Счастливое время
им. А.А. Жданова перевели в город Кёнигсберг
( с 1946 года российский, областной город Калининград ).
Город с потрясающей историей, окутанный множеством загадок и тайн.
В августе 1960 г. отгуляв отпуск и доплатив 10-12 рублей к проездным документам по ж/дороге, купил билет на прямой рейс самолётом Сталинград - Калининград.
Полёт запомнился тем, что в полупустом салоне было холодно и
нас 8 -10 человек.
Закутавшись в пальто, в кресле дремала стюардесса, можно курить и ходить по проходу чтобы согреться.
Прилетели в аэропорт с названием « Храброво ».
Через 15 лет после войны, Кёнигсберг ещё лежал в руинах и напоминал пустырями и разрухой, родной мне Сталинград.
Большинство офицеров преподавателей, чтобы не бросать квартиры и прописку, остались в Ленинграде или уволились из армии.
Новым начальником училища, вместо генерала Акатова, стал генерал - майор инженерных войск Анищенко И.Т.
Училище располагалось в 15 км от города, в почтовом отделении Борисово.
Территория по периметру обнесена столбами с колючей проволокой.
До войны здесь было немецкое танковое училище.
Здания казарм 2-х этажные, с характерным скатом крыш.
Для меня и моих товарищей, знавших всегда большие, на сто и более человек спальные помещения, встреча с немецкой казармой, вызвала приятное и неожиданное удивление.
Жили в кубриках на 4 человека (немецкий танковый экипаж ).
Учебные корпуса, столовая, спортзал, строевой плац -- все рядом.
Все продумано и сделано с немецкой аккуратностью.
Проселочные дороги выложены булыжником, все подогнано, выровнено, едешь как по асфальту.
Чтобы не снижать скорость машины на поворотах, на дорогах сделаны специальные , наклонные виражи.
Когда наше училище располагалось в центре Ленинграда, учебная база была сжата до предела. Жили в одном месте, учились в другом, а в лагерь зимой и летом ездили на Курголовский полуостров, под Кингисепп.
На новом месте, все было идеально приспособлено для обучения военному делу.
В теплых ангарах стояли автомашины, артиллерийские тягачи, машины для рытья траншей, краны, танковый мостоукладчик , электрические , насосные станции и т.д.
Через дорогу полигон, на котором обучались вождению всех машин.
Рядом с училищем располагался морской экипаж, которым командовал капитан Чернов Володя, бывший нахимовец, окончивший училище подводного плавания, любитель бега на длинные дистанции, с которым мы стали друзьями на многие годы.
15 октября 1960 г., встретившись на физзарядке, Володя сообщил, что сегодня в городе Черняховске ( в 90 км от Калининграда ), будут областные соревнования легкоатлетов.
Я « загорелся » желанием посоревноваться, помериться силами с неизвестными мне ребятами.
Обратился к командиру роты за отпускным билетом, с выездом на соревнования в другой город.
В армии все боятся принять решение, взять на себя ответственность (а вдруг, что – то случится).
Пришлось написать рапорт и собирать подписи от командира взвода, роты и батальона.
С рапортом в руках дошел до начальника училища , он и дал разрешение .
Имея отпускной билет и 10 рублей получки
( на 2-м курсе повысили оклад на 3 – 4 рубля ), я на автобус и в город.
Отправляясь в неизвестный город, был уверен, что не пропаду (пересплю ночь на скамейке, в автовокзале).
« Язык до Киева доведёт » - нашел грузовую машину, идущую в Черняховск, но место с шофером было занято.
Старенькая, грузовая, в кузове ящики, бочки и коробки .
Как был в парадной форме, так и сел на пол : в одной руке батон, в другой банка сгущенки открытая гвоздём.
Мотало из стороны в сторону часа 2 . Денег за проезд шофер не взял.
Соревнования уже начались. Попросил судью записать меня на высоту.
Снял форму, надел костюм, и, не разминаясь, высота для меня была еще детская
160 -170 см, взял с первой попытки .
