Каменный век

      



       
Пьеса  в трёх действиях
 


 
   
  Действующие лица
 





Первый мужчина
Второй  мужчина
Третий мужчина
Девушка
Женщина
Глухонемые (женщина и мужчина)
Первый незнакомец
Второй незнакомец
Молодой человек


   Действие первое

         Сцена первая

Пустынная местность. Появляются двое мужчин. На плечах у них тяжелые рюкзаки, в руках сумки. Первый мужчина падает. Сумки отлетают на некоторое расстояние от него. Из них вываливаются какие - то вещи. Второй мужчина подбегает, ставит рюкзак и сумки на землю. Дышит тяжело.

Первый мужчина
  (протягивая к нему руки)
 Помоги мне.

Второй мужчина
 Подожди, дай отдышаться.

Первый мужчина
 Помоги мне.

Второй мужчина поднимает его, ставит на ноги. Первый мужчина тупо смотрит в землю.

Второй мужчина
(показывает на валявшиеся сумки). Оставь эти сумки, не бери их.

Первый мужчина
 Мне это всё надо донести.

Второй мужчина
 Тебе достаточно одного рюкзака.

Первый мужчина
 Но ты же несёшь рюкзак и ещё две сумки.

Второй мужчина
 Несу, пока есть силы, а когда они иссякнут, я их выброшу.

Первый мужчина
 Помоги мне.

Второй мужчина
 Как же я тебе помогу, у меня две руки и одно плечо.

Первый мужчина
 Если я не донесу сумки, я не выживу, там у меня всё.

Второй мужчина
 Значит, я должен выбросить свои вещи, а твои нести, так выходит, по-твоему?

Первый мужчина
 В моих сумках тёплые вещи, они мне нужны для зимы. А тебе они не понадобятся, ты до зимы не доживёшь. Ты сам говорил, что болен.

Второй мужчина
 Возьмёшь мои вещи.

Первый мужчина
 Они мне малы.

Второй мужчина
 К зиме ты похудеешь, мои вещи будут на тебе как раз.

Первый мужчина
 Хочешь причинить мне ответную боль? Но ведь в такой ситуации надо смотреть правде в глаза.

Второй мужчина
 В такой ситуации люди познаются.

Первый мужчина
 Люди никогда не познаются, они как хамелеоны, меняют свой цвет в зависимости от ситуации.

Второй мужчина
Зачем ты о людях как о животных? У людей душа есть. Бог даёт возможность меняться, в хорошую сторону и он ставит человека в разные ситуации, чтобы он менялся.

Первый мужчина
Хватит читать мне мораль. Посоветуй лучше, что нам дальше делать. Только без цитат из этой твоей книги.

Второй мужчина
 Цитаты умные, нам сейчас они нужны как никогда. А насчёт того, что делать дальше… Нам бы дойти хоть до первого дома.

Первый мужчина
И что? Ты надеешься, что кто-то даст тебе приют? Не надейся. Сейчас люди бояться друг друга. Мы же превратились в ходячие вирусы. Почему ты выбросил свою маску?

Второй мужчина
Дышать тяжело. Ты думаешь, нам не дадут немного хлеба и воды? Я не собираюсь проситься в дом. Я все - таки склонен думать, что в людях больше добра, чем зла.

Первый мужчина
Думай! Если тебе нравиться приукрашивать серые тона в светлые, твори! Откуда ты взялся на мою голову?

Второй мужчина
На твою голову? (смеётся) Мы можем идти врозь. Просто тропинка одна. Пока свернуть некуда.

Первый мужчина
Вот когда будет куда, сверни, пожалуйста!
Неужели ты не замечаешь, подозрительные взгляды окружающих, шараханье друг от друга. Зона отчуждения! Да что говорить о чужих. Я недавно заходил к своему другу, он не впустил меня в дом. Вынес в пакете деньги, положил за дверью и закрыл дверь. Даже не спросил, как я живу, как мои дела? Он же был моим другом.

Второй мужчина
За что деньги?

Первый мужчина
В долг попросил. Предприятие наш закрыли ещё три месяца назад. Работу в эпидемии сам знаешь, практически не найти.

Второй мужчина
Знаешь, что я тебе скажу. Ты неблагодарный человек. Тебе друг дал в долг, а ты ещё недоволен. А ведь сейчас деньги в долг не каждый даст. Это все равно, что подарить. Ты ведь неизвестно, сможешь ли вернуть ему.


Первый мужчина
Да нет, ты мне не понял. Знаешь, вирус пройдёт. Но, что-то тонкой нитью прошло между людьми, понимаешь? Пока он был. Мы все закрылись по домам, чтобы вирус не распространялся. Нами постепенно стал руководить животный страх, чтобы не умереть. Но, там, в домах у нас были телефоны, мы могли общаться друг с другом. А здесь они есть, но они мёртвые. Молчат, понимаешь? Есть провод для зарядки, но нет розетки. Есть мы, но нас как будто нет (снимает маску, выбрасывает) Здесь она не нужна.


Второй мужчина
Нашёл время жаловаться. А мне знаешь, надо совсем немного. Два дня бы передохнуть. Полежать на кровати, как человек, поесть из тарелки, подержать в руке ложку.

Первый мужчина
 Размечтался.


Второй мужчина
Бог даёт испытания нам во благо. Нас всех чему-то эта ситуация должна научить. Чему-то хорошему, доброму.

Первый мужчина
Или злому.

Второй мужчина
Нет, нет, беда сближает. Если мне тяжело и тебе тяжело мы лучше поймём друг друга.

Первый мужчина
Чудак! Не мерь всех своим аршинам. Ответь лучше, ты не знаешь, почему нас не пускают в наш город?


Второй мужчина
Из-за эпидемии. Вирус распространяется с огромной скоростью. Люди сидят по домам. Их не выпускают на улицу.

Первый мужчина
Я бы тоже сидел у себя дома. Просто разрешили бы дойти до дома.

Второй мужчина
Нельзя. Кто уехал в другой город, должен оставаться там.
Нас ни в один город не пустят. Эпидемия везде. Куда нам деваться? Мы остались между городами. Ты знаешь, обидно то, что я домосед. Жена, она любительница путешествовать. Ездила путешествовать с дочерью. А я любил на реке рыбачить. В моём городе, на окраине такая красивая река, вокруг деревья, цветы. Такое ощущение, что река утопает в зелени.

