Асы кубанского неба ч. 18

Алекса;ндр Фёдорович Клу;бов (18 января 1918 г. - 1 ноября 1944 г.) - советский ас, участник ВОВ, лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза.

Паника во второй группе была, пожалуй, ещё большей, чем в первой. Боезапас у Исаева был на исходе, и он дал команду остальным лётчикам: - Прикрываю! Идите на уничтожение! Лётчики Зайцев, Кузьменко и Шевченко по примеру командира метким огнём сбили ещё 3 самолёта противника. Четвёрка Канкошеева после атаки бомбардировщиков завязала бой с истребителями противника. Вскоре Канкошеев добавил к сбитому Ju-87 истребитель Mе-109. В это время он заметил, как подбитый Як-1 лейтенанта Ф. Калугина уходит со снижением от преследования 4-х Mе-109. Не теряя времени, в самый критический момент Канкошеев ударил с высоты. Одного Mе-109 подбил, остальных разогнал. Третья и четвёртая группы бомбёров решили не рисковать. Лётчики этих самолётов сбросили бомбы в залив и, не ввязываясь в бой, ушли обратно. В этот день дважды отличился и Косса. Сбитый им в бою "Хейнкель-111" упал в 3 км севернее станицы Крымская. Перед этим из подбитого им самолёта выбросились на парашютах 4 человека, которые были взяты нашими бойцами в плен. В следующем вылете немецкий лётчик посадил подбитый Коссой Mе-109 на фюзеляж в 3 км западнее Троицкой и также был пленён. Его даже доставили в часть. Свидетелем атак Исаева, Канкошеева и Коссы стали пехотинцы, артиллеристы, танкисты. Когда лётчики приземлились, их на руках вынесли из самолётов и стали горячо поздравлять.

Бой лётчиков со своего КПП наблюдал и командир авиадивизии полковник И.М. Дзусов. Через полчаса ведущего группы обнимал командующий 4-й Воздушной армией. Всего в ожесточённых воздушных сражениях на Кубани М. Косса сбил 4 Mе-109 и 1 Не-111. 19 сентября 1943 г. в 3 км западнее станицы Голубицкой упал ещё один горящий Не-111. Свидетелем победы лётчика стал Герой Советского Союза Н. К. Наумчик... К маю 1945 г. гв. ст. лейтенант М.И. Косса совершил 375 боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил 15 самолётов врага. Участник Парада Победы 24 июня 1945 г. в составе сводного полка 2-го Белорусского фронта. 15 мая 1946 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1949 г. окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. Служил в должности комэска в 54-м ГИАП, затем с мая по сентябрь 1949 г. - командиром звена учебного центра ДОСАВ в селе Ротмировка Киевской обл. 24 сентября 1949 г. арестован. Расстрелян по приговору суда за измену Родине. 7 Февраля 1951 г. лишён звания Героя Советского Союза. 1 июня 1966 г. реабилитирован и восстановлен в звании Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней; медалями.

КОЧЕТОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился 8 марта 1919 г. в селе Алатырь Казанской губ. Старший сын в большой семье, Кочетов с детских лет познал тяжесть крестьянского труда, который ему удалось совмещать с учёбой в школе, а позднее - в аэроклубе. С призывом в Красную Армию он получил направление в военное авиаучилище города Энгельса, которое окончил в 1940 г. ...По стечению обстоятельств день начала войны и первый бой совпали с другим важным событием в его судьбе - рождением дочери. Трудные дороги отступления: Проскуров, Винница, Ростов-на-Дону, Краснодар, бои на Волге под Сталинградом. Десятки раз Кочетов сопровождал наши самолёты на бомбардировку вражеских войск, летал в разведку. А 13 августа 1941 г. открыл свой боевой счёт. Бомбардировщик He-111 был сбит на глазах отступающих советских войск: убив стрелка, Кочетов зашёл бомбёру строго в хвост и под ракурсом 0/4 открыл огонь... Через 2 дня тем же методом он уничтожил ещё одну такую же машину. В конце 1941 г. и в первой половине 1942 г. он служил в ПВО Москвы, затем сражался под Сталинградом. В грозные сентябрьские дни 1942 г., в одном из сообщений Советского информбюро говорилось: "Наши лётчики самоотверженно ведут борьбу с численно превосходящими силами немецкой авиации. Мл. лейтенант Кочетов за один день сбил "Юнкерс-87" и "Мессершмитт-109". Это произошло 30 сентября 1942 г. Всего же в небе Сталинграда Александр Кочетов выполнил 105 боевых вылетов, участвовал в 78 воздушных боях, лично сбил 7 самолётов (5 бомбёров и 2 истребителя) и 1 - в составе группы.

