Своих узнаю везде

У каждого человека, где бы он не жил, есть большая привязанность к своей малой родине. И эту самую привязанность не могут разрушить ни года, ни расстояния. Как говорится в пословице: «Одна у человека мать, одна у него и родина». А у каждой родины есть свой язык. Порой, не понятный для других людей, но очень родной, любимый и всегда узнаваемый.
                Мое детство прошло на Урале. А в восемнадцать лет, по воле судьбы, я переехала в огромный город Ленинград, на родину моего супруга. Видимо, мой выговор, заметно отличался от местного. Меня удивляло то, что все сразу, узнавали, что я с Урала. Так как часто приходилось слышать в свой адрес: «Ты что, с Урала?» или «А ты с Урала?». Я тогда и не знала, что это местная поговорка для не местных, как я, так сказать «понаехавших». Какие образованные ленинградцы, что даже знают кто и откуда приехал. Так долгое время я и думала.  И всегда на этот вопрос отвечала с гордостью: «С Урала я, с Урала! А откуда вы узнали?». Позднее только до меня дошло, что это почти оскорбительное и, даже, немного унизительное выражение для всех приезжих, и не только с Урала. Прожив достаточное количество лет в Ленинграде, а теперь уже в Санкт-Петербурге, или, как говорят сокращенно, в Питере, я все равно безошибочно узнаю в толпе своих земляков с Урала. Ведь уральское наречие не спутаешь ни с каким. И то же спрашиваю, но, без иронии и сарказма: «Вы с Урала?». И сразу столько тепла и радости и у меня, и у моих земляков. Часто стоим и общаемся, как старые добрые знакомые.
                В своей памяти я сохранила многие слова и выражения, которыми пользовались мои родственники, земляки. Да и мы, малышня, говорили так же, как наши родители. Теперь, наверное, и на Урале нынешнее поколение не помнит, как же красив и необычен был язык их бабушек и дедушек. Вот и захотелось мне напомнить о тех словах и выражениях своей малой родины, которые я сохранила в своей памяти до сих пор. Например, моя мама меня называла Векшей. И так прилипло это прозвище ко мне, что и супруг, и его родители то же стали звать меня Векшей. Да еще, узнав перевод этого слова, согласились, что мне Векша очень подходит, ведь так называли белок на Урале. А я с детства была шустрая, как белка.
               А, например, мама моей подружки Гальки Черемициной, нас называла Анчутками. Мы с Галькой не понимали кто такие анчутки, но сразу откликались, зная, что это точно относится к нам. Повзрослев, я все же поинтересовалась, кто же такие эти самые анчутки. Оказалось, это синоним слова чертенок. Моя мама, то же иногда нам кричала: «Ах, анчутки! Опять в обутках по лывам шлындаете! Все ноги промочили!»  А вечером она нас с улицы могла заманить только своими вкусными пирожками: «Векша, зови Гальку вечерить будем. Айдате шанешки шавать». Если надо было вынести на помойку мусор и отходы, мама мне кричала: «Векша, поди вынеси погано ведро, я его потом гоить буду». Гоить или выгоить, значит чистить-вычистить. А когда на Урале поспевали кедровые шишки, то все ходили шишкарить, то есть собирать шишки. Мама мне говорила с вечера: «Завтре ведро будет, так сусед посулил нас шишкарить взять. Пораньше спать ляжись». Мама никогда не сидела на скомеечке, как другие соседки, и всегда с осуждением говорила: «Сидят ден-денской, лясы точат, как будто делов у них нету». И так день за днем, я впитывала этот родной язык, и до сих пор его помню.
                Вот наши уральские слова:
Ведро – хорошая погода. Замешкаться- задержаться. Вострый- смекалистый человек. Кадушка – бочка. Космы – волосы. Кулема- неумеха. Лахудра – непричесанная. Лыва- лужа. Манатки – пожитки, вещи. Обдулся ребенок – описался. Мосол – кость. Отчебучить – поступок из ряда вон. Отчихвостить – отругать. Отчекрыжить- отрезать, разрезать. Баской – красивый. Посулил – пообещал. Простокиша – простокваша. Рассусоливать – тратить время. Расшоперился – разложился. Смекать – соображать. Стырить- украсть. Талдычит- говорит. Сумет- сугроб. Тикать- убегать. Уросит – капризный ребенок. Ухайдакался – уработался. Чибрики, обутки – обувь. Огонь шает- огонь тлеет. Численник – отрывной календарь. Шибздик – невзрачный человек небольшого роста. Набузгался – напился. Шлындать – шляться. Ящерка – ящерица. Шоркать – натирать, тереть. И всякие разные междометия и дополнения и другие части речи: незнамо, окромя, нашинский, ненашинский, опосля, приплелась, дескать, во всю дурь, заместо, прибегли, не могет , знатко, незнатко, че ли, оттуль, откуль, надысь, пошто и так далее.
                А еще мама пела колыбельные мои детям, да и, наверное, мне то же. Например, «Баю, баю, баю, бай. Поди Бука под сарай. Поди Бука под сарай, коням сена надавай… Кто такой Бука, до сих пор не знаю. Или вот еще: «Байки-побайки, матерям – китайки, а отцам-подлецам по соленым огурцам».  А мне слышалось, что матери не русские, а китайки. И думала, почему все отцы подлецы, которых кормят солеными огурцами. Оказалось, что китайка, это наши уральские яблочки, размером с вишню. Они очень кислые, зато если подмерзнут зимой, то вкус необыкновенный. Вкус моего детства. Вот и угощали в прибаутке матерей китайкой.
Как же духовно богаты были наши родители, наши бабушки и дедушки. И какое же, до боли близкое и родное мое уральское наречие живет во мне. С годами память о моей малой родине становится бесценной.
               