Первый мужчина
Река утопает в зелени, надо же так сказать. Ты точно чудак.

Второй мужчина
 Вдруг на юбилей, жена с дочкой дарят мне путёвку. (Смеётся). Не люблю, когда настаивают. У моей жены такой характер. Она у меня добрая, трудолюбивая, мастерица на все руки. Вот эти брюки, что на мне, она сшила. Правда, они изрядно потрепались в дороге. Но, любит настаивать. А когда что-то делаешь вопреки желанию, это уже не в радость. Это уже гнёт, который давит.

Первый мужчина
А я развёлся, после пятнадцати лет совместной жизни. Жена завела другого. Ей не нравится слово завела. Она говорит, встретила. Заводят кошек или собак. А моё мнение, это называется одним словом, блуд. Была больно. А потом она стала делать мне все больнее и больнее. Настроила детей против меня. И они мне не звонят. А если я позвоню, то они или не берут трубку или разговаривают нехотя. А потом, она запретила мне приходить к детям и приносить им гостинцы. Сказала, не приходи, дверь все равно не открою. Я там прописан и это и моя квартира тоже, но я не стал спорить. Решил поменять обстановку и уехать. Куда - ни будь. Купил путёвку, самую горящую.  И вот, застрял.
 

Второй мужчина
Молись. Бог поможет.

Первый мужчина (раздражённо)
Прекрати читать мне мораль.

Второй мужчина
Я не читаю тебе мораль. Я просто советую.

Первый мужчина
Разве я просил у тебя совета?

Второй мужчина
Ты хочешь говорить сам, а другим не даёшь.




Вдали появляется толпа людей в масках. Они идут в обратную сторону.



Первый мужчина
(смотрит в их сторону)
Гляди, конца им не видно, может, мы с тобой ни туда идём, пошли как все.

Из толпы отделяется девушка и идёт в их сторону.

Второй мужчина
 (глядя в сторону девушки)
 Кто-то идёт сюда, кажется девушка.

Первый мужчина. Я плохо вижу.

Второй мужчина
 Открой глаза шире.

Первый мужчина
Не могу, я ослаб и хочу спать.

Девушка приближается к ним. Не доходя до них несколько шагов, она падает. Второй мужчина подбегает к девушке, приподнимает её. Она некоторое время смотрит на них непонимающим взглядом и начинает плакать.


Девушка
 Помогите мне, мой  муж сошёл с ума. 



Первый мужчина
 Послушайте, милая девушка, вы конечно очень красивы и в другой бы обстановке мы бы с вами поговорили, полюбовались бы вашей красотой. Но, сейчас извините, нам не до вас. (Вдруг прекращает говорить и смотрит вдаль).

Второй мужчина
 (дёргает его за руку)
 Спустись на землю.

Первый мужчина
(очнувшись, обращается к девушке)
 Скажите, куда пошла вся эта толпа?

Девушка
 Не знаю.

Первый мужчина.
 Может и нам надо с ними, одни пропадём.

Второй мужчина
 (обращаясь к девушке)
 Что вам от нас надо?

Девушка
 Можно, я пойду с вами?

Второй мужчина
 У вас есть вещи, еда?

Девушка
 Нет, я все потеряла.

Первый мужчина
 (обращаясь ко второму)
 Пошли.

Первый и второй мужчина   уходят.

Девушка какое-то время смотрит им вслед  и начинает плакать.

Первый мужчина
 (обращаясь ко второму)
 Не оборачивайся.

Второй мужчина
 Не твоё дело.

Первый мужчина
 Нам лишний груз не нужен.

Девушка падает на землю и  плачет ещё громче.

Второй мужчина
 Я не могу так.

Первый мужчина
 Здесь каждый должен пытаться спасти себя.

Второй мужчина
 Глупости.

Первый мужчина
 Ничего умнее не придумаешь.

Второй мужчина
 Только что, ты валялся и просил о помощи, а теперь не можешь понять человека находящегося в такой же ситуации.

Первый мужчина
 Говори кратко, я не могу понять так много слов.

Второй мужчина
Это подло! (Подходит к девушке, приподнимает её).

Девушка вытирает слезы.

Второй мужчина
 Что вы собираетесь делать дальше?

Девушка
 (устало)
 Не знаю.

Второй мужчина
 Надо присесть и хорошенько всё обдумать.

Девушка
 Надо возвратиться обратно.

Второй мужчина
 Поздно уже.

Девушка
 Все мы глупые. Какие-то люди пришли и напугали, что наш город исчезнет с лица земли и мы, поверив, бросив все, бежим. И никому из нас в голову не пришло, просто им не поверить и остаться в своём городе.

Первый мужчина
 А мы никуда не бежали, просто уехали на время, а нас не пускают обратно.

Девушка
 Вирус беспощадно уничтожил наш город. Осталось горстка людей, выживших. Это такое счастье, что нас выпустили из города. Ведь в последние несколько месяцев, людям не разрешали выходить на улицу. Я так устала сидеть дома. Запас денег закончился, работы нет. Доедали из того запаса, который был куплен в первые дни эпидемии. Остались только крупы. И вдруг мой муж посмотрел в окно и позвал меня. На улице, прямо под нашими окнами стоял мужчина и кричал, люди, выходите на улицу. Берите с собой необходимые вещи и бегите из этого города, здесь больше оставаться нельзя. И мы с мужем спешно оделись и ушли.

Второй мужчина
Судя по толпе, здесь не только ваш город бежит, к нам присоединились уже несколько городов. Куда же нам всем деться?

Девушка
 Говорят, каждый город, где не грозит опасности заражения вирусом переполнен иногородними. Местные жители сначала отнеслись к ним с жалостью, а теперь, когда их прибывает и прибывает, они стали выдворять их из города.

Первый мужчина
 Зачем?

Девушка
 Не хватает продовольствия, рабочих мест. Даже воздуха всем не хватает, что бы спокойно дышать.

Второй мужчина
 Что же делать?

Девушка
 Мне кажется, надо поступить как-то по - другому. (Задумчиво ходит туда-сюда, вдруг останавливается, держится за голову и падает).

Первый и второй удивлённо смотрят друг на друга.

Второй мужчина
 Надо её поднять.

Первый мужчина
 Аферистка, какая-та.

