Заметки на полях 7. О военных и душах ангелов

НА ДЕМБЕЛЬ.

На дембель из дивизии РВСН отбыли мы небольшим отрядцем - человек двадцать.
До узловой станции Жмеренка ехали поездом  минут сорок, потом пересадка кому куда, во все стороны необъятного СССР. Сорок минут – это очень мало, когда надо успеть распрощаться с бывшими сослуживцами по-людски. А тут еще и засада: в вагоне-ресторане только сухое вино...
Все пассажиры вагона прониклись нашей проблемой, помогли защитникам Родины, не бросили. Нам с другом от широкой хохлячей души досталось по стакану спирта, по пол-стакана самогонки и шмату сала с чесноком. Никогда не скажу, что хохлы жадные!
…После такого удара, мой замученный двумя годами трезвости организм пришел в себя только к обеду следующего дня. И оказался возлежащим в комнате отдыха при вокзале славного г. Жмеренка. Как он туда попал я не помнил абсолютно!
Голова разламывалась, во рту - как котики побывали... До поезда на Питер еще три часа.
Решил поесть в привокзальном ресторане. Города не знаю, да и патруль не дай бог встретить - дотипается обязательно за помятый вид, так что в город не ходец однозначно!
Сел за столик, жду, когда официантка подойдет. А та и не думает. Болтает с другими у барной стойки, да гогочет.
Вижу входит в зал лейтенант с синими погонами. Меня увидал, подходит. "Разрешишь присесть за твой столик?" - говорит, хотя свободного места кругом полно. "Чего сидишь?"- спрашивает. Да, говорю, поесть бы чего-нибудь, а то дорога до Питера дальняя, когда еще... Подзывает он официантку, а та мигом птичкой-ласточкой к нему подлетает, сама любезность. Шепнул что-то ей на ушко, та и упорхнула. Через минуту  приносит два горшочка с мясом и картошкой, два салатика и ...графинчик запотевший! Лейтенант наливает себе и мне. "Что ты! - говорю. - Я не буду! Вдруг патруль! Я ж до дома никогда не доберусь!"
"Лечись, - говорит лейтенант - тебе это надо. А с патрулем вместе как-нибудь справимся!"
Три часа с графинчиком пролетели быстро. Познакомились. Оказался земляком, звать Володя, тоже из Питера.
Вышли мы с ним к поезду, что подползал к перрону. А к нам тут-же подходят два солдатика с повязками "патруль".
Ну все, думаю, кранты! Запах, и все такое - на губу суток на десять упекут точно!
А Володя спокоен. Вытаскивает из кармана повязку "Начальник патруля"...
"Это что, твои?!" - спрашиваю. "А то! - отвечает Володя. И уже строго солдатикам: "Взяли багаж у парня и нежно сопроводили до восьмого вагона! Исполнять!"


ДЕВЯТОЕ МАЯ.

Я не воевал в той Великой войне - меня тогда еще не было. Мой отец - тоже. Ему в 45-ом только 17 исполнилось. Мой дед по матери тоже не воевал - язва желудка у него была открытая, медкомиссию не прошел даже в 41-ом. Разве что дядя, брат отца - он орден Ленина имел, хромал, "Волгу" ему военкомат выдал, да умер рано, от ран. Это все, что о нем знаю. Мал был, расспросить не успел...
Почтение к этому празднику впиталось в кровь еще с материнским молоком. Мы с мамой жили в центре Каунаса, и мимо наших окон проходили демонстрации и военные парады. В то далекое советское время мои соотечественники искренне радовались этому празднику. Были, правда, и такие, что шипели по углам, но не высовывались, боялись. Не то, что сейчас.
А я с 11 лет живу в России.

...Получили мы участок под дачу в 89-ом. Помните, при Горбачеве раздавали всем, чтоб с голоду не подохли? В магазинах-то было пусто.
Раскорчевал свой участок, доски какие-то завез, обрезки всякие, сарайчик строю. 9-ое мая 1990 года, праздник, а трудимся на даче всей семьей. Надо ж как-то выживать. Но праздник же!
Срастил какие-то бруски и флаг Победы к ним приладил - красный стяг с надписью "150-ая стрелковая..." - поднял на высоту метров восемь, не меньше! Полощется в чистом майском небе, праздничное настроение создает!
Смотрю, идут два дедка мимо участка. Седенькие, с палочками, медалями звенят. Поздоровались, поздравили мы друг друга с Победой, да и пошли они дальше. Через какое-то время возвращаются. Подошли к моей куче досок, уселись. Газетку, гляжу, разворачивают, скатеркой прилаживают, хлеб, консервы, "малек"...
- Ты уж нас извини - говорят, - мы тут тихо посидим, ладно? Правильный ты, сынок, - кивают на красный стяг. - Сразу видно, что ты настоящий русский человек!"
Это они мне, литовцу-то!
Вот ведь как.


ДУШИ АНГЕЛОВ.

Рядом с домом моего детства был великолепный Зоологический музей им. Иванаускаса. Он и сейчас там есть - обновленный, пятиэтажный, с огромными залами.
Если удавалось добыть пять копеек на входной билет, я мог бродить по нему часами. Особенно привлекала коллекция бабочек - тысячи диковинных созданий со всего мира - ярких, хрупких, всевозможных размеров и расцветок...
Я тогда думал, что это души ангелов, случайно слетевшие из райских садов на Землю.
Я и сейчас так думаю, ей богу!


Рецензии