Кризис

Пьеса в пяти действиях

Действующие лица
Павел Аркадьевич-мужчина сорока пяти лет, бывший бизнесмен.
Бабулька – восьмидесяти пяти лет
Сергей Маркович-мужчина сорока семи лет, друг Павла Аркадьевича.
Александр-парень  двадцати трех лет, сын Сергея Марковича.
Настя-девушка  двадцати лет.
Два бомжа (женщина и мужчина среднего возраста)
Два подростка – пятнадцати  лет

Действие первое
Берег реки. На берегу сидит Павел Аркадьевич в модном костюме. Какое-то время он совсем один. Тоскливо смотрит на реку, затем достает пистолет и кладет рядом с собой. Появляется бабулька. Она идет, кряхтя, вся согнутая и садится рядом с Павлом Аркадьевичем. Павел Аркадьевич непонимающе смотрит на неё.
Бабулька (громко). Простите, я вам не помешала? Одной сидеть как-то скучно, вдвоем веселее (замечает пистолет, рядом с Павлом). Рыбачите? Я, наверное, перепугала вам рыбу? Вот, пришла попрощаться с речкой, чувствую, скоро помру. Вы что-то сказали? (Смотрит пристально на Павла). Показалось. Это речка для меня было всем. Сюда я бегала молодой на свидание, убегала от мужа, когда мы ссорились, садилась возле речки и плакала.  Знаете, сколько слез моих в этой речке? В этой речке купала моих двух сыновей. Вы что-то сказали? (Смотрит пристально на Павла). Вы, если что-то хотите сказать, говорите громко, я плохо слышу. И рыбачила тоже, а как же. Тогда было много рыбы. Сейчас, наверное, мало ее.
Павел Аркадьевич отодвигается от бабульки, приставляет пистолет себе к виску.
Бабулька. Что вы делаете, молодой человек, вы хотите, покончить жизнь самоубийством? Но, зачем? Это же большой грех.
Павел  Аркадьевич нажимает на курок, раздается щелчок.
Бабулька. Так ты пошутил? Чуть сердце не остановилась.
Павел Аркадьевич (раздраженно). Что вы пристали ко мне? Шли бы отсюда.
Бабулька. Что ты гонишь меня сынок? Вот, ты послушай, что я тебе скажу. Лучше жизни ничего не может быть. Я, уже ее прожила и скоро уходить. И, как мудрый человек, а ты поверь мне, мудрости у меня предостаточно, говорю, не отбирайте у себя этот подарок. Его же не всем дают, вам крупно повезло, что он у вас есть.
Павел Аркадьевич (раздраженно). Замолчи, старая! Видишь, пистолет не сработал (ходит с пистолетом туда-сюда, размахивая им).
Бабулька. А мне сынок, пистолет в руках  тоже пришлось держать. Правда, никого не убила.  Давай-ка, погляжу. (Протягивает руку).
Павел Аркадьевич. Ты мне здесь шутки не шути, мне не до шуток сейчас.
Бабулька. Да какие шутки милый, с роду их не любила. Над кем-то потешаться, не приведи Господь. Слушай, а пистолет дай мне, я посмотрю. Давненько его в руках не держала. Вспомню молодость.
Павел Аркадьевич бросает пистолет в сторону бабульки.  Бабулька ловко ловит его.
Бабулька  (разглядывает пистолет). Сейчас, мы посмотрим, что с тобой. ( Отводит пистолет в сторону  раздается выстрел).
Павел Аркадьевич (какое-то время теряет да речи). Как это случилось? Зачем? Вы потратили патрон! (Орёт). Что вы наделали? Я же хотел застрелиться. Что за полоса неудач. Даже умереть нормально не дадут.
Бабулька. Что ты так разволновался, милый?  Там еще остались патроны, тебе хватит.
Павел Аркадьевич (выхватывает у бабульки пистолет) Прости мать, у меня нет другого выхода, я банкрот, кризис съел все мои деньги, понимаешь? Я ворочал миллионами, а теперь нищий.
Бабулька. Наконец-то заговорил человеческим языком. Подумаешь, беда, какая. Здоровый мужик, на кусок хлеба всегда можешь заработать. Жена, дети есть?
Павел Аркадьевич. Всё было. Жена ушла к другу. А дети… Я им нищий не нужен. Жена забрала их с собой.
Бабулька. Какую же власть имеют над вами деньги. А я вот получаю большую пенсию. Только не знаю, что с ними делать. Много ли мне нужно, старушке? Детей похоронила. Внуки обеспеченные. Копятся они у меня на книжке, копятся. Если бы в молодости  у меня были эти деньги, я бы знала что с ними делать. А сейчас…. Ни в ресторан же с ними бежать. Хочешь, отдам тебе? На первое время хватит, пока на работу  устроишься. Бери сынок, только не губи свою жизнь. Посмотри, солнце, какое красивое.
Павел Аркадьевич. Деньги моя жизнь, их нет и жизни нет. Я уже мертвый. Понимаешь? 
Бабулька. А ты везучий, милый. Не искушай больше судьбу. Живи. Заработаешь ты еще эти бумаги.
Павел Аркадьевич. Я заложил свою квартиру. Я бомж, понимаешь?
Бабулька. Да, плохо, когда друзья умирают.
Павел Аркадьевич. Какие друзья?
Бабулька. Деньги.
Павел Аркадьевич. Не умничай, бабуль. Ты никогда не взлетала высоко и не представляешь, что такое потом оказаться на земле.
Бабулька. Я всегда была на высоте. Никогда не была рабом, ни денег, ни людей. У меня было на всё свое мнение. Жила честно. Помогала нуждающимся. Ни крала и никого не убила. Верю в Бога. Разве может быть что-то высшее этой высоты, скажи мне милый.
Павел Аркадьевич. Могут! Деньги! Власть! Это самая сладкая высота, которая может быть.
Бабулька. И, что ты сейчас сможешь унести с собой из этой высоты?
