Счастливое время

Проучившись всего один год в Ленинграде,  наше  военное  инженерное училище
 им. А.А. Жданова перевели  в  город  Кёнигсберг
 ( с 1946 года российский, областной  город Калининград ).
Город  с потрясающей историей, окутанный  множеством  загадок и тайн.


В августе 1960 г. отгуляв  отпуск и доплатив 10-12 рублей к проездным документам по ж/дороге, купил билет на прямой рейс  самолётом  Сталинград -  Калининград.
Полёт запомнился тем,  что в полупустом  салоне   было холодно  и
 нас   8 -10 человек.
Закутавшись в пальто, в кресле  дремала стюардесса, можно курить и ходить по проходу чтобы согреться.
Прилетели в аэропорт с названием « Храброво ».
Через 15 лет после войны, Кёнигсберг ещё лежал в руинах и напоминал пустырями и разрухой, родной мне Сталинград.

Большинство офицеров преподавателей, чтобы не бросать квартиры и прописку, остались в Ленинграде или уволились из армии.
 Новым начальником училища, вместо генерала Акатова, стал генерал - майор инженерных войск Анищенко И.Т.
Училище располагалось в 15 км от города, в почтовом отделении Борисово.
 Территория по периметру обнесена столбами с  колючей проволокой.
До войны здесь было немецкое танковое училище.
Здания казарм 2-х этажные, с характерным скатом крыш.
 Для меня и моих товарищей, знавших  всегда  большие, на сто и более человек спальные помещения, встреча с немецкой казармой, вызвала приятное и неожиданное удивление.
 Жили в кубриках на 4 человека (немецкий танковый экипаж ).
 Учебные корпуса, столовая, спортзал, строевой плац -- все рядом.
Все продумано и сделано с немецкой аккуратностью.
Проселочные дороги выложены булыжником, все подогнано, выровнено, едешь как по асфальту.
Чтобы не снижать скорость машины на поворотах, на дорогах сделаны специальные , наклонные виражи.

  Когда наше училище располагалось в  центре Ленинграда, учебная база была сжата до предела. Жили в одном месте, учились в другом, а в лагерь зимой и летом ездили на Курголовский  полуостров, под Кингисепп.

 На новом месте, все было идеально приспособлено для обучения военному делу.
 В теплых ангарах стояли  автомашины, артиллерийские тягачи, машины для рытья траншей,  краны, танковый мостоукладчик , электрические , насосные станции и т.д.
Через дорогу полигон, на котором обучались вождению всех машин.

Рядом с училищем располагался   морской экипаж, которым командовал капитан Чернов Володя, бывший нахимовец, окончивший училище подводного плавания, любитель бега на длинные дистанции, с которым мы стали друзьями на многие годы.

 
15 октября 1960 г., встретившись на физзарядке,  Володя  сообщил, что сегодня в городе Черняховске ( в 90 км от Калининграда ),  будут областные соревнования легкоатлетов.

Я « загорелся » желанием посоревноваться,  помериться силами  с неизвестными мне   ребятами.
Обратился к командиру роты за отпускным билетом, с выездом  на соревнования  в  другой город.
 В армии все боятся принять решение, взять на себя ответственность (а вдруг, что – то случится).
Пришлось написать рапорт и  собирать подписи  от командира  взвода, роты  и  батальона. 
С рапортом  в руках  дошел   до начальника училища , он и дал разрешение .
 Имея отпускной билет и 10 рублей получки
 ( на 2-м курсе повысили оклад на 3 – 4 рубля ), я на автобус и в город.
Отправляясь в неизвестный город,   был уверен,  что не  пропаду (пересплю ночь  на скамейке,  в  автовокзале).

 « Язык до Киева доведёт » - нашел  грузовую машину, идущую в Черняховск, но место с шофером было занято.
Старенькая, грузовая, в кузове ящики, бочки и коробки .
Как был в парадной форме, так и сел на пол : в одной руке батон, в другой банка сгущенки открытая гвоздём.
Мотало из стороны в сторону часа 2 . Денег за проезд   шофер не взял.
 Соревнования уже начались. Попросил судью записать меня на высоту.
 