Одним словом, в этот день впервые преодолел психологический барьер, взял высоту 190 см, выполнил 1 разряд.
Диалектика не подвела, ЗАКОН развития СРАБОТАЛ, затраченный мною труд СКАЧКОМ, перешёл в другое качество, в РЕЗУЛЬТАТ.
Вручили необычный спортивный приз – МАЙКУ
(спортивный комитет закупал призы в соседней Польше, в Ольштынском воеводстве ) – шерстяная, темно - синяя, теплая, служила мне правдой лет пять.
Когда я, приезжий, не известный курсант из Ленинграда, установил рекорд Калининградской области преодолев высоту 190 см, подошел главный судья соревнований : « Поздравляю с рекордом, вот талон в гостиницу и на питание . Можете ли завтра помочь в судействе ?» « Я, какие еще могут быть разговоры ! ДА !!
Настроение прекрасное, впервые выполнил 1 разряд, есть где ночевать и быть сытым –что еще надо парню в 20 лет ?
На другой день, как белый человек, не в кузове грузовой, а в автобусе вместе с командой парней и девушек приехал в Калининград .
Доложил начальнику училища что прибыл, замечаний не имел, занял первое место.
Он поздравил и позвонил в штаб Прибалтийского военного округа начальнику физической подготовки - "есть мол,у нас здесь один, певец кипяченый и ярый враг воды сырой", такой спортсмен.
С этого удачного дебюта и начался мой 2-х летний этап « ОБУЧЕНИЯ »в Калининграде, из которого я учился, наверное, В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ 7 - 9 МЕСЯЦЕВ, а всё остальное время на сборах в столице Латвии Риге : соревнования, сборы и снова соревнования , а там отпуск и т.д.
В октябре начались ежедневные занятия - подготовка к параду 7 ноября 1960 г.
Имея рост 185 см, был поставлен правофланговым в парадной « коробочке », т.е. шел первым и на меня равнялись все остальные 80 человек.
Тратить время на строевую подготовку ( вместо тренировок ), мне было жалко и я решил : « Пусть арестуют, посадят на гауптвахту, объявят взыскание,
но на парад , я не пойду ! ».
В священном писании у царя Соломона в книге Экклезиаста ( собрание проповедей ) есть слова: «… во многой МУДРОСТИ много ПЕЧАЛИ ; и кто умножает ПОЗНАНИЕ, умножает СКОРБЬ…»
Моим « познанием » оказался подпоручик Ромашов, в любимой повести
А .И. Куприна « Поединок » , где описано , как на полковом смотре , идя впереди своей полуроты , Ромашов так увлёкся в своих мечтах - что на него с восторгом смотрят все полковые дамы , что упоённый своим восторгом и своими пылкими мечтами, сам не заметил , что шаг за шагом передвигался от середины , вправо , наседая в то же время на полуроту , и , наконец , очутился на её правом фланге, смяв и расстроив общее движение ».
Так и я, будучи правофланговым, на которого все равнялись, двигаясь по прямой линии, начертанной мелом на плацу, вдоль трибуны, на которой стояли командир батальон и офицеры рот, стал смещаться с каждым шагом вправо , ещё вправо , вышел к трибуне , смешав в кучу всю коробочку , держа карабин « на изготовку » и остановился у трибуны своих командиров, ожидая взыскание .
Комбат наказывать или возмущаться не стал, а только спокойно сказал : « Харченко, марш от сюда, занимайся лучше спортом , но мне на глаза не попадайся ! » .
Не прав был Соломон - …познания не всегда умножают скорбь.
Не читал бы « Поединок », не взял бы в пример скорбный « опыт » подпоручика Ромашова, возможно, так бы и ходил в парадном строю , демонстрируя показную мощь армии .
Когда смотрю по телевизору военные парады, зная по опыту 8 лет в СВУ,
как ради 2 –х минут показухи, и, ровных линий при прохождении у трибун –
сколько часов , дней , недель жизни , уходит впустую.