Павел Аркадьевич. У меня ничего уже нет, поэтому я ухожу.
Бабулька. Глупый, ох,  глупый!
Павел Аркадьевич (приставляет  пистолет к виску). Помолись за меня, чтобы выстрелил.
Бабулька. Спешу и падаю. Еще молиться за него.
Павел Аркадьевич. Выражения у тебя, мать, как у подростков в подворотни.
Бабулька. А ты греши, да других не привлекай.
Павел  Аркадьевич (присел). Всё надо делать вовремя. Горячность прошла, теперь, чтобы еще раз приставить пистолет к виску, надо себя уговаривать. Бред какой-то. Тебе мать, обязательно  сегодня надо было  придти попрощаться со своей речкой? За всю свою длинную жизнь, именно сегодня тебе пришло в голову попрощаться с речкой?
Бабулька. Не повторяйся. И не мельтеши. Садись рядышком. Может, удастся успокоиться.
Павел Аркадьевич садится рядом.
Бабулька. Хочешь, я тебе стихи прочту? Могу из классиков, например,Анну Ахматову, мне нравится как она пишет, а если от классиков устал, могу свои  стихи прочесть. Я ведь стихи пишу, между прочим, хорошие.
Павел Аркадьевич. Мать, только не надо грузить меня.
Бабулька. Подумаешь, погрузишься немножко. Чего так себе беречь, ты же всё равно собрался умирать.
Павел Аркадьевич. Ну, ладно читай.
Бабулька. Тебе из классиков или свои?
Павел Аркадьевич. Давай, Ахматову.
Бабулька (зажмуривает глаза, читает).
Я научилась, просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь.
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Павел Аркадьевич (задумчиво). Хорошее стихотворение.
Бабулька. Да ты оказывается человек. А я думала робот. Ты, вот что сынок, давай я  тебе всё - таки деньжат подброшу. Если у тебя есть талант к зарабатыванию денег, ты и на сто рублей разбогатеешь.
Павел Аркадьевич. Не надо, бабуль. Попрошу у друзей.
Бабулька. У друзей ты на хлеб вряд ли попросишь, а большую сумму тебе они сейчас не дадут. Кризис!
Павел Аркадьевич. Никогда не думал, что незнакомая бабулька  будет предлагать мне деньги. Когда-то сам им подавал.
Бабулька. Ну, вот теперь к тебе всё и возвращается. Ты подавал, они у тебя брали?
Павел Аркадьевич. Брали, конечно.
Бабулька. Ну, и ты возьми. Не будь гордым.
Павел Аркадьевич. Спасибо мать, тебе за все. Ты можно сказать меня сегодня от смерти спасла. Затуманилась всё в голове. Пойду, поброжу по окрестности. Сегодняшний день уж точно поживу.
Бабулька. Значит, от помощи моей ты отказываешься?  Запиши тогда мой номер телефона.
Павел Аркадьевич
Нет у меня телефона. Выбросил я его.
Записывай тогда мой адрес, худо будет, приходи. А худо тебе будет, помяни моё слово.
Павел Аркадьевич. почему ты так думаешь?
Бабулька. Просто, я чувствую (достает ручку, бумагу, записывает адрес, дает Павлу). Тебе как звать-то?
Павел Аркадьевич. Павлом  меня звать.
Бабулька. Как сына моего.
Павел Аркадьевич берет бумагу и уходит. Проходит какое-то расстояние, выбрасывает бумагу.

Действие  второе
Какое-то время на сцене никого нет. Затем появляется Павел Аркадьевич. Он что-то ищет. Навстречу ему идут два бомжа, женщина и мужчина.
Мужчина бомж. Ты чего по нашим помойкам шаришь? Пошел вон отсюда.
Павел Аркадьевич. Нужны мне ваши помойки, я записку потерял, помогите лучше ее найти.
Женщина бомж. Слушай, а костюмчик у него ничего. Твой-то совсем растрепался.
Мужчина бомж. Из бывших богатых  что - ли, рожа холеная.
Женщина бомж. Ха-ха, кризис говорят в стране, надо уши востро держать, конкурентов теперь появится море.
Павел Аркадьевич. Я вам точно не конкурент, давайте топайте отсюда по - хорошему.
Женщина  бомж (обращаясь к мужчине). Ты слышишь, нам угрожают?
Мужчина бомж. Твоё время прошло, теперь ты узнаешь каково быть в нашей шкуре.
Павел Аркадьевич. Нужна мне ваша вонючая шкура. Давай, топай, я сказал. (Продолжает искать бумагу).
Бомж  мужчина толкает Павла Аркадьевича, тот падает, но сразу же встаёт и берёт бомжа за шиворот. Завязывается драка. Женщина  бомж подходит сзади и бьёт Павла Аркадьевича палкой по спине, Павел Аркадьевич падает. Женщина и бомж начинают его бить.

Действие третье
Сцена первая
Квартира бабульки. Мебель в квартире старая, но красивая. Бабулька пьет чай. Раздается звонок. Бабулька открывает дверь. На пороге стоит Павел Аркадьевич, в одних трусах. Лицо в крови.
Бабулька. Батюшки, что с тобой?
Павел Аркадьевич. Избили. Я не слишком поздно к вам?
Бабулька. Да заходи ты скорей!(Достает из шкафа полотенце, брюки, рубашку). Иди, помойся, я обработаю твои раны,  и будем мы с тобой пить чай.
Павел  Аркадьевич (берёт вещи). Нафталином пропахли.
Бабулька. У старых вещей свой запах. Это вещи моего сына. Не выбрасываю, жалко, память.
Сцена вторая.
На кухне. Бабулька  пьет чай, Павел Аркадьевич с жадностью ест.
Бабулька. И кто тебя так отметелил?
Павел  Аркадьевич (не переставая жевать). Не знаю, бомжи какие-то. Я искал на берегу вашу записку  с адресом, они меня сбили с ног и стали бить.
Бабулька. А зачем ты записку искал? Я же тебе её в руки дала.
