Прошедший Таку, Порт - Артур и Цусиму

                ПРОШЕДШИЙ  ТАКУ, ПОРТ – АРТУР  И  ЦУСИМУ.

Тяжёлым  был  день  28  июля  1904  года  для  кораблей  1 – й  Тихоокеанской  эскадры  контр – адмирала  В. К. Витгефта, которые  из  Порт – Артура  прорывались  во  Владивосток. Встреченные  превосходящими, по  числу  и  огневой  мощи  японскими  судами, принявшие  бой, они  после  гибели  командира  эскадры  на  флагмане – броненосце  «Цесаревич», рассеялись  и  уже  действовали  в  одиночку,  рассчитывая  на  мощность  своих  судовых  машин  и  точную  стрельбу  комендоров. Большинство  же  из  них  повернуло  обратно  в  Порт – Артур.

Крейсер  «Диана»  во  время  боя  получил  ряд  повреждений, понёс  потери  в  личном  составе. Серьёзную  опасность  представляло  одно  из  попаданий  снаряда  в  корпус  правого  борта, ниже  ватерлинии, и  вода  заполняла  бортовые  отсеки. Корабль  стал  отставать  от  ушедших  вперёд  крейсеров  «Аскольда»  и  «Новика»  и  вскоре  оказался  один  без  сопровождения.
Старший  офицер  крейсера  «Диана» - капитан  2  ранга  Владимир  Иванович  Семёнов  докладывал  командиру  корабля – капитану  2 ранга  Александру  Александровичу  Ливену:

«Мой  наружный  осмотр  с  боцманами  подводной  части  в  месте  попадания  снаряда  позволил  впоследствии  возглавить  аварийную  рабочую  партию  машинистов  и  трюмных  механиков, которая  надёжно  изнутри  закрепила  брёвнами  место  пробоины, исключив  попадание  воды  через  скос  броневой  палубы  и  верхней  платформы  над  ним.»

«Что  ж, Владимир  Иванович, благодарю  вас  за  мужество  и  распорядительность, проявленные  во  имя  спасения  корабля. Теперь  наши  дальнейшие  действия? Сейчас  мы  оказались  одни  в  Жёлтом  море. Прорываться  во  Владивосток? Думаю, не  имеет  смысла. Не  хватит  топлива, да  и  с  пробоиной  этой…
А  что, если  нам  пойти  на  юг, в  Сайгон? Встанем  там  для  ремонта  в  сухой  док, а  затем  отправимся  на  встречу  со  2 – й  Тихоокеанской  эскадрой. Как  вы  считаете?»

«Разделяю  ваше  решение, Александр  Александрович, только  вот  ночью  надо  как – то  продержаться, японские  миноносцы  в  покое  нас  не  оставят», - ответил  В. Семёнов.

« Тогда, с Богом! Рискнём», - произнёс  командир.

Старший  офицер  оказался  прав: уже  к  вечеру  крейсер  атаковали  миноносцы. Выпущенные  с  них  мины  чудом  прошли  мимо  корабля, шедшего  галсами. Ночью  один  из  миноносцев   очень  близко  приблизился  к  «Диане», но  тут  выручила  находчивость  старшего  офицера  В. Семёнова, прокричавшего  в  темноте  по – японски  (японский  и  китайский  он  знал  в  совершенстве):

«Не  трогайте  нас, это  судно  японское!

Противник  оставил  крейсер  в  покое. Однако, не  сбылись  планы  А. Ливена  и  В. Семёнова: по  прибытии  в  Сайгон  «Диана»  была  интернирована  и  разоружена.


Это  лишь  один  эпизод  многогранной, полной  порой  трагическими  событиями  службы  морского  писателя, летописца  войны  с  Японией, капитана 1  ранга  Владимира  Ивановича  Семёнова  ( 1867 – 1910). Правда, их   было  так  много, что  хватило  бы  на  написание  целого  романа, да  и  начало  всех  переделок, в  которые  попадал  он, относится  ещё  ко  времени  Боксёрского  восстания  и  штурму   Таку  в  Китае.


Из  Сайгона – нейтрального  порта  Семёнов  добирается  до  Либавы, назначается в  штаб  адмирала  З. Рожественского  на  крейсер  «Суворов». Участвует  в  Цусимском  бою, получает  тяжёлые  ранения, его  вместе  с  адмиралом  и  несколькими  уцелевшими  офицерами  снимает  и  берёт  на  борт  подоспевший  миноносец  «Буйный», который  вновь  передаёт  потерпевших  на  «Бедовый». Плен, где  он  пытается  свести  счёты  с  жизнью, четыре  месяца  в  японском  госпитале и, наконец, возвращение  на  родину, оправдательный  суд  по  делу  о  сдаче  миноносца  «Бедовый», оставшаяся  в  душе  горькая  обида  и  поэтому  выход  в  отставку.


Ещё  в  июне  1900  года  В. Семёнов  сотрудничает  с  журналом  «Нива», пишет  для  него  ряд  статей. Выходит  отдельная  книга – сборник  рассказов  «На  Дальнем  Востоке»  о  плаваниях  в  тех  краях.
Оставив  службу, находясь  на  лечении  на  юге  Франции, В. Семёнов  заканчивает  свою  трилогию – «Расплата», «Бой  при Цусиме»  и  «Цена  крови». Книга  «Бой  при  Цусиме»  была  переведена  на  многие  языки, семь  раз  издавалась  на  английском. Потом  появятся  другие – «Адмирал  С. О. Макаров», «Великое  сражение  Японского  моря» (перевод  с  японского), «Забытый  путь  из  Европы  в  Сибирь», «Флот  и  Морское  ведомство  до  Цусимы  и  после», «Царица  мира», «Цари  воздуха»  и  последняя – «Страшное  слово».
Давали  знать  последствия  от  полученных  ран, беспокоила  боль  в  лёгком, врачи  считали  причину  её  в  застарелом  плеврите, на  самом  деле, маленький  заострённый  осколок  японского  снаряда  застрял  в  лёгком. От  его  загноения  и  скончался  Владимир  Иванович  Семёнов – замечательный  морской  офицер  и  писатель, прошедший  Таку, Порт – Артур  и  Цусиму.

8  февраля 2021  года                Вячеслав  Прытков.


Рецензии