Не трогайте нашу Неву!

В 862 году, судя по сведениям из «Повести временных лет», новгородцы призвали «варягов», так как их средневековая демократия до добра не довела, и начались меж ними усобицы и братоубйство. Впрочем, не важно, призвали их, или они сами возвернулись и отомстили местным демократам, всё равно летописные сведения ставят всех в известность, что в этом году на новгородской земле стал править варяг Рюрик, который воротился из изгнания  вместе со своим народом, именуемым «русь». Так на Новгородской земле стартовала династия Рюриковичей и довела «русь» до Киева, Владимира и Москвы. И хотя «русь» начала своё триумфальное шествие на юго-запад с берегов Балтики, ещё царские придворные историки, а затем и советские, утверждали, что Русь с Киева пошла. Это было удобно – окружавшие Киев степи в то время населяли «поляне» - земледельцы славянского происхождения, обрабатывающие поля и выращивающие на них рожь, пшеницу, ячмень, овёс и другие злаки, да ещё овощи и плодовые деревья. Чем не эталон русского человека? Это ж совсем другое дело, а то какие-то - не то варяги, не то ворюги, не то враги, а конкретнее - речные и морские разбойники с балтийских берегов, «крышующие» водные пути «из Варяг в Греки» и «из Варяг в Персы». То есть – то, что князь Владимир крестил Киевскую Русь – это великая благодать, с этим не поспоришь. А то, что он из варягов - это можно и не вспоминать. Да и зачем вспоминать когда была возведена деревянная Софийская церковь в Великом Новгороде? А вдруг окажется, что она уже была ещё до официального крещения Руси, тогда что? Проще сказать, будто её, может быть, и не было. Хотя есть исторический документ, где она подробно описана, как большой деревянный храм, возвышавшийся над городом тринадцатью куполами, подобно Иисусу Христу окружённому апостолами. Во время самодержавия и социализма Киевская Русь была предпочтительнее, ведь, «Украина - це Европа!». Но сейчас, когда «Нэзалэжна» в нас родни не признаёт, можно сознаться, что истоки нашей веры и государственности – древний северный город. Спрашивается – куда смотрят современные демократы и почему они не гордятся цитаделью древней русской демократии? Ведь, было время, когда Новгородом правил наш национальный герой Александр Невский, овеянный боевой славой в битвах со шведами и тевтонскими рыцарями. Правда, о том, что свои боевые подвиги князь совершал во время татаро-монгольского ига, историки не афишируют. А уж тем более не сообщают, что в битве на Чудском озере русская дружина сражалась с врагом не в одиночку. Она была поддержана половецкими конными лучниками из «Золотой Орды», которые раскрутили две «карусели» с флангов рыцарского стального клина, именуемого на Руси «свиньёй». Их стрельба из луков, во время скачки по кругу, была подобна прокручиванию диска пулемёта Дегтярёва. Выстрел производился в тот момент, когда всадник выскакивал на противника после выстрела скачущего впереди товарища. Затем, отстрелявшиеся уходили на следующий круг, предоставляя право выстрела скачущим за ними, а сами в это время заряжали следующую стрелу. Казалось бы - чем монголы лучше тевтонцев? Всё-таки немцы – это представители европейской цивилизации! Со времён Чингисхана проводилась политика толерантности по отношению к любым религиям. На захваченных территориях допускалась свобода вероисповедания, а к юродивым приказано было относиться с особым почтением – как к посланникам божьим. Кстати, Новгородское княжество не было захвачено азиатским игом, оно было буфером между Золотой Ордой и тевтонцами. Непосредственная граница между столь сильными и агрессивными противниками привела бы к затяжным и кровопролитным боям без перспективы на успех. Этим и пользовался Александр. Монголам он платил не очень обременительную дань, за то, что они не давали рыцарям-католикам навязать новгородцам власть Римского Папы и западную модель христианской веры. А ведь, Папа старался