Пилот особого назначения ч. 1

Николай Мринский - http://proza.ru/avtor/whitebreakaway

Транспортный самолёт Ли-2 (ПС-84) - небесный грузовик войны.

В этом рассказе речь пойдёт о Герое Советского Союза Кашубе Павле Тарасовиче - пилоте 2-й авиационной группы особого назначения Генштаба Красной Армии. Он родился 3 ноября 1913 г. в селе Киевка ныне Апанасенковского р-на Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Член ВКП (б) с 1940 г. Павел прожил недолгую, но яркую, полную событиями жизнь. Его отец погиб, сражаясь на фронтах Первой мировой. Воспитал солдатского сына честным и трудолюбивым Василий Фёдорович Нестеров, работавший обходчиком на железной дороге. В школе Павел считался очень способным и усердным учеником. Его часто хвалили учителя и ставили в пример другим детям. В то же время Павлик не забывал играть в войнушку, как и все мальчишки, устраивая шумные перемены. Мечты о профессии лётчика появились у него со школьной скамьи. Дома, в деревянном шкафу, хранилась большая подборка собранных газетных вырезок, фото самолётов, лётчиков и конструкторов, которую он часто пересматривал. Тем не менее Павел поступает и в 1933 г. оканчивает Краснодарский кооперативный техникум, а затем продолжает учёбу на планово-экономическом факультете Московского института советской кооперативной торговли Центросоюза СССР. В 1935 г. после окончания второго курса его призывают на два года служить в РККА. Тогда же, как нельзя кстати, появился призыв комсомола: «Стране нужны летчики!» Павел, как активист, не мог не отозваться и по путёвке ЦК ВЛКСМ поступает в Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА им. Сталина. Учебное заведение было основано 28 июля 1915 г. в Санкт-Петербурге, как офицерская школа морской авиации. С апреля по июнь 1931 г. школа морских лётчиков и летнабов из Севастополя была перебазирована в г. Ейск Краснодарского края.

К 2015 г. 252 воспитанника Ейского высшего авиаучилища имени В.М. Комарова удостоены звания Героя Советского Союза, шестерым из них оно присвоено дважды. Более 30 тыс. авиаторов начали свою лётную биографию в Ейске. К 2014 г. 34 выпускника стали героями Российской Федерации. Выпускался Павел Тарасович лётчиком-истребителем в 1937 г. с отличием и название учебного заведения звучало уже несколько иначе - Военная школа лётчиков и лётчиков наблюдателей морской и сухопутной авиации им. Сталина. П.Т. Кашуба был направлен для прохождения службы по охране неба Прибалтики. В начале 1938 г. перенёс тяжёлое заболевание и его списывают из кадрового состава ВВС Балтийского флота. Тем не менее Павел остался в авиации и приступил к работе в Пятигорском аэроклубе сначала начальником штаба, а затем командиром авиаотряда. В сентябре 1938 г. проходили соревнования пилотов, получивших путёвку в небо в аэроклубах страны, без отрыва от производства. В них участвовали команды пилотов из Москвы, Ленинграда, Тулы, Омска, Пятигорска и других городов. У комсомольца П. Кашубы в звене были - столяр Василий Тихонов и учащийся 1-й средней школы Яков Микиньян. Никто из присутствующих тогда на Тушинском аэродроме представителей прессы, судей, самих участников – не принимал всерьёз «соперников» из небольшого курортного города. Их блестящая победа, первое место в командных соревнованиях стали настоящей сенсацией для всех. В. Тихонов, Я. Микиньян и П. Кашуба были награждены именными часами с вручением денежной премии по 2 тыс. руб. каждому. Безусловно, успех был не случайным, так как обучал лётному делу будущих пилотов и руководил подготовкой к выступлению волевой, отлично знающий технику лётчик П.Т. Кашуба.

Затем его назначили начальником Казанчинского оперативного отделения Красноярского авиаотряда № 03 с последующим переводом в Северный отряд № 2 Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса в г. Красноборск Архангельской обл. лётчиком пожарной охраны. В те годы интенсивно формировалась воздушная служба охраны лесов от пожаров. Приказом Наркомлеса № 89 от 8 апреля 1936 г. по всей стране было образовано 4 авиаотряда, в том числе Северный под № 02 с местом базирования в Красноборске. С того момента на окраине старинного патриархального села развернулось невиданное строительство: аэродром, ангары, производственные цеха и жилые здания. Сельскую тишину нарушили ревы самолётных двигателей. Село наводнили щеголеватые лётчики и специалисты. Молодым ребятам из окрестных деревень тоже предоставилась возможность работать в престижной отрасли. Открылись курсы по подготовке лётчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных, авиационных мотористов. К 40-м гг. в Красноборске было сосредоточено уже более 20 самолётов, которые охватывали патрульными полётами Архангельскую, Вологодскую области и республику Коми. На приоритетное направление, каковым стала авиалесоохрана, привлекались лучшие лётные кадры. Это подразделение было предшественником сегодняшней Северной базы авиационной охраны лесов, которая теперь находится в Архангельске. Он выполнял патрульные полёты по всей зоне обслуживания. Обнаруживал загорания, определял их координаты, немедленно передавал тревожные сообщения на землю, сбрасывая специальные вымпелы с указаниями и распоряжениями в кордоны или лесничества. В довоенные годы пилот Кашуба налетал около 100 тыс. км, почти 2300 час. пробыл в воздухе.

