Хроники Амбера

За миг до ночи, на закате луч солнца бьёт о скалы и высекает из них капли елея. К утру эту росу уже в виде янтаря море уносит к берегам стран варваров на севере. В мире, где ум был слеп, в пику мифу в это верил не чуждый науки политик Никий из Афин V-го века до н.э. И вот же ирония: он не попал в цель, но создал ещё один миф, в то время как миф древний был в шаге от истины.

Та самая воспетая Эсхилом и Овидием история о Фаэтоне: в горе о нём дочери бога Солнца обрели вид тополей, что роняют горькие слёзы смол в устье Эридана. В I-м веке до н.э. уже мало кто верил, что янтарь – это слёзы гелиад или птиц из поэмы Софокла. Но зато такие видные люди, как Тацит и оба Плиния были рады доказать, что он и верно был когда-то соком деревьев.

Но не тополей, а сосен. Так думал ещё Аристотель, и он же учил, что это лютый холод обращает лёд в хрусталь, а смолу – в янтарь. В то время не могло и быть иного толкования. Но и в этой форме для античности это – прорыв. А ведь в итоге и в XVIII веке ещё во имя науки о нём будут то и дело нести ересь. В основном из-за как будто более явной связи янтаря с морем, а не лесом.

И всё же он не что иное как смола – с самых разных, но в первую очередь всё же хвойных деревьев, росших на нашей планете в период с триаса по неоген. За все эры мутации в "камень" смола копит в себе янтарную кислоту, и чем её больше – тем древнее янтарь. Он же и самый ценный в ювелирном деле – вот в чём слава янтаря балтийского (сукцинита).

В бронзовом и железном веке путь янтаря на юг Европы лежал в основном из Дании (по Эльбе и Рейну) и с восточных берегов Балтики (по Висле). О "янтарном" острове где-то близ Ютландии знал тот же Диодор – со слов удалого покорителя морей IV-го века до н.э. – Пифея. Но на деле тот нашёл не один "клондайк" в море и по его берегам.

А в наше время богаче всех в мире копи Самбийского полуострова в Калининграде. В центр Средиземноморья балтийский янтарь попал в начале XVI века до н.э.: его было полно в склепах Крита, Микен и Пелопонесса. В массе это лишь бусы – в цене до поры был сам по себе солнечный самоцвет, а не его форма. C XV-го по XIII-й века до н.э. он был уже и в странах Востока.

В ту эпоху узел связи на извилистой нити янтарной тропы – Троя, а за ней пришёл час и Финикии. В то же время Левант, где в мелу шумел лес араукарий, и сам богат янтарём. В одном лишь Ливане 275 рудников. Но ломкий, как леденец шрауфит во всём уступал дару соснового бора сукциниту, к тому же элита блеском чуда с края света как бы венчала себя и освящала свой статус.

Не было и нет янтаря в Египте, что как будто делает ложью слова Никиоса о том, что на берегах Нила, где закат сияет "в сто сорок солнц" тоже по ночам высыпает солнечный град. И Плиний, цитируя его (Том XXXVII, глава 36), даже назвал египетское слово для янтаря – "сакал". В конце XIV-го века до н.э. у мыса Улу-Бурун в Турции на дно ушёл шикарный корабль из кедра.

В его трюме, до верха забитого грузом, в числе прочего нашли бусину из янтаря и золотой перстень с тронным именем египетской царицы Нефертити. До сих пор не решено до конца ни чей это был корабль, ни куда он плыл. Но бусина могла быть амулетом посла или купца из Микен, а кольцо-печать – улика в пользу следа игры клуба великих держав, куда на пике славы входил и Египет.

В 2022 г. в руинах аморейского города Катна была открыта царская гробница, в которой ждал своего часа целый клад янтаря. В изумление всех поверг дивный сосуд в виде головы льва – для него был нужен солидный кусок камня. До сих пор в Сирии, в могилах Алалаха и руинах царского дворца в Угарите в руки археологов попадали лишь бусы да бисер.

И вновь в лаборатории было доказано, что это янтарь Балтики. В гору слава Катны идёт с 1800 г. до н.э., но вот Египет взял и покорил Сирию. А в роли доминиона империи фараонов Катна не скрыла бы ни свой, ни северный янтарь от её казны. В списке дани из Азии на одном из папирусов был указан такой дар, как "шакар" –быть может, это не что иное, как ранняя форма слова "сакал".

