Эпистолярный роман. Марина и Борис

…Захлопнув за  собой  дверь, где  остался расколотый семейный  ОЧАГ  раннего брака … ОН шел…
«куда глаза глядят».
Задерживается в книжной лавке, покупая новые книги. Попался сборник  стихов «Версты»,   ЦВЕТАЕВСКИЕ строки пролились на ДУШУ бальзамом:
«В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне БЕЗДНЫ   ЧИСТОТЫ  и  ЯСНОСТИ»!
 
…  Борис  написал Марине   первое письмо в Прагу,  завязалась  переписка, сроком на… 13 лет.

Отношения Марины Цветаевой и Бориса Пастернака –  одна из самых трагичных страниц русской поэзии.
Переписка двух великих поэтов –  намного больше, чем письма двух увлеченных друг другом людей.
До сих пор поражает до глубины души и побуждает верить в светлые чувства.

Марина Цветаева и Борис Пастернак были  ровесниками, из профессорских семей. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха, известности и общественного положения.
Матери обоих были одаренными пианистками из плеяды учеников Антона Рубинштейна.
С ранних лет и у  детей была тяга ко всему прекрасному — музыке, поэзии, художественному искусству.
В юности их судьбы шли  параллельно, во время редких пересечений не трогали молодых поэтов.

Выражение эмоций было разное: если Марина  была на виду, то Борис  все свои переживания скрывал под маской благополучия, предпочитающий выбирать друзей раз и навсегда!  Как настоящий художник, он  способен был замечать самые мелкие нюансы мира... во всем его удивительном многообразии и полноте.

…Её тоску по родине в вынужденной эмиграции, духовное одиночество – ОН, чуткий ВОДОЛЕЙ, с обострённым чувством справедливости, сиюминутным  желанием  помочь –  обрушился на   родственную душу , засыпая письмами… в которых ОНА, находила поддержку: в его словах – родной русский язык, а в его душе – себя.

«Вы первый поэт, которого я — за жизнь — вижу.
Вы - первый поэт,  в чей завтрашний день я верю, как в свой.
Вы единственный, современником которого я могу себя назвать — и радостно! — во всеуслышание! – называю…
Ни о ком не могу сказать сейчас: я его современник, если скажу — польщу, пощажу, солгу.
И вот, Пастернак, я счастлива, быть вашим современником».

В подтверждение написанному, в 1924 году Марина Ивановна издает цикл стихов «Двое», в котором сопоставляет поэта с собой:
«В мире, где всяк / Сгорблен и взмылен,/ Знаю — один /Мне равносилен./ В мире, где столь /Многого хощем, /Знаю — один /Мне равномощен. /В мире, где все — /Плесень и плющ, /Знаю: один /Ты равносущ /Мне.»

«Подарки жизни – ты, мечты и Муза…
Поверь, даров всех лучше – это ты!
В мелодиях душевного союза
Живут мои бессмертные мечты.

Не будет наша Муза «третьим лишним».
Она поможет нам облечь в строфу
Мечты о самом главном в жизни, личном,
Что с кончика пера скользнут в строку.

Где, растекаясь нежно рифмой грустной,
На краешек земли нас уведут…
Где, слившись вместе, искренние чувства
В подарок искру счастья нам зажгут…

Искрящийся подарок бренной жизни
Я сохраню в душе до самой тризны».


...Они нашли друг в друге родственные души, переписываясь до 1935 года.
Цветаева называла Пастернака «братом в пятом времени года, шестом чувстве и четвертом измерении».

Они поддерживали друг друга, признавались друг другу в любви.
Идеализировали друг друга и мечтали о возможном общем будущем.

Любовь, поклонение Цветаевой перед Пастернаком,  оказало большое влияние на собственное творчество, восторг и  восхищение его произведениями – распаляли творческий  азарт обоих.

«Пастернак и я, не сговариваясь, думаем над одним и говорим одно».

...Великие поэты не чаяли друг в друге души.  Пастернак писал Цветаевой  о своих мечтах: «А потом будет лето нашей встречи. Я люблю его за то, что это будет встреча со знающей силой, то есть то, что мне ближе всего, и что я только в музыке встречал, в жизни же не встречал никогда…».


«Как трели птиц в лесу ласкают утро,
Так Лира строф твоих ласкает слух.
Душа внимает трепетно и мудро
И пробуждает спящий в теле дух.

И робкий лучик вспыхнувшего чувства
Ласкает лепестки расцветших грёз,
А вдохновенье, на крылах искусства,
Несёт благоуханье нежных роз.

