Самый памятный маршрут - по ледовой Дороге жизни

 

Когда этот и другие материалы о жителе станицы Гривенской Иване Никифоровиче Шульге  готовились в печать и выходили в свет, ветеран еще был жив и в возрасте почти 100 лет иногда выезжал со своего подворья на автомобиле. Удивлялись этому только те, кто не знал, что у Ивана Никифоровича за плечами долгие фронтовые дороги, часто — под обстрелом врага.
  Иван Никифорович Шульга.
Январь 1916 -  ноябрь 2015гг.
Награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».
Во время блокады Ленинграда был водителем на  легендарной Дороге жизни.

В Гривенской он был известным человеком. Земляки помнят о его военных заслугах и сейчас. Отдельная экспозиция о нем есть в музее Гивенской, единственной в районе школы казачьей направленности № 13. Во время традиционного месячника по военно-патриотическому воспитанию в школе и сельской библиотеке обязательно проводят часы мужества, посвященные уважаемому земляку. В 2014 году исполнилось 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда, которая длилась 872 дня. К тому дню гривенец  Иван  Никифорович  Шульга,   был единственным, оставшимся в живых водителем, колесившим в войну по Дороге жизни на Ладожском озере.    
Родился Иван Никифорович 24 января 1916 года в Гривенской, в крестьянской семье. В Армию его призвали в сентябре 1937 года. В начале Великой Отечественной войны попал на Ленинградский фронт, в восьмую армию, в 86- ю корреспондентскую часть. Был водителем, доставлял на передовую свежие фронтовые газеты. В блокаду возил и продукты, другие важные грузы по замерзшему Ладожскому озеру, маршруту, названному Дорогой жизни. Награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».

                Колесит на «Оке» и  любит рыбалку

Многое об Иване Никифоровиче мне рассказал Александр Павлович Нарожных. Он не коренной гривенец, но за 10 лет, что живет в этой станице, успел подружиться со многими. Любитель автомобилист и фотограф он сделал для местной администрации немало снимков, многие из которых стали уже историческими:
; Когда главой поселения был Сергей Николаевич Вороной, он попросил меня сфотографировать ветеранов Великой Отечественной войны Гривенской, Пригибского и Лебедей. Помню, тогда их было 57 человек. Сейчас многих уже нет в живых. В Пригибском, например, ни одного не осталось. Некоторые ветераны, в том числе и Иван Никифорович, после съемок сказали мне, чтобы я не бросал это дело, продолжал фотографировать все важное, что происходит в станице. Я выполнил их наказ оформил три стенда. С тех пор мы подружились с Иваном Никифоровичем. Тем более, что у нас, как выяснилось, немало общих интересов.  Главные: автомобили и рыбалка. Несмотря на свой преклонный возраст (уму уже 98!), Никифорович колесит на своей «Оке», строго соблюдает правила движения и сотрудники ГАИ всегда ставят его в пример молодым водителям. Как и большинство людей старшего поколения Иван Никифорович бережно хранит старинные вещи, документы. Как-то он попросил меня сфотографировать документ  военных времен: «Талон 2141 на право эксплуатации грузового автомобиля марки «Пикап» номер Г-49916. Начальник автотранспортного управления». Подпись не разборчивая. На этой машине и провел наш земляк грозные военные годы. Крепкая дружба связывает бывшего фронтового водителя с гривенцем Петром Михайловичем Мартыновым, тоже бывшим фронтовиком, командиром отделения разведчиков, но воевавшим на Белорусском фронте.
Александр Павлович Нарожных много рассказал мне о бывшем военном водителе, а главное, дал мой телефон сыну   фронтовика и тот дополнил рассказ.

 Документальный фильм   «Непокоренные»
Александр Иванович Шульга после школы уехал в Ленинград, там и проживал с семьей. В северной столице женился на горожанке. Хорошо обосновался. Там сейчас и проживают его жена, дети, внуки. Летом они с удовольствием приезжают отдыхать в Гривенскую. А главе семейства, уже пенсионеру, три года назад пришлось вернуться на родину — досматривать родителей. Год назад похоронили они с отцом мать и супругу ветерана: Анну Ивановну. Теперь отец и сын живут вдвоем.  Александр охотно говорил об отце:
- Он у меня боевой! «Оку» водит лихо. Ухаживаю за ней, ремонтирую, конечно, я, а он за рулем еще — хоть куда! Диву иной раз даюсь, сколько у него энергии, оптимизма. В конце ноября прошлого года мы с ним ездили в Санкт-Петербург на съемки документального фильма «Непокоренные» о блокаде Ленинграда. Он держался молодцом. Жалел, что никого из однополчан не встретил. Кстати, этот фильм будут показывать по первому каналу первого февраля в 13 часов. С нетерпением ждем этого дня, посмотреть, как кадры, на которых отец снят, получились. Отец надеется, что к этому времени он уже будет дома, приедет из госпиталя. Говорил, когда я его проведывал, что чувствует себя нормально. А 24 января я его просто по телефону поздравил, побоялся ехать в город из-за гололеда. Голос его звучал, как всегда, бодро.

