Рассказ Без зубов не полетишь
Несколько дней тому назад я оказался в удивительно интересной компании. За ужином, который проходил в одном из уютнейших ресторанов Степанакерта, собрались на редкость интеллектуальные и выдающиеся в своих областях ученые. Одно только присутствие таких колоритных знаменитостей делало ужин незабываемым событием. А если еще учесть и то, что атмосфера ресторана и самая вкуснейшая еда на Кавказе создавали атмосферу камерного комфорта за столом, не трудно было предугадать, что за трапезой скоро начнётся фейерверк анекдотов, интересных историй, свидетелями которых были два обаятельнейших ученых. Каждая из историй, рассказанная Давидом и Левоном, известными представителями армянской интеллигенции, по-своему была интересной и заслуживала того, чтобы в отдельности о них была написана новелла или рассказ. Но одна история, рассказанная Давидом, была настолько трогательной и жизненной, наполненной ответственностью за судьбу ребенка, а заодно - и нации, что я, не удержавшись, сел за перо.
Шел год 1988-й, год начала карабахского движения, ставший поворотным пунктом в истории Советского Союза и началом его крушения. Но на начальном этапе всенародного движения за воссоединение двух разделённых частей армянского народа никто и не предполагал, что энтузиазм и надежда периода перестройки и гласности сменятся трагическим периодом для всего армянского народа. Сумгаитские события, известные как первый геноцид армян, совершенный со стороны азербайджанцев уже в истории Советского Союза, стали непреодолимым водоразделом между двумя соседними народами.
На фоне крушения устоев Советского Союза, что отчетливо проявлялось в центробежной активности практически всех союзных республик, руководство Советского Союза пыталось демонстрировать перед всем миром, что в стране все нормально и ничто не способно сломить «нерушимую дружбу народов СССР», организовывая всевозможные фестивали, культурно-спортивные мероприятия с участием представителей всех национальностей, проживавших на территории Советского Союза.
Осенью 1988 года в столице Азербайджана, городе Баку, должен был пройти международный кинофестиваль, куда по настоянию Кремля должна была поехать и армянская делегация. Союз кинематографистов Армении выступил с заявлением, в котором отмечалось о невозможности участия армянских кинематографистов на форуме после устроенного Азербайджаном геноцида в отношении армян, проживавших в этой стране.
Позиция армянских кинематографистов вызвала возмущение и замешательство в руководстве Советского Союза и оно обязало руководителя «Арменфильма» принять участие в кинофестивале в Баку. Бедному руководителю структуры, занимающейся производством кинофильмов, ничего не оставалось делать, как подчиниться воле руководства СССР. И уже рано утром следующего дня он должен был вылететь в Баку, когда ночью, лёжа в постели, до него начали доноситься странные звуки из кухни. Сердце екнуло в груди у бедного кинематографиста. «Что бы это значило?»- подумал он в испуге и, вскочив с постели, спрятался за дверью спальни и стал прислушиваться к звукам, доносившимся из кухни. Звуки были прерывистыми и были похожи на стук. В полной растерянности и в состоянии панического страха, он все же рискнул приоткрыть дверцу спальни. Свет на кухне был включён и освещал часть коридора. Бедный мужик, покрывшись испариной, на цыпочках и с бешенной пульсацией в висках стал подкрадываться к дверям кухни. То, что он увидел было сродни сюрреалистичным картинам. Мужчина потерял дар речи и способность предпринять какие-то действия.
На кухне, в ночной рубашке, с взлохмаченными волосами стояла его девяностолетняя мать с молотком в правой руке, которым она наносила удары по его зубным протезам, которые он снял перед сном. Перебив их, она облегченно вздохнула и вернула молоток в чулан. «Теперь-то он никуда не полетит! Куда ему без зубов! Не станет же он посмешищем!»- произнесла вслух она, и хотела было пройти к себе, но наткнулась на потрясенного и безвольного сына, который потеряв дар речи, жестами пытался спросить мать - зачем она всё это сделала.
Старушка сразу поняла что означает безмолвный вопрос сына, и спокойно ответила ему: «Я тебя родила и воспитала не для того, чтобы ты предал свою родину и опозорил себя и меня... Иди спать, мой беззубый малыш...».
28 марта 2019 г.
Ереван
Свидетельство о публикации №221020700469