Павел Аркадьевич. Я её выбросил сразу же, как отошёл от вас. Думал не понадобиться.
Бабулька. Никогда  второпях ничего не делай. Много ли место в твоем кармане заняла бы эта записка?
Павел Аркадьевич. Прости, мать.
Бабулька. Ну, ладно, ладно. Ешь, не отвлекайся. Уж больно ты вежливый сегодня. Поешь, будем строить планы.
Павел Аркадьевич. Какие планы?
Бабулька. На твою будущую жизнь.
Павел Аркадьевич. Смешная ты мать.
Бабулька. Смешная, не смешная, а план у меня есть. Слушай, сынок! Ты берешь все деньги, что у меня есть, ну, почти все, немножко, я только оставлю себе, на похороны.
Павел Аркадьевич. Да, ты погоди помирать. У меня же сейчас кроме тебя никого нет.
Бабулька. Ну, погоди, не погоди, а меня спрашивать никто не будет. Время настанет, заберет. Бог дал жизнь, Бог ее и заберет. Вот так вот. А ты хотел сам себя жизни лишить. Какой бы грех взял  на душу. Как всё - таки хорошо, что я именно в этот момент решила попрощаться с речкой, скажи? (Хлопает Павла Аркадьевича по плечу).
Павел Аркадьевич (еле слышно). Да, хорошо.
Бабулька. Так вот, купи на деньги, что я тебе дам, муки и картошку, ну, или другую начинку.
Павел Аркадьевич (удивленно). Какую начинку?
Бабулька. Будем с тобой печь пироги и продавать.
Павел Аркадьевич. Ты что мать? Не буду я пирогами торговать.
Бабулька. Ишь, какой гордый. Я буду торговать, а ты будешь печь.
Павел Аркадьевич. Да, я никогда их не пёк.
Бабулька. Научу. Первое время будем вместе печь. Знаешь, у меня какие пироги? Я особый рецепт знаю. Пальчики оближешь. Потом, когда у нас будет первоначальный капитал, наймем продавщицу.
Павел Аркадьевич. Грандиозный план.
Бабулька (гордо). Большому кораблю, большое плавание. А, какое у тебя было дело, что ты ворочал миллионами?
Павел Аркадьевич. У меня была своя типография.
Бабулька. И что вы печатали?
Павел Аркадьевич. В основном рекламную продукцию.
Бабулька. А почему прогорел?
Павел Аркадьевич. Кредитов было много, две машины купил печатные в кредит.
Бабулька. А мы кредитов набирать не будем. Будем учиться на твоих горьких ошибках. Будем поднимать производство своими силами.
Павел Аркадьевич. Зачем тебе это надо мать? Неужели ради меня ты в корне решила изменить свою жизнь?
Бабулька. Да, вовсе и не ради тебя. Может во мне всю жизнь жил предприниматель, и только теперь он крикнул, давай! Давай мать, сколько можно ждать своего часа?
Павел Аркадьевич. А почему он раньше не кричал?
Бабулька. Тебя ждал. Хороший напарник много значит в бизнесе.
Павел Аркадьевич. Понятно.
Бабулька. Переночуешь ты у меня. Да и жить, наверное, тоже у меня будешь. А завтра пойдём с тобой снимать деньги с книжки. И не спорь со мной. (Какое-то время смотрит на Павла Аркадьевича). Чего молчишь?
Павел (устало). Спать хочу. Устал я очень.

Действие четвертое
Павел Аркадьевич торгует на улице пирожками. К нему подходит Настя.
Настя (растерянно). Ой, а где та бабулька, что здесь торговала пирожками?
Павел Аркадьевич. Здесь еще кто-то торговал? Я занял чужое место?
Настя. Да, нет, вряд ли уже бабулька вернётся. Она собиралась куда-то уезжать.
Павел Аркадьевич. Тогда купите у меня пирожки, они тоже вкусные.
Настя. Да, дело в том, что бабулька  давала  мне пирожки в долг, а я ей с зарплаты возвращала деньги, понимаете? Я вообще-то не люблю влезать в долги, но, я работаю здесь поблизости, а зарплату у нас задерживают, говорят кризис! Но, кушать-то всегда хочется, он ведь этого не понимает.
Павел Аркадьевич. Кто? Начальник?
Настя. Да нет, желудок.
Павел  Аркадьевич (протягивая пирожок). Возьми и ешь. Просто так.
Настя. Да нет, мне так не надо. Дайте в долг, два пирожка. Я дня три так у вас возьму, а на четвертый верну деньги. А вы не знаете, кризис скоро закончиться?
Павел Аркадьевич. Вы знаете, девушка, не знаю.
Настя. Скорей бы. Жизнь стало тяжелой, в магазинах всё дорожает, зарплата маленькая. Хотела найти другую работу, стала звонить по объявлениям и везде мне один и тот же ответ, вы что, девушка, какая работа, с луны свалились? В стране финансовый кризис.
К  Павлу Аркадьевичу подходит  Александр.
Александр. Здравствуйте, Павел Аркадьевич!  А я проезжал мимо и глазам не поверил. Неужели это вы? И до сих пор смотрю и не верю.  Неужели всё так плохо, что вы торгуете пирожками? Вы что, сами их печете?
Павел. Нет, почему?  Печет бабулька, а я торгую.
Александр (удивлённо). Вас бабулька наняла на работу?  Слушайте, я поговорю с папой, он вам поможет, чем сможет. Я сам, к сожалению, не смогу вам помочь. Сам на папином обеспечении, да еще этот кризис! Какой-то непонятный! Вы не знаете, скоро он закончится?
Павел Аркадьевич. Не знаю, вот и девушка задала мне этот же вопрос.
Александр. Какая девушка? ( Замечая Настю). Симпатичная. Она кто вам?
Павел Аркадьевич. Никто. Просто постоянный клиент.
Александр. А что девушка, вкусные пирожки?
Настя. Очень. Съела два и не заметила как.
Александр. Купи еще.
