Эпистолярный роман. Марина и Борис
«куда глаза глядят».
Задерживается в книжной лавке, покупая новые книги. Попался сборник стихов «Версты», ЦВЕТАЕВСКИЕ строки пролились на ДУШУ бальзамом:
«В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне БЕЗДНЫ ЧИСТОТЫ и ЯСНОСТИ»!
… Борис написал Марине первое письмо в Прагу, завязалась переписка, сроком на… 13 лет.
Отношения Марины Цветаевой и Бориса Пастернака – одна из самых трагичных страниц русской поэзии.
Переписка двух великих поэтов – намного больше, чем письма двух увлеченных друг другом людей.
До сих пор поражает до глубины души и побуждает верить в светлые чувства.
Марина Цветаева и Борис Пастернак были ровесниками, из профессорских семей. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха, известности и общественного положения.
Матери обоих были одаренными пианистками из плеяды учеников Антона Рубинштейна.
С ранних лет и у детей была тяга ко всему прекрасному — музыке, поэзии, художественному искусству.
В юности их судьбы шли параллельно, во время редких пересечений не трогали молодых поэтов.
Выражение эмоций было разное: если Марина была на виду, то Борис все свои переживания скрывал под маской благополучия, предпочитающий выбирать друзей раз и навсегда! Как настоящий художник, он способен был замечать самые мелкие нюансы мира... во всем его удивительном многообразии и полноте.
…Её тоску по родине в вынужденной эмиграции, духовное одиночество – ОН, чуткий ВОДОЛЕЙ, с обострённым чувством справедливости, сиюминутным желанием помочь – обрушился на родственную душу , засыпая письмами… в которых ОНА, находила поддержку: в его словах – родной русский язык, а в его душе – себя.
«Вы первый поэт, которого я — за жизнь — вижу.
Вы - первый поэт, в чей завтрашний день я верю, как в свой.
Вы единственный, современником которого я могу себя назвать — и радостно! — во всеуслышание! – называю…
Ни о ком не могу сказать сейчас: я его современник, если скажу — польщу, пощажу, солгу.
И вот, Пастернак, я счастлива, быть вашим современником».
В подтверждение написанному, в 1924 году Марина Ивановна издает цикл стихов «Двое», в котором сопоставляет поэта с собой:
«В мире, где всяк / Сгорблен и взмылен,/ Знаю — один /Мне равносилен./ В мире, где столь /Многого хощем, /Знаю — один /Мне равномощен. /В мире, где все — /Плесень и плющ, /Знаю: один /Ты равносущ /Мне.»
«Подарки жизни – ты, мечты и Муза…
Поверь, даров всех лучше – это ты!
В мелодиях душевного союза
Живут мои бессмертные мечты.
Не будет наша Муза «третьим лишним».
Она поможет нам облечь в строфу
Мечты о самом главном в жизни, личном,
Что с кончика пера скользнут в строку.
Где, растекаясь нежно рифмой грустной,
На краешек земли нас уведут…
Где, слившись вместе, искренние чувства
В подарок искру счастья нам зажгут…
Искрящийся подарок бренной жизни
Я сохраню в душе до самой тризны».
...Они нашли друг в друге родственные души, переписываясь до 1935 года.
Цветаева называла Пастернака «братом в пятом времени года, шестом чувстве и четвертом измерении».
Они поддерживали друг друга, признавались друг другу в любви.
Идеализировали друг друга и мечтали о возможном общем будущем.
Любовь, поклонение Цветаевой перед Пастернаком, оказало большое влияние на собственное творчество, восторг и восхищение его произведениями – распаляли творческий азарт обоих.
«Пастернак и я, не сговариваясь, думаем над одним и говорим одно».
...Великие поэты не чаяли друг в друге души. Пастернак писал Цветаевой о своих мечтах: «А потом будет лето нашей встречи. Я люблю его за то, что это будет встреча со знающей силой, то есть то, что мне ближе всего, и что я только в музыке встречал, в жизни же не встречал никогда…».
«Как трели птиц в лесу ласкают утро,
Так Лира строф твоих ласкает слух.
Душа внимает трепетно и мудро
И пробуждает спящий в теле дух.
И робкий лучик вспыхнувшего чувства
Ласкает лепестки расцветших грёз,
А вдохновенье, на крылах искусства,
Несёт благоуханье нежных роз.
