Логический сбой зэка Белокриницкого, ч. 5
В повести использован композиционный тип «хождения». Главный герой приезжает из провинциального южного городка в Москву, чтобы попасть на прием к генеральному прокурору. Сцене их встречи предшествует не выводимая из памяти картина сжигания писем в тюрьме. Она дана на первых страницах повести.
«Это были арестантские письма, заклеенные в самодельные конверты, изготовленные из лоскутков бумаги, махорочных оберток и даже развернутых и разглаженных папиросных мундштуков. Некоторые из пакетиков были сделаны из неоднородного материала и напоминали лоскутные одеяла. Фабричных конвертов среди них не было совсем».
Письма как макулатуру притаскивают в огромном мешке.
Всё это - обращения в высшие инстанции: жалобы, возмущения, просьбы, негодования, написанные огрызком карандаша, либо огарком спички. Их сжигает в печке истопник-заключенный.
Всё вылетает дымом в трубу. Такая же участь ждет и многих авторов писем. Только уйдут они в землю – дубарями с бирками на ногах. Надорвавшиеся в рудниках обретут покой в длинной траншее распадка между бурыми сопками. (Лагерное кладбище называлось Трубой).
Особенно много покойников сюда поступило в годы войны, сообщает автор. Может, столько же, сколько их превратилось в дым в печах Маутхаузена и Бухенвальда. Эти географические названия упомянуты на последней странице повести, перед заключительным абзацем о деяниях верховного прокурора.
Торжество псевдозакона оказалось прочнее генерального прокурора. Оно пережило его на много десятилетий, так и не обеспечив свободу своим авторитетом.
Свидетельство о публикации №221020800009