Учился легко, но урывками, наездами и бессистемно.
Приехав в училище с очередных сборов, брал конспект у Саши Перевозчикова , читал два - три раза, что было не понятно, спрашивал , и, вперед - на зачет или экзамен .
Только начинаешь входить в колею учебного процесса, проходит месяц, другой , как из штаба округа телефонограмма : « … Командующий округа приказал, отправить курсанта Харченко в Ригу для подготовки к соревнованиям на первенство ….»
В строевом отделе выписывают командировочные и проездные документы, в столовой получаешь сухой паек ( хлеб, сахар , масло , тушенка ) , на вокзал и через сутки в Риге . Какая там учеба !
С теоретическими дисциплинами было не сложно, а вот с практическими занятиями
( ведь я их почти все пропускал ) было сложней.
Имея с Суворовского училища любительские права, я легко, вместе со своим взводом сдал на права вождения машины - обязательные для офицера инженерных войск, это основа вождения трактора, БАТ ( быстроходный артиллерийский тягач ), автокрана и прочего .
Вместо прав на вождение машины , в 1960 году в Калининграде ( наверное и всюду) выдавалось СВИДЕТЕЛЬСТВО, что мной получены оценки« хорошо», за знание:
- материальная часть;
- правила вождения;
- вождение машины.
2 декабря 1960 года присвоена квалификация шофёра 3 класса.
С зачётом по практическому вождению танка, случился казус.
Мостовой укладчик - это танк, с которого снята башня, а сверху на направляющих
( рельсах), установлен пролёт выдвижного моста длиной 11 метров.
Подъехав к препятствию (ров или глубокий ручей ) танк останавливается.
Мост выдвигается через препятствие, танк переезжает и пропускает
идущие за ним машины и технику.
Мост поднимается снова на танк и вперёд, до следующего препятствия .
Инструктором вождения был знакомый солдат из спортсменов.
Я впервые залез в танк и теоретически знаю, что нужно включить «массу » -
но где эта кнопка - черт ее знает.
Инструктор крикнул : « ...Слева от тебя, красная, большая, ударь по ней кулаком ». Ударил, танк завёлся.
Командует « Вперед ! », а сам сидит на мосту сверху, покусывает травинку и прутиком поигрывает .
Педаль тормоза и газа, как у машины, расположены рядом .
На моих ногах сапоги 43 -44 размера . Снял с тормоза , рычаги подал вперед , поехали. Не доезжая до рва , за1-1,5 метр до края, должен остановиться .
Я вместо тормоза, нажал носком сапога на газ, и , танк рывком бросило вперед.
Инструктор в одно мгновение влетел в открытый люк танка с выпученными глазами.
Я инстинктивно сбросил газ и нажал на тормоз. Танк встал на краю обрыва и качается в раздумье : чуть вперед, то вместе с мостом упадем в ров. Чертыхаясь, инструктор осторожно сдал назад. Только с третьего захода получил от него зачет.
Пока все учились, я большую часть времени проводил на сборах в Риге и соревнованиях.
В казарме все спортсмены жили вместе - солдаты, курсанты и офицеры.
Национальности самые разные - русские, украинцы, латыши , литовцы , эстонцы.
Моим соперником в прыжках в высоту был латыш Розенберг, фамилия совпадала с фамилией гитлеровского идеолога, повешенного по решению Нюрнбергского трибунала .
Питались в кафе по талонам.
Особенно запомнился эстонец, рядовой Айно Рекор ( толкатель ядра ).
Большой, спокойный ( как полагается эстонцу ) простой парень, преподавший всем нам урок : как культурно и правильно вести себя за столом, принимая пищу .
Чувствовалось старое, многим нам неизвестное, воспитание в интеллигентной семье.
Старшим над спортсменами был назначен офицер от округа, который решал хозяйственные вопросы ( питания и размещения ).
Тренеров не было, каждый занимался по своему плану и усмотрению, никакого начальства. Полная свобода : делай что хочешь, сам себе хозяин.