В июне 1941 г. для граждан нашей необъятной Родины наступило время тяжёлых испытаний. Все авиационные подразделения Гражданского воздушного флота (ГВФ) были переведены на военное положение. Патрульные полёты по охране лесов резко сократились. Из Северного авиаотряда 120 чел. ушли на фронт, а вернулось после войны только 20. Павел Тарасович Кашуба в составе 1-й группы красноборских пилотов уже 24 июня 1941 г. был повторно призван в армию и направлен в 1-ю эскадрилью Особой фронтовой авиагруппы связи ГВФ. Одной из самых страшных катастроф советских войск в ходе ВОВ, считается разгром Брянского фронта и образование Вяземского «котла». В "чёрном октябре", по замыслу немецкой операции «Тайфун» были окружены войска 3-й, 13-й, 50-й армий и оперативной группы ген. Ермакова. Немцам не удалось их взять в плотное кольцо и полностью уничтожить, значительные силы с боями прорвались. Во время отступления погиб командующий 50-й армией ген. М.П. Петров, был тяжело ранен командующий Брянским фронтом ген.-п-к А. Ерёменко. Это произошло во время налёта вражеских пикировщиков на КП 3-й армии и позиции артиллерии, где в лесном массиве комфронта как раз и находился. Ю-87 уложил бомбу буквально в нескольких метрах от ген. Ерёменко, но она разорвалась с обратной стороны сосны, возле которой он стоял с биноклем. Это обстоятельство и спасло командующего. Взрывной волной его оглушило, сбило с ног, а осколки впились в правую ногу и правое плечо. Этой же бомбой был ранен и секретарь партийной комиссии фронта тов. Шумок. Высокопоставленные начальники спаслись чудом. Их подняли, перевязали и понесли в лес... К Андрею Ивановичу Ерёменко подошли ген. Я.Г. Крейзер - командующий 3-й армией, член Военного совета Ф.И. Шекланов и начштаба А.С. Жадов.

Они заверили, что примут все меры по выполнению приказа командования фронта и СВГ. О серьёзном ранении ген. Ерёменко сразу же доложили в Москву. Далее из книги воспоминаний Маршала Ерёменко "Вначале войны": - В 20 час. 30 мин. 13 октября в темноте комфронта положили в самолёт По-2, или «кукурузник», как его прозвали фронтовики, чтобы, по приказанию Ставки, перевезти в столичный госпиталь. В самолёт сел и адъютант В.П. Хирных. Машина дважды, безуспешно, пыталась подняться в воздух, но взлётная площадка не позволяла. Это было сжатое поле с высокой стерней. Выпавший накануне снег растаял, земля раскисла и стала топкой, как болото. Всё это очень затрудняло разбег и отрыв. Тогда лётчик, ст. лейтенант Кашуба, попросил раненого генерала не брать своего адъютанта. Несмотря на тяжёлое состояние, комфронта А. Ерёменко с трудом согласился оставить храброго и отважного офицера. Тот протянул руку и покинул самолёт со слезами на глазах, видимо предчувствуя, что с генералом больше никогда не встретится. На следующий день после разлуки, В.П. Хирных был убит осколком снаряда. Комфронта с болью в сердце узнал о гибели адъютанта - скромного и мужественного юноши, который самоотверженно выполнял свою незаметную, но столь необходимую в условиях фронта работу. Уже находясь в госпитале, ген. Ерёменко известил о его смерти родителей и жену. Лететь над прифронтовой полосой на утлом самолёте было весьма рискованно, и только тёмная ночь была в некотором роде прикрытием. Немцам стало известно, что командующий серьёзно ранен и его должны вывозить в тыл. Мессершмитты сразу блокировали воздушное пространство над окружённой группировкой войск фронта. Выполнить это особое задание было поручено лучшим лётчикам О.К. Сергееву и П.Т. Кашубе.

В ночь на 12 октября на самолётах По-2 они вылетели в ответственный рейс. Первый самолёт пилотировал Кашуба, Сергеев следовал на большой дистанции. Над линией фронта они попали под сильный огонь зенитной артиллерии. Умело маневрируя в полёте, Кашуба миновал линию фронта, ускользнул от немецких истребителей, успешно произвёл посадку и с помощью бойцов замаскировал самолёт. Вслед за Кашубой приземлился и Сергеев, но успел заметить, что вражеский истребитель обнаружил его местонахождение. Чтобы не демаскировать товарища и помочь ему выполнить задание, О.К. Сергеев пошёл на самопожертвование. Он поднялся в воздух, увлекая за собой немецкого лётчика. "Мессер" совершил несколько заходов на безоружный самолёт. Пилот Сергеев творил невероятные фигуры пилотажа. Расстреляв патроны и снаряды, стервятник убрался восвояси. Сергееву удалось сориентироваться и добраться до посадочной площадки. Однако он был внезапно обстрелян противником с земли и подбит. Подоспевшие красноармейцы оказали помощь лётчику и вместе с ним отбили атаку фашистов. А Павел Кашуба с наступлением темноты взлетел, имея на борту только ген.-п-ка А.И. Еременко. Чтобы сбить с толку врагов, он после набора высоты в тысячу метров, повёл самолёт сначала на юго-восток, в противоположную сторону от нужного ему курса, а затем повернул в северном направлении, на Москву. По-2 окружала почти полная темнота, лишь в двух местах пылали пожары, там наши части вели тяжёлые бои. Пилот предельно внимательно следил за землей и воздухом. Выбрав наиболее «тихое» место в огненном поясе линии фронта, он пересёк её. И вновь из книги Маршала Советского Союза Ерёменко - Время тянулось медленно, мучила боль, жажда и холод. Пора была осенняя, а генерал был укрыт только легкой шинелью.



Продолжение - http://proza.ru/2021/02/08/1213


Рецензии