Второй мужчина
Надо налить ей на лицо немного воды.

Первый мужчина
 В такую жару, когда каждая капля воды на вес золота?

Второй мужчина
 Иначе она умрёт, смотри, какая бледная.

Первый мужчина
(подходит ближе)
 Действительно.

Девушка вскакивает с места, начинает собирать камни и складывать их в кучу. Первый и второй молча смотрят на неё.

Девушка
 Что встали, как вкопанные? Помогайте.

Первый и второй мужчина тоже начинают собирать камни и каждый складывать в свою кучу.

Второй мужчина
 (вытирая пот со лба)
 А зачем мы это делаем?

Девушка
 Мы будем строить дом. Вот здесь, прямо здесь.

Второй мужчина
(бросая камни)
 Из чего, из этих камней? Здесь же ничего нет, кроме камней и ужасно палящего солнца.

Девушка
 Ну и что? Здесь очень много песка, камней, всё, что нужно для постройки дома.

Второй мужчина
 Но здесь, же больше ничего нет.

Девушка
 А, что вам ещё нужно?

Первый мужчина
 Вода, пища, посмотрите, здесь же нет ни одного магазина.

Девушка садится, двое садятся возле неё.

Девушка
 Человек должен пытаться спастись, если есть у него, хоть малейшая возможность.

Второй мужчина
(смеётся)
 Спастись… Таким способом? Не смешите меня.

Девушка
 А что? Вы предлагаете, ничего не делать?


Второй мужчина
 Я предлагаю идти, если мы будем идти, мы куда-то дойдём. А собирать кучи из камней бессмысленно.

Первый мужчина
 Мы оставили дома и куда-то идём, идём.

Второй мужчина
 Не так-то долго мы идём.

Девушка
 Всё случилось так неожиданно. Я никуда не хотела идти, а потом взяла и пошла.

Первый мужчина
 Зачем? Не хотели, не шли бы. У всех было два выбора.

Девушка
 Мне кажется  те, кто сделали  второй выбор, были правы.

Первый мужчина
 А почему, вы думаете, что наш выбор был первый?

Девушка
Я думаю, нам надо здесь временно обосноваться, кучкой, хоть маленькой, но вместе. Иначе нас не заметят. Нас примут просто за путников, которые идут. Каждого вряд ли остановят и будут интересоваться, что с нами случилось?

Второй мужчина
Послушайте, девушка, что с нами случилось, уже знают все. Это всемирная катастрофа.


Вдали показались женщина и мужчина с подростком. Они стали приближаться к ним.

Второй мужчина
 (обращаясь к ним)
 Назад или вперёд?

Женщина
 Назад.

Первый мужчина
 Вы уже были в городе?

Женщина
 Нам не дали войти в город. Стоит стена солдат, даже мышка не пробежит мимо них.

Первый мужчина
 Мы обречены на гибель

Второй мужчина
 Надо вернуться назад. Если нам суждено умереть, то лучше это сделать у себя в городе.

Третий мужчина
 Нашего города уже нет.

Второй мужчина
 У вас есть новые сведения?

Третий мужчина
 Да, вчера вечером он исчез с лица земли.

Девушка
 Неужели это правда?

Третий мужчина
 Да, нам сказали солдаты.

Девушка
Они просто хотели вас разозлить. Ни один город не исчез с лица земли, просто там не осталось людей. А если нет людей, то, считай, и города нет.

Третий мужчина
 Нам так сказали.

Девушка
Сейчас очень много паники и лжи. Не верьте всем.
 (встаёт, ходит туда-сюда)
 Надо искать выход из положения.

Второй мужчина
 Может попытаться дойти до другого города?

Женщина
 Ничего не выйдет, там такая же ситуация, везде стены солдат и никого не впускают.

Девушка
 А если попытаться их уговорить?

Первый мужчина
 Каким образом?

Девушка
 А если сказать, что мы... А впрочем, бессмысленно.



   Сцена вторая               

               

Из камней построены постройки, похожие на пещеры, куда можно зайти только ползком, лежать или сидеть.  К действующим лицам присоединились женщина и два глухонемых, женщина и мужчина. Все они сидят возле своих построек.

Первый мужчина
 (обращаясь к женщине)
 Почему эти двое всё время молчат?

Женщина
 Они глухонемые. Муж с женой.

Первый мужчина
 Странно, я думал, что глухонемые не женятся на глухонемых.

Девушка
 Кто вам сказал такую глупость?

Первый мужчина
 Я разговариваю не с вами.

Женщина
 Ну, зачем же так грубо?

Первый мужчина
 А чего церемониться, мы же живём теперь в каменном веке?

Второй мужчина
 Хотелось бы. В каменном веке люди добывали себе  еду любыми путями. Ещё не было придумано столько законов.

Женщина
 Я думаю, нам  про  еду лучше разговоров не заводить. Чем реже мы будем, есть, тем больше протянем. Заползает в свою пещерку, достаёт из сумки еду, выходит наружу начинает есть.

Первый мужчина
 Обедать, я думаю, нам надо сразу всем, чтобы не нарушать заповеди, возлюби ближнего своего.

Второй мужчина
(обречённо)
 Мы исчерпаем запасы еды, и будем тихо умирать

Первый мужчина
 Потом, мы начнём, есть друг друга.

Все, кроме девушки, достают из своих запасов еду, едят. Девушка какое-то время сидит, потом уходит в сторону и там стоит.

Женщина берёт кусок хлеба, несёт девушке. Второй мужчина  через некоторое время, тоже делиться с ней водой и хлебом. Девушка начинает плакать.

Женщина
 Перестаньте, неужели в нас должно погибнуть человеческое, если мы обречены на гибель.

Девушка. Простите меня, за то, что я причиняю вам неудобство, я оказалась в таком положении не по своей вине. Не дайте мне умереть.

Первый мужчина
 Мы все скоро умрём. (С жадностью ест).

Девушка
 Может быть, до тех пор, пока у вас не закончится запас еды, мы найдём какой-нибудь другой выход?

Первый мужчина
 Еда для нас это жизнь. Почему я должен делиться с кем – то своей жизнью.

Второй мужчина
 Послушай, люди должны чем – то отличаться от животных.

Первый мужчина
 Вот и отдай свою еду ей. А я не собираюсь подыхать из-за твоей философии.

Второй мужчина
 Это не моя философия.

