Расизм в школах

                СЕГРЕГАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
24 ноября 2020 года  в президентской «Сельской газете» и на информационном портале Могилева «Машека»    появилась статья Ольги Кисляк «Сельская школа в Круглянском районе удивляет и мотивирует».(сайт sb.by›articles/portfeli-kormushki-kabinet) Чем же была удивлена корреспондент?

«Сюда впору возить экскурсии. В сельской школе агрогородка Тетерино Круглянского района найдут чем поразить воображеsb.by›articles/portfeli-kormushki-kabinet-…ние даже видавшего виды журналиста. Стена памяти, лестница здоровья, «мотивирующие ворота», портфели-кормушки, кабинет-изба… Корреспондент выехал на место и оценил креативные проекты наставников, которые они уже воплотили в жизнь.

Ворота для отличников и лестница успеха

На подходе к школе замечаю стайку подростков. Торопятся на урок. Стоит одному, обогнав остальных, домчаться до ворот, как его догоняет реплика: «Тебе не сюда, а в калитку слева, ты ж еще оценки не исправил!» Паренек под дружный хохот сверстников, вздохнув, бредет к другому входу. На нем значатся цифры: 7, 6, 5. Центральный, как выясняется, для отличников. С оценками 10, 9, 8. Есть еще и для двоечников - пронумерованный соответственно.               

«Мотивирующие ворота» — задумка директора Владимира Алехновича.»

Автор идеи разделения детей на потоки с унизительным прохождением через ворота с удовлетворением позирует на  фоне этих ворот.

Какие мысли бродят в головах школьников, когда они проходят через ворота позора, не трудно догадаться. Уже не единичные случаи антипедагогических действий в стенах школ, что является питательной почвой протестных настроений и хулиганских выходок. На всякое унижение в голове ребёнка возникают с одной стороны разные планы мщения, а с другой стороны, он начинает своими поступками соответствовать тому образу, который навесили на его учителя. Такова их психология. Об этом речь ниже.    

То, что рекламирует О.Кисляк, поэт В, Маяковский заклеймил в своём стихотворении «Блек энд уайт» (анг.  чёрная и  белое) ещё в 1925 году,  посетив Гавану. Любимое детище педологов – тестирование и разделение детей на потоки по итогом его результатов - подвергали суровой критики известные советские педагоги. Макаренко был противником внешних атрибутов принуждения, для него главным было выработка у воспитанников нравственных внутренних самоограничений. В одном из своих выступлений Макаренко говорил: «Мне пришлось принять колонию, находившуюся до того под руководством педологов. Она была разделена на три части: первая часть – под решеткой, вторая без решетки, но у дверей стояла стража, третья часть – свободная. Дети в зависимости от дисциплинированности, переходили из одного отделения в другое (и это называлось «свободное воспитание»).  Я первым долгом выпустил воспитанников на свободу и сказал педологам: «Бегите отсюда, пока не поздно, а то я не ручаюсь за ребят». Что незамедлительно они и выполнили» (В.Полосин . Встреча с А.С.Макаренко, «Народное образование», 1988.№3. С.84-85).

Директор школы, как положительный фактор, отмечает: «Кстати, ворота работают: некоторые ученики подтянули оценки.»

Если за человеком гонится бешеная собака, то он, убегая, может подпрыгнуть на недосягаемую для тренированных спортсменов высоту и бежать быстрее лани. Но эти мировые рекорды нигде не регистрируются, и методика достижения таких результатов не применяется для подготовки чемпионов мира.

В школе, чувствуется, работает инициативный коллектив, но не ложка, а кувшин дёгтя, перечеркивает все другие акции школы.  Придуманные директором школы ворота с унижением учеников не лезут ни в какие ворота педагогической науки. Как можно, разделяя школьников по любому критерию на потоки, вовлекать их в унижение слабейших? Психологами давно доказано действие установок при обучении в школе. Известный советский и русский потомственный психолог, президент РАО в 1992-1997 годы А.В.Петровский  приводит такой пример. Канадские психологи совершенно произвольно разделили всех учащихся на три потока. В отношении первого потока преподавателям была дана фиктивная информация, что он состоит сплошь из высокоинтеллектуальных молодых людей. Второй поток был охарактеризован как показавший самые низкие результаты. Третий – как средний по умственным одаренностям. Затем все учащиеся были распределены по разным учебным группам, но соответствующими ярлыками они уже были снабжены, и те, кому предстояло их обучать, хорошо знали и помнили их. К концу года успехи потоков соответствовали данной им характеристике. Первый поток радовал преподавателей своими успехами, учащиеся второго потока учились из рук вон плохо (некоторые были даже отчислены за неуспеваемость). Третий поток имел средние показатели и ничем особым не выделялся. Такова цена предварительной установки, которая действует хотя и на уровне бессознательного, но формируем мы ее во многом вполне сознательно. (Петровский А.В. Что мы знаем и что не знаем о себе», М.,1988Г., c.33-34).

