Как мы думаем и понимаем

      Опыт самонаблюдения               
    
               
                «Нет, нет”. Вы не размышляете,
                вы просто логически рассуждаете».               
                Н. Бор.            
               
                Немногие думают чаще, чем два или три раза в год.
                Я добился мировой известности благодаря тому, что               
                думаю раз или два в неделю.
                Б. Шоу.               
               
               
               
               
               
               
      Простому человеку незачем заморачиваться, различая слова «мышление» и «думание». Но для человека, живущего в мире смыслов (а не только знаний), тонкое различение есть признак культуры взаимодействия его с миром и с самим собой. Обучаться чему-либо, получать знания можно как угодно, но наше образование – более тонкий, интимный процесс. Образовать себя можно только перенимая умение владеть своими психическими способностями чувствования, мышления и понимания с помощью живого учителя или самопознанием, самонаблюдением. Обучиться мудрости нельзя.

      Общение с Интернетом – малоэффективное средство для понимания реальности.  Когда мы берем справку по тому или иному вопросу в Гугле, у многих создается ложный эффект понимания проблемы (предмета или явления). В действительности, человек, в лучшем случае, лишь узнает кое-что о содержании предмета, но не понимает его смысл, суть. Здесь примерно такая же разница, как между знанием условий равновесия велосипеда и умением на нем ездить.
 
      Хоть мы и не знаем толком, как мы думаем и что такое мышление, однако в своем стремлении понять мы стараемся мыслить «правильно», разумно с целью получить более достоверный результат и поэтому непроизвольно начинаем отслеживать свой процесс мышления, иногда вмешиваясь в его ход. Словом, мы вынуждены отдавать себе отчет о происходящем мыследействии, постепенно обретая знания о мыслительном процессе.

      Мы устремлены к определенности и пониманию ситуации не только для удовлетворения своих познавательных потребностей, но и потому что неопределенность вызывает у нас тревожное беспокойство, иногда до стрессовых состояний.  Более того, чем больше мы стараемся внести порядок и ясность в свой внутренний мир, тем сложнее нам с этим справиться.
      
      Сегодня мы знаем о рассудке с его логическим мышлением чуть ли не все, за исключением, разве что, его подсознательной роли в механизме узнавания процесса восприятия. С разумом дело обстоит гораздо сложнее. Мало того, что все «разумеют по-разному», никто в сущности толком не может сказать, что это такое.
 
      Ясность мышления связана не только с искусством владения своими интеллектуальными способностями, но, прежде всего с пробуждённостью сознания.  Мы редко бываем в состоянии полной осознанности, нам свойственно отождествлять себя с чем-либо, «вживаться». Когда наше сознание находится под сильным впечатлением, поглощено горем, событием, мелодией, чувственным образом или мыслью, мы как бы «выходим из себя» и становимся чем-то иным.

      Чтобы пробудиться, надо «прийти в себя», вернуться в сознание, т.е. избавиться от отождествления, превращающее человека из беспристрастного наблюдателя в действующего актера. Индусы говорят, заблудился в мыслях, там и живет. Где уж тут спокойствие духа и ясность мышления? Большинство людей живут вне себя, их внимание постоянно направлено во вне, на внешние вещи, им в «голову не приходит» сделать свой внутренний мир предметом своего интереса, тем более, систематического наблюдения.
 
      Слова мыслить и думать мы употребляем как синонимы, на самом деле между ними есть разница. Думать, представляя, рассуждая, размышляя и воображая, – это не просто мыслить по правилам целеустремленно, но и умение отслеживать процесс мышления, осознанно управлять его ходом, по своему усмотрению оценивая, изменяя результаты некоторых промежуточных выводов и направление мышления. Получается, как бы двойное мышление, или мышление о мышлении, в психологии называемое рефлексией ума. Внимание направлено не только на предмет мышления, но и на само мышление.

      Всюду, где ситуация требует понимание, включается рефлектирующая способность психики. В зависимости от направленности внимания различают три вида рефлексии – рассудка, разума, сознания и, соответственно, три уровня понимания – чувственное (опредмечивающее), разумное (содержательное) и смысловое (распредмечивающее).

      Рефлексия рассудка - это процесс опредмечивания воспринимаемого образа, его интерпретации (узнавания) путем обращения к памяти прошлого опыта. Этот подсознательный ассоциативный процесс приводит к чувственному пониманию объектов восприятия. Механизм узнавания иногда называют повторным восприятием. Все, что мы видим вокруг, что опредмечено восприятием, является результатом рефлексии рассудка. Ведь мы видим не глазами, а умом, умозрительно. Это рассудок из потока ощущений и смутных впечатлений формирует целостные образы предметов. Только в такой опредмеченной форме они доступны разуму и сознанию, нашему пониманию.
 
      Рефлексия разума – это проявление высшей способности активного рационального мышления, ведущего к содержательному пониманию объекта познания.  Разумно мыслящий человек уделяет большое внимание исходным предпосылкам и ожидаемому результату своего обдумывания, критериям его достижения и постоянным контролем хода размышления.
 