Я мотыльком лечу на зов бутонов
И погружаюсь в флёр волшебных чар.
Касаясь струн хрустальных перезвонов,
Вкушаю опьяняющий нектар.
И очарованный игрой твоей строки,
В ответ пою сонет, забвенью вопреки»…
«Как я люблю любить…
А Вы когда-нибудь забываете, когда любите, что любите? Я — никогда».
В этих строках вся Цветаева. . Марина с детства отличалась своей любвеобильной натурой. Для неё это чувство было сродни синониму «жизнь».
«Любовь - единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела!» (Иоганн Фридрих Шиллер).
В любви заключался смысл ее ВСЕЙ жизни,
сама ЛЮБОВЬ - этот неиссякаемый и бездонный источник вдохновения и творчества.
Многие психологи едины в том, что ЛЮБИТЬ СПОСОБЕН лишь тот, кто испытывает это чувство в адрес себя. Относящиеся к себе пренебрежительно, находятся во враждебных отношениях с самим собой, не знающие, не умеющие подарить любовь другому человеку.
У них, практически не выражена эмпатия: не умеют «читать» чужие эмоции и ощущения, улавливать то, что чувствует другой человек.
Много ли МАРИНОЧКЕ подарено той ЛЮБВИ, в ЕЁ коротком детстве, короткой жизни, с которой она так ЩЕДРО ДЕЛИЛАСЬ!?
Иван Владимирович Цветаев, отец — профессор Московского университета, известный филолог, искусствовед, от которого унаследовала дочь Любовь к античной мифологии, что жемчугом рассыплет в своём творчестве. В 6 лет напишет первые стихи, сразу на немецком, французском, русском - языках.
Мария Александровна Цветаева(Мейн, из обрусевшей польско-немецкой семьи), блистательная пианистка, успела заложить ЛЮБВИ - кирпичики в формирование характера своих 4-х детей, их творческие способности, разносторонние дарования. Мама видела Мариночку музыкантом, отправила в класс фортепиано Музыкального училища Зограф-Плаксиной, где прилежная девочка делала успехи.
Счастливое детство,купающееся в МАТЕРИНСКОЙ ласке и ЛЮБВИ,вскоре закончится, когда у мамы обнаружат туберкулёз. Лечение результатов не дало, смерть, похороны, «скитания» по пансионам вместе с сестрой, отчисление за свободомыслие и дерзость. Частную женскую гимназию, ОНА успешно закончит,впервые самостоятельно совершит поездку за границу. В Париже пройдёт летний университетский курс по старофранцузской литературе.
...Потом Коктебель, дача Волошина, знакомство с
Сергеем Эфроном, венчание, женское счастье, рождение детей…революция, эмиграция со всеми тягостями, письмо от земляка, поэта, наполнившего жизнь теплом!!
…Чем дальше заходило общение Пастернака и Цветаевой, тем более они идеализировали друг друга.
Их письма создавали безупречные образы, они НЕ представляли свою жизнь порознь.
Марина Ивановна пишет: «Пастернак — это сплошное настежь: / все двери с петли: в Жизнь», в ответ на страстное признание в любви он ответит:
«А теперь о тебе. Сильнейшая любовь, на какую я способен, только часть моего чувства к тебе. Я уверен, что никого никогда еще так, но и это только часть… Ты страшно моя и не создана мною, вот имя моего чувства. Я люблю и не смогу не любить тебя долго, постоянно, всем небом, всем нашим вооруженьем, я не говорю, что целую тебя только оттого, что они падут сами, лягут помимо моей воли, и оттого, что этих поцелуев я никогда не видал. Я боготворю тебя… Не разрушай меня, я хочу жить с тобой, долго, долго жить».
Когда в 1935 году в Париже на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры состоялось их долгожданное рандеву, вместо страстных объятий и признаний в любви, поэты пили чай и вяло говорили о литературе и музыке.
Эта «невстреча» предопределила судьбы поэтов. Им не суждено было быть вместе: «О прозе, о поэзии — все мимо — /Подавленности тягостной печать. /У всех невстреч закон неумолимый — /Друг другу людям не дано понять!»
Общаться они продолжали до самой смерти Цветаевой, но уже реже и менее эмоционально, (так этот бисер слов, упавший с пера поэтессы - и нынче хранит лист бумаги: «Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас — ставили, рас — садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов —
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт»!