Снял форму, надел костюм,  и, не разминаясь, высота  для меня  была  еще детская
160 -170 см, взял с первой попытки .
 Одним словом, в этот день  впервые преодолел психологический барьер, взял высоту 190 см, выполнил 1 разряд.
 
 Диалектика не подвела, ЗАКОН  развития СРАБОТАЛ, затраченный  мною труд  СКАЧКОМ, перешёл в другое качество, в РЕЗУЛЬТАТ.

Вручили необычный спортивный  приз – МАЙКУ
(спортивный комитет закупал призы в соседней  Польше, в Ольштынском воеводстве ) – шерстяная, темно - синяя, теплая,  служила  мне  правдой  лет  пять.

Когда я,  приезжий, не известный курсант из Ленинграда, установил рекорд Калининградской области  преодолев высоту 190 см, подошел главный судья соревнований : « Поздравляю с  рекордом, вот талон в гостиницу и на питание . Можете ли завтра помочь в судействе ?»  « Я, какие еще могут быть разговоры ! ДА !!
Настроение прекрасное, впервые  выполнил 1 разряд, есть где ночевать и быть сытым –что еще надо парню в 20 лет ?

 На другой день, как белый человек, не в кузове грузовой, а в автобусе вместе с командой парней и девушек приехал в Калининград .
Доложил начальнику училища что прибыл, замечаний не имел, занял первое место.
  Он поздравил и позвонил в штаб Прибалтийского военного округа начальнику физической подготовки - "есть мол,у нас здесь один, певец кипяченый и ярый враг воды сырой", такой спортсмен.

 С этого удачного дебюта  и начался мой 2-х летний этап « ОБУЧЕНИЯ »в Калининграде,  из которого я учился, наверное, В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ 7 - 9 МЕСЯЦЕВ, а всё остальное время на сборах в столице Латвии Риге : соревнования,  сборы  и  снова соревнования , а там отпуск и т.д.
 В октябре  начались  ежедневные занятия - подготовка  к параду 7 ноября 1960 г.
Имея рост 185 см, был поставлен правофланговым в парадной « коробочке », т.е. шел первым и на меня равнялись все остальные 80 человек.
Тратить время на строевую подготовку ( вместо тренировок ), мне было жалко и я решил : « Пусть арестуют, посадят на гауптвахту, объявят взыскание,
но на парад , я не пойду ! ».

В священном писании у царя Соломона в книге Экклезиаста ( собрание проповедей ) есть слова:  «… во многой МУДРОСТИ  много ПЕЧАЛИ ; и кто умножает  ПОЗНАНИЕ, умножает СКОРБЬ…»
Моим « познанием » оказался подпоручик Ромашов, в любимой повести
А .И. Куприна « Поединок » , где описано , как на полковом смотре , идя впереди своей полуроты , Ромашов так увлёкся в своих мечтах - что на него с восторгом смотрят все полковые дамы , что  упоённый своим восторгом и своими пылкими мечтами, сам не заметил , что шаг за шагом передвигался от середины , вправо , наседая в то же время на полуроту , и , наконец , очутился на её правом фланге, смяв и расстроив общее движение ».

Так и я, будучи правофланговым, на которого все равнялись, двигаясь по прямой линии, начертанной мелом на плацу, вдоль трибуны, на которой стояли командир батальон и офицеры рот, стал смещаться с каждым шагом вправо , ещё вправо ,  вышел к трибуне , смешав в кучу всю коробочку , держа карабин « на изготовку » и  остановился у трибуны своих командиров,  ожидая  взыскание .

Комбат наказывать или возмущаться не стал, а только спокойно сказал : « Харченко, марш от сюда, занимайся лучше спортом , но мне на глаза не попадайся ! » .
 Не прав был Соломон - …познания не всегда умножают скорбь.
 Не читал бы « Поединок », не взял бы в пример скорбный « опыт » подпоручика Ромашова, возможно, так бы и ходил в парадном строю , демонстрируя показную мощь армии .
 Когда смотрю по телевизору военные парады,   зная  по   опыту 8 лет  в СВУ,
как  ради 2 –х минут  показухи,  и, ровных линий при прохождении у трибун –
сколько часов , дней , недель жизни ,  уходит  впустую.