Интересная, повторяющаяся закономерность : заканчивая СВУ, начальник училища советовал идти учиться в Москву, в ВОКУ( Высшее общее командное училище ) :
« … окончишь, будешь участвовать на парадах, ходить в эскорте, встречать и провожать иностранные делегации …»
Через 3 года, начальник инженерного училища, генерал - майор Анищенко А.Т. , зная меня как отличника и спортсмена, хотел оставить в училище командиром курсантского взвода, ну а дальше двигать по командной линии.
Я ответил, что обязательно окончу училище по первому разряду и имея законное ПРАВО, в училище не останусь , а ВЫБЕРУ Ленинградский Военный Округ .
Он : « … если не по первому, то оставлю в училище » .
Не поленился, пришел на выпускной экзамен по « Машинам инженерного вооружения » .
Мне достался вопрос - запасовка тросов ( злосчастного для меня ) мостоукладчика .
Ответ на этот вопрос сложный.
Трос идет на один блок, потом на другой , с него на третий и т.д.
За столом сидит генерал, начальник училища , он же и председатель экзаменационной комиссии , вокруг подчиненные ему преподаватели .
В голове мелькнуло, если я не очень хорошо знаю эту запасовку тросов , то начальник училища , генерал - точно не знает !
Уверенным голосом, не останавливаясь ответил на вопрос и как полагается по Уставу, в конце : «…Курсант Харченко ответ закончил ! »
Преподаватели молчат, генерал судя по тому, как я уверенно отвечал, считает что ответил все правильно. Преподаватели вопросов не задают .
В гробовой тишине слова генерала : « Я считаю отлично ! »
Все преподаватели : « ...Конечно, отлично ..! » Начальник всегда прав .
За месяц до выпускных экзаменов, приехал из города портной, снял мерки и нам, уже как офицерам, индивидуально, пошили парадное обмундирование .
Окончивший училище с отличием, в царские времена , назывался –окончил
« по первому разряду » , что давало ему право выбора полка на просторах России .
В наше советское время , выбирался округ ,- а там , как повезёт.
Я выбрал то, куда стремился - ЛЕН ВО (Ленинградский Военный Округ) .
Оклад лейтенанта 90 , за звание 40 , итого -130 руб.
Окончившие с отличием, единовременно, в виде поощрения ( подачки) получали еще 15 рублей.
Кроме сапог, шинели, портянок, портупеи и прочего, выдавалась ещё наволочка, одеяло и сенник, чтобы прибыв к месту службы, лейтенант мог набить его сеном и первое время, на чем – то спать.
Как говорил известный генерал Александр Лебедь: « Приехал офицер в часть, зашел в казарму, вбил в стенку гвоздь, повесил шинель , вот и обустроился ! »
После объявления приказа МО о производстве нас в офицеры, в спортзале расставили столы, сбросились на спиртное и устроили выпускной вечер.
Из города приехали знакомые девушки .
На столах впервые легально, стояли бутылки с водкой и закуской, приготовленной в нашей столовой.
На другой день, в парадной форме ( все новое, наглажено, блестит и хрустит ), пошел в город за билетами.
Запомнилось, - навстречу идёт молодой солдат ( моего возраста, служили тогда 3 года ), увидев меня, его фигура как-то сжалась, а в глазах появился испуг и страх.
Наверное, в его глазах, я выглядел удавом, а он был кроликом.
Он отдал воинскую честь первым, как полагается по Уставу, а я от неожиданности (что МНЕ, отдают воинскую честь !) опешил, потерял координацию движения
( раньше такого не было) - правая рука пошла вдруг вместе с правой ногой.
Восприятие нового « социального уровня » было ещё непривычным.
Форма на мне офицера, а сознание ещё курсантское.
Получив предписание явиться в ЛЕН ВО, поехал в отпуск .
Впереди ждала , не менее интересная , ЖИЗНЬ ОФИЦЕРА.
Поставленную в СВУ 5 лет назад ЦЕЛЬ - поступить в Краснознамённый военный институт физической культуры, я был уверен, что ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБЬЮСЬ.
