Прошлое, настоящее и будущее
«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25). Эти слова сказаны в контексте спора по поводу субботы. Иисус говорит о двух, а фактически даже о трех временах: наступающее, т.е. будущее, наставшее уже, т.е. настоящее, и подразумеваемое прошлое, об этом чуть позже. Будущее здесь не просто хронологически будущее, а эсхатологически будущее, «силы будущего века». В присутствии Иисуса люди соприкасались и даже уже вступали, как минимум на время, в это будущее – которое на тот момент «настало уже». Мертвые воскресают, на горе Преображения присутствуют Отец, два беседующих с Иисусом мужа, а Сам Иисус прославлен – вот оно Царство, пришедшее в силе. В соседних стихах Иисус говорит о вечной жизни – для тех, кто познали Его и Отца, она идет полным ходом.
А иудеи, обвиняющие Иисуса в нарушении субботы исцелением больного, находятся в своем любимом прошлом. Они держатся за субботу, которая есть тень будущих благ, и не замечают, что будущие блага чудесно разворачиваются прямо перед их глазами. Если сравнить закон с детоводителем, а ветхозаветные реалии – с обстановкой детской комнаты (ведь игрушки детей моделируют жизнь взрослых и готовят детей к будущей взрослой жизни), то евреи, отстаивающие свою буквальную трактовку субботы, это подростки, застрявшие на пороге детской, упирающиеся широченными плечами в побитые машинками косяки и не желающие выходить во взрослую жизнь (а галатийцы – это недавно повзрослевшие юноши, которые вдруг возвратились в детскую и на полном серьезе взялись за кубики, пытаясь выстроить из них здания для своего проживания).
Представим себе ветхозаветные обряды как знаки, указывающие на реальности жизни во Христе. Тогда суббота – это знак, указывающий на покой во Христе (сами же евреи говорят, что Бог закончил творить Адама на последних секундах пятницы; тогда первое, что или кого увидел Адам, открыв глаза, был Творец, и после этого для Адама сразу наступила суббота. В этой субботе он вошел в готовый Эдем, для появления которого он ничего не сделал, но вот дальше ему надо было делать минимум две вещи – возделывать и хранить этот сад. Ровно так происходит наше спасение во Христе: первое, что мы видим, открывая глаза при возрождении, это распятый Христос, произносящий «Совершилось» (это слово звучало и в Быт.1); спасение, в которое мы входим – полностью результат Его трудов, но дальше нам надо быть активными в возделывании и хранении нашего спасения. И в этом смысле для нас остается субботство – как идея порядка нашего спасения). Но держаться за сам знак, отворачиваясь от реальности, на которую он указывает, это как ехать на Минск и остановиться у первого знака с надписью «Минск», выйти из машины и начать доставать свои вещи, восклицая «наконец-то мы приехали». Евреи разложили свои вещи вокруг знака субботы, указывающего на покой во Христе, и так и не дошли в массе своей до Самого Христа.
Другими словами, они застряли в прошлом. На их глазах наступало будущее («и настало уже»), но они побоялись сделать шаг из детской комнаты. Они живут в разных часовых поясах с Иисусом и Его Отцом, и уютно чувствуют себя в своем поясе, не желая переводить стрелки. Закхей, слезай скорее с дерева. Еврей, выходи быстрее из детской. Законник, успокойся уже от дел своих.
09.02.2021
Свидетельство о публикации №221020902211