Выборы - выборы. Часть 1

Часть 1. Новые правила

Как известно, референдум о поправках к Конституции был организован странно. Когда гражданские активисты узнали о некоторых конкретных особенностях, пришли в ужас и отчаянье одновременно: стало понятно, что реально проследить за честностью выборов не представлялось возможным.

Например, я уже говорила о том, что бюллетени за 25-30 июня не отвозились каждый вечер в территориальные комиссии (ТИК), а ночевали на участках. Председательша моей комиссии потом будет орать, как резаная, что они находились под охраной полиции, но откуда бы у нас взяться уверенности, что полиция не в доле?

Наблюдатели на этот раз были только от Общественной палаты, все провластные, независимых не пустили на участки, хотя их пытались выдвинуть. В общем, всё понятно: надо было сделать видимость действительно независимого голосования, но его настоящей независимости ни в коем случае не допустить.

Рядовых членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса (ЧПРГ УИК) сильно урезали в правах. Об этом расскажу подробнее в следующих постах.

Требования к переносным ящикам для надомного голосования были снижены, ввели их картонный вариант, который один из моих товарищей по борьбе грубо, но честно назвал "всратые картонки". Справедливости ради, в картонках были прозрачные вставки, через которые можно посмотреть, пустой ли ящик, но, сами понимаете, это не пластик, такое можно порвать и по-новой склеить, если надо.

Положение осложнялось тем, что эпидемия ещё не закончилась. Роспотребнадзор в связи с этим издал документ с рекомендациями по проведению референдума. Кабинки для голосования без шторок - это следование рекомендациям. Не спрашивайте меня, а как же тайна голосования: саму мучает этот вопрос. К счастью, я ни разу не видела, чтобы кому-то из голосующих смотрели через плечо, но такая возможность была.

Ещё ввели странное новшество: голосование на придомовых территориях. Это, насколько я помню, тоже якобы в целях защиты от коронавируса, на самом деле для удобства подтасовок. И в целом по городу это был трэш: такие передвижные участки были во дворах, где-то на улице в багажнике машины, на пляже и т.д.

Многие независимые члены комиссий отказались участвовать в референдуме: кто по причине коронавируса, кто потому, что не видел смысла в своём участии, раз ничего сделать все равно нельзя. Я некоторое время "жевала мочалку" и в итоге решила таки участие принять: подумала, что стоит самой посмотреть на этот балаган, а потом написать о нём в соцсетях. Наши координаторы официально заявили, что поддержат любое решение.

Верно ли решила я, не знаю до сих пор: были моменты, когда я жалела, что в это ввязалась, но какая-то часть меня не позволяла сдать назад. А теперь мне кажется, что не зря сходила.


Рецензии