Женщина
 Говорят, что что-то предпринимается и наше пребывание  в неведении временно.

Второй мужчина
 Пока что-то предпримут, мы все умрём. Мы изолированы от мира. Мы даже позвонить никому не можем. Нам негде включить зарядку, чтобы заработал телефон (вытаскивает книжку). Я взял её с собой, чтобы читать.(Садится на камни читает).

Девушка
Какой вы догадливый. А я не взяла с собой ничего почитать.

Первый мужчина
Простите, а что вы читаете?

Второй мужчина
Новый завет

Женщина
А детектива у вас нет?


Второй мужчина
Детектива нет.

Первый мужчина
Взяли бы детектив, мы бы по очереди его читали.
 
Девушка
Человек взял,  почитать то, что ему нравится.

Второй мужчина
Детектив прочёл и забыл, а в этой книге истина. Вот, например…

Первый мужчина
Не загружайте наши мозги, они и без вас уже перегружены.

Девушка
А мне нравится. Почитайте ещё что-нибудь.

Второй мужчина
(протягивает ей книгу)
Возьмите, сегодня ваша очередь.
 
Женщина
А завтра я, можно?


Первый мужчина
(смеётся)
Детский сад! Может и мне встать в очередь? (пауза). Ну, что будем делать дальше? Давайте познакомимся и разойдёмся по своим пещеркам.

Женщина
Я думаю, мы должны как-то здесь поселиться.


Второй мужчина
 А разве мы уже как-то не поселились, вот сидим, едим. Со стороны может показаться, что мы на пикнике.



                Сцена третья


 Утро. Первый мужчина и женщина сидят возле своих построек.  Второй мужчина и  девушка  отсутствуют. Из своей каменной пещерки выбегают глухонемые, и судорожно жестикулирует руками.

Женщина
(обращаясь к первому мужчине)
 Они что-то пытаются нам сказать. (Обращаясь к глухонемым). Что случилось?

Глухонемые подошли к ней и стали ещё чаще жестикулировать.

Женщина
 Ничего не понимаю.

Глухонемая стала тащить из её рук пакет и показывать в сторону своей пещерки.

Женщина
 Кажется, я поняла, у них украли еду.

Первый мужчина
 (удивлённо)
 Что?

Женщина
 Еду, одежду. Господи, мы постепенно превращаемся в животных. (Подходит к первому и кричит). Верните им вещи и еду!

Первый
(вскакивает с места)
 Что?

Женщина
 Верните вещи. Вы, вы, только вы могли такое совершить.

Первый
Я отношусь к типу людей, который своё не даст, но и чужое не возьмёт.

Женщина
 А кто это мог сделать кроме вас?

Первый
 Вы!

Женщина
 Я? (Смеётся).

Первый
 Вы все мне завидуете, потому что у меня больше еды, чем у вас.

Женщина
 Я всегда удивлялась, неужели такие люди как вы не чувствуют своей мерзости, или знают об этом, но закрывают глаза.

Первый
 Не стройте из себя святую. Вы просто многословны и всё.

Глухонемая стала рыдать. Женщина подошла к глухонемой и стала гладить её по голове.

Первый мужчина
 Не устраивайте показуху.

Женщина
 Перед кем?

Первый мужчина
 Перед всеми. Перед  ними, перед этим всем. (Показывает на камни и на всё окружающее). Внешне хотите показаться доброй, а в душе вы такая же, как и я.

Женщина
 Ни тешьте себе мыслью, что в мире может найтись такой же человек как вы.


Первый мужчина
 Обыщите меня. (Показывает на вход в пещерку).

Женщина
 Заходит в его пещерку, через некоторое время  выходит оттуда с его сумками.

Первый мужчина
 Нашли?

Женщина
 Высыпайте содержимое ваших сумок на землю.

Первый мужчина
(устало)
 Отстаньте от меня.

Женщина
 Высыпайте, иначе вернутся двое и заставят вас сделать это силой.

Первый, встаёт, высыпает содержимое сумок на землю. Из одной выпадает одежда, из другой еда, консервы, сухари, печенье и книга. Глухонемые подходят и жадно смотрят на еду.

Женщина жестом спрашивает, принадлежит ли, что - ни будь из еды им. Глухонемые качают головой. Первый начинает собирать содержимое обратно в сумки. Глухонемые продолжают  с жадностью смотреть на еду.

Женщина
(обращаясь к первому мужчине)
 Да, у вас действительно больше еды, чем у нас у всех вместе взятых. Знаете что, я посоветовала бы вам убраться подальше отсюда. А что это за книга? Эта же не ваша книга?

Первый мужчина
Книгу мне дали почитать, по моей просьбе.

Женщина
Что-то не верится, что вы попросили почитать такую книгу. Это же Новый завет. Я видела его в руках того мужчины. 

Первый мужчина
Придётся поверить. Я читаю эту книгу и перед сном ещё и молюсь.

Женщина
Вы?
(смеётся)
Не думайте, что когда люди съедят всё, что у них есть, они с умилением будут смотреть на вас, как вы едите. Вас просто забьют и отберут еду. Голодный человек превращается в животное.

Первый мужчина
 Кроме вас?

Женщина
 Простите?

Первый мужчина
 Вы не будете участвовать в этой бойне? (Смеется).

Женщина
 А что вы собственно говоря, хотите доказать по отношению ко мне?

Первый мужчина
Вы хуже, чем я, намного. Просто меня сразу видно, а вас нет. Представляю, сколько людей осталось безрукими, тянущихся к вашей мнимой доброте.

Женщина
Даже свиньи лучше вас. Вы даже куском хлеба не поделились с девушкой, имея столько еды. И ещё пытаетесь в доброте моей найти капельку грязи и разнести её.

Первый мужчина
 Вы нехороший человек.

Женщина
 Я со свиньями не общаюсь.

Первый мужчина
 Хрю, хрю. Я хотел сказать, я удаляюсь. Хотя я думаю, вы в переводе не нуждаетесь.

Женщина
 Грязное животное.

Первый мужчина
Послушайте, а почему вы меня так не любите, я же вам не сделал ничего плохого. Мы с вами почти незнакомы.


Вдали появляются девушка и второй мужчина. Подходят к ним, молча, садятся.

Женщина
 Какие новости?