изо всех сил не допустить распространения Православия на север – к берегам Балтики, а конкретно в Финляндию. В перспективе он желал силой навязать свою власть и религию сначала северянам, а затем и вглубь Русской земли. С этой целью была разработана военная стратегия, которая осуществлялась поэтапно – на 1-м этапе, шведы в сопровождении двух капелланов, высадились в устье Невы, но молодой князь Александр одержал над ними блестящую победу и стал Невским. Второй этап сопровождался продвижением крестоносцев к Новгороду с запада. И он начался довольно успешно, благодаря именно новгородской демократии. К тому времени из Новгорода была изгнана часть новгородских элит, образовавших «пятую колонну» и, они с большим желанием присоединились к «псам рыцарям». Да и, благодаря демократии, Александра Невского отстранили от власти, и он прозябал в Переяславле-Залесском, подаренном ему отцом Владимирским князем Ярославом Всеволодовичем. Старорусские демократические элиты не желали платить дань монголам, с которыми «якшался» попавший в опалу князь и полагались «на-авось» перед лицом угрозы порабощения их католиками. И тут выяснилось, что свобода и демократия – это просто пафос, который звучит красиво, но против вооружённого агрессора он бесполезен и «шапками закидать» тевтонцев не удастся. А обнаглевшие от безнаказанности завоеватели с наслаждением грабили новгородских купцов на торговых путях, по ходу движения к Новгороду. Мнение руководства «демократической партии» по поводу ненужности талантливого полководца в городе, резко изменилось, и во Владимир была направлена представительная делегация с покаянием и просьбой - вернуть им Александра. Видимо, каялись делегаты столь искренне, что Ярослав усилил Новгородское войско своей дружиной, отправив во главе её сына Андрея. Результат известен – папские «воины Христа» тоже покаялись и всё вернули, и даже оставили русичам Псков и Изборск, которые в новгородском подчинении не находились. И, тем не менее, Папа в 1255 году перешёл к 3-ему этапу. Тогда Шведы, эстонские датчане и суоми, под руководством немецких рыцарей, возглавляемых епископами, вторглись в новгородские пределы, используя флот. Высадившись в устье реки Нарова, они стали строить крепость, намереваясь захватить земли заселённые "карелами", "ижорами", и народом именуемым "водь". Сейчас, там расположены Ивангород и Нарва. Папские посланцы стремились не только окатоличить местных жителей – им нужен был контроль за важными водными путями, исстари контролируемыми варягами. С этой целью они пытались отсечь новгородцев от Финского залива, который тогда назывался Новгородским. Александр Невский, на тот момент, уже княжил во Владимире. Этот город стал центром управления земель русских, после падения Киева при монгольском штурме в 1240 году. Это Папе надо было учить что делать крестоносцам, а новгородцы давно знали свой алгоритм действий в случае военной угрозы. Они, традиционно, послали уважаемых людей во Владимир. И, князь Александр, традиционно, пошёл побеждать крестоносцев. И тут, крестоносцы свои традиции нарушили – они спешно отступили «за море», бросив не достроенный город. Получается – русскими на военный поход было потрачено время, деньги и силы. Они были настроены на битву. А воевать не с кем! Зря, выходит, шли? Всю свою великую досаду воины Александра вложили в разрушение крепостных сооружений и срыли их до основания. Подбирались шведы к Новгородской земле и со стороны Финляндии и так глумились над местными племенами, что те отправили ходоков в Новгород. Посланцами сообщалось, что они готовы к восстанию против шведов и только  и ждут пришествия русских в Южную Финляндию. Дело было зимой 1256 года, князь поставил своё войско на лыжи и вернулся к разваленным бастионам Нарвы. Затем, обходя торосы, они пересекли Финский залив и внезапно ударили на шведов. Молниеносно, русские ратники захватили шведские крепости и, порушив