Глава Завещано ему иллюзиям служить

Из книги «Говорим и показываем: ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ»

– Моя рука много где есть – в разных проектах. Некоторые вещи просто не афиширую, чтобы не брать ответственность за них, ведь может получиться не особо хорошо, – смеется Марат Корчемный. – Из того, что мы внедряем, я участвую в оформлении альбомов, в нашем присутствии в информационном поле, создании видеоинсталяций. Все происходит естественно, и трудно придать этому процессу какую-то иерархию. Если у тебя есть в любом виде какая-то идея, и ты веришь, что она достойна войти в оформление альбома или сцены, то тогда ты говоришь: «У меня стопудовая идея!» И все тебе в ответ: «Круто! Давай делать».

Еще недавно одной из любимых ипостасей Марата была роль режиссера и сценариста «пикниковских» клипов. Он всегда фонтанирует яркими идеями, и лишь плотный гастрольный график мешает ему воплотить их все в блестящие проекты.

– Например, мы снимаем в клипы, и в некоторых из них я беру на себя все функции, разве что кроме оператора: то есть придумываю сценарий, спецэффекты, занимаюсь монтажом. А в некоторых клипах мы берем какие-то мысли режиссера, какие-то мои, какие-то Эдмунда, Стасика.

Клип, в котором Марату достались все функции, кроме операторской, снимали несколько лет.

— Это было время, когда видео перестало быть дорогим и появились какие-то технические новинки, которые позволяли монтировать и снимать за достаточно небольшие деньги. Я был вдохновлен и думал, что надо экранизировать все на свете. «Недобитый романтик» стал одним из таких экспериментов.

Героя своей песни «Недобитый романтик» Эдмунд Шклярский называет персонажем не от мира сего, наивным человеком из тех, кто не способен выживать в обществе потребления. Он, подобно Дону Кихоту, готов верить в чистоту помыслов и сохранять верность идеалам до самого конца.

Возможно именно основная идея песни и усложнила впоследствии процесс выбора идеального сценария для клипа.

– Съемки проходили по четырем разным сценариям в четырех разных локациях, – вспоминает Эдмунд, – и не один год…

Ребята рассказывают, что снимали в Петербурге на стройке, в подвале, в фотостудии Андрея Федечко, который выступил оператором в этом проекте, выезжали в Петергоф и Пушкин.

– Тогда еще не было квадрокоптера, поэтому я ехал в багажнике кроссовера Лёни Кирноса, – говорит Андрей. — Так снималась сцена, где Игорь Васильев бежит по улице рядом с барышнями.

Кстати, в студии у Федечко снимали очень интересную мизансцену, которая, увы, не вошла в окончательный монтаж. Задумка Марата Корчемного была такова: группа играет в комнате, и в это время там появляется Недобитый романтик, он проходит мимо музыкантов и выходит в окно, продолжая свой путь. Эдмунд, не переставая петь, следует за ним к окну и задумчиво смотрит вслед.

– Философия этой сцены была навеяна клипом Radiohead. Я тогда находился под сильным впечатлением от этой группы, – признался Марат.

Как это часто происходило при реализации разных творческих идей «Пикника», на главные роли в клип привлекли всех, кто был рядом. Именно так актер Игорь Васильев стал Романтиком, а Злодеем назначили заведующего постановочной частью Константина Петрова. И если Васильеву было не привыкать перевоплощаться, и он с легкостью, не выходя из образа, бегал без страховки по краю недостроенного высотного дома и висел на заборе, то для Петрова эти съемки стали настоящим испытанием.

– Это была идея Марата, – рассказывает Константин Петров. – Он предложил мне: «Давай попробуем». Ну вот и попробовали. Не могу со стороны судить, что из этого получилось и насколько я справился.

– А у вас уже был актерский опыт?

– Нет, конечно, я раньше не снимался. Это был мой первый опыт в кинематографе, – смеется Константин. – И с первого дубля снять не получалось.

– Вы такой добрый и дружелюбный. Играть злого доктора, наверное, было непросто?

– Да уж, изображать злодея оказалось непросто. Было очень сложно перевоплощаться, потому что у меня обычно улыбка не сходит с лица. Ох, меня там злили-злили, чтобы я начал орать-матюгаться. Я вышел достаточно устрашающим.

Сомнений в том, что Константин выполнит порученное ему дело, у коллег не было. И, по их мнению, он тогда справился на «пятерку».

– Константин сопротивлялся, но тут уже ничего не поделаешь – актерами в клипе становятся те, кто под рукой – смеется Марат. – Костя – очень ответственный человек и ко всему подходит очень серьезно. На съемках он показывал чудеса актерского мастерства. А вы знаете, что он еще у Сукачева в клипе снимался, можно сказать, состоявшийся актер.

– Мне понравились все предложенные сценарии и все отведенные мне роли. Отснято было так много, что некоторые сцены даже не вошли, – резюмирует Игорь Васильев. – А с Костей работать всегда одно удовольствие, он очень трудолюбивый, старательный и ответственный. Если что-то не получается – очень переживает.

В общей сложности долгоиграющий проект длился два года. И, цитируя музыкантов, в результате получилось экспериментальное «недобитое» видео.

– Оставить версию, которую в результате увидели зрители, было волевым решением, – объясняет Марат. – У нас выходил DVD-проект, и надо было успеть к его релизу. А эта сюжетная линия на тот момент оказалась наиболее законченной, поэтому на ней и остановились.

Так основой сюжета клипа стало противостояние Романтика и Злодея. Но автор идеи до сих пор с сожалением говорит о недореализованном проекте. Но, объективно говоря, удивительно, что при таком количестве гастролей затею не бросили на полпути и ее в принципе удалось завершить. Это практически подвиг.

– Съемки происходили в период с 2007 по 2010 годы, тогда у нас было безумное количество концертов, – уточняет Марат Корчемный. – И мои мечты экранизировать все песни «Пикника» разбились о нехватку времени. Когда ты снимаешь клип, тебе надо заниматься этим достаточно плотно и долго, чтобы набилась рука и ты мог успешно выражать свои мысли. А когда ты это делаешь в промежутках очень жесткого концертного графика, это уже хобби получается.

Фото предоставлено Игорем Васильевым.

Продолжение следует...


Рецензии