежах" на побережье залива, я неоднократно предпринимала попытки поисков, особенно после отливов, но, к сожалению, находок янтаря у меня так и не случилось. Пришлось довольствоваться тем, что прикупила в сувенирной лавке.

В 70-е годы в посёлке не было "комфортабельных" пляжей. Но мест, где купались и загорали было предостаточно. Песчаные "дикие" пляжи с высокими "плавающими" (постоянно двигающимися) дюнами нечто экзотичное: окружены с одной стороны сосновыми и еловыми лесами, а с другой омываются соленым Балтийским морем или пресным Куршским заливом. Правда, августовское Балтийское море было холодным, часто штормило, да и в заливе вода не была тёплой.

Зато прогулки на лодке по заливу - неизъяснимая радость. Море я видела впервые в жизни, и в моём воображении роились мечты о морских путешествиях. Тогда я не знала , что воздушные и морские лайнеры скоро превратятся для меня в самый кошмарный транспорт, поскольку в будущем едва смогла переносить перелёты, а путешествия даже на речных ракетах вызывали приступы морской болезни (но это особая история).

Совершенно невероятным зрелищем на косе оказался танцующий лес, расположенный в нескольких километрах от нашего посёлка и который жители косы иногда называли пьяным. Это сосновый лес с деревьями причудливой формы: стволы скрючены, как будто спутаны в клубок. Мне рассказали родственники-калининградцы, что теперь туристы могут любоваться этим лесом по специально проложенной тропе протяженностью около одного километра.

Меня очень манило старинное необычное здание церкви, но из нашего близкого окружения в посёлке (в основном, это были евреи) никто не ходил туда и почему-то активно отговаривали нас, ссылаясь на плохую репутацию храма. Дело в том, что с 1873 года в здании была лютеранская кирха поселка Росситтен (ныне Рыбачий). После 1945 года в бывшей кирхе некоторое время размещался мукомольный цех, позднее цех по ремонту сетей местного рыбколхоза. Здесь было и место тренировок летчиков-планеристов. Наши друзья считали, что в этом помещении ничего святого не осталось, кроме стен. Надо сказать, что в период перестройки многое изменилось. В 1992 году здание было передано православной общине поселка Рыбачий. Освящено митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 8 октября 1992 года в честь святого преподобного Сергия Радонежского.

Утрами тётя Ида, у которой мы гостили, ходила на причал и покупала у рыбаков морских угрей. В первый раз я жутко испугалась, когда увидела в корыте этих "змей", скользких, блестящих и извивающихся. А чистка их - зрелище не для слабонервных - шкура снимается чулком. Брезгливо я смотрела на процесс обработки угрей. Но в обед ела вкусную жареную рыбу и удивлялась: ни с чем не сравнимый вкус! А копчёный угорь - выше всяких похвал, настоящий деликатес!

Поразило меня и августовское ночное небо на Куршской косе. Это было не просто звёздное небо, а настоящий звездопад. На протяжение нескольких часов мы любовались стремительно падающими в море звёздами, и мысленно я успела загадать десятки самых сокровенных желаний. Одним из таковых было: обязательно ещё приехать в эти заповедные края... Многому из списка "звёздных" желаний не суждено было сбыться, в том числе - не удалось вернуться в то место, где прошёл яркий август моей юности, не довелось мне ещё раз пройти дорогами своего первого путешествия... Только воспоминания...


Рецензии
Интересно написано. С удовольствием прочитала.Ваш рассказ навеял и на меня воспоминания....Я тоже была в Прибалтике и Таллин меня заворожил своей архитектурой.Да и вообще, тогда там царила восхитительная атмосфера, не то что сейчас.
Удачи!
С уважением

Татиана Рет   11.03.2021 12:48     Заявить о нарушении
Спасибо!!! Да, не знали, что будем ностальгировать по тем временам...

Людмила Кокоренко   11.03.2021 17:30   Заявить о нарушении