их, с богатой добычей вернулись домой. Опасность у северных границ была ликвидирована. А до этого она была слишком реальной. И наглядным примером является 4-й Крестовый поход на Святую Землю, чтобы отбить у мусульман Иерусалим. Тогда дошли крестоносцы только до православной Византии и отыгрались на ней за постоянные поражения от воинов Аллаха. Столицу Византии Константинополь, эти христиане разрушили до основания, храм Святой Софии разграбили, и создали на захваченной территории Латинскую империю. По иронии судьбы, в Новгороде тоже находился храм Святой Софии, но он оказался крестоносцам «не по зубам». Казалось бы – мой сказ о том, что Александр Невский – это великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения, Но, на самом деле, он был больше чем полководец – он был ещё и гениальный дипломат, спаситель и надёжа Земли русской. Навязанная нам в учебниках мысль о том, что монголы – это только Золотая Орда, не является истиной. На самом деле необъятная Монгольская империя занимала практически весь континент Евразия, за исключением Западной Европы – там свирепствовали рыцари-крестоносцы, вдохновляемые религиозной диктатурой Римского Папы. В тот момент, когда монголы совершили нашествие на Русь, она была Рассея – русский народ, рассеянный на множество враждующих между собой княжеств. Отец Александра – Ярослав Мудрый, вступил с монголами в переговоры, понимая, что «плетью оглобли не перешибёшь». Он и сыну объяснил, что лучше откупиться от монголов данью, чем дождаться насильственного католицизма православной Руси, что привело бы к уничтожению русской идентичности. Да и, крестоносцы не ограничились бы данью, а выгребли бы из закромов всю казну. На тот момент ситуация создалась критическая – русская цивилизация оказалась «между молотом и наковальней» и Ярослав с Александром, из двух зол, выбрали меньшее. Митрополит Кирилл, в 2008 году, прокомментировал это так: «Татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы…» А крестоносцы вывернули бы и душу. И они к этому стремились всегда. Мало кто обратил внимание на то, что битва на Чудском озере произошла через месяц после того, как войска Батыя покинули Европу, бросив «на произвол судьбы» завоевания в Польше, Сербии, Боснии, Хорватии, Словении, Венгрии и Болгарии. Случилось это потому, что в декабре 1241 года умер Великий хан Угэдэй, и среди потомков Чингисхана разгорелась борьба за власть – им было уже не до Европы. Не успели монголы хлопнуть за собой европейской дверью, как крестоносцы совершили походный марш на Новгород, рассчитывая на непременный успех. Расчёт был прост, ведь монголам было не до русских, а, при удачном развитии событий, покорив Новгородские земли, можно было ударить в тыл не готовым к внезапному нападению потомкам Чингисхана. В этой большой игре русских пытались сделать «разменной монетой», а князь Ярослав со старшим сыном Александром прилагали невероятные усилия по сохранению зачатков будущей Великой Российской Империи. В рекомендуемых к прочтению документах пишется о том, что, дескать, поехали они «в орду», порешать острые вопросы. Любой читатель не сомневается – это Золотая Орда. Думаю, многие удивятся, если узнают, что в лучшие свои годы, в империи, эта орда была не единственной – в названиях этих военизированных коммерческих предприятий были использованы все цвета радуги, а так же слова, характеризующие их размер и специфические особенности. Вот, к примеру - Белая Орда, Синяя Орда, Ногайская Орда, Малая Орда (Крым), Казацкая Орда (Казахстан) и т.д..  На старинных картах, можно обнаружить и Великую Тартарию (Сибирь), Китайскую Тартарию, (Монгольскую империю Юань), Монгольскую Индию, контролируемую внуком Тамерлана. Само понятие «орда» не означает название монгольского государства – это что-то вроде военного округа, в котором сконцентрированы войска, тыловые части, боевая техника, лазареты и органы, контролирующие размер захваченных в войне ценностей и собранной дани.  