Хочешь возвыситься? Стань слугой!

Казалось бы нелепость. Так не бывает, чтобы находясь в услужении, человек мог обрести силу власть имеющего, стать лидером, достичь значимого положения в обществе, владеть правом распоряжаться значительным имуществом и капиталами. Ан нет, бывает.

«БОльший из вас да будет вам слуга», — сказал Иисус Христос, и добавил, — «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Сказал и сказал: «будет» в далёкой перспективе. Это когда унизившиеся и возвысившиеся в обителях Божиих будут, или, лучше, в Царствие небесное войдут, или когда Царствие и воля Отца небесного, по молитве Христа Его и нами повторяемой, и на земле будет, как на небе.

«Будет» – не сейчас, не теперь, когда-нибудь. Сейчас, так выходит, чтобы избежать унижения в будущем, надо бы стараться не возвышать себя, не становиться по отношению к другим «бОльшим», а наоборот – принижать себя услужливостью, чтобы, когда придёт время оценивать кто есть кто, иметь шанс и основания «возвысится».

  И вот когда цели и задачи ясны, и перспектива, кроме как унижения себя, выглядит довольно заманчивой, вдруг приходит понимание другого порядка: а что если Иисус Христос изрёк статью закона, очередную заповедь: «бОльший из вас да будет вам слуга»? И «да будет» — не далёкая перспектива, а уже факт, утверждение. БОльший — он потому и «бОльший», что способен быть слугой, способен быть полезным, способен приносить пользу и оказывать помощь другим людям. БОльший же бОльшего тот, кто способен подчинить всю свою волю, отдать всего себя другим людям, жить ради других, служить людям.

  И так выходит, что возвышение себя до «бОльшего» происходит не когда-нибудь, не потом, а тотчас, уже теперь, здесь и сейчас, каждый раз, когда мы прилагаем усилия по заботе о других, когда мы унижаем себя услужливостью, становимся слугами, полезными, необходимыми, участливыми в повседневной жизни других людей.
Не бывает так, чтобы «бОльший» не был слугой. Тот же, кто всю свою жизнь посвящает другим, кого, не злословя, можно назвать «слугой народа» или «большИм человеком» — поистине велик уже потому, что наипервейшую заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя», выполняет в полной мере.

  Словно в подтверждение смысла изречённой заповеди о бОльшем слуге, Иисус  Христос, спустя два дня, во время великой Вечери, встал с Вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем, которым был препоясан, чтобы им быть у пасхального стола Вечери с чистыми ногами, ибо тогда возлежали они у стола босоногими. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

 Он самый бОльший из бОльших, ибо жил и сознательно отдал Себя на страдания, на распятие, на умерщвление и воскресение, ради того, чтобы мы следуя Его авторитетным наставлениям, становились совершенными, достойными Царства Небесного и на земле, как на небе.


Рецензии