Можно ли понять Св. Писание без Св. Предания?

 Христианство  - богооткровенная религия, то есть эта религия - не плод фантазии и умствования  людей, а Откровение, данное БОГОМ (Святым Духом), всем без исключения, людям.
 
Человек склонен выбирать себе то, что ему приятно, удобно и весело, а, главное – не надо думать и напрягаться.  «Ну, да, потом, говорят, будут вечные и страшные муки.  Но, это уж  - потом, и,  может быть,  как-нибудь  пронесёт»,  - думают они.  Увы, увы.
С другой стороны, Христианство ставит слишком высокую духовно-нравственную планку, а цель вообще кажется недосягаемой – стать Богом???!!!. При этом  Путь тернист, труден и требует жертвенной любви и самоограничения.  Кажется невероятным, что этим Путём  добровольно  идут миллиарды, и многие достигают успеха.

Что такое Божественное Откровение? Как, Кем и кому даётся?**
 
Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание.
Писание — это вся Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов.
 
Под Преданием* понимают всю совокупность письменных и устных источников, и практический опыт Церкви, и её Святых, то есть весь опыт и знания, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколения.

Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное.

До Моисея не было Библии. Как он узнал о Едином БОГЕ, о вере? Через устное Предание, передающееся от поколения к поколению  со времён Адама, Ноя, Авраама.

До второй половины I века не было Нового Завета. Откуда последователи Христа черпали свои знания о Христе и Его учении? Через устное слово тех, кто видел и слышал Христа непосредственно, через устное Предание.

Всё ли описали апостолы в Новом Завете?  Нет, лишь малую часть – самое главное, остальное вошло в Предание и нашло отражение в трудах будущих богословов и апологетов. Апостол говорит: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. (Иоанн 21,25)

Святитель Филарет Московский подчеркивал, что Священное Писание Ветхого Завета началось с Моисея, но до Моисея истинная вера сохранялась и распространялась посредством Предания. Что же касается Священного Писания Нового Завета, то оно началось с Евангелиста Матфея, но до того «основание догматов, учение жизни, устав богослужения, законы управления церковного» находились в Предании.

Таким образом, первичность Предания по отношению к Писанию очевидна.

2.  Протестанты –лютеране в XVI—XVII столетиях  выдвинули принцип «sola Scriptura» (лат. «только Писание»)и,  отвергнув Предание Церкви, протестанты стали произвольно толковать Священное Писание, как кому захочется.

Поэтому протестантизм распался на сотни тысяч враждующих сект, приводящих одни и те же цитаты из Библии, но толкующие их противоположным образом. Абсурдность их высказываний порой зашкаливает.

Православие же утверждает, что вне Церкви, вне Предания правильное понимание Писания невозможно.

Писание является частью Предания и немыслимо вне Предания. Поэтому Писание отнюдь не самодостаточно и не может само по себе, изолированно от церковной традиции, служить критерием Истины.

Первичным был опыт, а вторичным — его выражение в книгах Писания.

Настаивая на приоритете церковного опыта, Православие отвергает те толкования Священного Писания, которые не основаны на опыте Церкви, противоречат этому опыту или являются плодом деятельности автономного человеческого разума.
 
В этом коренное различие между Православием и протестантизмом..

3. В.Н. Лосский, развивая мысли Хомякова, определял Предание как «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей (духовном-С.Л.) свете, а не естественном свете человеческого разума».

Согласно Лосскому, жизнь в Предании это условие правильного восприятия Писания, это не что иное, как богопознание, богообщение и боговидение.

Церковь считает Писание «богодухновенным» (2Тим. 3:16) не потому, что книги, вошедшие в его состав, были написаны Богом, но потому что Дух Божий вдохновлял их авторов, открывал им Истину

По учению Григория Богослова, в Священном Писании заложены все догматические истины христианской Церкви: надо только уметь их распознавать.

Только то толкование библейских текстов легитимно, считает Григорий, которое основывается на церковном Предании: всякое другое толкование ложно, так как «окрадывает» Божество.

Христиане видят в текстах Писания то, чего не видят нехристиане; православным открывается то, что остается сокрытым от еретиков.

Тайна Троицы для находящихся вне Церкви остается под покрывалом, которое снимается только Христом и только для тех, кто пребывает внутри Церкви.

Так, протестанты не в состоянии увидеть БОГА –Троицу в Писании, хотя о Ней многократно говорится и в НЗ, и в ВЗ. Они ищут буквы и не могут увидеть Её духовный Образ. «Смотрят и не видят, и не разумеют» (Марк.4,12).

Максим Исповедник говорил о толковании Священного Писания как восхождении от буквы к духу.

4. В своих сочинениях Святые Отцы-аскеты настаивают на том, что все, сказанное в Писании, необходимо применять к собственной жизни: тогда станет понятным и скрытый духовный смысл Писания.

Все в Писании связано с внутренней духовной жизнью человека,  и буква Писания должна возводить к этому духовному смыслу, то есть к Духу.

В аскетической традиции Восточной Церкви присутствует мысль о том, что чтение Священного Писания — лишь вспомогательное средство на пути духовной жизни подвижника.

 «Пока человек не примет Утешителя, ему необходимы Божественные Писания… Но когда сила Духа снизойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писаний укореняются в сердце заповеди Духа…». (Преподобный Исаак Сирин)

По мысли преподобного Симеона Нового Богослова, необходимость в Писании отпадает, когда человек встречается с Богом лицом к лицу. (Но это не о нас, а о Святых, оБОженных людях)).

В приведенных суждениях Отцов восточной Церкви отнюдь не отрицается необходимость чтения Священного Писания и не умаляется значение Писания.
Но  опыт причастия Христу в Святом Духе выше любого словесного выражения этого опыта, будь то Священное Писание или какой-либо другой авторитетный письменный источник.

Христианство — это религия встречи с Богом, а не книжного знания о Боге, и христиане — отнюдь не «люди Книги», как они называются в Коране. Священномученик Иларион (Троицкий) считает неслучайным, что Иисус Христос не написал ни одной книги:

Суть христианства — не в нравственных заповедях, не в богословском учении, а в спасении человека благодатью Духа Святого в основанной Христом Церкви.

5. Ап. Павел никогда не видел Христа, при Его жизни, не читал Евангелий (они ещё не были написаны), но духовное общение с Христом и откровения Духа Святого вели его по жизни, открывали Ему Истины, которые мы сейчас постигаем в Его Посланиях.

Он не был человеком «буквы», но был апостолом Духа и дела  созидания Церкви.

По мнению протоиерея Георгия Флоровского, «Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем в прошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена»; потому нельзя ограничивать «век Отцов» каким-либо временем в прошлом.
 
«Утверждать, будто Святых Отцов более быть не может, ; значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь».(Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)).

Христос и Святой Дух всегда присутствуют в нашей жизни и наставляют нас на всякую Истину. Жаль, мы не всегда можем её  принять и вместить. Святые могут.

Итак, «золотой век», начатый Христом, апостолами и древними Отцами, будет продолжаться до тех пор, пока стоит на земле Церковь Христова и пока действует в ней Святой Дух.

Примечания
* Помимо Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, в состав Предания Православной Церкви входят другие письменные источники, в том числе богослужебные тексты, чинопоследования таинств, постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения Отцов и учителей древней Церкви и др.

** По лекции митрополита Илариона в Великотырновском университете (Болгария). "Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд"


Рецензии