Порочная система

Как-то я сидел в гостях у Василия Ивановича, талантливого человека, настоящего русского умельца, который что только не делал своими " золотыми " руками, работал всегда в починке, машин, бытовых приборов, холодильников и прочих, поскольку, так сложилось - образование в послевоенные годы не получил.
За чашкой чая - он вспоминал молодость - мы заговорили о " порочности " советской системы и вообще государства, он, конечно, не был коммунистом, не любил ту власть, но, и говорил - что во многих аспектах по сравнению с сегодняшним днём, - всё было не так уж плохо...
Правда...
И тут поведал одну историю.
" Однажды, помню, это было очень несправедливо, ко мне обратился один приятель, я тогда работал в конторе ( не той " конторе ", а там - где починка ) и был в неплохих отношениях с начальством, - Моисей Розенталь, у него в паспорте было так и записано, " Моисей Вениаминович Розенталь, национальность - еврей ". Ему, так получилось, срочно нужна была работа, а у нас как раз освободилось место, и я об этом сказал ( Моисею ).
Пошёл на предприятие, к знакомому, Заместителю, а он мне говорит:
- Ты знаешь, понимаю, это глупо, и абсурд какой-то, но нам дана разнарядка... евреев не принимать.
- То есть как? Что за чушь! Он хороший специалист.
- Не сомневаюсь, но ничего не смогу поделать. Негласный указ свыше.
- А почему? Нет, я слышал про антисемитизм и всё такое...
- Я, правда, считаю это бредом, в стране, победившей фашизм...
Но, думаю, у партийных бюрократов ( по крайней мере, в Ленинграде ) такая логика...
Дело в том, что в этой сфере - починка бытовых приборов и прочее, - очень много представителей этого прекрасного народа.
- Да, я знаю.
- А связано это с тем, что это почти единственное место в стране, где можно иметь левые ( и неплохие, если хороший специалист ) деньги, вот диаспора и ринулась в этот сектор.
А эти, товарищи ( он коммунистов сам не любил, хотя, конечно, был членом партии ), решили пойти иным путем...
- Безобразие. Что ж я ему скажу?.. Конец 20 века, а тут...
- Сочувствую.
Скажи, что место припасли для родственника какого-то чиновника, это, по крайней мере, правдоподобно, чтоб человека не обижать…
- И ведь человек очень хороший...
Они расстались. Грустный, я поплелся домой, вначале рассказал супруге, потом пригласил товарища, мол, так и так...
Не знаю, поверил или нет... Но, ничего не поделаешь...
Порочная система. Поэтому ту власть многие не любили, все обижались, всех сталкивала госмашина... "
- Да. Мерзкая история. Ещё ведь фамилии заставляли менять, не только евреев, всех...
Мой дед, армянин, переживший геноцид чуть не вылетел с должности в Грузии ( а должность была очень хорошая ) за окончание " ян ".
Долго он бился с чиновниками, мол - " поменяйте хотя бы на русскую, а лучше - грузинскую ".
А дед упёрся: - Я геноцид пережил... ну и т.д.
- И что, удержался?
- Да, он был очень хорошим специалистом, поэтому чиновникам деваться было некуда… Но, нервы потрепали… А ведь многие меняли, и до сих пор скрывают - свои корни...
- Но, что делать. Всё это пройдет, постепенно, - то порочное наследие когда-нибудь канет в небытие, всё наладится... и - люди откроются...
Мы в свободной стране, хотя... всё относительно... , - мудро добавил мой старший товарищ.
На этом мы расстались, а я ещё потом долго гулял по Летнему саду, который находился неподалёку, средь удивительных скульптур и высоких, огромных, извилистых деревьев...
Как там было хорошо и... спокойно!


Рецензии