Настя. Нет, у меня норма в день два пирожка.
Александр. Боишься поправиться?
Настя. Да нет. Просто я беру в долг. Потом, придётся возвращать. Получится большая сумма.
Александр. А, халявщица.
Настя. Почему халявщица? Просто зарплату задерживают, кризис!
Александр. А сколько ты бы еще съела пирожков?
Настя. Да, я мне кажется, вот все бы взяла и съела.
Александр (обращаясь к Павлу Аркадьевичу). Сколько там у вас пирожков еще осталось?
Павел Аркадьевич. Штук двадцать.
Александр. Давай все. (Дает деньги).
Павел Аркадьевич (достает пирожки). Пожалуйста.
Александр (съедает один пирожок). Слушайте, а как вкусно, они все с грибами?
Павел Аркадьевич. Они разные, с грибами, картошкой и капустой.
Александр. Девушка, прости. Я хотел тебе отдать все пирожки, а теперь передумал, десять тебе, десять мне.
Павел Аркадьевич (собирает вещи). Всё продал, можно идти домой.
Александр. Подождите, не спешите, сейчас папа должен по этой дороге проехать, поговорите с ним. Нельзя вам, вот так вот пирожками торговать.
Павел Аркадьевич. Почему? Они же вкусные.
Александр. Ну, вкусные пирожки пусть продают другие, а вы директор, понимаете? Я ведь помню, мы с папой часто приезжали в вашу типографию. Там вы были хозяином.
Павел Аркадьевич. А сейчас подчиненный.
Александр. У бабульки?
Павел Аркадьевич. А что плохого? Бабулька, она такой же человек.
Александр. Кстати, а сколько лет вашей бабульки?
Павел Аркадьевич. Восемьдесят пять.
Александр. В  восемьдесят пять лет бабулька печет пирожки, и я их ел? Слушайте, она неизвестно что может положить в эти пирожки вместо муки и яиц.
Настя. Глупости вы говорите. Что вообще можно положить вместо муки и яиц в пирожки. Тогда они просто бы не получились.
Александр (ест очередной пирожок). Просто они такие подозрительно вкусные. Да, кстати, девушка, почему ты не на работе? Пришла за пирожками и не торопишься возвращаться обратно.
Настя. А куда торопиться? Зарплату всё равно не платят.
Александр. Потому и не платят, что не работаете. Вот сейчас, пока ты стоишь, сколько бы работы могла выполнить.
Настя. А у нас сейчас на работе нет работы. Мы просто сидим и смотрим в потолок.
Александр. А зачем ты тогда ходишь на работу, сиди дома, будет работа, позвонят.
Настя. Ага, умный какой. Тогда меня вообще уволят за прогулы. А на что я тогда жить буду? Я и так в последнее время питаюсь пирожками в долг.
Александр. Какой кошмар.  Я думал, у меня положение ужасное. Оказывается, бывает еще хуже.
Подбегает  Сергей Маркович.
Сергей Маркович (обращаясь к Александру). Ты где застрял? Хорошо, что я случайно увидел твою машину за поворотом. Слушай, тебя никуда нельзя отправлять. Ты вообще-то соображаешь что делаешь? Люди ждут. Это тебе о чем-то говорит?
Александр. Папа, посмотри вокруг, ты кроме меня никого не замечаешь?
Сергей Маркович (смотрит по сторонам, замечает Павла Аркадьевича). Привет!
Павел  Аркадьевич (холодно). Привет!
Александр. Папа ты не поверишь, Павел Аркадьевич торгует пирожками.
Сергей Маркович. Что, все так плохо?
Павел Аркадьевич. Почему? Пирожки идут нарасхват, вот, твой сын взял два десятка.
Александр. Папа, правда, пирожки объедение, угощайся. ( Протягивает ему пирожок).
Сергей Маркович  (обращаясь к Павлу Аркадьевичу). Ты не паясничай, я, конечно, понимаю, мы с тобой рассорились в пух и прах, но я помню дружбу и умею её ценить, даже выглядывавшую из далёкого прошлого.
Павел Аркадьевич. Ты никогда не мог изъяснять свои мысли кратко.
Сергей Маркович. Зато ты умел кратко. Поэтому, ты сейчас в дерьме, а я еще держусь.
Павел Аркадьевич. Держишься  на плаву? (Смеётся).
Сергей Маркович. Остряк! Расскажи лучше, чем ты занимался в последнее время, я имею в виду, до кризиса.
Павел Аркадьевич. Набрал кредитов, чтобы рассчитаться пришлось продать квартиру, гараж, вообще всё, что имел.
Сергей Маркович. А типографию?
Павел Аркадьевич. Типографию в первую очередь.
Сергей Маркович. Мог бы мне позвонить. Я бы у тебя её купил.
Павел Аркадьевич. Мне было не до тебя. А потом, какая мне разница кому продать?
Сергей Маркович. Ну, для тебя нет, конечно, никакой разницы. Обо мне ты вообще никогда не думал. За копейки, продал?
Павел Аркадьевич. А тебе лишь бы нажиться. Не имеет значение, друг, враг.
Сергей Маркович. Вот, потому что ты такой, потому и торгуешь сейчас пирожками. Ты понимаешь, о чем я?
Павел Аркадьевич. Я был на грани самоубийства, взял пистолет и пошел на речку застрелиться. А в это время туда пришла бабулька  попрощаться с речкой и отговорила меня. Теперь работаю у неё, торгую пирожками.
Сергей Маркович. И ты собираешься заниматься этим всю оставшуюся жизнь?
Павел Аркадьевич. Ты знаешь, мне нравится. Стоишь на свежем воздухе, торгуешь пирожками, кормишь людей.
Настя. Пирожки, между прочим, очень вкусные.
Сергей Маркович. А это кто?
Павел Аркадьевич. Это мой постоянный клиент.
Сергей Маркович. Ну, ну!
Павел Аркадьевич. А ты хочешь предложить мне что-то другое?