Ордынские финансисты строго контролировали дебет-кредит и военная добыча с вычетом на расходы, затраченные на военную машину, шла в монгольскую столицу Каракорум – это в четырёхстах километрах от Улан-Батора в сторону китайской границы. Не всегда русским князьям удавалось «утрясти дела в орде», хотя на поездку туда-обратно уходило более года. А что давали эти политические вояжи? В результате дип. переговоров было достигнуто соглашение о том, что на Новгородской земле не будет монгольских наместников. Поэтому, когда представители орды желали провести перепись населения, они обращались за разрешением к князю. Собирая мзду, они торговались с Невским о размерах дани. А, попутно, заключали торговые сделки на продажу новгородцам современного оружия, изготовленного по китайским технологиям (тогда самым передовым). Каким-то чудесным образом, князю Александру часто удавалось достичь компромисса. И это не смотря на то, что монголы имели «шкурный интерес», а он стремился уберечь веру православную, русские традиции и территории. Всё это происходило на фоне дворцовых интриг в борьбе за власть с русскими князьями соседями, а не редко и с близкими родственниками – потомками Рюрика. Дошло до того, что брат правящего во Владимире Ярослава донёс на него правящей монгольской династии. И, оказав Ярославу Всеволодовичу великие почести на дворцовых торжествах в великолепном Карокоруме, устроители праздника, посвящённого взошествию на престол нового Великого хана, отравили его. Кровные родственники, опускались до предательства, чтобы получить из монгольского «центра», ярлык, выдаваемый верховным правителем на право княжения в русских землях. И, зачастую, монголы давали «стол» оппозиционно настроенным по отношению друг к другу князьям соседям, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Сыновья Ярослава уличили дядю Святослава Всеволодовича на том, что он не поехал в Каракорум, а получил ярлык в столице Золотой Орды – Сарае (столице Батыя в районе Астрахани). За справедливостью, сыновья Ярослава Александр и Андрей, в 1247 году,  поехали в Центральную Монголию, а их младший брат  Михаил Храбрый не стал дожидаться их возвращения и сверг дядюшку. Когда братья достигли столицы Монгольской Степи, Владимирский «стол» был уже свободен. Поэтому, обоим, дали ярлыки – Александру на Южные земли и Киев, а Андрею на владимирское княжение. В то время правление русских в Киеве было простой формальностью – центром свободных русских земель был Владимир. И, Александр Невский. даже не заехав в Киев, отправился в Новгород. Андрей не ограничился местью князю Святославу, незаконно занявшему престол отца. Он замыслил отмстить за отца и самим монголам и готовил боевой поход в стан Батыя, видимо, не очень-то соблюдая конфиденциальность, если об этом узнали все. В том числе и Батый и Александр. Зная, чем это обернётся, Невский поспешил в Сарай. Но карательная экспедиция монголов уже выдвинулась на Владимирские земли. Степняки разбили дружину Андрея, разграбили и сожгли Владимир и все прилегающие к нему города и деревни. Это редкий случай, когда князь Александр был бессилен. Андрей бежал к шведам. Возможно, они и подстрекали его на бунт. А иначе как же его приняли кровные враги? После эмиграции бунтовщика, во Владимире стал править и стеречь ворота «из Варяг» и обратно, непобедимый Невский. Казалось бы – почему монголам так дорог был этот русский князь? И зачем Римский Папа постоянно пытался «забить пробку» в горлышко Невы? Ещё более странно, почему монголы, разбившие Европейские вооружённые силы как на учениях, не захватили Европу? Ведь они были уже в шаге от Ватикана. Не секрет, что монголы вели с Ватиканом переговоры. Но о чём? Крестоносцы постоянно совершали походы в Святую Землю и, последнее время, безуспешно. Мусульмане, в ту пору, стали для папских рыцарей непобедимыми. А на крестовые походы были