      Рефлексия сознания - способ смыслового, распредмечивающего понимания, обретения значимого переживаемого смысла (сути) познаваемого объекта путем непосредственного созерцания содержимого сознания без понятийного мышления, только на основе смыслообразующей функции сознания.  «Значимое» переживание смысла следует отличать от простого переживания эмоций, бессмысленных по существу.
 
      О чем говорит выражение «У меня есть мысль, и я её думаю»? О том, что я ищу смысл мысли, некоего мыслезнания. Рассуждение формулирует нам знание, а размышление (умопостижение) подготавливает человека к обретению им понимания содержательного смысла этого мыслезнания с помощью интеллектуальной интуиции, непосредственного усмотрения (инсайта). Когда хотят обдумать что-то, говорят: «С этой мыслью надо переспать». Бездумно жить значит жить не своим, чужим умом, т.е. в соответствии с предрассудками, невыясненными установками, своими привычками и эмоциями.
 
      Мысли разные бывают от логической до музыкальной. В логическом мышлении используются особого рода мысли, называемые понятиями. Понятие – это система признаков, общая для предметов данного класса. (здесь предмет – все, что мыслимо). Понятие или суждение означает единство рассмотрения существенных свойств и отношений предметов одного класса. Суждение выражается понятиями.

      Рассуждение – целенаправленное понятийное мышление рассудка, ограниченное правилами формальной логики, направленное на решение конкретной задачи. В результате получаем умозаключение в форме сухого беспристрастного суждения. Соблюдение строгой логики рассуждений само по себе не гарантирует верный результат, если в основе мышления лежат неясные или ошибочные понятия.

      Размышление есть предметное мышление, направленное на предмет (явление), связывающее внутренний мир с внешним, субъекта с объектом. Размышление – это более свободный и широкий процесс рационального мышления разумом, осуществляемый в состоянии высшей пробужденности сознания. Разум находится во власти многозначной логики смысла, а не формальной двузначной логики рассудка.

      Способность суждения – это врожденное свойство (дар природы), умение рассудка манипулировать образами, понятиями и суждениями по жестким правилам, в то время, как разум – приобретение не генетическое, а культурное (социальное). Рассуждают все, размышляют немногие, думают (рефлексивно мыслят) избранные.
 
      Принципы логического мышления, объективны, одинаковы для всех людей. Поэтому мысли относительно легко выражаются языком общения. Думание субъективно, каждый думает по-своему. Языковое выражение мысли затруднено, многие из них, неизреченные, живут в душе как идеи, смыслы.
 
      Что значит понять проблему или ситуацию? Прежде всего, нам надо интуитивно найти точку зрения «правильного» видения, чтобы почувствовать возможность разгадать происходящее. Далее, мы должны разобраться в себе: чем занято наше внимание. Мы воспринимаем действительность или думаем о ней? Это вещи разные,  человек способен воспринимать одно, а думать о другом.
 
      Сомнение и доверие всегда присущи разумному мышлению, но, когда сомнение доминирует, человек не видит целое, перед ним всегда будут две его части, два образа, оставленные без выбора – объекта и субъекта. Интеллектуальный герой нашего времени, маловер, лишенный всего святого, не видит проблемы понимания как осознания смысла и не может сделать свой выбор между двумя сторонами бытия.

      Не доверяющий всеобщим ценностям, он приходит к мнению, что все в мире относительно и потому все позволено. Правда и ложь, добро и зло, по его мнению, так же относительны, как вкус и безвкусица, как красивое и безобразное. Без осознанного понимания смысла человек всегда оказывается во власти своих неопознанных установок, привычек или чужих предрассудков, мнений и убеждений.

      Чтобы понять, найти содержательный смысл как целое, вслед за анализом (расчленением на части)проблемы или предмета познания должен следовать синтез качеств составляющих его частей, своих оценок, чувств и понятий. Но синтез как творческое мыследействие невозможен без привлечения интуиции воображения.
 
      Интуиция – это, наша способность прямого, ничем не опосредованного постижения смысла результата мышления, нерациональная психическая деятельность, направленная не на предмет познания, не на проблему или ее решение, а на самого человека и его проявления.
 
      В логическом мышлении мысль необходимо вытекает из исходных посылок по строго определенным правилам. Интуитивное мышление — мышление без правил, когда мы узнаем результат, не зная откуда он. Объективной достоверности интуитивного знания в принципе быть не может, оно оценивается исключительно субъективно оценочными чувствами – верой и совестью.
 
      Знать – не понимать. Можно знать, не понимая, но можно ли понимать, не зная? Человек способен предчувствовать и предвидеть, т.е. может интуитивно понять то, чего не знает. Общепринятое знание – это ограниченное представление о чем-то, более или менее поверхностное. Понимание – результат более глубокого познания, дающий смысловое представление, это живое осмысленное знание, в древнем значении несущее силу жизни. Знающий судит лишь готовыми понятиями, а понимающий может иметь свои собственные понятия и суждения. Понимание – сродни умению: ничего не понять, пока сам не попробуешь.