 Учился легко, но урывками, наездами и бессистемно.
Приехав в училище с очередных сборов, брал конспект у Саши Перевозчикова , читал два - три раза, что было не понятно,  спрашивал ,  и,  вперед - на зачет или экзамен .

Только начинаешь  входить  в колею учебного процесса, проходит месяц, другой , как из штаба округа телефонограмма : « … Командующий округа приказал, отправить курсанта Харченко в   Ригу для подготовки к соревнованиям на первенство ….»

 В строевом отделе выписывают командировочные и проездные документы, в столовой получаешь сухой паек ( хлеб, сахар , масло , тушенка ) , на вокзал и через сутки в Риге . Какая там учеба !

С теоретическими дисциплинами было не сложно, а вот с практическими занятиями
 ( ведь я их почти все пропускал ) было сложней.
 Имея с Суворовского училища любительские права, я легко, вместе со своим взводом сдал на права  вождения машины - обязательные  для офицера инженерных войск, это основа вождения трактора, БАТ ( быстроходный артиллерийский тягач ), автокрана и прочего .
Вместо прав на вождение машины , в 1960 году в Калининграде ( наверное и  всюду) выдавалось  СВИДЕТЕЛЬСТВО, что мной получены оценки« хорошо», за знание:
- материальная часть;
- правила вождения;
- вождение машины.
2 декабря 1960 года присвоена квалификация шофёра 3 класса.

С зачётом по практическому  вождению танка, случился казус.
Мостовой укладчик - это танк, с которого снята башня, а сверху на направляющих
( рельсах), установлен пролёт выдвижного моста длиной 11 метров.
 Подъехав к препятствию (ров  или  глубокий ручей ) танк останавливается.
Мост  выдвигается   через препятствие, танк переезжает  и  пропускает
идущие за ним  машины  и технику.
Мост поднимается  снова  на танк и вперёд,  до следующего препятствия .
Инструктором вождения был знакомый солдат  из спортсменов.

 Я впервые залез в танк и теоретически знаю, что нужно включить «массу » -
 но где эта кнопка - черт ее знает.
Инструктор крикнул : « ...Слева от тебя,  красная,  большая, ударь по ней кулаком ». Ударил, танк завёлся.
 Командует « Вперед ! », а сам сидит на мосту сверху, покусывает травинку и прутиком поигрывает .

Педаль тормоза и газа, как у машины, расположены рядом .
На моих ногах сапоги 43 -44 размера . Снял с тормоза , рычаги подал вперед , поехали. Не доезжая до рва , за1-1,5  метр до края, должен остановиться .
Я вместо тормоза, нажал носком сапога на газ,  и , танк рывком бросило вперед.

Инструктор в одно мгновение влетел в открытый люк танка с выпученными глазами.
Я инстинктивно сбросил газ и нажал на тормоз. Танк встал на краю обрыва и качается в раздумье : чуть вперед, то вместе с мостом упадем в ров.  Чертыхаясь,   инструктор осторожно сдал назад. Только с третьего захода получил от него зачет.
 
Пока все учились, я большую часть времени проводил на сборах в Риге и соревнованиях.
 В казарме все спортсмены жили  вместе - солдаты, курсанты и офицеры.
 Национальности самые разные - русские, украинцы, латыши , литовцы , эстонцы.
Моим соперником в прыжках в высоту был латыш Розенберг, фамилия совпадала с фамилией гитлеровского идеолога, повешенного по решению Нюрнбергского трибунала .
 Питались в кафе по талонам.
Особенно запомнился эстонец, рядовой Айно Рекор ( толкатель ядра ).
Большой, спокойный ( как полагается эстонцу ) простой парень,  преподавший   всем  нам урок :  как  культурно и  правильно вести  себя за столом, принимая пищу .
Чувствовалось старое, многим нам  неизвестное,  воспитание в интеллигентной семье.
Старшим над спортсменами был назначен офицер от округа, который решал хозяйственные вопросы  ( питания и размещения ).

Тренеров не было, каждый занимался по своему плану и усмотрению, никакого  начальства. Полная свобода : делай что хочешь, сам себе хозяин.

