Мост
Рассказ основан на реальных событиях. Был опубликован в журнале Сура.
АРКАДИЙ АСТАХОВ
Это было так давно,что никто уже и не помнит, где истина, а где-вымысел… Помнят только глубокие воды Даугавы, с её быстрым течением, но, они молчат….
Летом 1970 года мы с женой приехали в гости к моему двоюродному деду Астахову Павлу Александровичу в Ригу. Конечно,он устроил нам экскурсию по городу,в котором прожил большую часть своей жизни. Церковь Святого Петра,Ратуша, Домский собор,улочки Старого города и незаметно оказались на берегу реки Даугавы. Показав рукой на Железнодорожной мост( он так и называется),грустно улыбнулся.
-- Для меня все мосты - красавцы,а этот особенно!
Мы посмотрели на реку и увидели,что рядом с этим,новым из воды торчат остатки “ быков”-опор.
--А это что?- спросила жена.
-- Это был совершенно другой,кстати с очень интересной архитектурой и своеобразной конструкцией старинный Болдерайский-Земгальский мост( построен в 1872 году),вот и все ,что от него сохранилось!
--Что случилось с ним? Кому он помешал?
--Немцам! В 1944 при отступлении,хотя серьёзной угрозы для них и не представлял,а вот более опасный Железнодорожный разрушили как бы походя,в спешке.Опоры сохранились,фермы тоже пострадали,но частично.Вообще,- вздохнул он,- рижским мостам не везло! Долго ещё мы стояли молча на берегу…
Вечером в дачном посёлке Гарциемс,за ужином,мы продолжили разговор о мостах. Павел Александрович рассказал нам историю,вернее,эпизод из своей военной биографии. Встретил он начало Великой Отечественной,именно здесь,в Риге.
Родился мой родственник в 1905 году в Пензе,в большой многодетной семье. Жили они на старинной улице Огородной,в которую упирается современная Чехова( тогда Новотроицкая). Отец его работал на железной дороге,машинистом паровоза. Павел окончил реальное училище с техническим уклоном,и уже в 1925 году поступил в Ленинградский институт инженеров путей сообщения на факультет мостостроения. Это учебное заведение с большой и славной историей! На последнем курсе женился на девушке - ровеснице,отец которой-большой военный специалист служил в 1940 году в Красной Армии в Риге. После окончания учёбы молодые туда и перебрались.
Для новоиспеченного инженера нашлась работа с электромеханизмами Железнодорожного моста,которые поднимали ферму для прохождения высоких и больших судов. Надо сказать,что этот мост был одним из первых в стране с двумя железнодорожными колеями. Построили его в 1914 году.В Первую Мировую русская армия отступая,частично взорвала его. А ведь германцы шли к Петрограду,и если бы дошли,то ещё неизвестно куда бы повернулась история страны! Вообщем,что случилось,то и случилось… После ухода немцев, переправу восстановили. Вот там и начал свой трудовой путь Павел.
Инженеры такого профиля всегда состояли на учете и в случае каких-либо катаклизмов обязаны были сообщить о себе в ближайший военкомат. Таким образом, в первый день объявления войны, Павел,а он был младшим офицером Красной Армии в запасе, явился в военное учреждение города Риги. Его направили в комнату,на двери которой не было ни номера, ни какой-нибудь таблички. Войдя,он увидел угрюмого человека в форме НКВД,говорившего по телефону. Бросив тяжёлый взгляд на молодого человека,и выслушав представление,пожал руку и сказал,-” С сегодняшнего дня,вы,товарищь, зачисляетесь в саперную роту нашего полка НКВД. Минут через тридцать поедем в расположение части. Вам надо будет отобрать человек десять или больше бойцов саперов-подрывников. Работать будете быстро. Найти надо самых опытных! Хотя где их взять опытных!” Дед немного помолчал,видно вспоминая это непростое время,а потом продолжил:
“По приезду в часть,мы направились в штаб полка. Большой начальник выслушал нас,и тут же назначил меня командиром группы и руководителем всей операции.
Время поджимает,а вернее-горит,немцы в двух переходах от города!