Идеей сепарации детей заражены не только учителя, но и работники Министерства, по этой тематике защищаются даже диссертации. Мне постоянно приходится вступать в дискуссию с педагогами по этой проблеме. Однажды после выступления приверженца педологии должна была состоятся моя лекция, которую я начал с обсуждения разделения детей на потоки. Услышав единогласное одобрения учителей, предложил распространить эту практику на самих учителей. Предложил сейчас же провести тестирование и соответствующим образом рассадить в аудитории слушателей, как это делала в школе, выступавшая передо мной лектор. А лекцию провести в рамках педологии – учителя отказались.

Далее, следующим были и такие вопросы: все ли ваши собственные дети талантливые? Почему вы своих детей, где имеются параллели, проведя новую комплектацию пятых классов, и еще детей некоторой категорий родителей определяете в  более сильный класс? Как родители вы поступаете по отношению к своим детям заботливо. Наверное, знаете психологический фактор, сформулированный известным советским психологом С.Выготским: среди умных людей и дурак умнеет. Даже учитель с успешным хотя бы одним учеником в классе сам становится умнее. Обучая других, обучаешься и сам.

Дважды в год мне приходилось руководить педагогической практикой студентов. Присутствуя на уроке практиканта, я обычно подсаживался на последней парте к ученику и наблюдал за его действиями. Заметив, что ученик у доски допустил ошибку, а мой сосед  задание выполнил правильно, я стал задавать ему вопросы:

- Почему ты не поднял руку, когда учительница спрашивала об ошибке на доске?

- Мы же гэ???

- Объясни мне, как это понимать?

-Ну, мы же «Г» класс.
Не привлекая внимание учителей, я проверил сведения о родителях всех четырех пятых классов. Действительно, в классе «Г» оказались рабоче- крестьянские дети. Описанная ситуация не исключение в жизни школ.
По причинам, изложенным выше, базовые школы должны  заниматься по одинаковым
программам, а разделение на профили только в старших классах.  Так это было в советской школе, так делается, например, в Финляндии. В противном случае мы сразу противопоставляем город селу, где в школах потоки не создашь, а репетиторов по многим причинам там нет.

Нужно сделать так, чтобы школа вновь превратилась и для ребят, и для их родителей во второй родной дом, какой она была в сталинское время. Если кому-то захочется поёрничать после прочтения данной фразы, приведу один из множество примеров.

Идут первые месяцы войны, враг рвется к столице Родины, а в Москве принимается решение о создании детского ансамбля песни и пляски, который известен сейчас как образцовый детский танцевальный ансамбль им. Локтева – первого руководителя. Уже в первые дни декабря ансамбль приступил к регулярным репетициям.  Не прекращал ни на один день в войну работу Московский дворец пионеров. Открытие в воюющей стране  новых театров, концертных залов, картинных галерей, библиотек, кинотеатров может показаться совершенно необъяснимым с точки зрения экономики воюющей страны. Уже тогда руководство СССР думало о будущем страны.
Учителя правы, когда предъявляют справедливые претензии педагогической науке, что она давно оторвалась от школы, обслуживая личностные цели: получения учёных степеней, званий, должностей. Не удивительно, что уже в педагогических учебных заведениях, самом Министерстве образования преподают, работают люди, которые не стояли за учительским столом, а всякие ссылки в диссертациях, книгах на проведённые экспертизы являются профанацией. Экспертиза может быть  достоверной, когда проводится независимыми лицами, как это делалось в экспериментальных школах Академии педнаук ССР, а сейчас РАО.
Педагогические вузы, сменив на более престижные свои названия, до университетов не доросли, а школу потеряли окончательно. У педагогических вузов и университетах были разные цели. В советское время для всех пединститутов страны по всем предметам составлялись единые программы, которые являлись продолжением школьных программ на более высоком научном уровне. Университеты решали совсем другие задачи – подготовку научных кадров. Более подробное развитие этих вопросов не входит в цели данной статьи.