 Интересная, повторяющаяся закономерность : заканчивая СВУ, начальник училища советовал идти учиться в Москву, в ВОКУ( Высшее общее командное училище ) :
 « … окончишь, будешь участвовать на парадах, ходить в эскорте, встречать и провожать иностранные делегации …»

Через 3 года, начальник инженерного училища, генерал - майор Анищенко А.Т. , зная меня как отличника и спортсмена, хотел оставить в училище командиром курсантского взвода, ну а дальше двигать по командной линии.

Я ответил, что обязательно окончу училище по первому разряду и имея законное ПРАВО,  в училище не останусь , а ВЫБЕРУ  Ленинградский Военный Округ .
 Он : « … если не по первому, то оставлю в училище » .
 Не поленился, пришел на выпускной экзамен по « Машинам инженерного вооружения » .

 Мне достался вопрос - запасовка тросов ( злосчастного для меня ) мостоукладчика .
 Ответ на этот вопрос сложный.
Трос идет на один блок, потом на другой , с него на третий и т.д.
За столом сидит генерал, начальник училища , он же и председатель экзаменационной комиссии , вокруг подчиненные ему преподаватели .

 В голове мелькнуло, если я не очень хорошо знаю эту запасовку тросов , то начальник училища , генерал - точно не знает !
Уверенным голосом, не останавливаясь ответил на вопрос и как полагается по Уставу, в конце : «…Курсант Харченко ответ закончил ! »

 Преподаватели молчат, генерал судя по тому, как я уверенно отвечал, считает что ответил все правильно. Преподаватели вопросов не задают .
В гробовой тишине слова генерала : « Я считаю отлично ! »
 Все преподаватели : « ...Конечно, отлично ..! » Начальник всегда прав .

За месяц до выпускных экзаменов,  приехал из города портной, снял мерки  и нам, уже как офицерам, индивидуально, пошили парадное обмундирование .

  Окончивший училище с отличием, в царские времена , назывался –окончил
 « по первому разряду » , что давало ему право выбора полка на просторах России .
 В  наше советское время , выбирался  округ ,-  а там ,  как повезёт.
Я выбрал то, куда стремился - ЛЕН ВО (Ленинградский Военный Округ) .
 Оклад лейтенанта 90 , за звание 40 , итого -130 руб.
Окончившие с отличием, единовременно, в виде поощрения ( подачки) получали еще 15 рублей.

 Кроме сапог, шинели, портянок, портупеи и прочего, выдавалась ещё наволочка, одеяло и сенник, чтобы прибыв к месту службы,   лейтенант мог  набить его сеном и первое время,  на чем – то спать.
Как говорил  известный генерал Александр Лебедь: « Приехал офицер в часть, зашел в казарму, вбил в стенку гвоздь, повесил шинель , вот и обустроился ! »

 После объявления приказа  МО о производстве нас в офицеры, в спортзале расставили  столы, сбросились на спиртное и устроили выпускной вечер.
Из города приехали знакомые девушки .
На столах впервые легально,  стояли бутылки с водкой и закуской,  приготовленной в нашей столовой.

На другой день, в парадной форме ( все новое, наглажено, блестит и хрустит ), пошел в город за билетами.
 Запомнилось, - навстречу  идёт молодой солдат ( моего возраста,  служили тогда 3 года ), увидев меня,  его  фигура как-то сжалась, а в  глазах  появился   испуг и страх.
Наверное, в его глазах, я выглядел удавом, а он был кроликом.
Он отдал воинскую честь первым, как полагается по Уставу, а я от неожиданности (что МНЕ,  отдают воинскую честь !) опешил, потерял координацию движения
( раньше такого не было) - правая рука пошла вдруг вместе с правой ногой.

Восприятие  нового « социального уровня » было ещё непривычным.
Форма на мне офицера, а сознание ещё курсантское.
 Получив предписание явиться в ЛЕН ВО, поехал  в отпуск .
 Впереди ждала , не менее интересная , ЖИЗНЬ ОФИЦЕРА.

 Поставленную  в СВУ 5 лет назад ЦЕЛЬ - поступить в Краснознамённый военный институт физической культуры, я  был уверен, что  ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБЬЮСЬ.


