Африканский копал. Янтарь фараонов

У немецкого слова “Bernstein” («янтарь») античные корни: по легенде в 243 г. до н.э. царица Египта из династии Лагидов, Береника, отдала в храм Зефира свой янтарный локон в честь сирийского триумфа своего супруга, фараона Птолемея Эвергета. И затем по воле богов игривое золото волос царицы обратилось в одно из северных созвездий. В первую очередь в сонме ювелирных камней янтарь отличает его чисто растительное происхождение – это не что иное, как ископаемая смола от разных, и вовсе не обязательно хвойных деревьев, произраставших на планете много миллионов лет назад.

Не слишком уверенно автор книги «Янтарь» Э. Фракей сообщает, что янтарь оказался в руках египтян не ранее XVIII-й династии, с началом бурного развития международных, в том числе и торговых связей, а до того, с эпохи неолита (культура Бадари) в Египте знали только смолы африканского происхождения. Из него вытачивали амулеты и его же сжигали в курильницах как ладан. А. Лукас, в свою очередь, проверив ряд находок из гробницы Тутанхамона, обозначенных в публикациях как янтарные, очень усомнился в реальном богатстве Египта янтарём до греко-римской эпохи.

Его тесты однозначно выявили тот факт, что и в имперскую эпоху египетские ювелиры работали лишь с особой группой смол, почти во всём подобных янтарю. В бронзовом веке янтарь шёл на юг Европы из Дании (Ютландия) по Эльбе и Рейну, а в железном веке – с восточных берегов Балтики по Висле. Так как Самбийский (Калининградский) полуостров по праву является крупнейшим месторождением янтаря в мире, из всех видов янтарей у всех на слуху прежде всего балтийский сукцинит, богатый янтарной кислотой (признак его древности). Но янтарь есть и в других странах: в частности, не менее знаменит голубой доминиканский янтарь, который, едва добытый из недр, в лучах солнца видится синим, фиолетовом, голубым, зелёным или цвета морской волны.

Но этот эффект флуоресценции, увы, со временем слабеет. У видов янтаря из разных уголков планеты спектр цветов и без этих дивных оптических свойств радует глаз: тут и лимонно-жёлтый, и млечный, и палевый, и шафрановый, и карминный, и багровый, вплоть до черноты, и винный. Дар доисторических лесов и солнца, настоянный в морской воде, будто амбра, с которым его путали в средневековье, янтарь бывает прозрачным, матовым, дымчатым, воскообразным, но в любом виде он будет самым «живым» из самоцветов, он даже словно бы нагретый на ощупь и легко электризуется.

Генезис янтаря – это какое-то таинство, длящееся миллионы лет. До сих пор нет единой хронологической шкалы для установления срока, за который смола окончательно преобразуется в «солнечный камень», но считается, что смола, образование которой датировано временем между триасовым и третичным периодами – это и есть янтарь. А те годные в ювелирном деле смолы, что вытекли из деревьев позже и не только в доисторическое время, объединяют под одним ёмким термином – «копалы», если надо, уточняя в зависимости от их источника: «копал», «каури» или «даммар».

И это могут быть как ископаемые самородки, древность которых, правда, не превышает нескольких тысяч, а то и сот лет, так и быстро твердеющая из-за особых соединений масса смолы, собранная с живых деревьев, в том числе и методом подсочки. В числе копалоносов заметно преобладают «мироточивые» цветковые растения, тогда как история янтаря восходит всё же к долгой эре господства хвойных. А с четвертичного периода в копилку будущих янтарных копей могли, к примеру, упасть обильные «слёзы» «амбрового дерева» (Liquidambar) или мирры (Commiphora myrrha). В контексте изучения истории ювелирного дела при фараонах нас интересует восточноафриканский копал, не раз, вероятно, ввозившийся в Египет в числе богатой южной дани.

В их числе лучшим и наиболее твёрдым является занзибарский аниме от дерева гимения бородавчатая (Hymenia verrucosa Gaertn/Trachylobium verricosum Gaertn) из семейства бобовых. Но едва ли смолы гимении, растущей уж слишком далеко, в Кении и Танзании, были известны древним египтянам. П. Николсоном и Я. Шу были указаны иные источники копала, из стран, более близких к южной границе египетского государства: даниэллу (Daniellia oliveri), другое дерево из семейства бобовых, чей ареал включает уже Судан и канариум (Canarium Schweinfurthii Engl), или «африканскую оливу», из семейства бурзеровых с юга того же Судана, а может и юго-запада Эфиопии включительно.