Здесь он получил первую свою награду - орден Отечественной войны 1-й ст. В 43-й полк Кочетов пришёл уже опытным лётчиком. Весной 1943 г. ИАП перебазировался на Сев. Кавказ. Начались ожесточённые бои за господство в воздухе с отборными частями Люфтваффе, стянутыми сюда отовсюду. Немцы решили вернуть себе утраченное превосходство в воздухе, так что небо Кубани было буквально нашпиговано самолётами. Смертельная схватка за господство в воздухе шла в толще атмосферы от 100 метров до 7000. Всего 43-й полк сбил в небе Кубани 82 вражеских самолёта, из них 13 - на счету Кочетова. Знаменитые немецкие эскадры потерпели здесь сокрушительное поражение. Сильные воздушные бои были в районе Новороссийска и станицы Крымской. Схватки велись на малых и больших высотах - от 100 до 7000 метров. 8 мая 1943 г. звено лейтенанта Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. При подходе увидели, что наши передовые позиции бомбят самолёты противника. На большой скорости звено внезапно атакует противника и в результате падают 3 бомбёра, которых сбили Кочетов, Бородин и Костиков. Враг был ошеломлён. А ниже 4 наших "Яка" сражаются с 8 Ме-109. Они сошлись в лобовой атаке. Здесь С. Маковским будет совершён воздушный таран. Об одном вылете Кочетов рассказывал сам: "Со своим ведомым идём на высоте 5000 м. Под нами большой аэродром противника. Мне приказали вести разведку. Ложусь на курс фотографирования.

Хоть и прикрывает меня напарник, всё время приходится быть настороже. В районе Анапы воздух словно нашпигован фашистскими истребителями. И вот они тут как тут: 8 "Мессеров". Двое против восьми. Но не вижу напарника. Без боя не уйти. Закружилась смертельная карусель. Выхожу из лобовой атаки: фриц горит. В прицеле другой, но у меня в хвосте висят двое. Срываюсь в штопор. Пот застилает глаза. Твержу себе: надо выбраться, обязательно выбраться. Но я не просто веду бой: обороняюсь, нападаю. Я постепенно отхожу к своей территории. Горючего - совсем ничего. Снижаюсь до бреющего. Помогает солнце, оно слепит немцев. Так они "проводили" меня до Краснодара. Сел на первый наш аэродром. В конце пробега замер винт - горючее кончилось. Здесь мой самолёт заправили горючим, пополнили боезапас, осмотрели машину. И удивительно: после такой "карусели", когда, казалось, самолёты крыльями задевали один другого, ни одной пробоины, ни одной царапины. Ну что ж, повоюем ещё, лейтенант!" 3 июня 1943 г. Александр Кочетов выполнял задание в районе станицы Киевская. В воздухе встретил 6 Ме-109. Бой был неравным. Кочетов умелым маневром сбил одного "Мессера", сам вернулся на свой аэродром невредимым. С октября 1943 г. воевал на "яках" в Крыму, где только в ходе штурма Сапун-горы сбил 2 неприятельских самолёта. В конце 1944 г. результативному лётчику был передан именной Як-9 с надписью на борту: "От колхозника Гаязова А.Г.". Далее путь отважного лётчика лежал через Белоруссию, Прибалтику, Польшу.