Рецензии
Согласен с Людмилой Людмилиной и с автором — счастливое было время. Автор повзрослел и понял то, чего не мог понять маленьким мальчишкой:
"Помню: стою, мне холодно и свои нехитрые мысли:
« Почему все хвалят Сталина за какое – то счастливое детство?
Детство как детство и ничего особенного ! »."
Добрый вечер, Владимир! С удовольствием прочитал Ваши воспоминания, посвященные 80-летию победы в Сталинградской битве, и этот рассказ о юности.
Я немного помладше Вас, но тоже хорошо помню обилие пострадавших в войне бойцов, выживших на ней, но после ранений ставших инвалидами. Это была горькая картина. В начале 60-х с нами по соседству в Иркутске жил, тоже участник войны, прошедший её от начала и до конца, дослужившийся до май ора, а после её окончания направленный на работу в военный комиссариат. По своей должности он, как раз занимался вопросами военных инвалидов. Он дружил с моим отцом и однажды, когда сидели за новогодним столом, мать спросила его, почему плохо решается вопрос с обустройством получивших на фронте увечья. Хорошо помню его слова:
— Всё это очень непросто, вот ты учитель, Галина, и должна разбираться в психологии людей. Если бы я сам не прошел войну, тоже бы, наверно не мог понять, как меняется человек после тяжелого ранения, ставший инвалидом. Ведь в своих глазах он кажется себе таким же молодым и здоровым и никак не может смириться с тем, что произошло с ним. Когда они сбиваются в компанию таких же, как он, вот эта жалость к себе, постепенно перерождается в злобу на тех, кто избежал этого превращения в инвалидов и остался здоровым. Водка помогает сохранять это состояние очень долго. При разговоре с каждым из них они не могут сказать, чего бы они хотели, не хотят возвращаться в семью, не хотят идти на работу в специально созданные артели с проживанием и кормёжкой. Естественно это не от вредности, нет, они просто не хотят занимаясь чем-то, чувствовать себя ущербным. Практически это уже психическое заболевание. Поэтому вопрос решался на самом верху и было принято решение о собирании тех, кто отказывается от социализации, в специальных поселениях на изолированной территории.
Сейчас, когда я и сам постарел, постарели друзья и родственники, частенько приходится сталкиваться с тем, что практически невозможно уговорить человека изменить нажитые в течении всей жизни привычки. Если будешь настаивать и объяснять, легко можешь превратится в врага.
Извиняйте за длинный монолог, но он был навеян прочитанным у Вас.
Жизнь состоит и из радостей и из горестей, а счастье это прежде всего возможность реализоваться, которая зависит, как от себя самого, так и от страны в которой живешь. В той стране, в которой жила Ваша бабушка (светлая ей память) реализоваться было легче. С уважением, Н.Т.

Николай Таурин   06.07.2023 20:18     Заявить о нарушении
Добрый день, Николай !
Спасибо за такое глубокое ( я не ожидал ) прочтение моих детских послевоенных воспоминаний о моем родном городе Сталинграде.
Каков Ваш сосед по Иркутску !
Майор, участник войны, работник военкомата, занимавшийся по своей должности вопросами военных инвалидов.
Редкий случай, когда человек оказывается на своём месте!
Как он понял состояние здорового физически и психически нормального человека, вдруг ставшего инвалидом и первое время ещё не смирившегося с тем, что возврата к прошлой жизни нет, а впереди беспросветное, неизвестное будущее.
Люди сбиваются в компании,заглушают душевные страдания водкой, опускаются,становятся злыми, капризными.
Чувствуя свою ущербность, опускаются, привыкают к лохмотью.
Семьям не нужны и государством брошены.Трагедия,
Каковы будут инвалиды прошедшие СВО ?

Владимир Харченко   06.07.2023 17:39   Заявить о нарушении
Те не были агрессивными к гражданскому населению сверстников, а эти, боюсь, не будут. До них дойдет, что по сути их принесли в жертву, решивших поиграть в войнушку правителей, для которых они просто пешки на игровой доске.

Николай Таурин   06.07.2023 20:13   Заявить о нарушении
Правильно — А эти, боюсь, будут. Частица "не" там не должна быть.
Прошу прощения, отредактировать в этой программе невозможно.

Николай Таурин   06.07.2023 20:16   Заявить о нарушении
Спасибо, все правильно и понятно ( без извинений) Поставил Вас в избранные, буду читать. Владимир

Владимир Харченко   06.07.2023 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.