Свидетельство о публикации №221020901861
"Помню: стою, мне холодно и свои нехитрые мысли:
« Почему все хвалят Сталина за какое – то счастливое детство?
Детство как детство и ничего особенного ! »."
Добрый вечер, Владимир! С удовольствием прочитал Ваши воспоминания, посвященные 80-летию победы в Сталинградской битве, и этот рассказ о юности.
Я немного помладше Вас, но тоже хорошо помню обилие пострадавших в войне бойцов, выживших на ней, но после ранений ставших инвалидами. Это была горькая картина. В начале 60-х с нами по соседству в Иркутске жил, тоже участник войны, прошедший её от начала и до конца, дослужившийся до май ора, а после её окончания направленный на работу в военный комиссариат. По своей должности он, как раз занимался вопросами военных инвалидов. Он дружил с моим отцом и однажды, когда сидели за новогодним столом, мать спросила его, почему плохо решается вопрос с обустройством получивших на фронте увечья. Хорошо помню его слова:
— Всё это очень непросто, вот ты учитель, Галина, и должна разбираться в психологии людей. Если бы я сам не прошел войну, тоже бы, наверно не мог понять, как меняется человек после тяжелого ранения, ставший инвалидом. Ведь в своих глазах он кажется себе таким же молодым и здоровым и никак не может смириться с тем, что произошло с ним. Когда они сбиваются в компанию таких же, как он, вот эта жалость к себе, постепенно перерождается в злобу на тех, кто избежал этого превращения в инвалидов и остался здоровым. Водка помогает сохранять это состояние очень долго. При разговоре с каждым из них они не могут сказать, чего бы они хотели, не хотят возвращаться в семью, не хотят идти на работу в специально созданные артели с проживанием и кормёжкой. Естественно это не от вредности, нет, они просто не хотят занимаясь чем-то, чувствовать себя ущербным. Практически это уже психическое заболевание. Поэтому вопрос решался на самом верху и было принято решение о собирании тех, кто отказывается от социализации, в специальных поселениях на изолированной территории.
Сейчас, когда я и сам постарел, постарели друзья и родственники, частенько приходится сталкиваться с тем, что практически невозможно уговорить человека изменить нажитые в течении всей жизни привычки. Если будешь настаивать и объяснять, легко можешь превратится в врага.
Извиняйте за длинный монолог, но он был навеян прочитанным у Вас.
Жизнь состоит и из радостей и из горестей, а счастье это прежде всего возможность реализоваться, которая зависит, как от себя самого, так и от страны в которой живешь. В той стране, в которой жила Ваша бабушка (светлая ей память) реализоваться было легче. С уважением, Н.Т.
Николай Таурин 06.07.2023 20:18 Заявить о нарушении
Спасибо за такое глубокое ( я не ожидал ) прочтение моих детских послевоенных воспоминаний о моем родном городе Сталинграде.
Каков Ваш сосед по Иркутску !
Майор, участник войны, работник военкомата, занимавшийся по своей должности вопросами военных инвалидов.
Редкий случай, когда человек оказывается на своём месте!
Как он понял состояние здорового физически и психически нормального человека, вдруг ставшего инвалидом и первое время ещё не смирившегося с тем, что возврата к прошлой жизни нет, а впереди беспросветное, неизвестное будущее.
Люди сбиваются в компании,заглушают душевные страдания водкой, опускаются,становятся злыми, капризными.
Чувствуя свою ущербность, опускаются, привыкают к лохмотью.
Семьям не нужны и государством брошены.Трагедия,
Каковы будут инвалиды прошедшие СВО ?
Владимир Харченко 06.07.2023 17:39 Заявить о нарушении
Николай Таурин 06.07.2023 20:13 Заявить о нарушении
Прошу прощения, отредактировать в этой программе невозможно.
Николай Таурин 06.07.2023 20:16 Заявить о нарушении
Владимир Харченко 06.07.2023 20:43 Заявить о нарушении