...В 1939 году Марина Цветаева вслед за мужем и дочерью вернулась в СССР. Все складывалось: дали дачу НКВД в Болшеве (Сергей Эфрон, ее муж, был завербован чекистами в эмиграции).
Но очень скоро все пошло не так.
Сначала арестовали дочь, Ариадну. Та под пытками дала показания на отца, взяли и его, затем расстреляли.
Положение резко ухудшилось. Денег не было. Стихи не писались. Лишь по ходатайству Пастернака Цветаевой давали переводы.
Началась война.
8 августа 1941 года -эвакуация. Цветаева на пароходе переправлялась в Елабугу.
Собирать вещи помогал Пастернак:
«Пришел к ней помочь укладываться, принес веревку, чтобы перевязать чемодан, хвалил ее крепость и пошутил, что она все выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаева повесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку» (из воспоминаний Паустовского).
«Ах, эта Муза - женская особа!
Не призывай её ты всуе…и не трожь.
Но коль влюблён - с рожденья и до гроба
Она всегда с тобой, как верный острый нож!
Она надрежет бьющиеся вены
И всадит лезвие меж опалённых крыл,
Чтоб взмыл ты над божественной вселенной
И сердцем кровью строк лист чистый обагрил!
Что время ей? Что нравы, перемены?
Что чьих-то вен и жил плетущаяся кровь?!
Она не переносит чувств измены.
Она лишь с тем, кто в сердце пестует Любовь!
Будь верен ей, и не предаст тебя она
Во все - летящие в мгновеньях – времена»!
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
https://stihi.ru/2020/05/04/8794
https://stihi.ru/2020/09/21/7334
https://stihi.ru/2021/02/08/8416
К 131-й годовщине со ДНЯ Рождения БОРИСА ЛЕОНИДОВИЧА ПАСТЕРНАКА! Русского поэта, писателя, переводчика.
К 80-летию СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МАРИНОЧКИ ИВАНОВНЫ ЦВЕТАЕВОЙ! Русской поэтессы Серебряного века, прозаика, переводчицы.
ПОСТСКРИПТУМ:
"Это была парящая на крыльях романтики любовь двух Воздушных знаков Зодиака - Водолея (Пастернак) и Весов (Цветаева). Пусть всего 13 лет, пусть в переписке, пусть платоническая, но всё же это была настоящая ЛЮБОВЬ!
Как трепетно Вы, уважаемая Надежда, почувствовали эту любовь и донесли до читателей в своей замечательной публицистической работе! Огромное Вам СПАСИБО!!
БЛАГОдарю Вас за включение в эссе лирических строк сонетов №№ 68, 77, 93!
Сегодняшнее лирическое посвящение «Ко Дню рождения Бориса Пастернака»:
"Жизнь расставляла на пути
Кружки и стрелы.
А у тебя – в твоей груди –
Свеча горела.
И пробуждала пыл в крови
И вдохновенье! –
И Лира пела о любви,
Даря мгновенья!
Вздымала свечкой в феврале
Земную слякоть.
Звала творить в промозглой мгле –
Стихами плакать..!
И ты творил и жил в стихах
Без самозванства!
Вкушал, без притчей на устах,
Любовь пространства!
Соблазн, расправив два крыла,
Сулил удачу.
Но скромной цель твоя была –
Самоотдача!
Ты слышал будущего зов,
И то и дело
Свечою творческой любовь
В груди горела"!
http://stihi.ru/2021/02/10/8353
С искренним созвучием, сотворчеством души и соавторством пера,Валерий (Чёрный Водолей)".
Валерий Старостин 10.02.2021 19:49
PSS:
БЛАГОдарю, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Мне волнительно было начинать писать о двух великих, талантливых людях.
Стала вчитываться в их переписку - поняла, насколько деликатен, чуток Борис Леонидович был -прирождённый педагог! Успокоилась.
Вспомнила дочь старшую... как она умеет спокойно, по - водолеевски объяснять суть, чего бы это не касалось! Так всё и сложилось!
Думаю, что мы оставили свою лепту - монетку в этом ДНЕ ПАМЯТИ этих прекрасных, талантливых ДУШ!
И не угаснет СВЕЧА ТВОРЧЕСТВА, что ЗАЖГЛИ ОНИ в нас!
Вот, и сейчас ОНИ СНОВА - вместе, РЯДОМ: слово к слову, строка к строке, ДУША к ДУШЕ!
СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ!!!
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №221020901712