Девушка
 Ничего хорошего. Никто ничего не знает. Никто! Спрашиваешь у солдат, просишь, умоляешь, что бы пропустили, не пропускают. Говорят, мы выполняем приказ. Спрашиваю, чей приказ? Молчат. Спрашиваю, к кому можно обратиться, кто посоветует, как нам быть? Молчат.

Второй  мужчина
 Она назвала их убийцами, и мы ушли.

Девушка
(в отчаянии)
 Ну, неужели нам дадут просто так погибнуть. В такое чудесное время года, когда всё вокруг так красиво. Когда в других городах полно людей, счастливых, благоустроенных, почему мы должны просто так погибнуть от голода. (Падает на колени, поднимает верх руки). Господи, услышь нас. (Дальше тихо шепчет).


     Действие второе

Сцена первая               
               
Между первым и вторым  действием прошла неделя. Действующие  лица спят в своих пещерках. Ноги у всех выглядывают из-за маленьких размеров пещерок.

Девушке снится сон. Христос несёт крест. Палящее солнце замедляет его ход. Ему жарко, пот градом течет с его лица. Кажется, он вот-вот упадёт. Девушка наблюдает за Христом  издалека. Христос оборачивается и смотрит на девушку, молящим взглядом. Девушка делает несколько шагов навстречу Христу и просыпается.
Девушка выходит из пещерки, она очень бледна, волосы растрёпаны, садится и  отрешённым взглядом  смотрит куда-то вдаль. Через некоторое время, просыпается первый мужчина, и садиться с ней рядом.

Девушка
 Спали бы, рано ещё.

Первый мужчина
 Привычка, я очень рано вставал на работу.



Девушка
 Каждый раз, когда я ложусь спать, мечтаю, чтобы утром больше не проснулась, но я просыпаюсь и с ужасом думаю о том, что придётся опять стоять с протянутой рукой.

Первый мужчина
Это неправда, вы лукавите. Мы все хотим утром проснуться и жить дальше. Но, жить по - другому. Не так как сейчас. Как раньше. Знаете, я человек вечно чем-то недовольный. Я никогда не бывал рад. Сейчас анализирую свою жизнь, точнее прокручиваю. Как оказывается, я счастлив был тогда, в той жизни…

Девушка
Вы знаете, я тоже. Ночью не спиться, от жары от этого смрада, который уже исходит от нас. И я начинаю вспоминать каждый эпизод той жизни. Но, я не могу сказать, что была счастлива там. Просто когда ты переживаешь о чем-то в комфортных условиях, это одно. А когда ты думаешь, о воде и кусочке мыла, это уже другое.

Первый мужчина
Не прерывайте меня, дайте высказаться. Я ведь это могу сделать не с каждым.

Девушка
Простите. Я ещё хотела вам сказать, что будет дождь. Посмотрите на небо…(Пауза) Ну, что вы молчите.

Первый мужчина
Вы не стоите с протянутой рукой. Вы просто стоите и молчите, всегда повернувшись к нам спиной. Но вам почему-то никто не может не дать. Глухонемые, наоборот, просят с какой-то настойчивостью, наглостью, а им не хочется ничего давать. Скажите, а ваш муж, правда, сошёл с ума?

Девушка
Не знаю. Он стал говорить что-то непонятное, потом смеяться и ушёл.

Первый мужчина
Куда?

Девушка
Не знаю. Он сказал, не иди за мной.
 
Первый мужчина
Трус.

Девушка
Может быть. Он никогда не любил меня. Я бегала за ним как собачонка. И женился он на мне нехотя и жил нехотя, как будто делает одолжение.

Первый мужчина
Зачем вы вышли за него замуж?

Девушка
Устала от одиночества… Интересно, а кто всё-таки украл еду у глухонемых?

Первый мужчина
 Вы тоже думаете, что это я?

Девушка
 Нет, я так не думаю.

Первый мужчина
 Спасибо.

Некоторое время сидят молча.

Девушка
 Представляете, мне сегодня приснился странный сон. Как будто я стою где-то в стороне и вижу Христа. Он несёт крест, под палящим солнцем. Ему тяжело идти. Он смотрит на меня и просит о помощи, хотя о помощи должна просить я у него, все мы.

Первый мужчина
Вы тоже читаете Книгу?

Девушка
Да, вчера была моя очередь.

Первый мужчина
Да от нечего делать, я тоже её позавчера читал.

Девушка
Ну, как?

Первый мужчина
Пока не совсем понятно

Девушка
Что там непонятного, то, что надо возлюбить ближнего своего? Мне нравится читать Библию.

Первый мужчина

 Я не могу понять, почему мы все здесь торчим. Ведь мы свободны и можем уйти, кто куда хочет. Нет же, мы торчим в этих каменных пещерках и думаем, что от этого нам станет лучше.

Девушка
 Вместе легче.

Первый мужчина
 Чем? Чем легче? Лучше может быть тем, у которых ничего нет, куда они уйдут?

Девушка с укором посмотрела на него.

Первый мужчина
 Простите.

Девушка. Почему вы со мной совсем другой, добрый, хороший, а с ними надеваете какую-то маску злодея. Но если вы на самом деле не такой, зачем вы так себя ведёте, ведь ваши поступки вызывают ненависть окружающих. Ведь вы могли бы при всех поделиться едой со мной или с глухонемыми, а вы это делаете тайно, как будто воруете. Неужели вам так стыдно быть добрым.

Первый мужчина
 (смеётся)
 Никогда не любил доброту напоказ.

Девушка
А вы считаете, что зло напоказ это лучше?

Первый мужчина

Я собираюсь сегодня вечером уйти, пойдёмте со мной.
 
Девушка
 Куда?

Первый мужчина
 Куда глаза глядят.

Девушка
 Жизнь не сказка, чтобы идти, куда глаза глядят. Мы должны подумать, прежде чем на что-то решиться.

Первый мужчина
 От долгих раздумий появляются сомнения...

Девушка
 Как я хочу пить.

Первый мужчина
 Потерпите, пить мы должны строго три раза в день, понемножку...



Девушка
 Странный  вы человек.


Первый мужчина
 Вы не ответили на мой вопрос. Вы идёте со мной или нет?

Девушка
 Не знаю.

Первый мужчина
 Люблю ночь.

Девушка
 Я тоже.