Нынешнее подрастающее поколение взрослело и воспитывалось в условиях, которые не встречались в истории нашей страны.  Это не только отсутствие мужского влияния в семье, в школе и даже уже в вузе. Это и отсутствие положительного героя, которому бы подражали дети.  Современные дети   растут в среде негативизма, в которой безобразное, преступное, гнусное, постыдное пропагандируется  по телевидению, в кино, в Интернете, и преподносится как идеал. У большинства нынешних детей нет родного уголка ни в родительском доме, ни в школе. Это тема обширная, и требует отдельного рассмотрения.

Вернёмся к педагогическим воротам. Слабо подготовленные по разным причинам школьники, студенты во все времена были, есть и будут. В.А.Сухомлинский считал, что воспитание отстающих, неуспевающих, “неспособных”, “бездарных” – это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности”. Нынешняя практическая педагогика данный экзамен провалила. Грубая селекция детей не способствует повышению уровня образованности населения. Поэтому в Японии поощряется работа со средними и отстающими учениками, руководствуясь принципом – по выступающему гвоздю бьют молотком. По это причине на всевозможных мировых конкурсах  японские школьники не занимают призовых мест, но средний уровень образованности населения самый высокий в мире – решается задача об всеобщем высшем образовании. Сравните: в Беларуси мы много лет талдычем об всеобщем среднем образовании. Своеобразная государственная программа работы с неуспевающими учениками разработана в Финляндии. В Казахстане, чтобы не только учитель, но и директор школы имели возможность для самообразования и дополнительной работы с учениками недавно был принят закон «О статусе педагога».  В нем предусмотрена серьезная ответственность, в том числе даже очень крупный штраф, за привлечение учителя к выполнению несвойственных ему обязанностей.

Уже в настоящее время способных детей родители отправляют продолжить обучение  за границу, многих средних способностей – в  Россию. Так что проходящим унижение через боковые ворота придется  пахать и ковать мощь Беларуси.

Ушинский, Макаренко, Сухомлинский не допускали разделение детей по какому-либо признаку. На вопрос  иностранных делегаций, посещавших детскую колонию,- как вы допускаете, что нормальные хорошие дети воспитываются вместе с бывшими воришками и маленькими бродягами, Макаренко отвечал:

«А в жизни как – хорошие люди живут рядом с плохими?...

Готовить детей, чтобы они могли жить только в обществе идеальных людей, мы не
можем. Такого мальчика воспитаете, он скиснет, как только попадет в общество.
Ваш мальчик должен приучиться к обществу самых различных людей.»

Проблема работы с отстающими учениками обширная, многогранная и она возникает в работе с иностранными студентами.  В этой связи приведу один педагогический приём, к которому я пришёл интуитивно в тупиковой ситуации, когда обучался ещё в аспирантуре. Но затем узнал, что итальянские  педагоги его применяют много веков.

В 1966 году мне было поручено вести практические занятия по высшей математике у первокурсников химфака БГУ им.Ленина в группе и в ней  будут заниматься две девушки и юноша из Вьетнама, которые, минуя годичные подготовительные курсы, как это было принято ранее, стали студентами. На первом занятии моя тревога усилилась, когда  обнаружилась их крайне низкая подготовка по русскому языку,  они могли со мной общаться только со словарём в руках. 

Я казался в положении богатыря - у развилки трёх дорог. После первого занятия, определив трёх лучших студентов,  попросил их помочь Вьетнаму, который ведёт войну с Америкой. В то время была развёрнута широкая атнтиамериканская кампания, закопёрщиком выступала «Комсомольская правда». Им я предложил такую схему работы. Получив задание, они должны над ним работать, и, получив моё одобрение, приступать  к обучению своего подопечного, пока я работаю с остальными студентами. Прием сработал.
И последнее. Хотелось бы обратить особое внимание руководство Республики, особенно силового блока, на некоторые сведения, которые можно пока сообщить  широкой публике. В  Интернете сообщается, что в Беларуссиии СК возбудил против анархистов дело о создании преступной организации, арестовано группа анархистов, имеющих международные связи. Но это только маленькая ячейка  всевозможных каналов как подготовки боевиков, так и их финансирования.
 
Вернёмся к событиям сегодняшнего дня. Россия закрыла глаза на безобразие, творящиеся в Белоруссии: на открытую русофобию и заигрывание с националистами, на преследование  активистов русских общественных организаций. Вот только несколько примеров последнего времени. Посол России в Белоруссии Бабич, который разобрался в обстановке, стал неугоден руководству. Его заменили, Так же поступили и с Экзархом Православной Церкви.