Сергей Маркович. Сейчас не могу предложить ничего, даже денег не могу дать взаймы. Кризис! Но, ты оставь мне свой номер телефона и адрес, если что-то измениться, я тебе позвоню.
Павел Аркадьевич. Да ты никогда не поможешь, даже если у тебя будут деньги. В этом весь ты. Ты лучше всё скупишь, у тех, кто случайно упал вниз.
Сергей Маркович. Не надо быть лохом.
Павел Аркадьевич. Слушай, а может, ты пойдешь, куда шел?
Сергей Маркович. А что ты меня гонишь? Это друг не твоя территория. Территория твоя была там, в типографии.  Я  может быть, до ночи буду здесь стоять, потому что так хочу.
Павел Аркадьевич. А вот и моя бабулька.
Все оборачиваются и видят бабульку, она приближается к ним. В руках тяжелые сумки.
Бабулька. Ну, что милок, всё продал? Я еще напекла. Если устал, я постою. Иди домой, отдохни. Для первого раза, хватит.
Сергей Маркович. У него сегодня дебют?
Бабулька. Дебют, милый, дебют. А я так поняла вы клиенты за пирожками?
Сергей Маркович. Да, вот, с утра стоим, ждём, когда подвезете. Задерживаетесь бабулька.
Александр. Папа шутит. Это его друг.
Бабулька. Друг, говоришь? (Смотрит пристально на Сергея Марковича). Что это за  друг, если в беде человек пошел ни к тебе, а на речку, стреляться.
Сергей Маркович. Не знаю, я недавно приехал, меня вообще в городе не было.
Бабулька. Это все отговорки. Хороший друг, он всегда рядом, даже если далеко.
Сергей Маркович. Это как?
Бабулька. Это так (бьет себя в грудь).
Сергей Маркович (смотрит пристально на бабульку). Слушай, мать, ты так на мою маму похожа, просто один в один. Я завтра фотографию принесу, покажу. Только,  она моложе там.
Бабулька. Зачем фотографию? Пусть сама приходит.
Сергей Маркович. Она умерла.
Бабулька. Прости сынок, оттуда не придешь. Приноси фотографию, посмотрю.
Сергей Маркович. Правда, Саш? Скажи, как похожа.
Александр. Да, вы копия бабушка.
Бабулька. Ну, что же, рассаживайтесь, я вас пирожками угощу.
Сергей Маркович. Не угостишь, мать. Мы их у тебя купим. И знаешь для чего? Чтобы добиться чего-то в бизнесе, нельзя разбрасываться, понимаешь? Деньги надо вот где держать. (Показывает кулак). Вот, например, нас четыре человека и мы съедим у тебя по два пирожка.
Бабулька. Зачем по два, ешьте больше.
Сергей Маркович. Это я к примеру. Съесть можно и по пять, если даром дают. Так, по два пирожка каждому.  Скажем по тридцать  рублей за пирожок. А нас пятеро. Это уже триста рублей. Вот и считай мать, сколько муки можно купить на эти деньги. То есть пустить их в оборот. А заниматься благотворительностью, можно, когда ты уже богатый  и деньги девать некуда.
Бабулька. Закончил? Счетовод! Теперь послушай, что я тебя скажу. Во - первых бесплатная раздача пирожков ни так уж и плохо. И я тебе объясню почему. Потому, что, прежде всего это реклама. А реклама-двигатель торговли. Вот вы все пятеро, к примеру, пирожков бы у меня может быть, и не купили. А я вас угощу, и вам понравится. Да так, что вам захочется еще и еще. И в следующий раз вы уже у меня их купите. И, посоветуете своим друзьям. А ваши друзья, в свою очередь, своим друзьям. ( Пауза). Ну как?
Сергей Маркович. Класс, мать! Слушай, откуда ты это все знаешь?
Бабулька. Я много чего знаю. (Открывает сумку). Берите, пока горячие.
Все берут пирожки, едят.
Настя. Вкусно как.
Сергей Маркович. Пирожки очень вкусные.
Бабулька. Нравятся?
Сергей Маркович. Очень!
Бабулька. Ну, вот, мы собираемся скопить  с Павлом первоначальный капитал и открыть пирожковую. Как думаешь, это реально, сынок?
Сергей Маркович. Ну, в принципе реально. Только, вот так, продавая на улице, очень сложно скопить капитал. Слушайте, я вот что вам предлагаю, у нас на работе есть кафе, там обедают сослуживцы из разных фирм. Я поговорю, будете пирожки сдавать туда. Я думаю, их с удовольствием будут покупать.
Бабулька. Ты, серьезно это, или так, ради уважения, сказал и забыл?
Сергей Маркович. Я серьезно. Знаешь мать, как я свою маму любил?
Бабулька. Откуда же я могу знать?
Сергей Маркович. Для меня она не умерла. Она всегда будет живой. И вот мне кажется, что-то я не сделал для неё, что-то очень важное. А ты вот, стоишь сейчас передо мной, копия моей мамы. Я для тебя все готов сделать. (Достает из кармана деньги). Возьми мать, просто так. Бери и ничего не говори.
Бабулька. Да, зачем мне твои деньги. Я свои деньги не знаю куда деть. Вот, в дело хочу пустить.
Сергей Маркович. Бери мать, и эти пустишь в дело.
Бабулька. Ну, спасибо сынок (берёт деньги).
Настя (обращаясь к Сергею Марковичу). Извините за наглость, раз уж я здесь оказалась, вы не могли бы меня, устроить на работу. Вы сказали у вас там много фирм. (Смущаясь). Наверное, я сказала что-то не то.
Сергей Маркович. Куда же я тебя устрою, своих  работников не знаю куда девать. Сократил, уже дальше некуда.
Настя. Неужели этот кризис никогда не кончится?
Сергей Маркович. Сам не знаю. (Обращаясь к бабульке). У вас телефон есть? Или нет, мы так сделаем, давайте мне ваш адрес. Завтра подъедет машина и заберёт у вас пирожки.