И не случайно тот же "шакар" есть в списке минералов папируса Честер-Битти IV. А ещё "шакар" – это редкий экзот в составе ряда лекарств из двух медицинских папирусов – Лондонского и Бруклинского. В § 68 свитка Бруклин (№№ 47.218.48, 47.218.85) дан совет от укуса гадюки пить зелье из вина с луком и молотым янтарём.

А § 90с даёт рецепт мази для ран из крови кошки, кефали, коршуна, кобры и ящерицы-дабба, тоже в смеси с янтарём. У янтаря в то время была та же слава, что в средние века ушла к безоару. Но ни в один из веков он не был изгнан из медицины, и более того, в наше время уже без оккультного морока ясно, в чём его сила – в янтарной кислоте.

Не панацея, но активный биостимулятор. Если "шакар" и правда янтарь, то его самый первый след в летописях может быть и древнее ниневийской стелы X-го века до н.э., где он назван "кар-ку-ма-эри" – "жёлтый эри". Но живой огонь солнечного самородка включает все грани спектра. Тому порукой оптическая синева доминиканских янтарей.

Не лишено логики мнение, что словом "электрон" (лат. "электрум") в честь не то самого Солнца ("электор"), не то звезды Электра в созвездии Тельца, греки именовали белый, похожий на воск янтарь. А другое слово, "лингурион" было для всех тех его сортов, что на вид как леденец или медовый опал. И его автор не кто иной, как сам Демокрит.

Ни с того, ни с сего он вбил себе в голову, что янтарь – это окаменелая моча рыси. И элетрум, и лингурион, при трении тянут к себе мелкий сор – это важная черта янтаря, чей статический заряд тянет, будто магнит, даже стружку металлов. Но в то время и сплав золота с серебром был "электрумом", а любой схожий с янтарём камень могли бы назвать "лингурион".

И тогда янтарю дали третье имя – "береникс". В Греции оно и до сих пор в ходу, а было рождено в Египте. В 243 г. до н.э. в дар храму на мысе Зефирион в Александрии был отдан локон царицы Береники II. А далее, по легенде, он был взят на небо: игривое золото волос Береники (Вероники) по воле богов до сих пор украшает его как одно из северных созвездий.

Уж в эпоху Лагидов и тем более в римский период элита Египта знала балтийский янтарь. Но что было до этого? В той же Греции мода на янтарь не донесла угар ажиотажа до классической эпохи – в тёмные века нить янтарной тропы не раз обрывалась. А ведь как раз там в обиход вошли прялки из янтаря, на которых нить шерсти от сора идеально очищал ток.

А ещё янтарь – это морской ладан высшей пробы. Но, правда, курильницах жгли не самые красивые его сорта – это были белые и тусклые кусочки. И то при случае в том же Риме были не прочь "довести до ума" мутный янтарь: его осветляли, прокалив в песке. А то и варили в масле или жире, иной раз с пурпуром и анхузой, чтобы вышел квази-гиацинт.

Чудо-камень был всегда готов к преображению. Во II-м веке н.э. он стал "братом" другому дару моря – амбре, тоже не тонущей в солёной пучине. С той поры родилось ещё одно имя янтаря – "амбер" (от арабского "анабар"). Да и дух от янтаря при его трении чем-то и для кого-то смахивал на тонкий, едва уловимый аромат уже чистой от зловонной примеси амбры.

Что удивительно – с самого начала верную догадку античных учёных о том, что амбру дают кашалоты и забыли, и долго отвергали. И вокруг неё в науке бал абсурда был не менее крут, чем у янтаря. Но в отличие от амбры в мире парфюмерии янтарь – не более чем бренд аромата. Чего не скажешь о его дублёре – копале. В тропиках есть деревья, чья живица на воздухе каменеет.

В их группу и входят копалы – это и смолы свежего сбора, и ископаемые, но их древность не выше нескольких тысяч, а то и сотен лет. То есть, это как бы "зачатки" янтаря. В них ни йоты кислоты, но много эфира, а это залог мощи аромата. С учётом источника их делят на виды: "копал", "каури", "даммар" и т.д. А. Лукас доказал, что в Египте знали прежде всего копал.