Первый мужчина
 Вокруг тишина. Всё покрыто мраком. Видны лишь очертания окружающего нас мира и какое-то странное ожидание приятной тревоги. Ночь поглощает нас. Наверное, только в ночи хочется думать о вечности. Думать много и в то же время не думать.

Девушка
 Красивые слова. Даже не верится, что их произносите вы.

Первый мужчина
Странно, почему-то принято считать, что недобрый и злой человек, не может быть романтиком. Что он обязательно должен быть глупым.

Девушка
(смеётся)
 Это вы недобрый и злой романтик?

Первый мужчина
 Человек все-таки большой выдумщик. Заметьте, в каких бы условиях не находились несколько человек, не имеет значение количество, пусть даже двое.  Они обязательно отведут каждому какую-нибудь роль. Один будет умный, другой глупый, третий злой, четвёртый добрый, пятый несчастный, шестой счастливый. Вот и в нашей компании все определились. Вы самая несчастная, я злой, друг мой добрый, Женщина умная.



Девушка
 А  глухонемые?

Первый мужчина
 А глухонемые, не  знаю. Пока никакие. У них  нет роли. Они просто наблюдатели. Но, это неправильно. Один и тот же человек может быть добрым и злым. Сегодня счастливый человек, завтра может быть несчастным.

Девушка
 Завтра будет опять палящее солнце. Вы боитесь смерти?

Первый мужчина
 Не знаю. Я об этом как-то не задумывался. Пока живёшь, кажется,  это тебе не касается.

Девушка
 А я боюсь. Я панически боюсь смерти. Не знаю, даже зачем я вам сказала, что мечтаю утром не проснуться.

Первый мужчина
 А что вы ещё боитесь?

Девушка
 Завтрашнего дня. Я боюсь, когда вы все подходите к своим сумкам и начинаете есть. Я боюсь, что на этот раз со мной никто не поделиться. Ведь вы сами сказали, что еда это жизнь. И мне всегда неловко, что я прошу её понемножку у всех.

Первый мужчина
 Забудьте об этом.


Девушка
 Тяжко. Хоть бы пошёл дождь, совсем немножко, что бы постоять  под ним. Мне кажется, у меня от жары прилипла одежда к телу.Я иногда с трудом соображаю.


Первый мужчина
 А вы представьте, что мы находимся  в совершенно другом месте, у нас нет никаких проблем. Мы счастливы и все  наши желания исполнимы.

Девушка
 (неожиданно вскакивает и начинает кружить в танце). Потанцуем?

Первый мужчина
 (смеётся)
 Пить хочется.

Девушка
 (с пафосом)
 А вы представьте водопад. Вы открыли рот, и он вливается прямо вам в рот, на лицо, на всё тело. Вот он. (Девушка подставляет руку).

Первый мужчина встаёт, подходит и подставляет руку.

Девушка
 Ни здесь, вы промахнулись. Идите поближе ко мне. Мужчина  подходит к девушке, берёт её за руку, другой рукой гладит её волосы.

Девушка
 Зачем вы это делаете?

Первый мужчина
 Я полюбил вас.

Девушка
 Это не любовь, это просто ваш выход.

Первый мужчина
 Не думайте, что я придумал это от безысходности.

Девушка пошатывается

Первый мужчина
 Вам плохо? Я вас сейчас покормлю. Уходит в свою пещерку, вскоре возвращается. В руках у него маленький свёрток. Он вынимает оттуда сухарики, сосуд с водой, протягивает девушке.

Девушка
 Не буду.

Первый мужчина
 (вздрагивает)
 Почему?

Девушка
 Ешьте сами. Я всё равно обречена.

  Первый мужчина
 (раздражённо)
 Не говорите глупостей. Нас могут спасти, завтра, послезавтра. Мы должны бороться за свою жизнь

Девушка
 Зачем?

Первый мужчина
 Затем, чтобы выжить.

Девушка
 Зачем?

Первый мужчина
  Поешьте, нам нужны силы, чтобы вечером уйти отсюда.

Девушка
 Дезертировать?

Первый мужчина
 Опять вы за своё. Ну, вы поймите, мы же не на войне. Здесь каждый волен, поступать так, как ему захочется. Понимаете?

Девушка, молча, отходит и смотрит вдаль.

Первый мужчина
 Ну, кто вам эти люди, они просто случайные встречные, такие же каких каждый день мы встречаем по дороге на работу, в магазине. Повсюду. Встречаем и всё.

Девушка
 Случайных встреч не бывает.

Первый мужчина
 Бывает...


                Сцена вторая

Раннее утро. Все действующие лица спят в своих пещерках. К пещерам  подъезжает машина. Из неё выходят двое незнакомцев, они одеты в строгие костюмы, первый незнакомец в руке держит трость, другой папку.

Первый незнакомец
(обращаясь ко второму)
 По-моему мы попали в каменный век.

Второй незнакомец
 Да, людям только дай волю. (Орёт). Давайте, вылезайте оттуда.

 Все действующие лица выползают из пещерок, кроме глухонемых. Все смотрят на незнакомцев и не могут ничего понять. Складывается впечатление, что они окончательно не проснулись.

Второй незнакомец
 (подходит к пещерке глухонемых)
 Я кому сказал, вылезайте, вас, что силой оттуда вытаскивать?

Женщина
 Они глухонемые.

Первый мужчина
 (брезгливо обращаясь к женщине)
 Объясните им.

Женщина заходит к глухонемым, через некоторое время они выходят.

Некоторое время, двое незнакомцев молча, презрительно  смотрят на всех.

Второй незнакомец
 Что вы здесь устроили, собирайте свои вещи и пошли вон отсюда. Нечего тут разносить заразу.

Девушка
 (тихим  голосом)
 Нас проверяли на границе, мы не заразны. Простите, вы, наверное, слышали о нашей беде, нам просто некуда идти, вы не знаете к кому надо обратиться? С нами случилась беда. Нам самим не верится, что это происходит с нами, ведь мы всего несколько дней вынуждены скитаться, мы нормальные люди, у нас у всех были свои дома, работа, вот я, например, педагог.

Первый незнакомец
(кричит)
 Убирайтесь все отсюда, вон!

Девушка
 Куда?

Второй незнакомец
(подходит к ней вплотную)
 Ты, если ещё хоть слово скажешь, я тебя...

Второй мужчина
(прерывает его)
 Не смейте разговаривать так с девушкой!