Бабулька (обращаясь к Павлу Аркадьевичу). Вот, как нам везет! Уже и спонсор нашелся.
Павел Аркадьевич. Отлично, только в спонсорстве этого человека я не нуждаюсь.
Бабулька. Почему так?
Павел Аркадьевич. А потому что этот человек просто так ничего не делает.
Сергей Маркович. Для тебя может быть и не сделаю, а для нее сделаю.
Павел Аркадьевич. С чего это вдруг?
Сергей Маркович. В память о моей маме.
Павел Аркадьевич. Помнится, ты никогда не был сентиментальным.
Сергей Маркович. Старею.
Бабулька. О, это он прав. В старости с нами происходит много изменений. Начинается переоценка ценностей. И спешишь все исправить и чувствуешь, что не успеваешь.
Павел Аркадьевич. Он успеет, не волнуйтесь.
Настя. А я вот стараюсь с молодости не совершать ошибок. А то до старости можно и не дожить.
Бабулька. Если у тебя это получается, молодец. Так держать!
Сергей Маркович. Да уж, вы не совершаете! Вот ты лучше скажи, почему вы молодые все такие, неразумные. Вот еще один (показывает на Александра).
Александр. Папа, ты тоже был таким же, бабушка рассказывала.
Сергей Маркович. Вот потому, я тебя и учу, чего надо делать, а чего нет. Если бы вы прислушивались к совету старших, было бы все по-другому.
Александр. Извечный вопрос отцов и детей.
Сергей Маркович. Не надо глобально подходить к этому вопросу, слушайся родителей и все будет хорошо.
Александр. Папа, не забывай, я личность. У меня свое мнение, свой характер. Я тебя уважаю и этого достаточно.
Сергей Маркович. Какая ты личность? Чего ты добьешься в жизни, если останешься таким? У тебя мог бы быть уже свой капитал, а ты все раздал. Даешь деньги всем, кто у тебя их просит. Где твой одноклассник, которому ты дал в долг кучу денег?
Александр. Папа, я ему не дал в долг, я ему дал на лечение безвозмездно. Я спас жизнь человеку, это больше чем деньги.
Сергей Маркович. Кто тебе это сказал?
Бабулька. Напрасно ты ругаешь своего сына, за добрые дела. Да он у тебя сокровище.
Настя. А я тоже такая. Последнее отдам, сама буду голодать.
Александр. Настя, ты мне нравишься.
Сергей Маркович. А ты женись на ней. Вот такие скромненькие иногородние Настеньки отхапают у тебя квартиру, и ты останешься с маленькой комнатушкой в коммуналке. Это в лучшем случае.
Настя. Зачем вы, не зная меня, так обо мне отзываетесь? Причем здесь иногородние, не иногородние, люди везде одинаковые. В каждом городе есть и хорошие и плохие люди.
Сергей Маркович. Не просто банально, но и примитивно, позвольте добавить.
Настя. Вы знаете, в этой банальности истина. Разве вы можете знать больше, чем сама истина?
Сергей Маркович. Да, я девочка, все знаю. Всего навидался. Иногда от этих знаний становится тошно.
Настя. Это называется надмеваться умом.
Сергей Маркович. Слов-то понабралась.
Настя. Так написано в библии.
Сергей Маркович. А ты что библию читаешь?
Настя. Да, читаю.
Сергей Маркович. В твоем возрасте вроде рановато, голову разной чепухой забивать.
Настя. Вы же её не читали, зачем так говорите? Разве это чепуха? Возлюби ближнего своего как самого себя, почитай родителей, не отвечай злом на зло. А для вас специально, я процитирую другое. Если ты приобретешь весь мир, а душе своей повредишь, какой выкуп ты дашь за душу свою?
Сергей Маркович (смеется). Почему это для меня? Я весь мир приобретать не собираюсь, мне бы деньги свои сохранить и не обанкротиться.
Подходят два  подростка, у одного серьга на губе, волосы покрашены в красный цвет. У другого подростка то же самое, только волосы покрашены в  голубой цвет. У обоих в руках энергетические напитки.
Первый подросток  (обращаясь к Павлу Аркадьевичу) Э, чувак, пирожки есть?
Павел Аркадьевич. Есть, вам с чем?
Второй подросток. Нам два с картошкой, два с капустой.
Павел Аркадьевич собирается дать им пирожки.
Сергей Маркович (отстраняет его руку). Подожди. (Обращаясь к подросткам) Слушайте вы! Поколение пепси и энергетических напитков, давайте сделаем ещё один дубль.
Первый подросток. Не понял, в смысле?
Сергей Маркович. А вот, то, что вы только что сказали, скажите еще раз по - нормальному. На нормальном человеческом языке. Подсказываю: у вас есть пирожки?  Дайте нам, пожалуйста, два пирожка.
Второй подросток. Ты что, мужик, ты что влезаешь? У тебя что – ли мы пирожки покупаем?
Сергей Маркович. У меня не покупаете, но пирожки не получите, пока не попросите на нормальном языке.
Александр. Пап, оставь пацанов в покое.
Сергей Маркович. Не влезай.
Первый подросток. Твой, ботаник? Вот и воспитывай его. Чего к нам пристал?
Сергей Маркович. Что ты сказал?  (Берет его за шиворот).
Первый подросток. Отстань, козёл. (Отбивается, убегает, второй подросток бежит за ним).
Бабулька. Сурово ты с пацанами, сынок.
Сергей Маркович. А ты как хотела мать. (Показывает на Павла Аркадьевича). Посмотри на этого безвольного человека. Его назвали чуваком, а он им пирожки. Возьмите, пожалуйста.
Павел Аркадьевич. Слушай, ты только что отбил у меня двух клиентов. Они бы купили по два пирожка. На одного человека это тридцать рублей. Тридцать плюс тридцать, шестьдесят. Ты лишил меня сегодня двух килограммов муки.
Сергей Маркович (возбужденный). Слушай, не паясничай. (Достает деньги). Возьми свои шестьдесят рублей.