События 9-10 августа прошлого года, которые не утихли до настоящего времени, не приняли трагический оборот только благодаря помощи России. Но сценарий протестных событий в России тот же. Весной силовые методы могут и не сработать. Западные страны кадрово усилили свои службы.

Должность первого с 2008 года посла США в Белоруссии займёт профессиональный русист Джулия Фишер, до 22 июля 2020 года работавшая заместителем помощника госсекретаря по Западной Европе и ЕС. Она прекрасно знакома с постсоветским регионом — работала в американских дипмиссиях в Тбилиси и Киеве, когда там происходили цветные революции.

Для Фишер постсоветское пространство — регион хорошо знакомый. По образованию она русист, Россию и Восточную Европу изучала в Школе международных отношений Вудро Вильсона при Принстонском университете и в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл. Она, не доехав до Минска, уже развернула бурную деятельность согласно полученным инструкциям: приступить к исполнению обязанностей посла, верительных грамат не вручать.
Нового посла назначила  и Германия. Им стал Манфред Хутерер, который свободно
владеет, в отличии от предыдущего посла, русским языком. Он – специалист по
Восточной Европе, изучал этот регион в Мюнхенском университете, а в Министерстве иностранных дел ФРГ долгое время руководил 205-м отделом, занимавшемся вопросами России, Украины, Беларуси, Молдовы, СНГ и отношениями ЕС со странами Восточной Европы.

Послы США и Германии развернули бурную деятельность, вмешиваясь во внутренние дела Белоруссии.

Обратим ещё внимание на следующее обстоятельство.

Всем известной бывшей помощнице при Обаме госсекретаря США Виктории Нуланд (тогда она возглавляла отдел Европы и Евразии и отличилась во время украинского Майдана не только раздачей печенья и переносом своего рабочего кабинета в Киев) вновь поручено готовить печенушки уже для России и Беларуси. Она в совершенстве владеет русским и другими языками, долгое время изучала Советский Союз изнутри. Одним словом, её характеризуют матёрейшим дипломатом с хваткой американских бульдогов. Она уже в июле месяце прошлого года обнародовала программу своих действий, предложила американским властям загнать Путина в угол, наращивать американское влияние в России и Беларуси, особенно среди молодёжи по различным каналам в системе образования.

Россия, наконец, проявила твёрдость и выслала из страны трёх западных дипломатов, которые замешены в протестных рядах. Кто же эти дипломаты? Консул по безопасности генерального консульства Польши в Санкт-Петербурге Агнешка Гуральска (ранее трудилась в польском диппредставительстве на Украине; функционер Фонда "Открытый диалог" - одна из структур Фонда Сороса - занимающегося продвижением цветных революций на постсоветском пространстве), консул по культуре, информации, образованию, бизнесу и науке генконсульства Швеции в Санкт-Петербурге Мортен Франкбю (ранее возглавлял Центр шведских исследований в Минске, работал атташе по культуре в посольстве Швеции в Москве) и начальник политического отдела посольства ФРГ в РФ Виктор Рихтер (ранее возглавлял германское генконсульство в Новосибирске, трудился политическим советником уполномоченного Евросоюза по Центральной Азии - руководителем регионального бюро в Алматы). Все трое, как вы понимаете, имеют прямое отношение к соответствующим спецслужбам. 

На фоне активной деятельности западных посольств тускло выглядит деятельность российского посольства. Я неоднократно просил принять меня. Являясь членом Центрального совета бывших малолетних узников, курирую вопросы патриотического воспитания. У международного Союза узников накоплен огромный фактический материал по патриотическому воспитанию молодёжи, наши мероприятия вызывают большой отклик у детей и молодежи, когда работает их душа. Но, оказывается, эта работа  не находит существенной поддержки у наших государств.

К сожалению, в Беларуси, как в России мы пока отдаём предпочтение силовым методам в противостоянии американскому диктату. Силовики свою задачу выполнили, они не дали разрушить государство Беларусь. На первое место сейчас должна выступать деятельность идеологического корпуса в самом широком смысле этого слово. Но они пока не только не проснулись от зимней  спячки, хоть и зима теплая, но своим бездействием, не желанием вникать на предложения с мест, способствуют нарастанию наглости пятой колонны. Я об этом много писал в высокие инстанции, но создаётся впечатление, что их даже не читают.  Приведу характерный пример реагирования.