Вот тут и дошло до меня,чем предстоит заниматься…
Наверху обсуждают вопрос подрывать весь мост или частично? Ждем звонка. У вас большие полномочия-отобрать людей,разобраться с местами закладки взрывчатки,сколько ее потребуется с запасом,и,вообще,всего,что нужно для проведения операции.Сообщите,сколько выделить красноармейцев для охраны вашей группы,и что ещё нужно для помощи в работе.Сейчас вас экипируют, выдадут всем оружие и все прочее,так что,приступайте к работе немедленно. С сегодняшнего дня вы на казарменного положении. Ночью попрощайтесь с родными,и чуть свет - на мост! Завтра к обеду,жду с докладом.
В голове у меня все перемешалось! Все так быстро и неожиданно свалилось на меня. Теперь я - офицер,получил первое в жизни задание,да,какое! Отобрал людей,обращая внимание больше на выслугу лет. Назначил себе помощника,получил амуницию,оружие,офицерский планшет для записей,компас,бинокль,познакомился с офицером,через которого будет осуществляться связь с начальством,и на грузовике подъехали к мосту,который теперь будет называться “ объектом”. И начался мой первый день на войне… С помощником спустились к опорами - там будут самые главные закладки.
Во всей этой озабоченности,меня поразил один момент,потому и запомнился! Занося в планшет точки установки мин,я невольно бросил взгляд на воду и улыбнулся! Рядом с опорой чинно проплывала утиная семья- мамаша,а позади в кильватере- несколько утят. И до того они не увязывались с нашими действиями,что мысли о войне куда-то отступили… Мой помощник тоже улыбался. Семейство мирно плыло по своим утиным делам,нисколько не думая о плохом. Жизнь продолжалась!
Ну,а мы занялись своим делом. Если уничтожим соединения несущих балок с “ быками”- объект рухнет. Фермы тоже надо минировать,дольше будут восстанавливать, а это тысячи спасенных жизней гражданского населения и военных. Ещё с грузовика мы видели самолёт - разведчик ( раму). И в следующие дни,они постоянно висели в воздухе.
Рига заполнялись людьми с левобережья,они опасались обстрелов артиллерии, среди гражданских были разрозненные группы пострадавших пограничников.
Работая уже несколько часов,грязные с ног до головы,мы уже не обращали внимания на странные звуки,и,только когда зазвенело около уха,я понял,что это же пуля рикошетит! Значит,снайпер из диверсантов нас достает,а может их несколько? Первая мысль была - куда бы спрятаться! Немного успокоившись, определили примерно,откуда могли стрелять. Все занес в планшет. Нас спасал мост,его железо,но работа все же замедлилась. Я не стал изучать подъемную ферму,знал и так. Несколько месяцев работы на ней крепко отложились в памяти. Часам к семи вечера покинули объект.На машину,и,в полк. Мост стоял на восьми опорах в воде и двух на берегу. Расчёт сделал на тротил,а уж что у них было на складах не знал.И еще-сколько надо провода,каких-либо ящиков под взрывчатку,мешков под неё,чтобы сверху опускать вниз,крепительной проволоки. Задумка доставлять опасный груз по воде- отпала,слишком лёгкая мишень для снайперов. Доложили и о стрелках.Я напомнил,что складировать весь запас тротила опасно. Его надо частями рассредоточить в схронах. Много вопросов и ответов… Главное,все делать быстро! Только часам к одиннадцати попал домой. Как сказать жене?! Вообще,не буду рассказывать о неприятном,тяжело...Все знают об этих грустных моментах- слёзы и все такое! Самое ужасное,что ничего нельзя изменить! Утром расстались… Оказалось,что навсегда. И во время войны,и после, поиски моей жены ни к чему не привели- “ без вести пропавшая”...