      Ни принудительное рассуждение, ни свободное размышление не дают нам полное всеохватывающее понимание, которое дарит нам смыслообразующая функция сознания, если мы умеем угомонить свой спекулятивный ум, исключить его назойливую интерпретацию. Такой способ смыслового понимания достигается методом созерцательного познания без ума и называется осознанием.
 
      Лишь созерцая объект в сознании, мы способны преодолеть двойственность рационального познания – привычное разделение на субъект и объект. Внимание человека, его внутренний взор сосредоточен на отраженном в сознании образе познаваемого объекта, он вживается в образ, сливаясь с ним в единое целое.  Субъект становится этим объектом, возникает переживание значимого смысла. Он обретает непосредственное знание, несущее содержательный смысл, отношение к нему, и некий сгусток творческой энергии смысла как стимул к действию, как источник креативной деятельности человека.
 
      Понимание – это вершина всякого познания, чувственного, ментального, духовного, важнейший компонент рассудочного, разумного, интуитивного мышления. О чем бы мы не думали, любое осмысление обновляет наши представления о реальности и видение жизни.     Процедура понимания связана с обретением смысла познаваемого, включения его в свой мир смыслов, обновляя прошлый опыт, изменяя не только нашу систему представлений и ценностей, но и самого себя.
 
      Нужно понять, постичь и усвоить, осознать смысл знания, чтобы не стать его рабом, не мыследействовать автоматически, как человек, живущий привычками, чужими установками и предрассудками.

      В отличие от научного познания – поиска знаний, человек ищет смысл познаваемого и свое к нему отношение. Но мир так многообразен, что можно бесконечно анализировать составляющие его части, так и не соприкоснувшись с целым, его сутью. В этом, собственно, отличие научной истины от человеческого смысла, научного и гуманитарного познания.

      Многознание без интуиции не может сотворить ничего нового. Для творчества необходим некоторый минимум знаний для осознания интуитивно воспринятых образов и перевода их на язык понятий, доступный другим людям.

      В старину слову знать предпочитали – ведать. Ведающий человек тот, который понимает то, что знает, он может управлять знаниями и передавать их другим целостными (в образах) с минимальными искажениями. Чужое знание требует понимания, оно мертво, пока не будет осознанно, усвоено живым человеком. Знающий, но не ведающий, не может творить новое. Творчество требует гармонии знания (логики) и интуиции.
 
      Наивные люди, живущие в мире знаний, полагают что наш ум есть сложно организованная кучка нейронов. Ум – живое образование, принадлежащее не столько телесной, сколько ментальной реальности. Мы даже живое растение не можем представить кучкой атомов, наделяя его образ признаком – «живое», чтобы не исказить представление.

      У многих, в том числе ученых, распространенно упрощенное мнение о природе мышления как средстве познания, особенно в стадии его завершения – понимания. Они видят в мышлении «идеальную форму отражения познавательной деятельности», забывая или не придавая значение очень важному, можно сказать, чудесному свойству человеческой психики преобразования реальностей – материальную в идеальную и наоборот.
 
      Во взаимодействии человека с внешним миром мы наблюдаем, по меньшей мере, два вида противоположно направленных (вовне и внутрь) процесса преобразования реальностей:

      Первый – познавательный процесс формирования целостного образа воспринимаемого объекта из потока ощущений, возбуждаемых внешними органами чувств. Этот процесс называется объективацией, или опредмечивание восприятием. Это и есть преобразование материальной (телесной) реальности в идеальную, свойственную природе нашей психики. Только в такой идеальной умозримой форме, познаваемый предмет может быть доступен умопостигаемому разуму и сознанию для понимания.

      Второй вид называют материализацией, когда наш вымысел, идеальное представление о чем-либо реально воплощается в действительность. Это преобразование идеальной реальности в материальную есть опосредованный процесс овладения природой. (Опосредованный – потому что физически мы «строим» не мыслью, а руками на основе опосредованного знания).

      Подытоживая, хочется подчеркнуть особую роль интуиции в нашей жизне-мыследеятельности. Наши творческие способности и умение проникать в суть вещей связаны с интуицией. Интуиция – главное средство понимания, присутствует в самом акте осмысления результатов различных способов мышления, в выборе начальных предпосылок и направления размышления. Ни одно принятие решений в условиях дефицита информации и времени не обходится без интуиции. Без нее невозможен процесс «вчувствования» – умения ставить себя на место другого, столь необходимого во взаимопонимании людей.
 
     Природа понимания – одна из наиболее трудных загадок науки о человеке. По этому поводу родоначальник психологии как науки Уильям Джеймс остроумно заметил: "Пытаться проанализировать собственное сознание, это – все равно, что включать свет, чтобы лучше рассмотреть, как выглядит тьма". Пошутил ли он?

Старый Григ
Киев 2021.
               
 


Рецензии