Лучше гор - только горы! конкурсный вариант

                На конкурс  http://proza.ru/2021/02/01/512.



                Лучше гор могут быть только горы,
                На которых еще не бывал.

                В.С. Высоцкий. 1966 г.


      Это было в далекие 80-е. Глубокой ночью мы прилетели в Алма-Ату   на красавце ИЛ-62.

     Мы стояли на остановке и ждали автобус. Утро было чудесным. Светило яркое солнце. Я поднял голову и увидел  высокое небо чистого голубого цвета. А на небе - белые облака совершенно фантастической формы.

- Какие странные облака! – сказал я.

- Это не облака, это горы. Тянь-Шань! Нам туда! – усмехнулся наш старший.

   Моему изумлению не было предела.

     Сегодня мы отправимся в то место, которое я принял за небо!
 
     Снег и лед вершин гор показались мне облаками! Подножия были скрыты в утренней дымке. А восходящее солнце освещало ослепительную белизну ледников! Не удивительно, что вспомнилась тогда песня из кинофильма “Вертикаль”. Лучше гор только горы! Однозначно!   

      Ну, а теперь перейдем к нашей истории.

     Переход в тот день был утомительным. К подножию перевала наша группа подошла уже к полудню. Осмотрели склон. Он показался не слишком сложным. Это была южная сторона. Без ледника. Снег и лед, согласно схеме маршрута, были на другой, северной стороне. 

      Решили идти свободно, без обвязки. С полной нагрузкой. То есть, каждый со своим рюкзаком. У подножия распределились. На склоне было много сыпучих камней. Если кто-то окажется выше остальных, потревоженные им куски породы не должны задеть тех, кто идет ниже.

      Вначале все шло хорошо. Просто поднимались в гору, пусть и очень крутую. А затем нас ждали  сюрпризы.

     Ближе к вершине перевала  в некоторых местах начали встречаться вертикальные выходы породы. С узкими проходами, или вообще без них. Каменные мешки. Со стороны было бы хорошо видно, куда можно лезть, а куда лучше не соваться. Но когда ты находишься на скале, мир видится совсем под другим углом зрения, который определяется  крутизной склона и еще кучей других факторов. И далеко не всегда вовремя понимаешь, что старательно движешься прямо в каменную ловушку.

    Так и получилось. Некоторым из нас повезло. Некоторым нет. Я оказался в числе вторых.

     Закрепившись на более-менее стабильном участке,  я осмотрелся. Выше, прямо по ходу, вздымались ввысь выбросы породы. Вертикально вверх. Обойти их было нельзя.     Осмотрев каменные столбы, взметнувшиеся к небу, я увидел проход между ними. Что было в конце прохода – не просматривалось. Сами столбы были испещрены вдоль и поперек неприятными трещинами. Это означало, что надеяться на прочность кажущихся монолитов нельзя.

     Я решил рискнуть и двинулся вверх. Проход оказался  узким. Пухлый рюкзак едва протискивался. Но хуже было то, что порода под руками и ногами становилась все менее и менее надежной. А самое обидное, что все усилия и старания были напрасны. Впереди оказался тупик. Разочарование. Со вкусом незрелого лимона. С горьким перцем.

      Классический каменный мешок. Вперед – никак! Назад – нельзя. Опасно.

      Вершина перевала – совсем рядом. Рукой подать. Только рука нужна метров пятьдесят длиной. У меня такой не было.

     По доносящимся обрывкам перекличек понял, что не я один  попал в безвыходное положение. Оставалось сидеть и ждать, пока наиболее удачливые из нас, добравшиеся до верха, нам помогут. Вот только сидеть здесь было негде.
     Я стал пытаться как-то “угнездиться” и в этот момент каменный уступ, на котором я стоял, с грохотом ушел вниз. Среагировал моментально и  остался висеть в воздухе на руках, прижатых с боков к туловищу.

     Я посмотрел вниз. Неужели я ребятам проблемы создам?! Обидно!

     Промелькнула мысль – не паниковать!  У дайверов есть железная примета. Запаниковал – конец. Это на глубине. На высоте – то же самое.
    Что же делать? Сорвешься – покатишься до самого подножия. Вместе с острыми камнями. Будет мясной рулет. Meatloaf, как говорят англичане. Значит, нужно попытаться закрепиться. На руках долго не провисишь. Рукам немного помогал застрявший рюкзак. Но он же и сковывал движения, сильно мешал.