Павел Аркадьевич. Вот это другой разговор, вот это по - деловому. (Берет деньги). А то, видите ли, ему разговор не понравился. А ты у себя, вспомни, каких клиентов терпишь, ради прибыли. Я был у тебя, видел. Они тебе нахамят, а ты виляешь возле них, да так, да этак. (Показывает). Лишь бы сделка состоялась.
Сергей Маркович. Сравнил. Это совсем другое.
Павел Аркадьевич. Абсолютно то - же самое. Хамство, оно и есть хамство, как не крути. Где крутятся большие деньги, там закрывают глаза на все, лишь бы не закрыть доступ им. Господи, как я устал. (Закрывает глаза).

Бабулька. Не ссорьтесь. Как же вы мне моих сыновей напомнили. Они, тоже, как начинали спорить…. Никто не хотел уступать. Но, старший все-таки уступал. Младший был настырнее. И добился он в жизни больше. Я имею в виду карьеру. Как обрубит. И ушел из жизни сразу. Уснул и не проснулся. Сердце! А старший мучился долго. Онкология. Вот говорят, что матери одинаково детей любят. Может у других это так. А для меня старший был желаннее, что ли. И, о нем сейчас, больше тоскует душа моя.
Сергей Маркович. А я тебе, мать, кого напоминаю, старшего или младшего?
Бабулька. Младшего. Не обижайся. (Показывает на Павла Аркадьевича). Он желаннее для меня.
Сергей Маркович (с пафосом). Чего же такого у него есть, чего нет у меня.
Бабулька. Трудно объяснить, это можно уловить какими-то тонкими нитями души. Вот, как будто его могут обидеть, и хочется его уберечь и защитить. А ты защитишь сам себя. Ты только не обижайся на меня, сынок.
Сергей Маркович. Да ты что, мать. Вот я стою, разговариваю с тобой и так хорошо мне, точно с мамой своей повидался.

Действие четвертое
Сцена первая

Павел Аркадьевич  месит тесто, открывается дверь, входит бабулька.
Бабулька. Не успеваешь? Пирожки наши нарасхват.
Павел Аркадьевич. Пора брать помощницу (моет руки). Чайник ставить?
Бабулька. Ставь. Новость у меня хорошая. Сегодня подошел ко мне один мужчина, видимо работник общепита и предложил нам сдавать пироги в кафе. Представляешь, по стоимости в три раза дороже, чем я продаю.
Павел Аркадьевич. Я вообще удивляюсь, что ты их продаешь, мне кажется, ты готова пирожками накормить всех людей бесплатно.
Бабулька. Ну, всех бесплатно не угостишь (многозначаще поднимает палец). Кризис!
Павел Аркадьевич. А как же Сергей Маркович?
Бабулька. Да, пока его машины дождешься. А ведь не похоже было, что обманет. Пойди, разберись в людях.
Павел Аркадьевич. Ты знаешь, мать, я вчера проснулся, а у меня радость на душе, такая необъяснимая, здоровая. Ну, знаешь, как в детстве было. Я так порадовался этой радости.
Бабулька. Вот, какие у нас пирожки, с тобой, радостные.
Павел Аркадьевич. Думаешь, пирожки?
Бабулька. А то!
Павел Аркадьевич. Вчера сына встретил от первого брака. Я иду пешком, слышу, сигналит.
Бабулька. Признал?
Павел Аркадьевич. Признал, конечно. С ним у нас хорошие отношения. Папа, говорит, я все слышал, что бизнес твой прогорел. Я искал тебя, но не мог найти. Вынул такую пачку денег (демонстрирует). Возьми, говорит, папа, сколько тебе нужно. А я говорю, нет. У меня сейчас пирожки. Он мне, пирожки неплохой бизнес. А кто твой компаньон, с кем ты в доле?
Бабулька. Рассказал про меня?
Павел Аркадьевич (с пафосом). Да, я сказал, что мой компаньон бабулька восьмидесятипятилетняя. И, рассказал, как ты меня спасла.
Бабулька. А он что?
Павел Аркадьевич. А он обещал найти мне хорошего врача.
Бабулька. А врача зачем?
Павел Аркадьевич. Вылечить мою психику.
Бабулька. Себя пусть лечат. А мы с тобой здоровее всех здоровых.
Павел Аркадьевич. Я, мать, вот что думаю. Следующим периодам в нашей деятельности, может мы действительно откроем  пирожковую?
Бабулька. Вот это другой разговор. Вот это мне нравится. Оформлять будешь все на себя. Я старая для этого.
Павел Аркадьевич. Не выйдет, у меня же нет прописки. Я бомж.
Бабулька. Я пропишу тебя к себе.
Павел Аркадьевич. Тебе не разрешат мать, я тебе не родственник.
Бабулька. Разрешат.
Павел Аркадьевич.  Да, ты что мать. Прекрати эти разговоры и больше не возобновляй их.
Бабулька. Ну, я же помочь  тебе хочу, милый. Меня не станет, никто ведь тебе не поможет. Мир стал жестоким. А теперь вообще стало все в несколько раз хуже. Люди норовят друг друга перехитрить, обмануть и все валят на кризис. А кризис вон он где (бьет себя в грудь).  В душах наших. И начался он не вчера и не месяц назад, а давно. Вот тебя, бросила жена, отвернулись дети, неужели они в одночасье стали такими?
Павел Аркадьевич. Ну, в этом я сам виноват. Сам был таким. Переступал через все, чтобы чего-то в жизни добиться. А дети, они же видят и впитывают это все.
Действие пятое
Сцена первая
Квартира бабульки. Звонок в дверь.
Бабулька (удивленно смотрит на Павла Аркадьевича). Не налоговая?
Павел Аркадьевич смеется, открывает дверь. На пороге стоит Настя.
Бабулька (подходит к двери). Проходите девушка.
Настя несмело входит.
Бабулька. Смелее, уж больно вы скромны для нашего времени. Сейчас скромным нельзя быть, кризис!