Женщина
 Не ссорьтесь, мы сейчас уйдём, мы же все люди, неужели не можем договориться.

Девушка
 А если бы у вас случилось такое же несчастье, как бы вы поступили? Подскажите нам и мы поступим так же. Мы, правда, просто не знаем, что нам делать.

Первый незнакомец подходит к девушке и даёт ей пощечину. Девушка падает на землю.

Первый мужчина подбегает ко второму незнакомцу и плюёт ему в лицо. Первый и второй незнакомец начинают избивать первого мужчину.


Глухонемые отходят в сторону и со стороны наблюдают за происходящим. Девушка встаёт.

Девушка
(решительно, с дрожащими губами)
 Мы никуда отсюда не уйдём. Если мы отсюда уйдём, нас будут гнать до бесконечности.

Женщина
 Они нас убьют.

Девушка
 Пусть убьют, так будет лучше, хоть какая-та известность.

Женщина. Но я не хочу умирать.

Девушка
 (в истерике). Не хотите, уходите, пошлите отсюда  все вон. Уходите, уходите!

Второй мужчина
(шёпотом)
 Наверное, она сошла с ума.

Глухонемые направляются вглубь и начинают перекладывать камни с одного места на другое.

Женщина
 Посмотрите туда. (Показывает в сторону глухонемых).

Все оборачиваются и смотрят туда, двое перестают бить первого.

Глухонемые достают пакеты с едой.

Женщина
 Сволочи.

Девушка
 И всё это время они ели чужое.

Женщина
(зло)
 Вы тоже ели.

Девушка
 Но у меня не было своего.

Первый незнакомец
(обращаясь ко второму незнакомцу)
 Пойдёмте, с ними бесполезно, о чём - либо говорить. Здесь надо применить другие меры, привезти экскаватор и сравнять всё с землёй.

Девушка
 (истерично смеётся)
 За что, за что вы хотите нас так наказать. Объясните, за что?

Первый незнакомец
(второму)
 Пошли, иначе я выйду из себя и убью эту тварь.

Первый и второй незнакомец  уходят, но, остановившись на полпути, начинают, что-то между собой обговаривать. Затем подходят к пещеркам и начинают их крушить ногами.

Девушка закрывает уши.

Женщина
 Разрешите нам забрать  оставшеюся еду.

Двое молча, продолжают крушить.

Первый незнакомец
 Ну, всё, пошли.

Второй незнакомец
 Может, кто - то из вас хочет высказать своё мнение?

Все молчат.

Первый незнакомец
 Говорите, мы разрешаем говорить, только по очереди.

Все молчат.

Второй незнакомец
(первому)
 Ладно, пошли.

Уходят.

Девушка
 (тихо)
 Давайте их убьём.

Женщина
 Да вы с ума сошли, становиться убийцами? Лучше  уж самим умереть.

Девушка
 Давайте их убьём, пока они ещё не ушли.

Первый мужчина
(оставаясь лежать, слабым голосом) Мы не сможем, у нас нет столько сил, а потом, что толку с того, у них с собой нет ничего съестного, только ради того, чтоб отомстить?

Женщина
 Они уже наказаны тем, что они такие.

Второй мужчина
 А вы заметили, что эти сволочи, куда-то исчезли?


Девушка
 Я их ещё вижу. (Смотрит на удаляющихся двух незнакомцев).

Второй мужчина
 Я говорю о глухонемых.

Девушка
 Надо их догнать скорее, они не могли далеко уйти. (Обращаясь к первому мужчине). Пойдёмте.

Первый мужчина пытается встать, но у него ничего не получается.

Девушка
 Ну, пожалуйста, давайте я вам помогу.

Первый мужчина
 Не надо, я совсем ослаб, мне нужно полежать.

Женщина
 (девушке)
 Прекратите злиться.

Девушка
 Я не злюсь.

Женщина
 Вы злитесь и готовы сделать кому-то очень плохо, даже убить.

Девушка
 Как мне надоели ваши нравоучения. У меня голова кружится от голода, я не могу в себя прийти от этих мерзостей, которые здесь только что были. (Ложиться на камни головой вниз и так лежит некоторое время неподвижно).



                Действие третье

                Сцена первая

Между вторым и третьим действием прошло пять дней. Вечер. Первый  мужчина и девушка стоят рядом. Первый мужчина обнял девушку.  Женщина  находится в постройки. Второй мужчина ушёл.

Первый мужчина
 Тебе лучше?

Девушка
 Чуть, чуть лучше.

Первый мужчина
 Тебе нужны лекарства, хорошая пища и постель, и ты выздоровеешь.

Девушка слабо улыбается.

Первый мужчина
 (вытаскивает из кармана сухарик)
Возьми, погрызи.

Девушка
Мне не хочется, спасибо.

Первый мужчина
 Не капризничай, поешь. Тебе нужно подкрепиться.

Девушка
 Помнишь, я тебе рассказывала про сон? Мне опять  приснился Христос. Только на этот раз сон немножко отличался от первого. Я успела подбежать к Нему и предложить свою помощь, но Он покачал головой, давая понять, что это его крест. Потом, я упала на колени и заплакала. И я поняла, скоро мы будем в безопасности, скоро мы все спасёмся.

Первый мужчина
(смеётся)
 Никогда не понимал, как можно верить снам?

Девушка
 Он обернулся и посмотрел на меня, как ты не понимаешь? В его взгляде было столько покоя и тишины.

Мужчина
 Я люблю тебя.

Девушка
(слабым голосом)
 Мне почему-то кажется, что женщина умерла, но я боюсь туда заглянуть, что бы убедиться.

Первый мужчина
 С чего вдруг?

Девушка
 Мы сами  себе похоронила в этих  каменных пещерах, надо было уходить.

Первый мужчина
 Я тебе говорил.

Девушка
 А с другой стороны подумаешь, устали ведь ходить. Хоть бы женщина не умерла, мы так несправедливо к ней относились, а она учила нас добру.

Первый мужчина
 Мы уже взрослые люди и сами знаем, что есть добро, а что зло.

Девушка
 Мы не всегда это знаем.
 
Первый мужчина
 Пойдём?

Девушка
 Я никуда не пойду без неё.

Первый мужчина
 Тогда  пойди, посмотри, она умерла, или нет.

Голос женщины из пещеры
 Я не умерла.