потрачены немыслимые деньги. И это заметили атакующие Европу монголы. Европейские народы были бедны, а на землях европейских государств, рыцари, массово понастроили замков. Каждый построенный замок стоил бешенных денег, и содержание его в боевой готовности тоже было затратным. Да ещё, в цитаделях была прислуга, стража и не большое войско на случай войны. Все расходы на содержание покрывались за счёт крестьян, проживающих на рыцарских землях. Ведь, рыцарь – это крупный землевладелец. В результате чего – монголам нечего было взять с местных крестьян. А в замках не было больших сокровищ. Хотя, у монголов была превосходная штурмовая и осадная техника, захват замка не покрывал затрат на его штурм, то есть был убыточным. Это уже не было бизнесом по-монгольски. К тому же, не захватить замок, значит оставить у себя в тылу засаду. Захватить себе в убыток, отремонтировать повреждения от штурма и оставить свой гарнизон? Так, к концу компании, всё войско «распылится по замкам», а в орду будет возвращаться меньше ценностей, чем было потрачено на войну. В общем – европейская война не окупалась. Это - во-первых. А во-вторых – они не просто ушли, а обложили правителей побеждённых государств данью. В третьих, после европейского похода, они полностью контролировали путь из «Варяг в Греки» - через Невского контролировали Неву, а на Юге самостоятельно стали на Босфоре – воротах из чёрного моря, в Средиземное. Ну а в четвёртых – они договорились с Ватиканом о том, что крестоносцы будут продолжать войны с мусульманами не только на Ближнем востоке, но и на землях современной Испании и Португалии, захваченных турками. Этот договор с Папой им был выгоден тем, что монголы планировали продлить торговый путь "Из Варяг в Персы» и выйти через Персидский залив в Индийский океан. Поэтому, боевые действия европейских христиан, отвлекающие мусульманские силы и средства в районе Иерусалима и в Испании, были похожи на совместную операцию.   В 1260-м году, ещё при жизни Александра Невского замысел монголов осуществился, и вся Персия (ныне Иран) была завоёвана. А нам-то какая польза от этого? Нам-то никакой. А вот новгородские купцы могли беспрепятственно поехать за товаром в Индию по водному (речному, морскому и океанскому) пути. И в Грецию водный торговый путь для них стал безопасен. А ещё – монголы, ведь, контролировали сухопутный «Шёлковый путь», соединяющий материковый Китай по нескольким маршрутам с Европой. Всеми этими торговыми путями русские купцы пользовались беспрепятственно, а европейские католики были от них отсечены. Вот Римский Папа и норовил прибрать Новгород «к рукам». И последнюю попытку он сделал в 1253 году, когда Ливонские рыцари напали на Торопец, а тевтонцы осадили Псков и в 1255, финальный аккорд проставили шведы под Нарвой. И это в то время, когда Людовик Девятый, возглавлявший 7-й Крестовый поход, попал в плен и заплатил огромный выкуп, а закончилось всё тем. что мамлюки, в 1255 году, уничтожили последние очаги сопротивления крестоносцев в Сирии. То есть пока основные силы крестоносцев транжирили колоссальные деньги на то, чтобы терпеть поражения, силясь вернуть Иерусалим, гораздо более малочисленные группы рыцарей, пытались собрать деньги на новые Крестовые походы на Невском пятачке. А где ещё можно было взять много денег? От Индии, монголы, европейцев тоже отсекли своим флотом в Индийском океане – он дислоцировался в Персидском заливе. Какой флот, если потные, грязные и вонючие монголы, скакали на своих низкорослых лошадках и верблюдах? Большой флот! Вот, к примеру, Великий хан Хубилай, дважды пытался захватить Японию – в 1274-м и  в 1281 году. В первом морском походе, действовал Монголо-Корейский флот, доставивший на Японские острова 37 000 человек. Были Захвачены острова Цусима и Ики. Однако, тайфун уничтожил монгольские корабли. Вторая попытка была ещё трагичнее – в 1281 году, два Монголо-Корейско-Китайских флота