Одну из своих побед комэск 43-го иап (278 иад, 8 ВА) капитан Кочетов одержал в небе над Кенигсбергом. Он провёл более 450 боевых вылетов, 120 воздушных боёв, лично сбил 34 и в группе 8 самолётов противника. Демобилизовался майор Кочетов в 1947 г. Через несколько лет вновь был мобилизован и зачислен на службу во Внутренние войска МВД СССР. Ушел в отставку в 1960 г. В 1961 г. окончил Чувашский пединститут. Жил и работал в Чебоксарах. Герой Советского Союза (13.04.44). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й ст., медалями. Имя Александра Кочетова с 1995 г. носит одна из улиц Чебоксар, на которой он прожил много лет, школа в Алатыре, оно занесено в Книгу трудовой славы и героизма республики, о нём написано в книгах, его портрет - в Аллее героев. Обширные материалы о нём в музеях, в частности, в экспозиции музея республиканского совета РОСТО. Помнят лучшего лётчика - истребителя и в бывшем 43-м авиаполку, который ныне называется 43-й отдельной морской штурмовой ордена Кутузова 3-й степени Севастопольской Краснознамённой авиаэскадрильей. Служит в этой эскадрилье земляк Кочетова - чебоксарец Капитан Владимир Кондин, который, будучи внештатным историографом Музея авиации Черноморского флота, пополняет там экспозицию, посвящённую лётчику - герою. Завязались и побратимские связи городов Севастополя и Чебоксар. Земляки, все военные лётчики бережно хранят память о Герое Советского Союза Александре Васильевиче Кочетове и передают из поколения в поколение рассказы о его легендарных подвигах.

КРЮКОВ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ

Старейшина советских асов родился 15 декабря 1906 г. в с. Бирево Клинского уезда Московской губ. После окончания школы работал столяром, учился на рабфаке имени Артема. Свой первый полёт совершил в 1931 г. на Р-1 - лицензионной машине, построенной по чертежам английского "Ди Хэвиленда-9". В середине 30-х гг. Крюков служил в 51-й истребительной эскадрилье в Забайкалье. В 1938 г. на И-15-бис сражался на реке Халхин-Гол, сбил 3 японских самолёта. В последнем бою сам был сбит, получил тяжёлые ожоги, приземлился на парашюте. Награждён орденом Красного Знамени. Лётчик-самоучка, формально окончивший Энгельсское военное авиаучилище лишь в 1943 г., он был одним из тех немногих в полку благородных и сильных людей, кто способствовал расцвету могучего таланта Покрышкина. Строгий и требовательный к людям, А.И. Покрышкин исключительно высоко ценил Крюкова: "Все летчики полка уважали его за спокойный характер, рассудительность... Он служил примером в боях с гитлеровцами... Настоящий командир, фронтовик, умеющий сделать правильные выводы..." Свой первый боевой вылет в Отечественную войну Крюков выполнил 22 июня 1941 г. на МиГ-3 на дальнюю разведку, на территорию Румынии. Горючего едва хватило, чтобы на обратном пути перетянуть через границу... Осенью 1941 г. капитан Крюков был назначен командиром тренировочной эскадрильи 55-го иап (16 гиап), его замом стал Александр Покрышкин.

Там они "учили молодежь тому, что показал опыт боевых действий", невзирая на ревнивые указания штабов, в ущерб своей служебной карьере... Во время боев на Южном фронте Крюков был назначен командиром 2-й эскадрильи. Осенью 1942 г. перед отправкой 16-го гиап на переучивание в его составе оставались лишь 2 эскадрильи по 8 Як-1 в каждой - Крюкова и Покрышкина. После перевооружения на "Аэрокобры" штурман полка Крюков грамотно и результативно провёл бои на Кубани. В одном из апрельских вылетов над станицей Крымской он сбил три Ме-109. Свидетелем этого боя был ген. Вершинин, наградивший Крюкова орденом Красного Знамени. Всего Крюков провёл на Кубани более 50 боевых вылетов, где лично сбил 6 и в группе 1 самолёт противника. Затем были бои на "Миус-фронте", в Молдавии, в Польше. В паре с В. Бобровым Крюков провёл свой самый удачный боевой вылет, где ему удалось сбить сразу три Хе-111. Войну он закончил заместителем командира дивизии. В более чем 600 боевых вылетах он сбил лично 19 и в группе 1 самолёт врага. В 1951 г. полковник Крюков окончил Военную академию Генштаба. Демобилизовался в 1956 г. в звании генерал-майора. Жил и работал в Москве. Умер 11 ноября 1974 г. Герой Советского Союза (24.05.43). Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й и 3-й ст., Кутузова 2-й ст., Красной Звезды, медалями.

Продолжение следует в части  19                http://proza.ru/2021/02/24/1429            


Рецензии