Настя. Я слышала, вы печете пирожки и вам нужна помощница?
Бабулька. Уже не нужна помощница, мы теперь пироги будем сдавать в кафе. Знаешь, что, ты заходи попозже через месяц, мы будем расширяться, и тогда может быть и для тебя найдется работа.
Настя встала, как вкопанная  не собираясь уходить.
Бабулька. Может, ты хочешь поесть? У нас ведь не только пирожки и щи найдутся.
Настя. Я умею печь вкусные пирожные.
Павел Аркадьевич. А что, это идея. Можно попробовать. Мать, можно  Настя поработает с нами? Мы пирожки, она пирожное.
Бабулька. Ты сказал Настя? Она твоя знакомая?
Павел Аркадьевич. Это та девушка, которая иногда брала у нас в долг пирожки.
Бабулька. Вот оно что, а я думаю лицо такое знакомое, только вот волосы другие, постриглась?
Настя. Да, немного.
Бабулька. Да это уже не немного. С волосами была красивее, весь шарм пропал.
Настя. Я обязательно отращу.
Бабулька. Да это как хочешь. Хочешь расти, хочешь, стриги. Я только советую. Вы ведь сейчас друг дружку правду не скажете. А иногда бывает, когда хуже, наоборот похвалите.
Настя. Это еще зачем?
Бабулька. А это, чтобы красивее их не была.
Настя. Мне такие люди не попадались.
Бабулька. Попадутся еще.
Сцена вторая
Настя (ест пирожки со щами). Вкусно как. У меня была работа. И зарплату платили, правда, с задержкой, но все равно, я знала, что получу деньги. Но на днях меня сократили, сказали кризис. А я иногородняя, за квартиру платить надо. Даже не знаю, в этом месяце, чем буду расплачиваться.
Бабулька. Так тебе милая и жить негде (качает головой). Сколько тебе осталось до следующей оплаты?
Настя. Уже ничего. Если честно говорить, меня уже попросили, не знаю куда идти. (Плачет).
Бабулька. Ох, времена настали тяжкие. Ну, что же дочь. Неси свои вещи, помещу тебя в свою комнату, а я на кухне.
Девушка (радостно). Ой, да я могу где угодно, хоть на кухне, хоть в ванной. Спасибо вам большое. Я заработаю деньги и буду опять снимать, правда, поверьте мне. А уехать я не могу сейчас. Там у нас еще хуже. Вообще глухо.
Бабулька. Нет, в ванной нельзя, мы там моемся. Только в моей комнате.
Девушка. Я могу сейчас испечь пирожные, и вы убедитесь, они очень вкусные.
Бабулька. Да, я и так верю, что они вкусные. Начнешь печь завтра. А сегодня помоги нам с пирогами, завтра надо большую порцию сдать в кафе.
Звонок в дверь.
Бабулька. Открыто, входите.
Входит Александр.
Бабулька. Вы тоже работу ищите, молодой человек?
Александр. Нет. Я не знаю, помните ли вы меня? Я сын Сергея Марковича, ну помните того человека, который вам сказал, что вы на его мать похожи.
Бабулька. Конечно, помню, разве такое забудешь.
Александр. Папа в больнице, сердце. Как только пришел в себя просил меня придти к вам и сказать, чтобы только вы не подумали, что он вас обманул. С пирожками все остается в силе.
Бабулька. А я подумала, прости меня господи, подумала. Как я могла! Сердце, как у моего младшего! Сынок, передай ему, что бы он ни волновался, обязательно это передай. Скажи, что я его люблю. Что материнское сердце одинаково болит за всех детей. Слышишь, сынок? Обязательно это передай. (Засуетившись). Я ему пирожков передам, горяченьких.
Александр. Подожди бабуль, ему нельзя, он на строгой диете.
Бабулька. Как же так. Ты поешь. Все равно возьми.
Александр. Настя, хочешь, поехали со мной? Я тебя на машине по Москве прокачу.
Настя (растерянно). Я вообще-то хочу, но, как же пирожные.
Бабулька. А пирожные завтра. Сегодня у тебя выходной. Езжай. Только пусть этот молодой человек, тебя до дома потом привезет. У меня это строго.
Александр (радостно). Обязательно.
Павел Аркадьевич. Постой, Александр. Передай папе, если понадобиться помощь, я всегда, несмотря ни на что.
Александр. Хорошо, передам.

Действие шестое
Квартира Бабульки. За столом сидят, пьют чай бабулька, Павел Аркадьевич, Сергей Маркович, Настя, Александр.
Павел Аркадьевич. Ну, что бабулька, скоро открытие кафе. И, знаешь, как я решил его назвать? Можешь не отвечать, все равно не угадаешь. Я решил его назвать «Бабулька».
Бабулька. Это будет очень некрасивое название.
Павел Аркадьевич. Это будет самым красивым и прекрасным названием и у нас будет всегда  много людей, студенты, служащие, рабочие, пенсионеры. Я даже рекламу придумал, она будет висеть у входа « А не зайти ли нам к бабульке?»
Настя. Здорово!
Бабулька. Нет и еще раз нет. Кафе мы назовём «Настюшка».
Настя. Вы что, я не заслуживаю этого.
Бабулька. Так звали меня в юности и в молодости.
Настя, Павел Аркадьевич (в один голос). Вас зовут Настя?
Бабулька. Вот и познакомились. Теперь я уже Анастасия, а лучше, зовите меня как прежде Бабулька.
Все смеются.
Бабулька. А я решила, сыночки, в этот день всех посетителей покормить бесплатно пирожками.
Сергей Маркович. Ну, это вы напрасно. Это же не благотворительная пирожковая. Успеете ещё быть доброй.  Первый день может быть очень прибыльным.
Бабулька. Это вы успеете. А я могу и не успеть. Мой каждый день может быть последним. А потом (многозначаще) Реклама! Двигатель торговли!
Занавес.
2010 год





       













 


Рецензии