Первый мужчина и девушка
 (в один голос)
 Слава Богу!

Девушка
 Тогда выходите.

Голос женщины
 Не могу, ослабла я.

Первый мужчина лезет в её пещерку и тащит её оттуда.

Женщина
 Осторожно, вы разобьёте меня о камни. Вас что, осталось только двое?

Первый мужчина
 Почему, вместе с вами трое.

Женщина
 А где другие?

Первый мужчина
 Другие ушли.

Женщина
 И друг ваш тоже?

Первый мужчина
 Друг ушёл за поисками воды и не вернулся больше.

Девушка
 Не надо было его отпускать. Он был очень слаб и может быть, в дороге умер.

Женщина
 Вы всех похоронили.

Девушка
 Мне кажется, вода была только поводом, он почувствовал, что ему не выжить и ушёл, что бы ни расстраивать нас.

Женщина
 У вас больное воображение.

Девушка
 Давайте ещё немножко подождём. У меня осталась его Книга.

Первый мужчина
 Мы ждём его уже три дня. Чтобы не случилось, мы ничего уже не в силах изменить.

Девушка
 (неожиданно)
 Смотрите, к нам опять кто-то едет, нет, по-моему, идёт.

Женщина
 На экскаваторе?

Девушка
 По-моему нет.

Женщина
 Надо скорее уходить, что бы они видели, что мы уходим.

Девушка
 Мне кажется они на машине.

Женщина
 Неужели они нас задавят, давайте убегать в разные стороны.



Девушка
 Не говорите глупостей, никто из нас троих не сможет бежать, если только поползём.

Машина подъезжает ближе. Из машины выходит высокий молодой человек. Одет он очень просто, в руках у него дипломат.

Молодой человек
 Как хорошо, что я вас разыскал. Послушайте,  для тех, кто  пострадал строиться  большой город. А  пока он строится, вам дадут временное жильё.

Все трое удивлённо смотрят на него.

Незнакомец
 Ну, что вы молчите, поехали.

Женщина
 (слабым голосом)
 Куда?

Молодой человек. Это временное жильё. Но уверяю вас, что там вам будет хорошо. Ну, что вы стоите, садитесь в машину. Мы разыскиваем вас по разным местам, вы разбрелись кто куда. А надо было держаться всем вместе, тогда легче было бы вас всех найти.

Некоторое время все молчат.

Девушка
 А вы нас не убьёте?

Молодой человек
 Да вы что, друзья, успокойтесь и  садитесь в машину. Вам окажут первую медицинскую помощь.

Девушка
 А у вас есть, еда? Хоть маленький кусочек свежего хлеба и много воды.

Молодой человек
 Как же я не подумал, захватить с собой съестного. Но я вас уверяю, что доставлю вас до места очень быстро, и вас сразу, же покормят.

Девушка
 И много воды.

Молодой человек
 Конечно, будет и вода.

Девушка
 Много.

Молодой человек
 Ну, что же, садимся в машину?

Первый мужчина
(берёт под руку, девушку и женщину)
 Идёмте.

Втроём идут в сторону машины, но на полпути останавливаются.

Первый мужчина
 А почему, собственно говоря, мы должны вам доверять?

Молодой человек
 Да вы что, люди! Зачем вы тянете время? Мне ещё столько мест надо объехать, поискать таких же пострадавших как вы.

Женщина
 Вы знаете, до вас, неделю назад, приезжали двое незнакомцев и грозились нас задавить.



Девушка
 Экскаватором.

Молодой человек
 Вам просто попались недобросовестные люди.

Девушка
(зло)
 Недобросовестные?  Как же вы ласково их назвали, словом. Они мерзость. Я даже хотела их убить, но у меня не было сил.

Женщина
 И у нас тоже.

Молодой человек
 Я понимаю, что вам всем пришлось перенести  но, тем не менее, надо скорее отсюда уходить и забыть всё это как кошмарный сон. Тем более вас там ждёт пища, вода, чистая одежда, душ, нормальные человеческие условия.

Девушка
 Вы понимаете, что вы говорите? Всё это забыть? Послушайте, а знаете что, давайте мы вас оставим здесь, без пищи, без воды, в этот смрад, немытого, вонючего, в этой каменной пещере. И приедем за вами, через месяц, или через два. (Повышая голос почти до крика). И приедем к вам, чистенькие, холёные и скажем, что мы вас понимаем.

Молодой человек
 Послушайте, люди, да я думал, когда ехал вас искать, что вы меня воспримите, как спасителя. Да я  вместо вас, вцепился  в эту машину и не отпускал,  пока бы - не уехал.

Девушка
 Вы не догадались принести нам хоть немножко еды и воду.

Молодой человек
 Но вам же сейчас это всё дадут, ну может через час. Вы столько терпели, неужели ещё час не сможете подождать.

Девушка
 Час? Когда ждёшь, целую вечность, ещё один час, это слишком много.

Молодой человек
 Ну ладно, друзья, ну простите меня. Давайте уедем отсюда.

Какое-то время все стоят молча.

Девушка
(обращаясь к женщине)
 Вы идите, а мы через некоторое время подойдём.

Первый мужчина и женщина идут в сторону машины.

Первый  мужчина
 А вы что, не собираетесь уходить?

Девушка
 Собираюсь.

Первый мужчина
 Вам хочется попрощаться?

Девушка
 Да. Странно, но мне кажется, я буду  очень сильно скучать по этому месту.

Первый мужчина
  Что касается меня, то я точно не буду.

Девушка
 А с вами никогда не было так, у вас что-то  очень сильно болела, потом боль прошла, а  хотелось её ещё раз  испытать.


Первый мужчина
 Нет, что вы!

Девушка
 А со мной так бывало. При боли ты совсем по-другому всё чувствуешь и воспринимаешь.


Первый мужчина
  Ты воспринимаешь только эту боль.

Девушка
 Просто, когда тебе  очень больно,  и никто не может облегчить эту боль, ты обращаешься к Богу, Господи помоги! И Господь обращает на тебя свой взор. Какое-то время ты находишься в общении с Господом. И тебе хорошо. А потом боль проходит, и мы забываем обращаться к Нему. И у нас в душе невосполнимая пустота. Так пусто…   


                Занавес.

               
 2001 год. (Отредактировано мною в апреле 2020 года)


Рецензии