отчалили из Кореи и Южного Китая и стали держать курс на остров Кюсю. На борту четырёх тысяч судов находилось сто тысяч отборных воинов. Невероятно, но шторм повторился, и большая часть флота и личного состава монгольской армии, ушли на дно. Японцы назвали это чудо «Божественным ветром» - по-японски это звучит «Камикадзе». Но я хотел сказать не о том, что знаю, почему японцы так называли лётчиков-смертников, а о том, что в 13 веке у монголов был военный флот более многочисленный, чем у любой страны Мира сейчас. Да и побеждённые монголами персы обладали мощным торговым и военным флотом, благодаря которым они нажили несметные богатства от торговли с Индией и Китаем. А после захвата Персии этот флот, эти сокровища и новый торговый путь стали монгольскими. И это всё к тому, что путь по морю в Индию для европейцев был закрыт, да и по суше, тоже. Европейскую цивилизацию спас Колумб, который  знал, что Земля круглая. Он прикинул, что путь в Индию может быть даже короче, если плыть через Тихий океан, стремясь к тем широтам, на которых расположена Индия. Более успешной экспедиции для европейцев ещё никогда не было. Маййя, инки и ацтеки, как будто специально, накопили колоссальные запасы золота, серебра и прочего добра. Да ещё и путь был в два раза короче, чем до Индии. Современные западные европейцы с большим воодушевлением рассказывают о крайней жестокости монгольского ига. Уж лучше бы рассказали, как они уничтожили высокоразвитые цивилизации на южноамериканском континенте, завладев их сокровищами. Про «освоение» ими Северной Америки и говорить не приходится – там не только ценности отняли, но и уничтожили практически всех аборигенов, потомки которых сейчас живут в резервациях. Жители США и Канады, предки которых уничтожили коренные народы, называют аборигенов «краснокожими». А всё указывает на то, что лица местных жителей были монгольского типа и территории эти были в составе «Великой степи». Чтобы сокрыть монгольский след, на территории Северной Америки снимаются художественные фильмы про ковбоев, как-будто, эти пастухи и истребили непокорных индейцев, а регулярные армии испанцев португальцев, французов и англичан, тут не при чём. В роли вождей индейских племён выступают загорелые югославские актёры, а представители племён почти голые. Я твёрдо знаю, что ни через Аляску, ни через Канаду, ни даже через США, экватор не проходит. Так отчего же киношные индейцы так перегрелись? Да и после уничтожения очага сопротивления, борьба с побеждённым народом продолжалась. Внимательно почитайте детскую книжку «Приключения Тома Соййера и Гекльберри Фина». Отрицательный герой там индеец Джо. Этот кровожадный персонаж, почему-то, живёт среди благообразных христиан и держит их в постоянном страхе – то могилу раскопает и вытащит покойника, то убьёт крышкой гроба местного доктора. Ну как, после этого, таких мерзких кровопийц-индейцев не убивать? Позже эти благообразные европейцы пришли в Китай, разорив его «опиумными войнами», отметились в Индии и поработили Африку. Индейцы на рабство не согласились, пришлось заменить их неграми. Если сравнить жертвы, прикрывавшихся католическим крестом европейцев, то монгольское «иго» - это «рай земной». Ни один хан не терзал так Россию, как Наполеон, а тем более Гитлер. Мы стыдимся того, что выжили при монголах, а после милости Римского Папы, пытавшегося взять нас под крыло, стыдится было бы некому. Да и пробовали русские «побрататься» с Папой на европейский манер. Первый шаг к сближению с католической Европой сделал русский князь Даниил Галицкий, которому Папа Иннокентий Четвертый прямо предложил королевский титул и корону. В1253 году, папский легат – аббат Месинский Оппиза возложил на голову князя Даниила атрибут королевской власти. Первый русский король взошёл на трон в городе Дорогочине, что на западной границе Галицко-Волынского княжества. Даниил пытался «обвести вокруг пальца» и Папу, и