План урока по легенде

В резюме я сообщал коллегам и читателям, что четыре моих произведения изучаются в школах ЯНАО и Тюменской области. Недавно наткнулся в ю-тубе, как перед классом пересказывает притчу "О родной и неродной крови" из легенды "Великий сын народа" учащийся одной из тюменских школ Никита Соколов - кому будет интересно, могу дать ссылку... Здесь привожу преподавательский план-конспект урока по всей легенде в другой школе, теперь уже на Ямале, где учитель Бирюкова легенду ошибочно назвала притчей...


План-конспект
урока по дисциплине «Культура народов Ямала», 7 класс.

Тема: «Дорога на тропу познания»
(урок по притче Габделя Махмута «Начало пути» из легенды «Любя погибнуть», другое название «Великий Сын народа»).
Цели и задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с притчей Г. Махмута «Начало пути». Расширить знания обучающихся о творчестве татарского русскоязычного писателя Г. Махмута.
Развивающие: обогатить словарный запас обучающихся. Развивать навыки работы с художественным текстом, умение делать выводы и умозаключения, умение воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.
Воспитательные: способствовать воспитанию у обучающихся ответственности перед жизненным выбором. Воспитывать любовь к отечеству, к людям, воспитывать преданность своей вере, уважение к земле своих предков.
Тип урока: изучение нового материала. Словарная работа: падишах, аксакал, джигит, майдан, миссионер.
Предварительная работа: прочитать текст притчи.
Оборудование: текст притчи «Начало пути», «Словарь иностранных слов».

Ход урока «Дорога на тропу познания»:
                «Благословен, кто жертвует собой»
1. Организационный этап.
2. Слово учителя. Габдель Махмут - мастер-рассказчик в традиционных жанрах художествен ной прозы. Но писатель пробовал себя и в других жанрах литературы, таких, как сказание, легенда, притча и пр. Сегодня мы на уроке познакомимся с татарской притчей этого русскоязычного писателя «Начало пути».
Словарная работа: Майдан - площадь, где происходят собрания. А в торговые дни - базары. Падишах - титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока. Аксакал - уважаемый, умудрённый жизнью человек у народов Средней Азии.
3. Пересказ притчи подготовленного учащегося.
4. Беседа по прочитанному:
- Над чем заставляет задуматься притча? Какие проблемы поднимает данное произведение?
- В какой стране происходит действие?
- Почему народ Булгании страдал от засухи? Отчего отвернулись боги от этой земли? В чём провинились народ и его правители?
- Дайте характеристику народу, проживающему в этих землях. («Народ жил по мусульманским обычаям: был миролюбив. Младшие почитали старших, а старые были в почёте и уважаемы всеми, женщины скромны и чадолюбивы, а семьи прочны и гостеприимны»).
- Какие 3 условия шепнул на ухо великий аксакал падишаху? (Первое условие - устроить великий праздник над могилой мудрого аксакала; второе все юноши двадцати лет эти праздники проведут в состязаниях, чтобы выявить из них самого ловкого, сильного и смелого. А третье условие оставалось в тайне).
- Кто оказался «умом быстрый, подобно стреле, и ликом прекрасный, как полная луна»? Как его зовут и что означает его имя? (Имя Хак это истина, то есть мудрость. Но оно может означать и слугу, и раба, и бога).
- Каково было предназначение Хака? (Старцы сказали, что Хак - надежда их и спасенье, и послали его к миссионеру Али).
- Почему падишах после беседы с Хаком решил огласить третье условие мудрого старца? Почему старец решил, что именно Хаку удостоена честь взойти на алтарь небесный? (Падишах понял, что Хак мудр не по годам. У него было благородное сердце. Родители его воспитали в благочестии).
- Как и за сколько дней должен был подготовиться Хак к великому восхождению? Почему именно 7 дней? Вспомните, что обозначает число 7 в христианской литературе? Какие пословицы вы знаете с числом 7? (Хак должен был за эти 7 дней «успеть постичь смысл жизни земной и сказать оставшимся, как жить дальше, чтобы вновь не прогневать Небо и Ветра». За 6 дней Бог сотворил землю, а на 7 день он отдыхал. В русских народных сказка число 7 имеет священное значение. В неделе 7 дней. Много пословиц и поговорок, содержащих число 7. Например, «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и т.д.).
- С какой миссией пришел галим Али в Булганию? (Али хотел обратить жителей Булгании в свою веру, которая была принята «половиной мира подлунного». Но жители его даже не выслушали и отвергли его).
- В чём мудрый галим видит высшую цель человека? («... служение отечеству и вере»).
- Как герой притчи Хак объясняет миссионеру «любовь человеческую»? (учащиеся зачитывают отрывок из притчи).
- Галим Али истолковывает имя Хака и как «богоизбранный слуга своему народу». Какое наставление даёт миссионер Хаку? (Назначение Хака служить своему народу. Эта миссия ему приуготовлена свыше).
- Какие истины открывает перед Хаком галим Али, глядя в звёздное небо? (В мире много вещей, непонятных человеку. Каждый и всякий имеет право жить на этой земле. У каждого своя судьба, своё предназначение. Каждый может выбрать свою судьбу, и идти по своему выбранному пути).
- Чему учит татарская притча? (С самого начала своего жизненного пути необходимо выбрать правильный путь и не сворачивать с неё).
- Какова тема притчи? (О вере).
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Ю. Левитанского:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

5. Слово учителя. Хак взошёл на тропу познания. Идя по ней, сын мудрых родителей встречался с разными людьми, через много испытаний пришлось Хаку пройти. Габдель Махмут знакомит читателя с дорогой путника в главе «Постижение», куда автор включил «Притчу о праздности», «Притчу о вере и безверии», «Притчу о родной и неродной крови» и др. Эпиграфом для легенды писатель взял слова Ф. Достоевского «И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям беседы Хака с галимом Али. Написать возможное продолжение авторской притчи. Самостоятельно прочитать «Притчу о праздности», «Притчу о вере и безверии», «Притчу о родной и неродной крови»…
Бирюкова А.Г.
учитель русского языка и литературы,
с. Ныда, ЯНАО.


Рецензии
По-моему, очень скрупулезно составленный и выверенный план. Но соответствие содержания плана тому, что вложено вами в произведение, можете оценить только Вы.
Недавно услышала такую историю: отец попросил современного автора изучаемого произведения написать сочинение для дочери. Тот написал. Учительница поставила тройку, сказала, что не раскрыт замысел автора.
Вот так и живем ...

Галина Прокопец   07.03.2024 19:49     Заявить о нарушении
И так рождаются анекдоты, не правда ли!?.. Спасибо, очаровательная коллега Галина, за визит и отклик! С вашим праздником женским, удач Вам во всех делах!

Габдель Махмут   08.03.2024 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.