Чуть свет,я уже был в полку. В это время загрохотало, это били орудия с нашего бронепоезда,тихо подкравшегося к мосту.Лупили по квадратами,которые мы отметили.За час работы на том берегу все перепахали! В последующие дни по мосту с левого берега на правый днем и ночью шли люди. Военные объединялись в отряды. По всему городу отлавливали диверсантов и провокаторов. Иногда слышались взрывы,где- непонятно. Вот в таких условиях и бежали день за днём,а мысли о жене не уходили… Не помню,в какой из этих дней снайперы опять попытались помешать нам,но снова бронепоезд выручил! Он курсировал между вокзалом и мостом.После работы артиллерии снова наступила тишина.
На следующий день,когда приступили к самой тяжёлой работе- опускать мешки с взрывчаткой под мост,снайперы вновь оживились. На этот раз их караулили,корректировщик, похоже,определил стрелков. Пушкари так отработали,не жалея снарядов,что мы про снайперов больше и не вспоминали.
Неопределенность в задаче сколько пролетов выводить из строя, раздражала! Хотел узнать у большого начальника, но вовремя вспомнил,что в этой конторе лучше молчать,чем задавать вопросы. Начальство по этой же причине тоже нервничало. Ждали звонка,а если его не будет?! Кто примет решение? Спроси меня- я-то взорвал бы весь мост! Больше подорвешь,,дольше будешь восстанавливать.
Наконец,дождались указаний -уничтожить два пролета. Воевать -то собирались недолго,а за паническое настроение,могли и к стенке поставить! Теперь картина для нас прояснилась. Все спрашивали- хватит ли взрывчатки? Её и так привезли как на три объекта.
Взорвали Болдерайский,он же Земгальский мост,несколько
пролетов,подальше от наших. Опасались,что сдетонирует,но пронесло!
Не то 28 или 29 июня немцы принялись штурмовать мост. Однако, атаку успешно отбили. И все же, три танка прорвались на объект. Первый сожгли с бронепоезда,второй проскочил мост,свернул налево от переправы и был забросан гранатами.Третий рванул по набережной, и больше про него не слышали.Ждать дольше было нельзя! Немцы провели разведку боем,и,надо полагать,что теперь возьмутся всерьез. Рванули в ночь 30-го на 1 июля. Своим взрывом мы дали немцам как бы отмашку к действию. Когда рассвело, в небе появились самолеты противника, они один за другим сваливались на укрепления защитников города. Откуда взялись танки и пехота-непонятно? Говорили,что они переправились где-то выше и вышли на оборону с другой стороны Риги. Как мы унесли ноги,даже вспоминать не хочется,видимо это был наш день..Первого июля город был взят.
За то,первое задание,группа была награждена медалями “За боевые заслуги”. Двух бойцов все же легко ранило при отступлении,вскоре они вернулись в строй. Я с этими ребятами воевал ещё год. В дальнейшем,меня повысили в звании,руководил другими людьми.Были и награды.
Отозвали меня с фронта снова в Ригу в конце 1944 года. Войска вермахта были уже не те,что в начале войны. Бежали,бросая технику и вообще,все,что мешало отступлению. От злости,наверное,разнесли до основания Земгальский мост,опоры которого торчат из воды по сей день. Досталось и “ нашему”, но как-то работали впопыхах,неуверенно!Быки остались целыми,да и фермы,хоть и были в воде,но повреждены частично.
Снова вызвали в Особый отдел.
-Ты рвал Железнодорожной мост?
-Я.
- Будешь строить!
Как говориться - ломать не строить! Тем более, такое большое инженерное сооружение! После института так хотелось большой стройки,а приходилось заниматься другим! Но,взрыв моста ( в хорошем смысле) спас тысячи и тысячи людских жизней,уничтожил вражеской техники и замедлил продвижение фашистов к Ленинграду и другим городам!
Разрабатывали проект в Ленинграде,копия Финляндского. Полностью новый мост сдали в 1951году. И по сей день он служит людям и радует глаз! Одна из достопримечательностей города!
А Павел Александрович,скромный пенсионер,редко вспоминает о тех тяжёлых днях. Но мы- то не должны забывать! Сколько их,незаметных тружеников войны,сделали все возможное и невозможное для нашего будущего. Спасибо!
Павел Александрович Астахов с женой. Довоенное фото. (1931-32год)
Свидетельство о публикации №221020901864