Батыя. Будучи королём, он формально был под властью Папы и не был обязан платить дань монголам. Но эти формальности, так и остались формальностями, ведь этот хитрец, на своих землях, не поменял православную веру на католическую. При том, что Галицко-Волынское княжество осталось православным, он ожидал военной помощи в борьбе с монголами. А Папа не был идиотом, поэтому Даниил Романович призвал в союзники князя Андрея – сына отравленного монголами Ярослава, чем и «подставил» его, а сам покаялся перед монголами и продолжил платить им дань. На западе своего княжества, названного Галичиной, в 1256 году, князь Даниил основал в честь сына своего Льва, город Львов. Этот Лев, став после смерти отца королём, перенёс столицу Королевства Руси во Львов, что вполне логично. Вот теперь понятно, почему в Галичине испокон веков, в потомках Даниила и их подданных,  столько спеси - бурлит в них королевская кровь. В 1247 году, будущий русский король, был могущественен и авторитетен и южные русские земли, с порушенным Киевом, были его вотчиной. Поэтому, Александр Невский, которому в Каракоруме вручили ярлык на правление в Киевском уделе, счёл это за оскорбление, и в бывший стольный град не поехал. Очевидным было то, что монголы провоцировали войну между русскими авторитетами. Да и что осталось от бывшей столицы? Вот как описал ситуацию монах-францисканец Джованни дель Плано Карпини, проезжавший мимо Киева в Центральную Монголию в качестве посланника Ватикана: « Город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат в тяжёлом рабстве». Запись эта сделана в период с 1245, по 1247 год – столько времени занял визит папского посланника к Великому хану Гуюку. Можно сказать: «Боже мой! И правда - иго!». Но стоит обратить внимание на то, как обращались с русским народом родные элиты. Для них - простой народ был «смердами» (вонючками), а жили бедняки в землянках. Посмотрите внимательно фильм про битву на Чудском озере – там, под слова песни: «Вставайте люди русские, вставайте на бой с немцами…» режиссёр Сергей Эзенштейн запечатлел, как, в патриотическом порыве, эти «смерды» покидают землянки и, вооружившись косами, рогатинами и вилами, идут на смертный бой за Родину. Вот вам и демократия… Но, не смотря на раскол общества и социальную несправедливость, эта демократия оказалась жизнеспособной и готовой защитить свои территории и интересы. Убедившись в этом, Папа Иннокентий Четвёртый, в 1248 году, прислал князю Александру две буллы – то есть, два торжественных папских послания, заверенных его личной печатью, что символизировало особую важность документа. В официальных посланиях, Папа предлагал князю принять унию, то есть – принять католическую веру в качестве государственной. Взамен, понтифик предлагал покровительство Ватикана и военную помощь, а так же королевский титул. А в неофициальном письме, Иннокентий Четвёртый сообщил Александру Ярославичу о том, что перед поездкой в Карокорум по поводу возведения на трон Угедэя, отец его Ярослав принял католичество. Как можно было проверить слова великого мастера политических интриг? Упокоившийся Ярослав уже не имел возможности оправдаться и доказать, что Римский Папа – сплетник. Но эта неофициальная информация от понтифика проливает свет на то, о чем донёс в Великую Орду брат князя Ярослава – Святослав. Уезжая, после смерти отца, за ярлыком в Центральную Монголию, князь новгородский обнадёжил Папу, чтобы предотвратить нападение крестоносцев в своё отсутствие, но, вернувшись, категорически отказал ему. Доехав лишь до середины необъятной Империи Чингизидов, он осознал её масштабы и мощь, против которой союз с Папой был бесполезен. Поэтому, светоч католицизма получил твёрдый отказ, а верность выбора Александра стала очевидной на примере его брата Андрея и Даниила Галицкого. Да и сам Невский пострадал от предварительных переговоров с понтификом. Не приходится сомневаться, что его ярлык на правление