Рецензии
Я каждое лето летала к бабушке и дедушке в на Урал,в Челябинск.Попали они туда из Белорусии во время ВОВ,дедушка на фронте ,бабушка с младенцем и родителями на Урал.
Все мое детство прошло в Челябинске ,очень красивые люди,красивая природа,суровый климат.
Там бабушка с дедушкой меня отдали в первый класс.Моя самая любимая подружка Якушева Марина,очень умная соседка Ломоносова Ирина,пес кокер-спаниель шоколадного окраса, по имени Нигель у очень интелегентной пожилой женщины,жившей в соседнем подьезде ,которая давала мне с ним погулять на поводке.
мой дядя с тетей и двоюродной сестричкой Маринкой с папиной стороны,и троюродная сестричка Ирочка с маминой стороны. Всей семьей отдыхали на озере Кисегач и озеро Аргази,обалденные хвойные леса,грибы...
•помню слова-маленько-это мало,стайка-это маленький сарай,гриб -сыроешку называли синявкой,и пьяниц -женшин тоже называли так же синявка.баклажаны -синенькие.я -та тебе-та говорила-та...играли в игру "колеколо",дачу называли садом ,если еще что-то вспомню припишу.

Инкогнито7   15.12.2022 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо вам за прочтение и ваши добавления в мою копилочку. Я их помню, все так: и стайка, и синявка, и сад. А вот игру "Колеколо" не могу вспомнить. У нас была игра "Колечко", Лапта, Вышибалы, Казаки-разбойники.В Челябинске я то же несколько раз проводила свои каникулы у родственников.Они жили на ул.Танкистов и ул. Ленина. Из детства помню городской сад с колесом обозрения.Всего вам доброго, главное, здоровья.
с уважением Любовь

Федорова Любовь Алексеевна   15.12.2022 20:57   Заявить о нарушении
а я помню ресторан "Уральские пельмени"-с различным мясом ...лосятина.оленина.медвежатина ,каких только начинок там не был.Я помню мы все пошли туда ,мои родители ,мы дети и дядя с тетей и дочкой,поназаказывали пельмени с экзотической начинкой -а потом пробовали с тарелок друг друга.И песня там звучала"Как прекрасен жтот мир -посмотри-иииии,как прекрасен этот мир....

Инкогнито7   16.12.2022 05:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.