Он был в ходу ещё с неолита у бадарийцев как ювелирный камень, и, быть может, ладан. В Африке в число лучших копалов входит занзибарский аниме от гимении бородавчатой (Hymenia verrucosa Gaertn/Trachylobium verricosum Gaertn). Но Кения и Танзания уж слишком далеки от Египта. Но в Судане и Эфиопии тоже есть копалоносы.

Это даниэлла (Daniellia oliveri) и канариум (Canarium Schweinfurthii Engl). Канариум - это ещё и ценное плодовое дерево ("африканская олива"), к тому же оно в родстве с миррой. В 40-х годах прошлого века еврейская община в Йемене основала свою марку ювелирных изделий из якобы янтаря в серебряной оправе. Но на деле это были отборные образцы копала из Африки.

Так не об этом ли "янтаре" из Египта писал Никиос? То, что фараон получал как дань, он считал своим добром, а значит "де юре" камень "сакал" был бы египетским. Те или иные обереги из имперского Египта, на вид как будто бы янтарные, на поверку оказались лишь смоляными.

В том числе и горстка реликвий из гробницы Тутанхамона, например, чудесный, но будто обугленный веками скарабей с аппликацией на спинке в виде священной цапли (Каир, JE 61977) и пара серёг в золотой зерни (Каир, JE 61972). Беда в том, что древние некрополи Египта давно уже разорены и самые грандиозные из гробниц в них пусты.

Уж там бы мог быть и "янтарный кабинет". В стране, где солнце – бог, всё, в чём явно виден его дух – дар неба: золото, мёд, воск, ладан, лабданум, мирра и многое иное. То, что лучезарно и выше тлена, то, что в огне источает флюиды астрала – "федет". Точка плавления янтаря около 300°С, а копал можно "ужалить" даже раскалённой иглой. Не будучи до конца "камнем", он так уязвим!

Жар пустыни может иссушить его яркие градины в белёсые "сухарики". Но он не лишит его эманации бога – аромата. Быть может, это его жгли во время встречи зари в храме. В Индии из копала лепили помандеры в виде груши или яблока и носили их с собой, оправив в серебро. А вот маори делали татуировки жжёной смолой агатиса (каури-копал) или жевали её свежей.

В Египте фараонов были и мастера тату, и гении парфюмерии. На другой чаше весов – янтарь. Не всегда доступный, но стойкий и долговечный. Он "слаб духом", но если б только знали египтяне, что в мире есть янтари и от амбрового дерева (Liquidambar), и даже от мирры (Commiphora myrrha)! А если б они увидели, как молниеносно зажигает пламя от луча солнца линза из янтаря?

В римскую эпоху их мог не миновать ажиотаж вокруг янтарей с инклюзами. В начале нашей эры за этот изыск финикийские купцы были готовы отдать целый арсенал: 120 мечей и 60 кинжалов. А в одной из сатир Рима поэт будит от вечного сна последнюю царицу Египта ядом жала памяти:

Как по ветвям Гелиад рыдающих змейка всползала,
капля янтарная вдруг сверху упала на тварь.
Как дивилася та, что, задержана клейкой росою,
оцепенела, густой стужей охвачена вдруг.
Царственною ты своей не гордись, Клеопатра, гробницей,
коль в благороднейшей здесь змейка могиле лежит.

На снимках: цветущая ветвь даниэллы (Daniellia oliveri), дерева из семейства бобовых, одного из источников африканского копала и натёки её смолы на коре. Ряд древнеегипетских изделий из копала или с включением деталей из него, которые многие музеи всё равно атрибутируют как "янтарные": кольцевидные серьги из гробницы Тутанхамона (Каирский музей, JE 61972-a/JE 61972-b, амулет в виде гиппопотама из коллекции Джорджа Ортиса и сильно потемневший скарабей с изображением священной цапли (феникса) на спинке, снова из гробницы Тутанхамона (Каирский музей, JE 61977).

Источники:

Палавестра Александр, Крстич Вера. Магия янтаря./Palavestra Aleksandar, Krsti; Vera. The magic of amber. National Museum. Belgrade 2006. (Archaeological monographies).; ISBN 86-7269-084-2.