Я мотыльком лечу на зов бутонов
И погружаюсь в флёр волшебных чар.
Касаясь струн хрустальных перезвонов,
Вкушаю опьяняющий нектар.

И очарованный игрой твоей строки,
В ответ пою сонет, забвенью вопреки»…


«Как я люблю любить…
А Вы когда-нибудь забываете, когда любите, что любите? Я — никогда».
В этих строках  вся Цветаева. . Марина с детства отличалась своей любвеобильной натурой. Для неё это чувство было сродни синониму «жизнь».

«Любовь - единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела!» (Иоганн Фридрих Шиллер).
В любви заключался смысл ее  ВСЕЙ жизни,
сама ЛЮБОВЬ - этот неиссякаемый и бездонный источник вдохновения и творчества.

Многие психологи  едины в том, что ЛЮБИТЬ  СПОСОБЕН  лишь тот, кто  испытывает это чувство в адрес себя.  Относящиеся  к себе пренебрежительно, находятся во враждебных отношениях с самим собой, не знающие, не умеющие  подарить любовь другому человеку.
У них, практически не выражена эмпатия:  не умеют «читать» чужие эмоции и ощущения, улавливать то, что чувствует другой человек.

Много ли  МАРИНОЧКЕ  подарено той ЛЮБВИ, в ЕЁ коротком детстве, короткой жизни, с которой она так  ЩЕДРО  ДЕЛИЛАСЬ!?

  Иван Владимирович Цветаев, отец — профессор Московского университета, известный филолог, искусствовед, от которого  унаследовала  дочь Любовь к античной мифологии, что жемчугом  рассыплет в  своём  творчестве. В 6 лет напишет  первые  стихи,  сразу на  немецком, французском, русском - языках.
Мария Александровна Цветаева(Мейн, из обрусевшей польско-немецкой семьи),  блистательная пианистка,  успела заложить  ЛЮБВИ - кирпичики в формирование  характера своих 4-х детей, их творческие способности, разносторонние дарования. Мама видела  Мариночку музыкантом, отправила в класс фортепиано  Музыкального  училища  Зограф-Плаксиной, где прилежная  девочка делала успехи.

Счастливое детство,купающееся в МАТЕРИНСКОЙ ласке и  ЛЮБВИ,вскоре закончится, когда у мамы  обнаружат туберкулёз. Лечение результатов не дало, смерть, похороны, «скитания»  по  пансионам вместе с сестрой, отчисление за свободомыслие и дерзость. Частную женскую гимназию, ОНА успешно  закончит,впервые самостоятельно совершит поездку за границу. В Париже   пройдёт летний университетский курс по старофранцузской литературе.

...Потом Коктебель, дача Волошина, знакомство с
Сергеем Эфроном, венчание, женское  счастье, рождение детей…революция, эмиграция со всеми тягостями, письмо от земляка, поэта, наполнившего  жизнь  теплом!!

…Чем дальше заходило общение Пастернака и Цветаевой, тем более они идеализировали друг друга.
Их письма создавали безупречные образы, они  НЕ представляли свою жизнь порознь.

Марина Ивановна пишет: «Пастернак — это сплошное настежь: / все двери с петли: в Жизнь», в ответ на страстное признание в любви он ответит:
«А теперь о тебе. Сильнейшая любовь, на какую я способен, только часть моего чувства к тебе. Я уверен, что никого никогда еще так, но и это только часть… Ты страшно моя и не создана мною, вот имя моего чувства. Я люблю и не смогу не любить тебя долго, постоянно, всем небом, всем нашим вооруженьем, я не говорю, что целую тебя только оттого, что они падут сами, лягут помимо моей воли, и оттого, что этих поцелуев я никогда не видал. Я боготворю тебя… Не разрушай меня, я хочу жить с тобой, долго, долго жить».


Когда в 1935 году в Париже на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры состоялось их долгожданное рандеву, вместо  страстных объятий и признаний в любви, поэты пили чай и вяло говорили о литературе и музыке.

Эта «невстреча» предопределила судьбы поэтов. Им не суждено было быть вместе: «О прозе, о поэзии — все мимо — /Подавленности тягостной печать. /У всех невстреч закон неумолимый — /Друг другу людям не дано понять!»

Общаться они продолжали до самой смерти Цветаевой, но уже реже и менее эмоционально, (так этот бисер слов, упавший с пера  поэтессы  - и нынче  хранит лист  бумаги: «Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас — ставили, рас — садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов —
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт»!