В Правительство мной была направлена аналитическая записка «О саботаже в коридорах власти, усиливающего протестные настроения. Предложения по не допущению повторения Майдана.». Там на неё не обратили внимание, посчитав личностной, и переслали для рассмотрения в различные министерства, откуда получил отписки.

В своей аналитической записке я приводил конкретные факты и  неблаговидной деятельности преподавателей вузов. Ответ Министерства образования привожу.
«Уважаемый Иван Иванович!

В Министерстве образования в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение.

Сообщаем следующее.

Отдельные Ваши предложения, изложенные в обращении, уже нашли свое отражение в воспитательной и идеологической работе в учреждениях образования, в том числе, в работе с родителями, а также будут учтены при разработке новой редакции Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.

В то же время, подготовленное Вами методическое пособие «Общие психолого-методические рекомендации и материалы для проведения бесед и выступлений по патриотической тематике», не размещено в открытом доступе на интернет-сайтах. В этой связи не представляется возможным провести экспертизу материалов пособия для целесообразности его использования в образовательном процессе.

Выражаем Вам благодарность за внимание к вопросам воспитания подрастающего поколения, желаем крепкого здоровья и благополучия.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» ответ Министерства образования может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством.

Начальник Главного управления воспитательной работы и молодежной политики

Э.В.Томильчик.»

Т.е., мне предложили обеспокоенность судьбой государства отстаивать в суде.

Когда начались протестные выступления, а лучше бы ещё раньше,  в вузы должны было броситься руководство Министерство образования на «тушение пожара», мобилизовать актив БРСМ и других общественных организаций. Студенты прямо заявили на встрече  с Президентом 29 января, что ими никто не занимался.

Министерство образование не владеет обстановкой в вузах республики. Никто не связал события в Брестской области с подготовкой идеологических кадров, какими являются и учителя. Приведём вопиющий пример. «Так, преподаватель Барановичского университета В.Гарматный опубликовал обширную статью «Тайна смерти Вильгельма Кубе» (ВиЖ, № 6,7, 2009), в которой портрет Елены Мазаник рисуется чёрными красками: она малообразованная, развратная женщина, «девушка» адъютанта Кубе Виттенштейна, ей помогало в уничтожении Кубе СС и СД, весьма загадочна история устройства Елены на работу к Вильгельму Кубе и т.д.

Зато портрет Кубе в других красках: он высоко образованный и эрудированный человек, был не согласен с политикой местных органов СС и полиции по организации карательных операций, он заботился о развитии белорусской культуры.

О личностных политических взглядах самого Гарматного можно судить по официальному сайту университета. «С 18 по 24 ноября 2013 г. старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Виталий Петрович Гарматный находился на научной стажировке в Международном экономико-гуманитарном университета имени академика Степана Демянчука (г. Ровно, Украина). МЭГУ имени С. Демянчука является давним и надежным партнером Барановичского университета, свидетельством чего является плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество университетов, которое проявляется, прежде всего, в частых взаимных культурно-массовых мероприятиях и, главным образом, в концертах студенческих коллективов, ставшими уже постоянными и своего рода визитной карточкой в глазах друг друга. Сам МЭГУ также является молодым учреждением высшего образования (основан в 1993 г.), что в значительной мере сближает интересы и цели обоих университетов.

В рамках стажировки В.П. Гарматный присутствовал на мероприятиях, проводимых кафедрой истории МЭГУ, посвященных памяти жертв Голодомора 1932-1933 гг., посещал лекции и семинары преподавателей МЭГУ, ознакомился с ведением на кафедре истории учебной документации по преподаваемым кафедрой дисциплинам, а также работал с материалами Государственного архива Ровенской области в рамках диссертационного исследования. Сам город Ровно имеет давнюю историю (известен с 1283 г.), о чем свидетельствует богатая экспозиция Ровенского областного краеведческого музея.

Таким образом, научная стажировка стала одним из шагов на пути налаживания контактов между кафедрами БарГУ и МЭГУ, а в целом, сотрудничество белорусского и украинского учреждений высшего образования плодотворно влияет на качество образования в обоих университетах и способствует «народной дипломатии», которая, как известно, не знает границ.» (сайт http://greenbark19.rssing.com/chan-10531899/all_p4.html)

 При таком стиле работы чиновников не мудрено повторения событий, когда утром мы проснулись в другом государстве. 

     Иван Мартынов,
 кандидат физико-математических наук, проректор по заочному обучению МГУ им.А.А.Кулешова в 1987-2004 годы, малолетний узник.


Рецензии