     Совершенно не помню, что я делал, и как мне удалось не сорваться. Память отключилась. Мозг тоже. Только инстинкты самосохранения. Работая руками, ногами и даже рюкзаком, мне как-то удалось повиснуть более-менее надежно, прилипнув к небольшим выемкам и выступам.

     С этого момента память и мозг возобновили работу. И первое что я помню – бородатое лицо старшего группы с вершины:
- Эй, ты здесь?!
- Здесь! Застрял, сижу надежно. Кажется…
- Жди!
     Через некоторое время наверху надо мной послышалось шевеление. С третьего раза поймал брошенную веревку. Щелкнул карабином. Приготовился, сгруппировался.

- Тяни! – крикнул я и приготовился смягчать удары о камни.


    Веревка натянулась, и надежная утроенная мужская сила повлекла меня вверх. Голова не пострадала, а вот руки и ноги свое получили. Но это мелочи. Главное- жив!

    Когда вытащили всех застрявших, и группа собралась на вершине, оказалось, что приключения не закончились. Северный склон был покрыт снегом и льдом и спуск с него был возможен только с обвязкой. Но это была мелочь!  Самое скверное – с севера бешеным темпом на нас налетел снеговой заряд. Сильный порывистый ветер. Потемнело как ночью. Стало холодно. Напоминаю – на мне рубашка с коротким рукавом была! А штормовка и свитер  в рюкзаке! А рюкзак теперь лежал  у подножия склона.
    Он сорвался с веревки, когда его спускали вниз с вертикального уступа.

     Спуск был трудным, но без фатальных приключений. Потом в полной темноте шли по леднику, пытаясь выбрать безопасное место для незапланированной ночевки. Шли с фонарем, почти на ощупь. Главное было – не провалиться в ледяную трещину, коих здесь было неприлично много.

    Наконец, выбрали место, поставили палатки, наскоро поужинали, и моментально уснули, как говорят” без задних ног”! Ночью, правда, совсем рядом что-то грохотало. Утром, проснувшись и умывшись ледяной водой из небольшого ледникового ручейка, поняли, что грохотало. Грохотали камни. Наши палатки стояли на площадке, окруженной возвышенностями, с которых почти непрерывно ночью шел камнепад. Камни шли со всех сторон, не доходя до нашего лагеря пару десятков метров.

     Нужно было уходить . Не стабильное место. Разожгли примус, приготовили скромный завтрак. Сидя на валуне  и, прихлебывая из железной кружки ароматный чай, я  вспомнил вчерашние события.      Штурм перевала. То, как предательски ушла из-под ног опора. Как пришла мысль о том, что очень не хочется доставить ребятам неприятности. Про то, что хочется жить, думать некогда было. Надо было выживать.

     Да, это горы! Там особенно остро ощущаешь, как тонок волосок, на котором висит жизнь.

     Я отхлебнул большой глоток и обхватил кружку ладонями , чтобы согреть их. Не верилось, что еще вчера мы изнывали от жары. А сегодня надели на себя все теплое и все равно не могли согреться. Сильно болели руки и ноги. От синяков и от усиленной работы мышц, вчера, в том каменном мешке.

     Камнепад прекратился, и вокруг стояла МЕРТВАЯ, холодная тишина. Тишина тишины! Безмолвное безмолвие! Никакого движения. Только монументальная вечность. Торжественно, и немного страшно. Ощущаешь себя размером с муравья. И начинаешь понимать что-то такое, чего понять нельзя.

     Нет, это точно – лучше гор только горы! Но  помнить нужно, что здесь жизнь всегда на  тонком волоске. А если жизни не будет, зачем горы?


               


Рецензии
Привлекло название - почти цитата песни Высоцкого. Тоже большой любитель его творчества. Хотя тут я с Высоцким не согласна - я большой любитель моря. Но, даже не будучи альпинисткой-скалолазкой, я понимаю, что в горах жизнь видится по-другому. Сама я поднималась только на легкие горы - Ай-Петри, еще одну гору в Крыму (наввание не знаю), Маковица (Прикарпатье, Украина). Сделала вывод, что горы - это не мое, хотя такие маршруты не сравнить с Тянь-Шанем и другими сложными горами - понятно. Слава Богу, что сохранил жизнь Вам и Вашим ребятам. "...остался висеть в воздухе на руках, прижатых с боков к туловищу" - а как это возможно?

Наталия Незнакомкина   29.01.2023 10:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.