...В 1939 году Марина Цветаева вслед за мужем и дочерью вернулась в СССР. Все складывалось:  дали дачу НКВД в Болшеве (Сергей Эфрон, ее муж, был завербован чекистами в эмиграции).
Но очень скоро все пошло не так.

Сначала арестовали  дочь, Ариадну. Та под пытками дала показания на отца, взяли и его, затем расстреляли.
Положение резко ухудшилось. Денег не было. Стихи не писались. Лишь по ходатайству Пастернака Цветаевой давали переводы.
Началась война.
8 августа 1941 года -эвакуация. Цветаева на пароходе переправлялась в Елабугу.
Собирать вещи  помогал Пастернак:
«Пришел к ней помочь укладываться, принес веревку, чтобы перевязать чемодан, хвалил ее крепость и пошутил, что она все выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаева повесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку» (из воспоминаний Паустовского).

«Ах, эта Муза - женская особа!
Не призывай её ты всуе…и не трожь.
Но коль влюблён - с рожденья и до гроба
Она всегда с тобой, как верный острый нож!

Она надрежет бьющиеся вены
И всадит лезвие меж опалённых крыл,
Чтоб взмыл ты над божественной вселенной
И сердцем кровью строк лист чистый обагрил!

Что время ей? Что нравы, перемены?
Что чьих-то вен и жил плетущаяся кровь?!
Она не переносит чувств измены.
Она лишь с тем, кто в сердце пестует Любовь!

Будь верен ей, и не предаст тебя она
Во все - летящие в мгновеньях – времена»!



Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН
https://stihi.ru/2020/05/04/8794
https://stihi.ru/2020/09/21/7334
https://stihi.ru/2021/02/08/8416


К 131-й годовщине  со ДНЯ  Рождения БОРИСА  ЛЕОНИДОВИЧА  ПАСТЕРНАКА! Русского поэта, писателя, переводчика.
К  80-летию    СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ  МАРИНОЧКИ  ИВАНОВНЫ  ЦВЕТАЕВОЙ! Русской поэтессы Серебряного века, прозаика, переводчицы.


ПОСТСКРИПТУМ:

"Это была парящая на крыльях романтики любовь двух Воздушных знаков Зодиака - Водолея (Пастернак) и Весов (Цветаева). Пусть всего 13 лет, пусть в переписке, пусть платоническая, но всё же это была настоящая ЛЮБОВЬ!
Как трепетно Вы, уважаемая Надежда, почувствовали эту любовь и донесли до читателей в своей замечательной публицистической работе! Огромное Вам СПАСИБО!!
БЛАГОдарю Вас за включение в эссе лирических строк сонетов №№ 68, 77, 93!
Сегодняшнее лирическое посвящение «Ко Дню рождения Бориса Пастернака»:

"Жизнь расставляла на пути
Кружки и стрелы.
А у тебя – в твоей груди –
Свеча горела.

И пробуждала пыл в крови
И вдохновенье! –
И Лира пела о любви,
Даря мгновенья!

Вздымала свечкой в феврале
Земную слякоть.
Звала творить в промозглой мгле –
Стихами плакать..!

И ты творил и жил в стихах
Без самозванства!
Вкушал, без притчей на устах,
Любовь пространства!

Соблазн, расправив два крыла,
Сулил удачу.
Но скромной цель твоя была –
Самоотдача!

Ты слышал будущего зов,
И то и дело
Свечою творческой любовь
В груди горела"!

http://stihi.ru/2021/02/10/8353
С искренним созвучием, сотворчеством души и соавторством пера,Валерий (Чёрный Водолей)".
Валерий Старостин   10.02.2021 19:49

PSS:   
БЛАГОдарю, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Мне волнительно было начинать писать о двух великих, талантливых людях.
Стала вчитываться в их переписку - поняла, насколько деликатен, чуток Борис Леонидович был -прирождённый педагог! Успокоилась.
Вспомнила дочь старшую... как она умеет спокойно, по - водолеевски объяснять суть, чего бы это не касалось! Так всё и сложилось!
Думаю, что мы оставили свою лепту - монетку в этом ДНЕ ПАМЯТИ этих прекрасных, талантливых ДУШ!

И не угаснет СВЕЧА ТВОРЧЕСТВА, что ЗАЖГЛИ ОНИ в нас!
Вот, и  сейчас ОНИ  СНОВА - вместе,  РЯДОМ: слово к  слову, строка к  строке, ДУША к ДУШЕ!
СПАСИбо, уважаемый  ВАЛЕРИЙ!!!


Надежда Зернова


Рецензии