В крепкой казачьей семье было 14 детей
В Гривенской проживает несколько разных семей под фамилией: Шульга, но многие — просто однофамильцы. Родители ветерана войны Никифор Филиппович и Евдокия Александровна жили безбедно. Было у них 14 детей, 10 из которых — сыновья. Владели большим земельным участком.  Наделы земли   до революции выделяли на каждого члена семьи мужского пола. В 1933 году, после того, как пришлось  отдать все нажитое в общую собственность, глава большого семейства умер. Кое-кто из детей  уехал. Двое сыновей обосновались в Приморско-Ахтарске, один — в Краснодаре. Но все, когда началась война, пошли воевать. Трое — погибли.
Иван Никифорович служил в красной армии с 1937 года. Война застала его в Литве, в военном лагере под  городом Тауроги. Ночью неожиданно вражеские самолеты начали сильно бомбить город.  Солдаты выбежав  из казармы, прятались в огромной воронке от бомбы. Скатывались в нее друг на друга в несколько рядов. А когда снарядом свалило огромное сухое дерево, верхних сильно поранило, кого-то убило. Кровь ручьями стекала на тех, кто в низу. Этот кошмар ветеран никак не может забыть до сих пор.
Наши части, застигнутые врасплох, отступали через Ригу, по Эстонии до самого Ленинграда. Здесь и остановились. Ивана Никифоровича в 1942 году ранило, но после госпиталя он опять вернулся в строй. В городе на Неве он пробыл до лета 1945 года, когда их часть погрузили в эшелон и отправили на Дальний Восток. Только участвовать в боях с японскими милитаристами им не довелось. Доехать успели лишь до Красноярска, где их расквартировали на всякий случай. Солдаты помогали местному населению, ожидая отправки на Восточный фронт. Но там боевые действия завершили без них уже в августе.

В рыболовецком колхозе был один грузовик
Вернувшись на родину Иван обосновался в хуторе Пригибском. Работал на единственном грузовике рыболовецкого колхоза имени Калинина. Сын вспоминает, что отец редко бывал дома. Когда у него выдавался выходной, для родных это было настоящим праздником. В 1960 году семья переехала в Гривенскую. Кроме Александра была в семье дочь, Люба. Она жила недалеко от родительского подворья. В сорок лет она умерла. Не долго пережил ее и супруг. Трое их детей остались круглыми сиротами. Воспитали и вывели их в люди дедушка с бабушкой. Старший из них,  военнослужащий-контрактник, живет с семьей в Тимашевске. Младшие — в Грисенской рядом с дедом. Иван Никифорович души не чает в правнуках.
Вот такой замечательный долгожитель, ветеран Великой Отечественной войны есть в Гривенской. Два года ему осталось до столетия, а он еще такой энергичный оптимист.

 Наш земляк — на телеканале «Звезда»
В  том же 2014 году в Гривенскую, к ветерану войны И. Н. Шульге приезжала съемочная группа теле-канала «Звезда». Съемка длилась четыре часа. Руководитель группы Александра Корчагина задавала ветерану много вопросов. В беседе участвовали дети Ивана Никифоровича. Его сын угостил гостей  замечательной ухой. Москвичи утверждали, что такой ухи в столичных ресторанах не найти.
Сюжет об Иване Никифоровиче получился отличный, и   уже многие земляки его посмотрели, порадовались за ветерана. Ему ведь уже, без малого 100 лет, а как еще бодр! Даже для людей гораздо более молодых выдержать четыре часа съемок трудно. Он — выдержал, отвечал на вопросы четко, держался молодцом.
Умер ветеран в ноябре 2015 года. Несмотря на неласковую погоду проводить его в последний путь пришла почти вся станица. Хоронили по всем воинским правилам. Впереди несли награды. А когда все свершилось, казаки дали последний салют в память о необыкновенно мужественном земляке. Громко прозвучал в кладбищенской тишине оружейный залп, напоминая о том, что память о тех, кто отстоял мир от коричневой чумы фашизма, будет жива вовеки.
 


Рецензии