Савкевич С.С. Янтарь. Л.: Недра, 1970.

Андерсон Б. Определение драгоценных камней. Пер. с англ. кандид. техн. наук Л.В. Булгака, М. Герфанова и М. Федькина. Под ред. канд. техн. наук Л.В. Булгака. Москва. Мир камня. 1996 г.

Николсон П., Шу Я. Материалы и технологии Древнего Египта./Paul T. Nicholson, Ian Shaw (eds.) - Ancient Egyptian Materials and Technology, Cambridge, Cambridge University Press, 2000

Фракей Э. Янтарь: Пер. англ.-М.: Мир, 1990.

Буканов В.В. Цветные камни. Энциклопедия. Санкт-Петербург, "Гранит", 2008

Сребродольский Б.И. Мир янтаря. Киев. Наукова думка, 1988

Сребродольский Б.И. Янтарь. - М.: Наука, 1984.- 112 с., ил.- (Серия «Человек и окружающая среда»)

Мошков Н.Н. Исцеляющее тепло янтаря (история, медицина, косметология). – Калининград, - 2006 г.

Туркин Н.И., Бруннер О.Н. Растительный источник Балтийского янтаря. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2006

Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. Папирус Ани из Британского музея. Пер. с англ. С.В. Архиповой. Издательство: Алетейа ISBN: 5-89321-115-4 2003 г.

Харрис Джон Рэймонд. Лексикографические исследования древнеегипетских минералов. Harris John Raymond  - Lexicographical Studies in Ancient Egyptian Minerals, Berlin, Akademie Verlag, 1961

Голдинг В.Р.Дж. Бруклинский папирус №№ 47.218.48 и 47.218.85 и методы лечения от укусов змей в нём/The Brooklyn papyrus (47.218.48 and 47.218.85) and its snakebite treatments. By Wendy Rebecca Jennifer Golding. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Doctor of literature and philosophy in the subject Ancient Near Eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor Magdel le Roux. January 2020

Мукерджи А.Дж., Россбергер Э., Джеймс М.А., Пфальцнер П., Хиггитт К.Л., Уайт Р., Пегги Д.А., Азар Д. и Эвершед Р.П. Лев из Катны: научное подтверждение наличия балтийского янтаря в Сирии позднего бронзового века/Mukherjee Anna J., Ro;berger Elisa, James Matthew A., Pfalzner Peter, Higgitt Catherine L., White Raymond, Peggie David A., Azar Dany & Evershed Richard P.  The Qatna lion: scientific confirmation of Baltic amber in late Bronze Age Syria. Antiquity 82 (2008): 49–59

Оппер Жюль. Желтый янтарь у ассирийцев./Oppert Jules. L'ambre jaune chez les Assyriens. F. Vieweg, 1880

Грум Н. Сент-Дж. Новый парфюмерный справочник/Groom N. St. J. The new perfume handbook. Publication date 1997. Publisher London ; New York : Blackie Academic & Professional

Виноградов Б., Виноградова Н., Голан Лиана. Ароматерапия. Учебный курс. Fultus Corp.,  2006

Гигин. Мифы. Серия "Античная библиотека". Пер. с латинского Д. О. Торшилова; под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. СПб.: Алетейя, 2000г.

Плиний Старший. «Естественная история»./The Natural History of Pliny. Translated, with copious notes and illustrations by the late John Bostock, M.D., F.R.S., and H.T. Riley, Esq., B.A., Late scholar of Clare Hall, Camberidge. London: Henry G. Bohn, York Street, Covent Garden. 1816 - 1878

Теофраст. О камнях. М.: МСП, 2004. — 256 с.

Diodorus Siculus (1935). Library of History: Loeb Classical Library. Translated by Oldfather, C. H. Cambridge, MA.: Harvard University Press.
Brito Cristina, Jord;o Vera L. &  Pierce Graham J. Ambergris as an overlooked historical marine resource: its biology and role as a global economic commodity. May 2015Journal of the Marine Biological Association of the UK -1(3). DOI:10.1017/S0025315415000910

Плутарх "Об Осирисе и Исиде". Изд-во “УЦИММ-ПРЕСС”  КИЕВ — 1996 г.

Фет;А.;А., «М.;В.;Марциала эпиграммы», М., 1891, ч.;I.


Рецензии