в Киеве, а не в процветающем Владимире, является следствием ведения дипломатических переговоров с западом. Похоже, что добрые люди сообщали «куда надо» о каждом шаге харизматичного лидера Северной Руси. А после вступления на трон первого русского короля в Галиции подозрения усилились и стали смертельно опасны. В наибольшей степени это проявилось в последней поездке князя Александра в Сарай – столицу джучидов в низовьях Волги. Основной причиной поездки владимирского правителя в резиденцию хана Берке было желание отговорить его от мобилизации русского мужского населения на войну с монгольским правителем Персии Хулагу. Видимо, монгольские аристократы делили перекрёсток торговых путей «из Варяг в Персидский залив» с южной веткой «Шёлкового пути» из Китая в Европу. Но была и вторая острая проблема – в русских городах начались восстания против сборщиков дани, обнаглевших до крайности. Восставшие вышвырнули «шкурников» из своих городов, хорошенько «намяв им бока». Берке, решил покарать мятежников силой оружия. И тут приехал Невский. Было это зимой 1262 года. Не призывать русских на войну, когда ему так нужна была большая армия, и не отправить карательный отряд на людей, прогнавших тех, кто собирал деньги на эту войну? Ну, это было уж слишком! А что было делать Берке? Убить непобедимого в бою атлетически сложенного двухметрового седого русского князя? Как это сделать? Ведь, даже его закоренелые враги восхищались крепким как скала голубоглазым великаном и относились к нему с особым почтением. Тогда, отказаться от сбора дани? Не ходить на войну в Персию? Хан впал в раздумье… Он не отпускал домой своего гостя всю зиму…, весну…, лето…  и осень. Видимо отправил письмо очень авторитетным людям, прося совета, и ждал ответа. Похоже, что интерес к ограничению свободы русского князя стали проявлять и в Ватикане, и в улусах Великой Степи. В конце концов, осенью 1263 года, Берке «дал добро» на отъезд загостившегося Александра Невского, который уже и не чаял вернуться домой. Проживание в орде такой длительный срок в постоянном нервном напряжении борцу за русские интересы даром не прошло, и он, по дороге сильно заболел. Доехав до Нижнего Новгорода, захворавший князь, двинулся не ко стольному граду Владимиру, а к Городцу, туда, где в местном монастыре, обрёл он икону Феодоровской Божьей Матери. Этой иконой благословил его на венчание отец, и она стала ему настольной – с ней он не расставался никогда, брал её в боевые походы, дальние путешествия и на великие праздники. В 1263 году, в ноябре, 13 дня, прибыл он в городецкий Феодоровский монастырь, вернув икону к месту её обретения. Постригся в монахи и, назавтра, отдал Богу душу. Получается, князь жизнью пожертвовал, заботясь о своём народе и государстве. Но жертва его оказалась не напрасной – новгородские полки не участвовали в походе на Персию. А сбор дани был возложен на русских князей. Вряд ли коварный и жестокий хан просто так стал благодетелем. Понимал он, что собирать в своём стане русские войска, после смерти их национального героя, которого он извёл своими подозрениями и давлением на его гордость, крайне опасно. Ещё опаснее было в этот момент отправить баскаков выбивать дань и провоцировать скорбящих русичей на войну. Славный потомок Рюрика, столкнувшись с жестоким противостоянием Востока и Запада, попал под власть и влияние Востока, но сохранил территорию своего княжества в неприкосновенности, сохранил под своим влиянием важный торговый путь, приносящий стабильно высокий доход его государству и русскому купечеству. А самое главное, сохранил православную веру, делающую русский народ самостоятельной цивилизацией, резко отличающейся от Запада и от Востока. Да, он стал жертвой имперских замашек монгольского хана, но династия Рюриковичей на этом не пресеклась и, вскоре Мир узнал про его праправнука – Дмитрия Донского. Но это уже другая история, про нашу историю…


Рецензии