Канариум – ценное плодовое дерево, и, вдобавок, оно родственно босвеллии и мирре – главным источникам храмовых курений. В 40-х годах прошлого века еврейская община в Йемене создала прямо-таки свой бренд ювелирных изделий из якобы янтаря в серебряной оправе. Но это были не более чем красивые образцы африканского копала, которые в Индии, например, нарочно плавили, смешивая с мускусом, цибетином, бензоином и, придав этой массе форму груши или яблока, оправив в золото и серебро, носили с собой как помандер. А вот маори в Новой Зеландии размягчали смолу агатиса (она и есть каури, или каури-копал), если доставали её из земли как ископаемое вещество, а не добывали из ствола, соком чертополоха и уж тогда жевали её во время обрядов.

Не будучи до конца камнем, копал растворяется в различных органических составах, распространяя аромат фимиама, и лишь одна капелька эфира оставляет на нём липкую матовую отметину. Куда сильнее, чем янтарь, копал губят жара и сухой воздух, обращающий прозрачные сияющие камушки в заскорузлые белёсые сухарики. Но в красоте он изначально янтарю не уступает, и точно так же может содержать в себе инклюзии вроде насекомых, когда-то увязших на свою беду и нам на диво в горьком «меду» живицы.

В деле имитации янтаря более всех народов преуспели, кажется, китайцы, которые для этой цели использовали не только копал, но и шеллак (натуральный лак от лакового червеца), сандарак (смола тетраклиниса, т.н. «берберийской туи») и канифоль (стекловидный продукт из живицы деревьев хвойных пород). Хрупкий и относительно мягкий копал стареет куда быстрее янтаря, сильно трескается и тускнеет от белого налёта, поэтому китайцы покрывали его лаком. Уж совсем чудные китайские имитации выполнялись из крашеного рога барана, верхней половинки журавлиного клюва и даже, если в то можно поверить, из взбитого содержимого куриного яйца, настоянного в терпком вине и обвалянного в рисовой муке.

Такие вот «китайские хитрости» едва ли были нужны древним египтянам, которые, быть может, ценили копал выше, чем янтарь за то, что тот даже и просто при сильном трении источает сильный аромат. А янтарь в ходе окаменения теряет летучие соединения, и его запах при горении, в том случае, если это сукцинит, очень тонкий и своеобразный, но он связан с янтарной кислотой и не всем по душе в отличие от дивного аромата копала. Точка плавления янтаря – не менее 250 – 300 °С, а копал «боится» даже укола раскалённой иглой. К ароматам египтяне относились как к проявлению божественной сущности («федет»), так что в их глазах копал вернее, чем янтарь, мог выглядеть сакральной эманацией почитаемого Солнца.

Но мы не знаем, использовали ли они его наряду или вместо ладана и мирры, и делали ли они себе, скажем, татуировки жжёной смолой подобно маори. В списке ароматической дани, доставлявшейся египтянами из одним только им в точности известной страны Пунт, под одним из древних названий должен скрываться копал. Как именно называли янтареподобную смолу, а затем и янтарь древние египтяне мы не знаем. На каком-то этапе они могли усвоить и греческий термин – «электрон». В словаре коптов много греческих заимствований. Так как была проанализирована лишь малая часть египетских изделий из смолы, их и до сих пор в каталогах называют янтарными. Но, безусловно, в гробнице Тутанхамона не было и не могло быть короны в стиле шапки Мономаха, «украшенной изумрудами, рубинами и балтийским янтарём».


На снимках: цветущая ветвь даниэллы (Daniellia oliveri), дерева из семейства бобовых, одного из источников африканского копала и натёки её смолы на коре. Ряд древнеегипетских изделий из копала или с включением деталей из него, которые многие музеи всё равно атрибутируют как "янтарные": кольцевидные серьги из гробницы Тутанхамона (Каирский музей, JE 61972-a/JE 61972-b, амулет в виде гиппопотама из коллекции Джорджа Ортиса и сильно потемневший скарабей с изображением священной цапли (феникса) на спинке, снова из гробницы Тутанхамона (Каирский музей, JE 61977).

Источники:

Андерсон Б. Определение драгоценных камней. Пер. с англ. кандид. техн. наук Л.В. Булгака, М. Герфанова и М. Федькина. Под ред. канд. техн. наук Л.В. Булгака. Москва. Мир камня. 1996 г.

Николсон П., Шу Я. Материалы и технологии Древнего Египта./Paul T. Nicholson, Ian Shaw (eds.) - Ancient Egyptian Materials and Technology, Cambridge, Cambridge University Press, 2000

Фракей Э. Янтарь: Пер. англ.Н.Е. Суторминой. Под ред. д-ра геол.-мин. наук Е.Я. Киевленко. -М.: Мир, 1990.

Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. Папирус Ани из Британского музея. Пер. с англ. С.В. Архиповой. Издательство: Алетейа ISBN: 5-89321-115-4 2003 г


Рецензии